Символы государства
план-конспект урока по обществознанию по теме

Гордиенко Наталья Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simvoly_rossiyskogo_gosudarstva.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме:

«СИМВОЛЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ФЛАГ, ГЕРБ, ГИМН»

Номинация: «Лучшая разработка урока»

                                   

 

Автор: Гордиенко Наталья Вячеславовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 18 г. Майкопа

дом. адрес: 385000, Респ. Адыгея, г.Майкоп, ул.Курганная 310, кв.9

тел. 52-65-34, 8-906-438-71-89

e-mail: stern1979@mail.ru


Урок по теме

 «Символы Российского государства: флаг, герб, гимн».

Цели урока: проследить историю формирования государственной символики России, воспитать патриотические чувства обучающихся.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  • расширить представление обучающихся о понятиях  «флаг», «герб»,  «гимн»;
  • обобщить знания обучающихся об истории создания гимна, герба и флага России.

 2. Развивающие:

  • развить умения обучающихся использовать материал при анализе новых явлений и процессов;
  • развить коммуникативные умения и навыки обучающихся (высказывать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению других);
  • привить обучающимся потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий.

 3. Воспитательные:

  • воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране;
  • сформировать патриотическое сознание молодежи на основе усвоения исторических, национальных, духовно-нравственных ценностей и стремление её воплощать их в повседневной практической деятельности.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Символы современной России.
  2. Гимн России.
  3. Государственный флаг.
  4. Российский герб.
  1. Закрепление изученного материала.
  2. Итог урока.
  3. Домашнее задание.

Основные понятия: символы, герб, флаг (знамя), гимн.

Оборудование урока: наглядные пособия - Государственный герб РФ, Государственный флаг РФ, Государственный гимн РФ, музыкальная запись гимна России; слова текста гимна; персональный компьютер или ноутбук, звуковые колонки, мультимедийный проектор с экраном; диск с файлом презентации.

Литература:

Большая Российская энциклопедия: в 30 т., отв. ред. С.Л. Кравец. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2002, № 8, 2005, № 1.

Зуев М.Н. Государственные символы России: Методические рекомендации к наглядным пособиям. – М.: «СПЕКТР-М», издательство «Экзамен», 2005.

Конституция РФ.

Романовский В.К.  Символы российской государственности. М., 2002.

Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. М., 2003.

Ресурсы интернета:

http://flag.kremlin.ru/ Раздел официального сайта Президента России.

http://simvolika.rsl.ru/ Раздел официального сайта Российской государственной библиотеки.

http://www.constitution.ru/ Сайт Конституции РФ.

Ход урока

  1. Организационный момент. Цель – подготовка обучающихся к работе на уроке. Содержание этапа:
  • взаимное приветствие;
  • настрой обучающихся  на работу,
  • организация внимания;
  • сообщение темы и цели урока.

  1. Изучение нового материала. Цель – дать обучающимся конкретное представление об изучаемом вопросе. Сообщение нового материала возможно:
  • в виде рассказа учителя (доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
  • чередование беседы и рассказа;
  • применение ТСО.

  1. Символы современной России.

Учитель: Дорогие ребята! Гимн Российской Федерации! Прошу всех встать! (Звучит гимн). Прошу всех сесть.

Ребята, вы, уже поняли из темы нашего урока, что сегодня речь пойдет о символах Российского государства.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее прошлое. А олицетворяют родную землю ее символы. Символы — это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа важное значение. Символы вызывают у нас определенные ассоциации (представления). Так, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Вспоминаем Венецию и видим каналы и гондолы. Испания — это коррида, Греция — развалины Парфенона и других древних храмов, Египет — пирамиды и Большой Сфинкс, Швейцария — покрытые снегом Альпийские горы, США — статуя Свободы...

Символы Родины... Какие они в России?   Вряд ли найдется в стране человек, который ничего бы не ответил на этот вопрос. Кто-то вспомнит слова популярных песен и скажет, что символами России являются бескрайние просторы наших полей и белые березы наших лесов. Кто-то назовет таким символом Московский Кремль или древние регалии царской власти — шапку Мономаха, корону, скипетр и державу. Ветеран Великой Отечественной войны скажет о Знамени Победы, водруженном над Рейхстагом, о Могиле Неизвестного солдата в Москве или Вечном огне на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Кто-то, возможно, обратит свои мысли к «малой Родине» — местности, в которой он родился и вырос, где остался родительский дом или могилы предков.

