Урок обществознания "Семья и Бытовые отношения"
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) по теме

Антонова Наталья Борисовна

Интересный материал, который раскроет суть основных понятий по теме, а также поможет сделать выводы о типе своей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_byt.doc484.5 КБ
Файл semya_i_byt.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока: «Семья и быт» (10 класс)

Цели урока:

1.Рассмотреть семью как один из наиболее древних социальных институтов, познакомить с функциями семьи и особенностями их реализации в современном обществе,  охарактеризовать существующие в обществе  бытовые отношения.

2.Довести до понимания учащихся значимость культурного отношения каждого человека к своему ближайшему окружению

Задачи для учащихся:

1.расширить знания о семье, как основном институте общества,

2. научиться делать важные записи в ходе изучения нового материала.

Оборудование урока: мультимедийная установка,  раздаточный материал с извлечением из Семейного кодекса РФ, тесты

Оформление доски: тема урока, цели урока, домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент

Изучение новой темы по плану:  

 1. Семья и её функции.  

2. .Брак и развод .                                                                                                                                        3.Семья в современном обществе    

4.Бытовые отношения

 I Семья и её функции.

В социологии  семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт Семья как малая группа – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

 В качестве малой социальной группы семья удовлетворяет личные потребности людей, играет огромную роль в воспитании и становлении личности, её социализацию, является проводником тех ценностей и норм, которые приняты в обществе. В качестве института семья удовлетворяет  социально значимые потребности общества. А именно –важнейшую потребность в воспроизводстве рода.

Обращение к историческому материалу – сообщение по теме: «Эволюция форм семьи»  Слушая сообщение, запишите в тетрадь  названия форм семьи на различных этапах исторического развития (

( премискуитет  ( 40-50 тыс лет назад, ), кровнородственная семья , Семья пуналуа, , парная семья, моногамная семья.

Самыми распространёнными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи. Нуклеарная семья ( ( от лат. Nucleus –ядро) простая семья., состоящая из супружеской четы с детьми или без детей ( или одного родителя с детьми).

.Вопрос: Почему семью считают базовым социальным институтом?

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак

2. Начало деторождения -рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть дного из супругов

Образование семьи

Прекращение существования семьи

По числу детей семьи бывают многодетные, малодетные, бездетные

 Определим, какие функции выполняет семья. Самостоятельная работа со статьёй учебника «Функции семьи» (стр №197-198). Прочитать статью и заполнить таблицу.

Наименование функции

Сущность функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство населения -

Воспитательная

Хозяйственная (хозяйственно-бытовая)

Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми родителями

Экономическая

Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Эмоциональная

Оказание психологической поддержки членам семьи

Социально-статусная

Предоставление определённого социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами- национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества

Первичного социального контроля

Определение норм поведения членов семьи в различных сферах

Духовная (духовно-нравственная)

Развитие личности каждого члена семьи

Досуговая

Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.

После выводов учитель предлагает провести тренинг «Чудо-семья». Для этого образуется несколько групп из 4 человек. Один исполняет роль отца, который вечером должен отдохнуть перед трудным и ответственным для него днём. Второй исполняет роль старшего ребёнка, который хочет провести шумную вечеринку именно сегодня вечером (настояли друзья, поскольку у него сегодня день рождения). Третий – это младший ребёнок, у которого какие-то свои проблемы, он погружен в свои мысли, он нуждается в поддержке, совете, участии, 4 матушка - которой необходимо вечером встретиться с подругой(клиенткой) для оформления заказа. Участники должны договориться, как пройдёт вечер в семье. Когда решение будет принято, каждая группа рассказывает: удалось ли им  договориться; чьи интересы пострадали; кто достиг своей цели; что каждый почувствовал в процессе игры; о чём сожалеют участники; что хотели бы изменить.

II Брак и развод.

Учитель:  Понятие социального института, раскрывает специфику семьи и в её взаимосвязях с другими социальными институтами и с социальными процессами, происходящими в обществе. Одним из таких институтов является наиболее тесно связанный с семьёй институт брака. На странице № 197 учебника Обществознание под редакцией Л. Н. Боголюбова определение- брак. ( можно обратиться к школьному словарю по обществознанию или к энциклопедическому словарю). Брак – это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

В настоящее время различают три вида брака

Наименование видов

Характеристика брака

Юридический брак

Добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов

Гражданский брак

Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Сожители ( с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут наследовать имущество друг друга.

Церковный брак

Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного права.

Работа с источником:  извлечение из Семейного кодекса РФ – Раздел II Заключение и прекращение брака ( статьи №:10-14, )

 Задание 1 Определите позитивные условия вступления в брак.

Задание 2 Определите негативные условия вступления в брак.

Брак подразумевает взаимные обязанности. Рассмотрим права и обязанности родителей по воспитанию детей ..

