Государственные символы России
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Шарипова Зиля Ринатовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №4 города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района

Республики Татарстан

Анализ урока обществознания по теме «Государственные символы России»

Шариповой Зили Ринатовны

1.     Цель: формировать представление о символике нашей страны, ее значение, развивать познавательный интерес к истории государства.

Задачи: образовательная - закрепить и уточнить знания детей о названиях разных стран, столицах, нашей планете; обобщить представления учащихся о том, что такое ассоциация, флаг, гимн, герб; закрепить умения правильно представлять изображения из частей. Развивающая - развивать познавательную активность, интерес к истории государства; творческие способности учащихся; мышление, способность создавать композицию группы, подбирая цвет, детали символа, отражающие особенности деятельности детей. Воспитательная - воспитывать познавательную активность, интерес к истории своей страны, любви и уважение к своей Родине – России; чувство патриотизма.

2.     Тип урока: урок открытия новых знаний.

3.     Форма обучения: групповая и индивидуальная

4.     Оборудование: учебное пособие «Обществознание». А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, - М., «Русское слово - С» 2009; компьютер и мультимедийный проектор; государственные символы: флаг, герб, гимн; запись государственного гимна РФ; на каждой парте текст гимна, Конституция РФ, конверт с заданиями, карточки.

5.      Урок включает всего 7 структур сингапурской методики: ФИНК – РАЙТ- РАУНД РОБИН, ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН, КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, ЭЙ АР ГАЙД, КОНЕРС, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА.

6.     Цель урока: формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение, развивать познавательный интерес к истории государства. Для достижения этой цели урок разбит на 9 частей: организационный момент; запуск проблемы; мотивация, формулировка темы урока; проблемный вопрос урока; актуализация понятий; формирование умений и навыков; определение домашнего задания; совершенствование умений и навыков; самостоятельная работа в группах; итог.

7.      Запуск проблемы построен на следующих структурах: ФИНК – РАЙТ- РАУНД РОБИН. Учитель создаёт для каждого стола проблемную ситуацию (карточка №1), подумать над её решением выделяет 30 сек. Затем ученики в группах по очереди обсуждают решение проблемы в течение 1 минуты. Учитель проверяет верность решения проблемы, ставит оценку, даёт новое задание (карточка №2) на образное представление, логику.

8.     Мотивация, формулировка темы урока строится на структуре ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН. Учитель задаёт наводящие вопросы по карточке №2. Ученики сами приходят к необходимому учителю выводу. Учитель говорит определение, опираясь на него, ученики сами выдвигают варианты темы урока. Определившись с темой, учитель записывает тему на доске, ученики – в тетрадях.

9.     Проблемный вопрос урока строится на структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. Учитель предлагает ученикам, исходя из темы урока, сформулировать задачи, которые необходимо решить на уроке. Время для размышлений – 1 минута. Затем на обсуждение в группе по очереди даётся 1 минута. Затем идёт обмен мнениями между столами. Учитель делает акцент на определение учащимися своей позиции, сознательную организацию своей деятельности.

10. Актуализация понятий строится вновь на ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН. Учитель задаёт ученикам 5 проблемных вопросов, для каждого стола – один вопрос. В случае затруднения, ответ может дать кто-нибудь от другого стола. Учитель учитывает активность участия каждого стола. Оценку «отлично» получает самый активный стол.  

11. Формирование умений и навыков построено на ЭЙ АР ГАЙД с целью активизации мышления, формирование новых знаний. Учащимся необходимо сравнить знания и точки зрения по 15 утверждениям по теме до и после просмотра тематического видеоролика. Поделиться мнениями предлагается с партнёрами по лицу, затем предлагается высказаться желающим из класса. Учитель оценивает коллективную работу, степень заинтересованности учащихся, активность.

12. Физическая разминка и определение домашнего задания построены на КОНЕРС. Учащимся предлагается пройти к одному из символов, информацию по которому они наилучшим образом усвоили. В образовавшихся группах они обсуждают символ, делятся информацией по нему. Учитель определяет, у какого символа наименьшее количество участников. Делает вывод о том, что данный символ оказался наименее понятым и изученным. Поэтому, задаёт на дом изучить подробно всю информацию по данному символу, подготовить 4-6 слайда о ней. 

13. Для закрепления изученного материала используется структура «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА». Каждый ученик заполняет информацию по одному государственному символу Российской Федерации. Работы сдают учителю на проверку.