Но есть символы, связанные с государственной властью нашего Отечества, с его политическим строем. Они представляют государство, его территорию, народ и, конечно же, историю. Эти символы понимаются как общенациональные и объединяющие. Они постоянны и, как правило, не меняются или, исчезая на какое-то время, возрождаются вновь.

Вопрос к классу: Какие символы нашего государства вы знаете? (Учащиеся называют, а учитель показывает на плакатах герб, флаг и текст гимна).

Учитель: Правильно. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Эта триада символов возникла не сразу. Только в ХХ веке  во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн.

Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость каждого народа и служат залогом преемственности его исторической памяти. Государственным символам, как святыням, отдаются высшие государственные почести. Они являются как бы лицом государства. Каждая страна имеет свои государственные символы. Они отличаются друг от друга и своим видом, и значением. Увидев такой символ, сразу понимаешь, о какой стране идет речь. Кленовый лист на флаге — Канада, три соединенных льва на гербе — Индия, звездно-полосатый флаг — символ США, полумесяц со звездой часто встречается на флагах арабских стран, короны принадлежат маленьким европейским княжествам Лихтенштейну и Андорре, восходящее солнце говорит о Японии, шестиконечная «звезда Давида» указывает на Израиль.

Государственные символы появились в ходе длительного развития стран и народов. В их основу заложены исторические и национальные традиции. И сейчас, и сто лет назад они близки и понятны народам этих государств. Они объединяют людей, помогая им понять свое единство.

Знание истории рождения и развития символов — эмблем государства в разные периоды его истории необходимо каждому. Это знание помогает понять историю своего народа и своей страны. Быть гражданином значит знать и уважать символы своей Родины. Об их непростой, но очень интересной истории и пойдет речь на уроке.

Когда сложились современные символы России? Каждый из государственных символов Россию имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно - в течение последнего десятилетия.

Вопрос к классу: Чем это объяснить? (Россия только недавно стала независимым, самостоятельным государством).

Учитель: До этого существовал Советский Союз, составной частью которого была наша страна. СССР имел собственные государственные символы. Новой России потребовались новые символы.

Запись в тетрадях. Символы Российского государства: флаг, герб, гимн.

2.2. Гимн России. (Слайды презентации № 4,5)

Учитель: Итак, в начале нашего урока для вас прозвучал гимн РФ.

Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит? (Ответы обучающихся )

Учитель: Гимн — это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных и торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Услышав величественную мелодию нашего гимна, его понятные и легко запоминаемые слова, мы представляем себе нашу Родину, ее бескрайние поля, густые леса, реки, озера, города и деревни. У каждого своя страна, своя Родина и свой гимн. Для кого-то это горы и быстрые реки, для других — знойные пустыни и одинокие оазисы, для третьих — холодные льды и снега. Но для всех гимн — это песня, олицетворяющая Родину, это символ государства, такой же, как герб и флаг.

Гимны появились в глубокой древности. Жрецы Древнего Египта, загадочного Вавилона, далекой Индии в священных песнях славили своих богов. В Древней Греции гимны посвящали не только богам, но и любимым в народе героям, прославляя их выдающиеся подвиги.

В начале I тысячелетия, после появления христианства, широко распространились религиозные христианские гимны, напоминавшие молитвы. Их пели хором, стоя или на коленях в церквях, в богатых замках и бедных жилищах. Их знали все, и они играли роль государственных, объединяя народы в годы опасностей и невзгод, в дни радости и веселья.

Государственные гимны в современном понимании появляются в середине XVIII — начале XIX в. В богатых Нидерландах (Голландии), тогда могущественной морской и торговой державе, гимн родился еще в середине XVI в. Все гимны отличались друг от друга, потому что и страны и люди, которые в них жили, тоже были разными. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Так было в эпоху национальных революций во Франции, Италии и Польше. Чешский гимн рассказывал о любви к своей тихой и уютной стране. Британский гимн воспевал владычество Британской империи над морями. Другой британский гимн был похож на молитву и прославлял короля. Именно его мелодия больше других распространилась на многие страны, только с разными словами.