IV. Бытовые отношения

Работа со словарем.  Что такое  БЫТ?

 БЫТ – это уклад повседневной жизни,  непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей ( в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья) , так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения.

 Используя это определения сформулируйте , что такое бытовые отношения.  БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ  - это непроизводственные повседневные отношения, возникающие между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей.

Обыгрывание  бытовой сцены в семье   ( муж, жена, старшая дочь).

Диалог после ужина:

- Муж ( отец )Спасибо за вкусный ужин.

- Дочь мне тоже очень понравилось

-  Жена ( мать)Я рада, что вам понравилось. Но, кто  сегодня будет мыть посуду?

-  Муж точно не смогу, потому что мне сегодня на работе дали интересный журнал. Я должен его за сегодняшний вечер прочитать, а завтра его вернуть.

- ДочьЯ тоже занята. Потому, что мне надо  приготовиться к учебным занятиям. А задали нам на завтра очень много: по алгебре 3 номера, по английскому выучить новые слова, по истории сделать сообщение и ещё надо позаниматься с тестами по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

Мать   Посуду мыть мне.?

Отец Ты жена  и  мыть посуду – это женская обязанность в семье. И потом, у нас есть взрослая дочь. Почему она тебе не помогает?

Дочь Но вы же сами сказали, что  главная моя обязанность –это хорошая учёба в школе, чтобы успешно сдать ЕГЭ.

Мать Относительно хорошей успеваемости в школе я не возражаю. Однако, я тоже  ежедневно нахожусь на работе с 8 часов утра до 5 часов вечера. Каждый день я приобретаю продукты питания в магазине, приношу их домой и  поддерживаю дома порядок.

Отец  Бездельников среди нас нет.  Кристина учится в школе,, я и ---------------------- работаем на производстве,

Задания и вопросы: 1. Прокомментируйте увиденную сцену.  ( Семья  тратит нерационально  время  на организацию домашних  дел. )  Жена  (мать) устаёт от перегруженности бытовыми заботами. Муж ( отец) игнорирует помощь жене по дому. Считая, что домашние дела – это женские обязанности. А  дочь – старшеклассница занята только учёбой. )

  1. Нужно ли привлекать  детей к участию  в домашних делах? Каких?  ( приготовление обеда или ужина, уборка квартиры, наведение порядка во дворе и т. п., то что посильно физическому развитию ребёнка. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, ответственности друг за друга и за семью в целом.
  2. Предположите, как  могла  эта сцена завершиться иначе.( А) муж вымыл посуду сам. А взрослая дочь по-прежнему будет заниматься только учёбой

Б)  Организовать собрание семьи и распределить обязанности.  Это  решение  поможет избежать конфликта на бытовой почве . Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха:  походы в кино, театр, экскурсии в музеи и выставочные залы и просто высвобождается время для духовного и физического совершенствования всех членов семьи. .)

  1.  Известны ли вам средства, которые помогают современной семье,   экономить затраты труда и времени , на удовлетворение бытовых потребностей  ?   (  современная бытовая техника,  пользование услугами комбинатов бытового обслуживания, швейные ателье, химчистки, прачечные,  фотоателье, приобретение полуфабрикатов для приготовления пищи.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, для посещения культурных центров: театров, кино, выставок, а также повышение профессионального уровня.

Обратить внимание !  бытовые отношения подразумевают бытовое общение и совместные дела соседей, молодых людей, людей пожилого возраста, живущих в одном доме, подъезде.

Введём ёщё одно новое понятие КУЛЬТУРА ТОПОСА.

 КУЛЬТУРА ТОПОСА – это культура нашего места жительства .

 ( Просмотр фотографий, на которых  дома, квартиры, подъезды находятся в идеальной чистоте) Приятно находиться в таких помещениях.

 Просмотр Фотографий из газеты , где запечатлены надписи на заборах и подъездах.

Учитель Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого, создания порядка и уюта рядом с домом, в котором живёшь, бережного отношения к установленным в парке скамейкам. Посмотрите вокруг, вы можете увидеть, где нужны ваши заботливые руки

Закрепление:

Психологический тест для подростков о типе семьи.

1. Представь себе такую ситуацию: ты решила заняться велосипедным спортом и для этого тебе, естественно, понадобился велосипед. Как ты будешь воздействовать на родителей, чтобы приобрести его?

А) Об этом даже заикаться не стоит: мои родители вряд ли это одобрят, так что о покупке велика смело можно забыть.

Б) Расскажу им о своем желании и попрошу и них часть денег на велосипед; остальные попытаюсь заработать сама.

В) В худшем случае все будет упираться в деньги, и если нужная сумма будет, то можно считать, что дело в шляпе.

2. Сегодня ты идешь на вечеринку и вернешься довольно поздно. Как реагируют на это твои родители, когда ты ставишь их об этом в известность?