14. Учитель подводит итоги урока. Объявляет средние оценки по столам. Говорит о своих пожеланиях к учащимся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sharipova_z.r.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №4 города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района

Республики Татарстан

УРОК  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока:

«Государственные символы России»

   Класс: 6Б

   Учитель первой квалификационной категории

   Шарипова Зиля Ринатовна

                                                     Азнакаево, 2014

Тема урока:   Государственные символы России.

Цель: Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение, развивать познавательный интерес к истории государства.

Задачи:

Образовательная:

  • .Закрепить и уточнить знания детей о названиях разных стран, столицах, нашей планете;
  • Обобщить представления учащихся о том, что такое ассоциация, флаг, гимн, герб;
  • Закрепить умения правильно представлять изображения из частей.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, интерес к истории государства;
  • Развивать творческие способности учащихся;
  • Развивать мышление, способность создавать композицию группы, подбирая цвет, детали символа, отражающие особенности деятельности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательную активность, интерес к истории своей страны, любви и уважение к своей Родине – России.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма обучения: групповой и индивидуальный

Оборудование:

1.Учебное пособие «Обществознание» .А.И.Кравченко, Е.А.Певцова, - М., «Русское слово - С» 2009.

2.Компьютер и мультимедийный проектор.

3.Государственные символы: флаг, герб, гимн.

3. Запись государственного гимна РФ.
4. На каждой парте текст гимна, Конституция РФ, конверт с заданиями, карточки.
Доска: Записано число, тема урока, понятия.

Понятия: флаг, герб, гимн, вексиллология, геральдика, ассоциация.

Ассоциация  (от лат. associare — соединять) — объединение.

Вексиллология – наука о флагах .

Геральдика – наука о гербах.

Флаг (нидерл. vlag) — полотнище правильной геометрической (чаще всего, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.  

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба 

Гимн – это торжественная песнь, хвала и прославление в стихах или музыке.


Формирование команд (Структура урока):

1.        Организационный момент

2.        ФИНК – РАЙТ- РАУНД РОБИН. Запуск проблемы.

      3.        ТЭЙК  ОФ – ТАЧ  ДАУН. Мотивация. Формулировка темы урока.

4.        КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. Проблемный вопрос.    

     5.        ТЭЙК  ОФ – ТАЧ  ДАУН. Актуализация понятий.

     6.        ЭЙ АР ГАЙД. Формирование умений и навыков

     7.        КОНЕРС. Физразминка + определение домашнего задания.

     8.        МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА. Совершенствование умений и навыков. Самостоятельная работа в группах.

9.        Итог.

ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

результаты

Личн.

Предмет.

Метапредмет

  1. Организационный момент (1 мин)

СЛАЙД 1 «Здравствуйте!»

- Доброе утро, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Говорить друг другу здравствуйте – это, значит желать здоровья. «Здравствуйте!» - говорят при встречах, желая здоровья, добра, так мы поприветствуем друг друга.  

Поздоровайтесь со своим -партнером по плечу ……, с партнёром по лицу, пожелайте друг другу что-то доброе, хорошее. 

Рассаживаются по группам.

Списки групп на столах.

Ответственное поведение.

сознательная организация и регуляция своей деятельности.

СЛАЙД 2

  1. Запуск проблемы. ФИНК – РАЙТ- РАУНД РОБИН 

(2мин) 

(3мин)

- На ваших столах, для каждого, есть карточка №1 с изображением неофициальных символов страны. Посмотрите на неё. …….. Ваша задача – определить, какая страна изображена на этой карточке. Подумайте. Вам 30 сек. …. Впишите на карточку ответ. ….. Обсудите в команде по очереди. Начинает партнёр под № 1. Вам 1 минута. Об окончании известите Тим Чиром….

Учитель оценивает ответ (что за страна, почему?) на месте, ставит оценку всему столу в случае верного ответа, выдаёт карточку №2 с изображением официальных символов страны (задание - изучить это изображение и подумать над знаками).

Учащиеся должны определить какая страна изображена на карточке.

Готовность отвечать показывают Тим Чиром

ОТВЕТЫ:

 - Соединенные штаты Америки

- Франция

- Великобритания

- Россия

Участники обдумывают

увиденное, дают аргументированный ответ.

Записывают ответ на карточке

По очереди обсуждают свои ответы в команде

СЛАЙД 3

  1. ТЭЙК  ОФ – ТАЧ  ДАУН

(+ изображения карточек №1)

Мотивация. Формулировка темы урока.

