Классный час 7 класс. «Символы государства»
классный час (7 класс) на тему

Цель: воспитание гражданских чувств, формирование умений вести диалог, высказывать своё мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_7_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час 7 класс.

«Символы государства»

Цель: воспитание гражданских чувств, формирование умений вести диалог, высказывать своё мнение.

Ход мероприятия

Учитель. Мы живем в государстве. Ясно, что речь идет о территории, которая имеет свое название, свои границы, свое население, свои государственные символы.

Действительно, государство - это территория. А территория государства, в котором мы живем, - Россия. Сегодня мы будем говорить о связи человека со своим государством, о гражданственности. Давайте послушаем сообщения ровесников об интересных фактах истории Отечества и его символах, о том, что значит быть гражданином.

Сообщение учащегося.

Россия - страна и государство, населенное в основном русскими. До Великой Октябрьской Социалистической Революции под Россией подразумевалась вся Российская Империя (с начала XVIII века) как совокупность территорий, входивших в её состав и населенных как русскими, так и нерусскими народами.

В русских письменных памятниках название Россия как обозначение страны появляется в конце XV века, но до конца XVII века она чаще именовалась Русью, Русской землей или Московским государством. С середины XVI века Россией или Российским царством начали называть всю совокупность земель, вошедших к тому времени в состав централизованного государства во главе с Москвой. Позднее понятие «российский» стало обозначать принадлежность к государству, понятие же «русские» уже в начале XVI века являлось названием народности.

С XVII века термины «Россия» и «Российская земля» стали широко употребляться в русской письменности. В начале XVIII века Русское государство при Петре I было официально названо Российской Империей.

В результате победы Октябрьской революции 1917 года на большинстве территорий бывшей Российской Империи установилась советская власть и появилось понятие «Советская Россия». Была образована РСФСР. В 1991 году, в связи с распадом СССР, вернулось название Россия, Российская Федерация.

Все мы, живущие в нашей стране - России, независимо от социальной и национальной принадлежности - граждане своего Отечества, своего государства.

Гражданство - это правовая связь человека с государством.

Быть гражданином - значит пользоваться определенными правами и выполнять необходимые обязанности по отношению к своему государству.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Ты, гражданственность - флаг, а не флюгер.

Флюгер слишком усердно скрипит.

Тот, кто Родину подлинно любит;

Тот в любви никогда не криклив.

Стань, гражданственность, строже и чище -

Ведь прохожих нелепо хватать

И, бия себя в грудь кулачищем, им орать:

«Я люблю свою мать!»

Ты, гражданственность - Пушкин, Некрасов -

Не бумаринствующие врали,

И замешана ты не на квасе, а заквашена на крови.

Боль гражданства - не в собственной боли.

Тот, кто истинный гражданин,

Защищает собой все поле, даже если он в поле один.

Все мы порознь, как в чаще тропинка,

И дорога, когда мы одно.

Все мы порознь, как в поле травинка,

Ну а вместе - Бородино.

Показной героизм - криводушен.

Вы, не чувствуя собственных ран,

Защищайте Россию, как Пушкин,

Незаметный её капитан.

Защищайте её от двуличных

Подхалимов и клеветников,

И от умников заграничных,

И отечественных дураков.

Защищайте леса и озера,

Прикрывая их грудью своей,

От губительного разора...

Не забудьте защиту людей!

Защищайте, как наши высоты,

Нашей совести рубежи,

Наших женщин - от хамства чьего-то

И детей - от безверья и лжи.

Крикуны исчезают бесследно,

Но, как совести внутренний глас,

На защиту России – бессмертно

Поднимает гражданственность нас.

Е. Евтушенко

Сообщение учащегося.

Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Говорят, что настоящий гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? Березовая роща с трелями соловья? Но вокруг и мусорные свалки встречаются. И нищих полно.

А цены? Квартир не хватает. И отгремела никому не нужная война в Афганистане, война в Чечне. Что же, все это - Родина? И гражданин её должен любить? Это очень сложные вопросы.

Любить помойки и непродуманные решения руководства своей страны невозможно.

Но гражданин Отечества, не любя всего этого, переживает боль и трудности своей Родины. Переживает как свои собственные беды.

Он желает знать об изменениях в его стране, следит за информацией в печати и на телевидении. Он жаждет перемен к лучшему в своем Отечестве.

Однако знать и хотеть - этого мало.

Гражданин действует. Он понимает, что без его действий ничего не изменится.

Гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его края. Он протестует, он участвует в экологической борьбе по защите своей Родины. Гражданин протестует против разрушения культурного наследия.

В свободное от работы и учебы время он участвует в восстановлении церкви или монастыря. Он может не верить в Бога, но он не позволит погибнуть священным местам.

Гражданин не может спокойно смотреть, как гибнет от пива, водки, табака и наркотиков подрастающее поколение третьего тысячелетия.

Вопрос:

Широко известны строки из стихотворения Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын».

Что значит, на ваш взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества, гражданином?

Учитель. Кто из граждан страны не получал хоть какую-нибудь справку с гербовой печатью?

А знаете ли вы, что все денежные знаки России тоже отмечены гербом России?

