ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»
методическая разработка по внеклассной работе (8,9,10,11 класс) на тему

Бокова Светлана Александровна

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях.  По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношениях к политике, своему государству и к своей Родине.
Данное занятие способствует закреплению знаний учащихся о символах Российской Федерации, об их  назначении и роли в жизни граждан страны.
Способствовует принятию личностью государственной символики как общественной ценности; воспитывает у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Viktorina.zip16.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

ВИКТОРИНА «Колесо истории»

на тему:   «Государственные символы России»

для учащихся 8-9 классов

Цель: 

  1. Закрепить знания учащихся о символах Российской Федерации, об их  назначении и роли в жизни граждан страны.
  2. Способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотизм.
  3. Развивать у детей кругозор, мышление, потребность в достижении успехов в деятельности.

Подготовительная работа: перед мероприятием целесообразно провести классный час на тему  «Государственные символы России», изучить соответствующую литературу, подобрать наглядные пособия.

Наглядность и оборудование: эпидиаскоп и экран, запись Государственного гимна РФ, рисунки учащихся.

Название викторины можно написать, раскрасив буквы в цвете триколора флага России.

 На экран проецируются рисунки красновоскового оттиска печати XV века; герба Российской империи; герба РСФСР; герба современной России; различных флагов: Андреевского, знамени Вооружённых сил России.

                                                        Ход мероприятия

1-й чтец.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории вместе повернём,

О путях России свой рассказ начнём,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

2-й чтец.

Свет добра, величие и силу

Сквозь века несла народам Русь.

Жизнь моя, любовь моя,  Россия,

Я твоей судьбой горжусь.

3-й чтец.

Славлю путь твой благородный,

Твой неповторимый путь.

Вечно будь, страна моя, свободной

И счастливой будь!

Ведущий.

- Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.

         Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях; любое надругательство над ними наказуемо.

          По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношениях к политике, своему государству и к своей Родине.

          А русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего отечества.

Представление команд.

       -  На нашей викторине встречаются две дружины.

Приветствуем дружину «Русичи» с девизом: «Русоволосые и сероглазые, лицом все светлые и сердцем славные!» (хором), воевода…

       

 Приветствуем дружину «Братья славяне» с девизом:

                     Воевода.                   

                                 Своею статью все пригожие,

                                  Все разные и похожие,

                                  Зовётесь ныне  - россияне,

                                  Издревле, кто вы?

                      Дружина.

                                  Мы – братья славяне!

Воевода…

            - Представляем наших судей, которые будут смотреть и оценивать знания, смекалку команд.

Звучит  музыка из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» (финал оперы «Славься»).

1 –й тур «Дальше… дальше… дальше…»

Для ответа каждой команде отводится 1 минута.

                                          Вопросы для тура

  1. Назовите символы государства. (Герб, флаг, гимн.)
  2. Торжественная песня - символ государства. (Гимн.)
  3. Наука, изучающая государственную символику. (Геральдика.)
  4. Что означает слово «флаг»? (Сжигать, озарять, гореть.)
  5. Назовите цвета Государственного флага РФ в порядке их расположения. ((Белый, синий, красный)
  6. Как расположены бело-сине-красные полосы на Российском флаге? (Горизонтально.)
  7. Как выглядит Андреевский флаг? (Синий косой крест на белом поле.)
  8. Кому Пётр I передал в 1705 году флаг бело-сине-красный? (Торговым судам.)
  9. Чьим символом является Андреевский флаг? (Военно-морского флота.)
  10. Кто дал военно-морскому флоту Андреевский флаг? (Пётр I в 1705 году.)
  11. Куда смотрит двуглавый Орёл на гербе России? (На Запад и на Восток.)
  12. Каким был флаг СССР? (Красного цвета с изображением серпа и молота.)
  13. Когда был написан первый гимн России? (В 1833 году.)
  14. Что символизируют СКИПЕТР  и ДЕРЖАВА? (Незыблемость устоев нашего Отечества.)
  15. Что символизирует щит на груди Орла с изображением Святого Георгия Победоносца? (Подчёркивает роль Москвы как собирательницы и защитницы земель русских, державную преемственность России и Руси Московской.)
  16. До какого года герб Российской империи с двуглавым Орлом олицетворял нашу державу? (До 1917 года.)
  17. Кем устанавливаются размеры флага, его цветовая гамма? (Верховной властью страны.)
  18. Кто в России утверждает флаг? (Государственная дума и Президент.)
  19. Назовите дату введения нового Государственного герба в России. (30 ноября 1993 года.)
  20. Что означает потеря знамени во время боевых действий? (Ликвидация полка.)
  21. Какие бывают флаги? (Военные флаги-знамёна, торговые, штандарты глав государств.)
  22.  По геральдическим условиям, какая символика древнее – флаговая или символика герба? (Символика герба всегда древнее флаговой.)
  23. По геральдическим канонам, из чего заимствуются цвета, входящие в состав национального флага? (Из государственного герба.)
  24. В соответствии с геральдическими принципами, какой флаг в России имеет право на существование прежде всего? ( Чёрно – золото – белый.)
  25. Назовите дату постановления Верховного Совета России  считать официальным флагом РФ бело-сине-красный. (21 августа 1991 года.)
  26. Какого цвета был государственный флаг Российской империи с 1858 по 1883 год.  (Чёрно-жёлто-белый.)
  27. Основные регальные цвета власти московских князей и царей. (Красный, золотой, белый.)
  28. Любимые цвета русского народа. ( Красный, синий, белый.)
  29. Какая музыка исполнялась в России в качестве гимна с 1991 по 2001 гг.? (Музыка из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».)
  30. Кто авторы и композитор второго гимна СССР? (Музыка – А.В.Александров, авторы текста – С.В. Михалков и Г.Г.Эль – Регистан.)
  31.  Государственный гимн с 1917 по 1943 гг. («Интернационал» - международный пролетарский гимн.)
  32. Какую мелодию наигрывали часы на Спасской башне Московского Кремля до 1917 года? («Боже, царя храни».)
  33. Какое знамя стало Знаменем Вооружённых сил России? (Красное Знамя.)