В некоторых странах существовало по несколько гимнов, например, в Великобритании, США, Венгрии. А в Люксембурге, Китае и Корее даже в конце XIX в. гимнов не было совсем. Но шло время, и сейчас каждая страна имеет свой гимн — своеобразный музыкальный герб и символ государства.

Сообщение ученика о гимне РФ: Гимн - слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн - это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать каждый гражданин России, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к её представителям.

Когда наши спортсмены завоёвывают призовые места - звучит гимн РФ, и начинает взволнованно биться сердце не только у спортсменов, но и у каждого человека, кому дорога Россия. Гимн Российской Федерации утверждён Государственной Думой 30 декабря 2000 г., текст утверждён президентом России В.В. Путиным, слова гимна принадлежат известному писателю Сергею Михалкову, а музыка А. Александрову. Так накануне Нового года и нового века у России появился новый гимн.

Согласно закону, гимн должен исполняться точно в соответствии с утверждённым текстом и музыкой. Он должен звучать в особо торжественных случаях.

Запись в тетрадях. «Россия — священная наша держава...» — современный гимн России. Утвержден 30 декабря 2000 г. Его музыка заимствована из гимна Советского Союза А. В. Александрова. Автор слов — С. В. Михалков.

Учитель: Мы обязаны знать слова и музыку гимна, помнить, что это — один из символов нашей страны и достойно вести себя при его исполнении.

Вопросы к классу: 

  • Что можно сказать о современном гимне России? (Он торжественен, проникнут чувством гордости за отчизну и т. д.)
  • Нравится ли он вам? Чем именно?

        Учитель: Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения. Гимн России — это торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины.

Следующим символом Российской государственности является Государственный флаг.

2.3. Государственный флаг.

Учитель: Флаг - это святыня, по флагу мы узнаём, какой стране принадлежит гражданин, транспорт, посольство и т.д. Флаг имеет свою особенную историю.

Сообщение ученика о флаге РФ: В настоящее время на пяти континентах Земли насчитывается более двухсот государственных флагов. Основным символом флага является его цвет, он традиционен и объясним исторически для народов, обитающих на конкретной территории. Цвета отражают характер и темперамент жителей, природные богатства, растительный и животный мир. Гамма цветов флага складывается из наиболее распространенных у жителей данной территории цветов. Эти цвета являются основными в национальных костюмах и даже в предметах быта.

Истоки создания государственного флага России следует искать в истории русских морских флагов, в истории появления цветов российского флага. (Слайд презентации №6.) Составляя поясной бело-сине-красный флаг, Петр 1 «построил» его так, что расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – мир физический (кровь), выше – небесный (синий), еще выше – мир божественный (белый). Во второй половине ХIХ века полосам придали значение содружества трех восточно - славянских народов, где красная соотносилась с великороссами. Вместе с тем следует сказать, что цвета русского флага совпадали с традиционными цветами, которые предпочитал русский народ. Красный цвет означал отвагу, мужество, героизм, красоту (красный – красивый). Синий цвет – небо, целомудрие, верность, духовность. А белый цвет – мир, чистоту, правду, благородство.

После распада Советского Союза Россия вновь вернула себе  исторический флаг. Официальное утверждение бело-сине-красного флага произошло 25 декабря 2000 года  после принятия Федерального Конституционного закона РФ Государственной Думой, Советом Федерации и после подписания Президентом России. (Слайд презентации №7.) Согласно Конституции РФ: «Государственный флаг Российской Федерации является символом государства и представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхняя — белого, средняя — синего и нижняя — красного цветов». Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств  и т.д.

В 2000 году к государственному флагу России приравнено и красное Знамя Победы. Красный цвет – цвет знамени российских Вооружённых Сил.

Запись в тетрадях. Флаг России состоит из трех горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей, красной. Утвержден 25 декабря 2000 г.

2.4. Российский герб.

Учитель: Мы разобрали с вами два символа Российской Федерации гимн и флаг. О третьем символе государства в  толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова читаем: «…Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах…».

    Определение, какого термина я сейчас озвучила? (Герб).