(5 мин)

СЛАЙД 4

(+ изображения карточек №2)

СЛАЙД 5 (определение)

(1 мин)

Анализ проблемы

(1 мин)

СЛАЙД 6

(Тема урока:

«Государственные символы России», герб, флаг, гимн)

(1 мин)

-Итак, стол №1, какую страну вы узнали по своей карточке №1? Ответ учеников.

-По каким ассоциациям вы её определили?

Стол №2? …….

Стол №3? ……

Стол №4? ……

Стол №5 …….

- Ребята, вы заметили, что несколько раз прозвучало это слово – «ассоциации»? ...... 

- Слово «Ассоциация» (от лат. associare — соединять) — объединение.

- Каким словом или словосочетанием можно определить всё то, что вы увидели и назвали, опираясь на свои ассоциации?

Ответы учеников.

 - Да, правильно, это -неофициальные символы. Кроме них, есть еще символы официальные (государственные), вот о них мы и будем сегодня говорить.

 - Скажите, с какой страной у вас возникают ассоциации, когда вы смотрите на карточку под номером 2? Как Вы догадались?

 … Кто готов ответить? ……

Ответы учеников.

-Правильно, ребята. Молодцы, справились.

- Послушайте определение:

«Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение».

- Опираясь на это определение, попробуем сформулировать тему урока.

Ответы учеников.

- Правильно, «Государственные символы России». Запишем тему в тетрадь. (Учитель записывает тему на доске).

- К государственным символам любой страны, в том числе и нашей, относятся – герб, флаг и гимн. гл.3, ст.70,п.1.

Ученики приходят к выводу, что увидели неофициальные символы

Ученики приходят к выводу, что увидели официальные символы

Слушают, смотрят на определение на экране.

Формулируют: «Государственные символы России».

Запись в тетрадь.

Понимание культурного многообразия мира.

Определение своей позиции

Ответственное поведение

Применение исторических знаний.

Систематизируют информацию

Систематизация информации

Решение творческих задач, сотрудничество с соучениками, коллективная работа.

Обобщение фактов

Представление результатов своей деятельности, обобщение фактов

  1. СЛАЙД 7

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН Проблемный вопрос.    

(5 мин)

Переоценка проблемы

- Исходя из темы урока, давайте сформулируем задачи, которые мы должны с вами решить. Подумайте, вам 1 минута. ……

- Обсудите в команде по очереди. Начинает партнёр под №3. Ещё одна минута. …….

- Какой стол желает поделиться мыслями? … Пожалуйста, (по имени)

Опрос.

 ДОЛЖНЫ Узнать:

- какое значение имеют государственные символы?

- что такое герб?

- что изображено на гербе России?

- что означают цвета российского флага?

- какой у России гимн?

Определение своей позиции

Сознательная организация своей деятельности,  

СЛАЙД 8 (изображение РФ)

  1. ТЭЙК  ОФ – ТАЧ  ДАУН

Актуализация понятий.

(3) мин

- Стол №1. Как называется наша Родина? 

- Стол №2. Какое официальное название у нашего государства? 

- Стол №3. Как вы считаете, кто из вас прав?

- Стол №4. Вам вопрос. Где можно найти информацию о равнозначности России и Российской Федерации?

 - Стол №5. Что такое Конституция?

- Возьмите Конституцию, прочитайте.

Учитель приближается к каждому по очереди, дает возможность высказаться каждому столу.

- Мой вывод по поводу вашей активности на уроке? Я думаю, что самыми активными были партнёры за столом под №……. Вам оценка «пять».

- (Россия, Российская Федерация) 

- (Россия, Российская Федерация)

- они равнозначны.

-В Конституции РФ

- Основной Закон нашего государства

- В Конституции РФ гл.1,ст.1,п.2..
(зачитывают  статьи 1 из Конституции) .

Осознание своей идентичности

Определение своей позиции

Понимание культурного многообразия, толерантность, осознание идентичности как гражданина страны

Определение своей позиции

Применение понятийного аппарата

Применение знаний, систематизация информации

систематизация информации

Умение работать с учебной информацией

Использование различных источников информации

Решение творческой задачи, представление результатов, обоснование

Обобщение фактов

СЛАЙД 9

  1. ЭЙ АР ГАЙД

(5 мин)

Презентация решения

(10 мин)

Рефлексия и оценивание

СЛАЙД 9

ЭЙ АР ГАЙД

(1 мин)

(3 мин)

- На ваших столах лежат подписанные карточки под №3. Прочитайте внимательно утверждения, и заполните колонку «ДО».  

Просмотр видеоролика.

- Заполните колонку «ПОСЛЕ».  