А) Скорее всего, меня не пустят или назовут время (совсем непозднее), к которому я должна буду вернуться.

Б) Отпустят, с условием, что я попрошу кого-нибудь из молодых людей проводить меня до дома.

В) У меня никогда не бывает таких проблем: во сколько вернусь, во столько и вернусь.

3. Допустим (тьфу-тьфу!), что ты провалила итоговую контрольную по алгебре. Как ты думаешь, чем это может грозить тебе со стороны родителей?

А) Меня, скоре всего, сильно накажут, будут ругать и запретят гулять до тех пор, пока я ее не исправлю.

Б) Проведут со мной беседу на предмет выяснения того, как такое могло случиться.

В) Скажут, что это плохо, и надо бы двойку эту исправить.

4. Что ты думаешь о том, как тебя воспитывают?

А) Мне кажется, что мои родители могли бы давать мне больше самостоятельности: я ведь уже не ребенок!

Б) Ничего плохого сказать не могу. Единственное только: иногда так лень делать то, что родители говорят!

В) Уверена, если бы родители чаще помогали мне с уроками, я бы училась гораздо лучше.

5. На каникулах ты хочешь отправиться с друзьями в летний лагерь, но у твоих родителей на этот счет свои планы: тебе предстоит провести лето в огороде на даче. Что предпримешь?

А) А тут и предпринимать нечего, все ясно заранее: до свидания, лагерь, здравствуй, огород!

Б) Попробую в нейтральной обстановке, например, за обедом, обсудить эту тему. Если мне удастся доказать им, что от моей поездки пользы больше, чем от копошения в огородной земле, то, может быть, меня отпустят.

В) Проблем с лагерем не будет: мне достаточно будет просто рассказать про него родителям.

6. Какими словами и выражениями в общении с тобой родители чаще всего пользуются?

А) «Если я так сказал, значит так и будет. Твои родители лучше знают, что тебе нужно»!

Б) «А как ты сама думаешь? Если хочешь, мы можем подумать об этом вместе с папой».

В) «Если тебе этого действительно хочется, то пожалуйста. Поступай, как считаешь нужным».

А теперь подсчитаем очки. В этом психологическом тесте для подростков о типе семьи за каждый выбранный тобой пункт «Б» прибавь себе 3 балла, если ты выбрала ответ «А» – оставь сумму без изменений, а если где-то предпочла «В» – добавляй 5 баллов. Что получилось?

0-9 баллов: Скорее всего, тебя воспитывали по авторитарному типу. В твоей семье не принято открыто выражать свою соображения по какому-либо поводу, во всяком случае, до достижения тобой определенного возраста. А до того, как этот счастливый момент наступит, тебе приходится буквально во всем беспрекословно слушаться родителей…

Конечно, приятного в этом мало, но так сложилось, и ничего с этим не поделаешь. Так что попытайся принимать своих родителей такими, какие они есть, ведь несмотря на их многочисленные, на твой взгляд, недостатки, без них на этом свете не было бы и тебя. Постарайся несмотря ни на что никогда не забывать об этом.

10-20 баллов: в твоей семье особые порядки, и многие твои подруги, когда ты рассказываешь им о своих родителях, удивляются. Ведь далеко не каждый родитель способен общаться с двенадцатилетней дочерью как с равной, обсуждать с ней многие семейные вопросы и прислушиваться к ее (то есть к твоему) мнению.

Твой тип воспитания – демократический. Ты имеешь свой голос в семье, если не равный, то почти равный. И чтобы так оставалось и в дальнейшем, постарайся оправдывать оказанное тебе доверие.

21-30 баллов: родители уже давно предоставили тебе в жизни почти полную свободу действий. Здорово, когда можно вернуться домой не в 21.45, а тогда, когда захочется: ведь тебя воспитывают «либеральные» родители…

Но, с другой стороны, согласись, ты не можешь знать всего в этой жизни, просто потому, что этого никто не может, но, вполне возможно, в чем-то твои родители разбираются лучше. И если ты покажешь им, что тоже так считаешь, можешь не сомневаться: ты будешь щедро вознаграждена участием и дружеским советом. Это наверняка не покажется тебе лишним.

Вот такой вот психологический тест для подростков. Выводы делайте сами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нам говорит согласье струн в оркестре, что одинокий путь подобен смерти. В Шекспир «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой «Плохо человеку когда он один. Горе одному, один не воин.» В.В.Маяковский

Слайд 2

Семья и быт «Семья – великое, святое, богоугодное дело в жизни человека. Способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань» Иоанн Златоуст.