В дни праздников во всех странах вывешиваются государственные флаги. В самые торжественные моменты поют или слушают особую песню - государственный гимн. Все это - символы государства.

Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами. Но во всем мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны как к символам единения народа, особенно в тяжелые времена, в годину испытаний. Ведь за этими символами - многовековая история народа, величайшие взлеты страны и ее страдания.

Поэтому государственные символы должны отражать и историю народа, и его чаяния и устремления, показывать его национальный характер, особенности и надежды.

Историческая справка

Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.

Подобное в мировой практике складывается недавно, с XIX века. С этого времени государственные символы закрепляются за государством законодательно.

В большинстве стран государственные символы понимаются как общенациональные и объединяющие: они внесословные, внеклассовые, внепартийные.

Верность своим эмблемам народы пронесли сквозь века, что способствовало объединению народов и наций. Почитание символов является проявлением гражданской позиции.

Утверждение символов и атрибутов государства является важной прерогативой верховной власти. Все официальные бумаги должны иметь гербовые знаки. Государственному флагу воздаются высшие почести, а его оскорбление является оскорблением нации и государства. Государственным символом является и гимн Российской Федерации.

Помимо традиционных символов, страна имеет ряд национальных неофициальных символов, обозначающих специфическую для каждой страны историю, культуру, быт.

Вопрос:

Назовите неофициальные символы России. Расскажите, что они обозначают. (Самовар, медведь, русская тройка, Красная площадь, Кремль и др.)

А теперь подробнее остановимся на основных государственных символах.

Историческая справка

На рубеже XIV-XV веков появляется в Московском княжестве изображение всадника, поражающего копьем змея. Этот образ был близок к образу популярного русского святого Георгия-Змееборца, Георгия-Воина.

Интересна история появления другой составляющей российского герба - двуглавого орла. Он появился в России в правление Ивана III и пришел к нам из Византии. 1497 год - это год возникновения государственного герба России.

Главы орла украшают короны - символы законодательной и божественной власти царя. В XVII веке орел получает в лапы державу и скипетр, олицетворяющие судебную и исполнительную власть монарха.

Учитель подробно рассказывает о гербе.

Историческая справка

На Руси основным видом знамен были военные. Цвета и рисунки стягов до крещения Руси были разноцветными, но преимущественно были красными.

Но уже в первой трети XVII века белый, голубой, красный выполняли роль государственных цветов. Первые знамена были белого цвета с изображением на них герба - золотого двуглавого орла.

Знамя выносилось во время торжественных приемов и церковных церемоний, а в походе оно означало присутствие царя в войске. С петровских времен нам известен точный порядок полос на флаге: белый, голубой, красный.

Этот вариант считался первым государственным флагом. Расположение полос на флаге совпадало с древним пониманием строения мира: внизу - физический (Вера), выше - небесный (Надежда), на самом верху - божественный (Любовь).

В XIX веке - полосам придали значение содружества 3 восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских. Именно этот флаг в России стал национальным.

10 мая 1918 года - 5^й Всероссийский съезд Советов отменил трехцветный флаг как государственный символ старого государства.

Вновь трехцветный флаг возродился в России в 1989 году. 12 марта в 15.00 развивался на площади имени Маяковского в центре Москвы на митинге памяти Февральской революции.

В 1991 году он стал официальным флагом России. 22 августа - день Государственного Флага России.

Подробный рассказ о флаге.

Историческая справка

Гимн - это торжественная песнь, призванная сплачивать нацию. При официальном исполнении гимна необходимо встать гражданским лицам, военнослужащие должны отдавать честь.

Подробный рассказ о гимне. Прослушивание гимна в аудиозаписи. Чтение текста гимна.

Учитель. Заканчивая краткое знакомство с государственными символами, понятиями «государство», «гражданство», «гражданин», я хочу прочитать стихотворение:

У каждого заботой своей глаза полны,

Наша Родина не что-то,

Она сегодня - мы.

У каждого дорога своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все - её судьба.

Она не позабудет ни света и ни тьмы,

Она такою будет, какими будем и мы.

И ей, одной-единственной,

В любые времена

Не спрячешься за спину,

Хоть широка страна.

«Она такою будет», какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться, ваших.

Ты - гражданин!

А задумывался ли кто из вас о потомках?

Каким воздухом будут дышать ваши дети?

Попробуют ли чистой колодезной воды ваши внуки?

Знаком ли будет вашим правнукам запах соснового бора и свежескошенной травы?

Будущее можно улучшить объективным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

Вопросы для обсуждения с обучающимися:

1. Почему государству трудно обойтись без официальных символов?

2. Могут ли символы дать представление об особенностях того или иного государства и каким образом?

3. Почему надо уважать символы своей страны и других стран?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра для 5 класса: "Символы государства"

Урок-игра: "Символы государства" разработана для 5-го класса, использована форма викторины. Целью урока является развитие интереса к государственной символике, изучение символов государства, формирова...

классный час "символы государства российского".

Данную презентацию можно использовать для классных часов , а также при проведении предметной недели по истории в школе....

" Символы государства"

Беседа для учеников 6 класса....

Внеклассное мероприятие "Гимн, герб, флаг - символы государства"

Развернутый план внеклассного мероприятия патриотической направленности и презентация к нему....