- Изменилось ли ваше мнение. Обсудите с партнёром по лицу. Начинает партнёр под буквой А. …..(30сек)….

- Говорит партнёр под буквой Б …… (30 сек)…..

- Кто-то может поделиться своим мыслями? Или, возможно, вам понравились рассуждения вашего партнёра и вы бы хотели их озвучить? ……

Опрос.

Учащиеся заполняют колонку «ДО».

Внимательно смотрят видеоролик. Формулируют новые знания.

Учащиеся заполняют колонку «ПОСЛЕ».

Обсуждение.

Беседа. Обмен мнениями.

Освоение традиций, уважение к культуре своего народа, страны.

Обучающая структура.

Изучение информации из исторических источников, овладение целостными представлениями об историческом пути своей страны.

Коллектив. работа, взаимодействие в школе, представление результатов своей деятельности.

СЛАЙД 10

+ изображения герба, флага, текст гимна.

  1. КОНЕРС.

(Физразминка + определение домашнего задания)

(3 мин)

На стене прикреплены изображения: (справа) герба, (слева) флага,(у доски) гимна.

-Ребята, немного разомнёмся. Вы видите – вот здесь изображение герба, здесь – изображение флага, и здесь – текст гимна. Подойдите к изображению того символа, о котором вы наиболее осведомлены. ………

- Обсудите свой выбор. ……

-Чтож, я могу сделать вывод, что лучше всего вы «подружились» с Флагом и Гимном. Значит, дома надо будет ещё раз закрепить информацию о Гербе. Домашнее задание понятно? ….. Садитесь.

Ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

Ответственное поведение.

Освоение традиций, уважение к культуре своего народа, страны.

Обучающая структура.

Систематизация новой информации. Применение

Знаний.

Регуляция своей деятельности

Представление результатов своей деятельности, оценка учебных достижений.

Сотрудничество, работа в коллективе

СЛАЙД 11

  1. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА.

Самостоятельная работа в группах. (2 мин)

- В начале нашего урока мы поставили проблему – каково значение символов для страны. Как вы думаете – мы решили эту проблему? …….

Ответы учеников.

- Возьмите карточку №4. Вы видите Модель Фрейера. На заполнение вам 2 минуты……

Учащиеся рассматривают понятия с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то , что не может являться примером)

Глубокое осознание изучаемого понятия и концепции.

Обучающая структура.

Регуляция своей деятельности

Представление результатов своей деятельности, оценка учебных достижений.

Итог

- Время вышло. Оставьте свои карточки на столах, я соберу, проверю и продавлю оценки.

Послушайте вашу среднюю оценку за урок: ……..

Спасибо всем, вы хорошо поработали! Желаю успехов!

Запись домашнего задания, проставление оценок.

Эй ар гайд

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

Ассоциация  (от лат. associare — соединять) — объединение.

формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.  

Вексиллология – наука о флагах .

Геральдика – наука о гербах.

Флаг (нидерл. vlag) — полотнище правильной геометрической (чаще всего, прямоугольной)

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба 

Гимн – это торжественная песнь, хвала и прославление в стихах или музыке.

Государственные символы (герб,флаг,гимн) – это отличительные знаки нашей страны.

Наш государственный герб – это двуглавый орел, который ныне является гербом Российской Федерации.

В центре орла помещен Георгий Победоносец, поражающий Дракона. Нынешнему государственному  гербу (который сейчас является государственным символом)  чуть более 20 лет.

На нашем гербе присутствуют короны. Сейчас три короны символизируют три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную). Но глядя на символ государства, ты понимаешь, что это твоя Родина.

Нынешний флаг нашей страны возник после распада Советского Союза. Наш  триколор – это самый массовый символ России. Когда вы видите спортсменов или официальные делегации и видите наш флаг, у вас сразу возникает ассоциация с Родиной.

Государственный гимн, то есть песня, посвященная нашей стране.Написал музыку А.В.Александров,  слова С.В.Михалков.

При исполнении гимна люди встают и мужчины снимают головные уборы.

Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, когда спортсмены побеждают на соревнованиях. При поднятии государственного флага всегда звучит гимн.

Исполнение гимна сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, а военные отдают честь и салютуют оружием.

Символы России герб, флаг, гимн – это символы единства, независимости нашего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Флаг- государственный символ России"

Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

«Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

Классный час "Государственные символы России".

Государственные символы России Внеклассное мероприятие по историидля обучающихся 5-7 классов Цель: воспитание на примере изучения государственной символики и ее истории патриотизма и г...

Урок на тему "Государственные символы России"

Урок обществознания в 9 классе....

Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"

Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....