Слайд 4

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов: 1. Вступление в брак 2. Начало деторождения -рождение первого ребёнка 3. Рождение последнего ребёнка 4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка 5. Смерть дного из супругов Образование семьи Прекращение существования семьи

Слайд 6

СЕМЬЯ Семья-это малая группа людей, живущих вместе и связанных взаимной ответственностью и заботой. Функции семьи: Репродуктивная Экономическая Воспитательная Коммуникативная Организация досуга и отдыха Духовная (духовно-нравственная) Первичного социального контроля Социально-статусная Эмоциональная

Слайд 7

БРАК Брак – это взаимный и добровольный союз мужчины и женщины. Вступление в брак порождает у супругов взаимные права и обязанности. Заключается в органах ЗАГС (запись актов гражданского состояния.)

Слайд 8

ВИДЫ БРАКОВ Наименование видов Характеристика брака Юридический брак Добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом Гражданский брак Длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке. Церковный брак Брак, который в России не влечет юридических последствий с точки зрения государства и регулируется нормами внутрицерковного права

Слайд 9

Семейный кодекс Условия заключения брака: Взаимное добровольное согласие, вступающих в брак Достижение брачного возраста (18 лет, при наличии уважительных причин, с разрешения органов местного самоуправления, в 16 лет) Отсутствие других официальных браков Не возможен брак между кровными родственниками Не возможны браки между усыновителями и усыновленными Только между дееспособными людьми.

Слайд 10

БЫТ БЫТ – это уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей ( в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья) , так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения.

Слайд 11

БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Бытовые отношения-это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоначальных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми)

Слайд 12

КУЛЬТУРА ТОПОСА КУЛЬТУРА ТОПОСА – это культура нашего места жительства .

Слайд 16

ВЫВОД Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого, создания порядка и уюта рядом с домом, в котором живёшь, бережного отношения к установленным в парке скамейкам. Посмотрите вокруг, вы можете увидеть, где нужны ваши заботливые руки

Слайд 17

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ «ТИП ВАШЕЙ СЕМЬИ»

Слайд 18

0-9 баллов: Скорее всего, тебя воспитывали по авторитарному типу. В твоей семье не принято открыто выражать свою соображения по какому-либо поводу, во всяком случае, до достижения тобой определенного возраста. А до того, как этот счастливый момент наступит, тебе приходится буквально во всем беспрекословно слушаться родителей… Конечно, приятного в этом мало, но так сложилось, и ничего с этим не поделаешь. Так что попытайся принимать своих родителей такими, какие они есть, ведь несмотря на их многочисленные, на твой взгляд, недостатки, без них на этом свете не было бы и тебя. Постарайся несмотря ни на что никогда не забывать об этом.

Слайд 19

10-20 баллов: в твоей семье особые порядки, и многие твои подруги, когда ты рассказываешь им о своих родителях, удивляются. Ведь далеко не каждый родитель способен общаться с двенадцатилетней дочерью как с равной, обсуждать с ней многие семейные вопросы и прислушиваться к ее (то есть к твоему) мнению. Твой тип воспитания – демократический. Ты имеешь свой голос в семье, если не равный, то почти равный. И чтобы так оставалось и в дальнейшем, постарайся оправдывать оказанное тебе доверие.

Слайд 20

21-30 баллов: родители уже давно предоставили тебе в жизни почти полную свободу действий. Здорово, когда можно вернуться домой не в 21.45, а тогда, когда захочется: ведь тебя воспитывают «либеральные» родители… Но, с другой стороны, согласись, ты не можешь знать всего в этой жизни, просто потому, что этого никто не может, но, вполне возможно, в чем-то твои родители разбираются лучше. И если ты покажешь им, что тоже так считаешь, можешь не сомневаться: ты будешь щедро вознаграждена участием и дружеским советом. Это наверняка не покажется тебе лишним.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по социально-бытовой ориентировке в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида «Формы приветствия и расставания со старшими и сверстниками»

В ходе  урока изучаются краткие сведения о происхождении форм приветствия, о применении фразеологизмов (например, «скатертью дорога»), о  допустимых формах приветствия старших и сверстников....

Конспект урока по «Хозяйственно-бытовому труду». Тема: «Наши чистые ботинки»

Урок для детей тяжелыми с нарушениями интеллекта и сочетанной патологией...

Конспект урока в ТДМ. Тема: "Отношения. Отношение величин"

Целевые установки: предметные:Дать возможность осмыслить знакомое с 3 класса выполняемое действие сравнения чисел и величин , с точки зрения нового понятия – «отношения». Установить связь новой т...

Быт и бытовые отношения.

Материал для практической работы в 11 классе после изучения темы "быт и бытовые отношения"....

Быт и бытовые отношения.

Разработка урока по материалам методического пособия (11 класс)....

Тест. Быт и бытовые отношения.

Текущий тест к уроку обществознания в 11 классе....

Открытый урок по социально – бытовой ориентировке. Тема урока: Крупы. Приготовление каши.

продолжать знакомить учащихся с основами здорового питания...