Понятие «герб» происходит от немецкого erbe — «наследство» и обозначает исторически сложившийся символический знак отличия, важнейшую эмблему государства, города, отдельной территории (области), сословия, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах с целью подчеркнуть принадлежность к тому или иному государству.

Истоки возникновения этого символа власти в истории человечества тесно связаны с древнейшим культом тотемизма (прародительства), который на заре человеческой цивилизации отражал неразрывную связь представителей одного рода со своими предками.

В XIII-XV вв. в средневековой Западной Европе складывается четкая система составления гербов. Этим занимались специальные люди при дворах феодальных властителей (королей, герцогов, графов и др.) — герольды (от нем. «глашатай»), которые разработали свод правил — основу геральдики как науки составления гербов, вели родословные записи и распоряжались устройством рыцарских турниров. В эпоху средневековья герб являлся прежде всего знаком рода и его воинских доблестей. Собственные гербы имели также различные средневековые объединения — цехи, гильдии, феодальные землевладельцы, рыцари.

Считается, что гербы возникли в Древнерусском государстве в конце XI в., им предшествовали древние родовые княжеские знаки, впоследствии принявшие значение герба.

Вопрос к классу: Вспомните, как выглядит новый герб Российской Федерации? (Показ его изображения. Слайд презентации №8.)

Вместе с классом определяем основные составляющие герба (включает изображение увенчанного тремя коронами двуглавого орла в поле красного щита; всадника, колющего змея в красном щите на груди орла, державу и скипетр в лапах орла).

Учитель цитирует описание российского герба, заключенное в законе «О государственном гербе Российской Федерации»: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.» (ст. 1).

Учитель поясняет, что наш новый герб является наследником того герба, который имела Россия, начиная с конца XVв. до 1917г. Изображения герба является официальной эмблемой РФ, демонстрируя ее суверенитет.

Запись в тетрадях. Герб — это отличительный знак города или государства. Герб России - золотой двуглавый орел на фоне красного щита. На груди орла — святой воин Георгий Победоносец копьем поражает змия. Герб РФ был утвержден в декабре 2000 г.

        Вопрос к классу: Кто знает историю происхождения современного российского герба? (Ответы обучающихся , после чего заслушивается сообщение ученика)

Сообщение ученика: до Петра I на Руси существовали эмблемы — личные знаки князей. Особенно были распространены две эмблемы: всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел с распростертыми крыльями. На первой из известных русских печатей XV в. были изображены обе эмблемы, одна на лицевой, другая на оборотной стороне.  (Слайд презентации №9)

Как же «залетел» двуглавый орел в Россию? Такое изображение встречается уже у древних народов. Орлы с двумя головами украшали ткани, использовались в росписях стен. В XII-ХIV вв. двухголовая птица стала известна и в Европе. Например, его помещали на своих монетах и печатях болгарские цари.

Не меньшее значение в российском гербе имел всадник, поражающий копьем дракона. Так изображали Святого Георгия, которого московские князья почитали как защитника, заступника, покровителя. (Слайд презентации №10)

В XVII в. к изображению орла прибавились скипетр и держава в лапах с когтями. Это были символы императорской власти.

В специальном указе царя Алексея Михайловича 1667 г. о толковании герба написано, что «Орел двуглавый есть герб державный великого государя», три короны «знаменуют» три «великие Казанское, Астраханское, Сибирское царства». (Они вошли в состав России к XVII в.) Скипетр и яблоко (держава) «являют» (символизируют) государя и обладателя (Алексея Михайловича)».

Официальным символом двуглавый орел стал на Руси в XV в. при Иване III. Но только в XVII в. эти изображения стали именовать русским государственным гербом.

С тех пор герб продолжал развиваться, дополняться и изменяться — в соответствии с требованиями каждой из исторических эпох (Слайды презентации № 11-13).

        Вопросы к классу:  

  • Где помешается изображение герба? (На зданиях правительства, суда Государственной Думы и иных правительственных зданиях, официальных документах, паспортах, государственных печатях, пограничных столбах, боевых знаменах воинских частей, штандарте (флаге) Президента РФ и проч.).
  • Как вы оцениваете возвращение старого российского герба?(Ответы могут быть разными. Прошу учеников обосновать свои ответы).

Учитель: В советское время в двуглавом орле видели символ Российской империи, «проклятого царизма». С приходом к власти большевиков в 1917 г. этот символ стали повсеместно уничтожать. Однако для нашего поколения это знак суверенности России, интереснейший памятник прошлого, который неразрывно связан с политической историей нашей страны.

3. Закрепление изученного материала.  Цель - закрепить знания, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по новому материал. Проводится по принципу блиц – опроса обучающихся:

  1. Перечислите символы государства? (флаг, герб, гимн.)
  2. Опишите флаг России. (прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белой, средней – синей,  нижней – красной.)
  3. Чем значимо 22 августа с точки зрения государственной символики? (День государственного флага РФ.)
  4. Что такое герб? (Отличительный знак города или государства.)
  5. Опишите герб России. (четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.)
  6. Где помещается изображение герба? (На зданиях правительства, суда Государственной Думы и иных правительственных зданиях, официальных документах, паспортах, государственных печатях, пограничных столбах, боевых знаменах воинских частей, штандарте (флаге) Президента РФ и проч.)
  7. Что такое гимн? (торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины.) 

4. Подведение итогов.  Цель – сделать вывод и подвести итог урока, отметить работу обучающихся.

Сегодня мы познакомились с главными символами России. Все мы должны их знать и почитать, поскольку они зримо воплощают (вне зависимости от их происхождения, истории) прежде всего современную Россию, в которой все мы живем. Сегодня Российское государство и весь наш народ, пройдя нелегкий путь труднейших испытаний прошедшего XX столетия, вступили в третье тысячелетие новой эры обновленными. И именно государственная символика Российской Федерации, как ничто другое, отражает всю глубину происшедших в стране изменений, ее прошлое, настоящее и будущее.

Символично, что официально утвержденные ныне символы России: Государственный герб — двуглавый орел, Государственный флаг — бело- сине-красное полотнище и Государственный гимн —- «Россия — священная наша держава», были обнародованы именно в первый день XXI в. В этих священных для каждого россиянина символах воплотилась вся многовековая история нашего Отечества: герб показывает долгий путь страны от первых русских княжеств к многонациональному независимому Московскому государству в середине XV в., флаг стал национальной святыней России в эпоху рождения имперского могущества с выходом страны к мировым морским просторам на Балтике, Северном и Азовском морях в начале XVIII столетия, а гимн прозвучал в канун 1944 г. как величественная песнь — предвестник Великой Победы советского народа, внесшего решающий вклад в разгром фашизма в годы Второй мировой войны. Более того, в государственной символике современной России сохранился и красный флаг этой Победы — Знамя Победы, водруженное нашими воинами над поверженным Рейхстагом. И сегодня Красное знамя служит символом - флагом Вооруженных Сил Российской Федерации, стоящих на страже рубежей нашей Родины.

Государственные символы достались россиянам в наследство от предков. Именно поэтому их должен знать и уважать каждый из нас, ведь воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. (Слайд презентации № 14.)

5) Домашнее задание:

  • Проанализировать и сравнить процесс формирования государственной символики России и Республики Адыгея.
  • Выучить наизусть текст гимна России.

Спасибо всем за плодотворную работу! Урок закончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра для 5 класса: "Символы государства"

Урок-игра: "Символы государства" разработана для 5-го класса, использована форма викторины. Целью урока является развитие интереса к государственной символике, изучение символов государства, формирова...

классный час "символы государства российского".

Данную презентацию можно использовать для классных часов , а также при проведении предметной недели по истории в школе....

" Символы государства"

Беседа для учеников 6 класса....

Внеклассное мероприятие "Гимн, герб, флаг - символы государства"

Развернутый план внеклассного мероприятия патриотической направленности и презентация к нему....

Классный час 7 класс. «Символы государства»

Цель: воспитание гражданских чувств, формирование умений вести диалог, высказывать своё мнение....

символы Государства Российского

РАЙОННЫЙ КОНКУРС «УМНИКИ И УМНИЦЫ»Символы Российской Государственности Цели и задачи:1.      Воспитывать уважительное отношение к государственным символам страны, формиро...