33. Как назывался у русичей до крещения Руси всадник с копьём? («Ездец».)

34. В кого превратился «Ездец» после крещения Руси? (В Святого Георгия Победоносца.)

2–й тур «Заморочки из бочки»

  1. Одно из древних символов Русского государства – знамя, бывшее с русским войском при штурме Казани в 1152 году. Ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Что это за знамя? (Красное знамя «Всемилостивейшего Спаса».) (2 балла.)
  2. По преданию, на поле Куликовом воинов  вдохновляла икона-хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. Этот стяг-знамя был тёмно-багряного цвета. Он был вручен со словами: « Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов». Кто вручил это знамя и какому полководцу? (Сергий Радонежский князю Дмитрию.) (2 балла.)
  3. Во время Великой Французской революции 1792 года молодой офицер-сапёр. Капитан Руже де Лиль сочинил песню, назвав её «Боевая песня Рейнской Армии». Под каким названием известна сейчас эта песня-гимн? («Марш марсельцев», сокращённо «Марсельеза».) (2 балла.)
  4. За несколько веков в своих когтях Орёл держал разные символы власти, какие? (Крест, меч, державу, просто яблоко, Евангелие, пальмовую ветвь, молнии, скипетр.) (1 балл.)
  5. Иван III позаимствовал изображение двуглавого орла с коронами на голове в новом гербе у византийцев. Кто привёз из Византии этот символ? (Софья Палеолог – наследница византийского престола, вторая жена Ивана III.) (2 балла.)
  6. Этот правитель в первый раз изменил русский герб со времён Ивана III. (Михаил Фёдорович (1613 – 1645) – первый царь династии Романовых.) (1 балл.)
  7. Какую «геральдическую» реформу провёл Александр II ? (Появились большой, средний и малый гербы, различавшиеся степенью сложностью рисунка.) (1 балл.)
  8. Что символизировали три короны над головами Орла? (Символ Святой Троицы, позднее – символ единства трёх братских народов – русского, украинского и белорусского.) (1 балл.)

3–й тур «Конкурс воевод»(домашнее задание)

«Преданья старины глубокой»

Ведущий.

       Символы – это живая история, легенда о прошлом и настоящем, о жизни и славных делах народа и государства. В этом убедят нас воеводы, приведя примеры из истории России.

Возможные рассказы.

  1. Вновь построенный корабль проходит обряд крещения. На русском императорском флоте при спуске корабля служили торжественный молебен в присутствии государственных сановников. Иногда царя и членов императорской семьи. Во время молебна судно и поднятые флаги (императорский штандарт, кормовой Андреевский флаг и гюйс) окроплялись святой водой. И под звуки национального гимна и салюта судно спускали на воду. Кораблям давались имена в честь военных побед, выдающихся государственных деятелей, полководцев, святых или мифических героев («Полтава», «Гангут», «Аскольд», «Дмитрий Донской», Император Александр III», «Князь Суворов», «Св. Пётр», «Аврора»).
  2. Героизм моряков возвеличивалась слава русского военно-морского флага. Охрана его в бою являлась священной заповедью каждого моряка.

«Все воинские корабли российские, - гласил первый петровский морской устав 1720 года, - не должны ни перед кем спускать флага».

Это требование свято исполняется и поныне.

В 1806 году в Адриатическом море близ берегов Далмации бриг «Александр» подвергся нападению пяти французских кораблей, которые намеревались захватить его. Командир брига лейтенант И.Скаловский обратился к экипажу: «Помните, что мы, русские, плаваем вдали от нашего Отечества… Мы находимся здесь не для того, чтобы считать врагов. А бить их. Мы будем биться с врагами до последнего снаряда, до последнего человека, но не сдадимся. И я уверен, что экипаж «Александра» высоко будет держать честь своего флага…»

Неравный бой длился несколько часов. Трижды французы пытались взять русский корабль на абордаж, и трижды были отбиты. В итоге ожесточённой схватки два вражеских корабля были уничтожены артиллерийским огнём. Третий спустил флаг и сдался в плен. А остальные бежали.

      3. В историю нашего флота навсегда вошёл героический подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «кореец». Во время русско-японской войны 1904-1905 годов русские корабли не раз вступали в бой с превосходящим по силам противником, дрались до последнего снаряда и погибали, но не сдавались врагу.

В песне «Стерегущий», написанной композитором К. Листовым и поэтом В.Гуяновым, есть такие слова:

                            В бездну морскую

                            Ушёл «Стерегущий»,

                            Сердцем равняясь

                            На крейсер «Варяг».

                            Пал миноносец,

                            Но не был спущен

                            Гордый Андреевский флаг!

4. Было много подобных подвигов и в годы Великой Отечественной войны. Вот лишь один из них. 10 августа 1941 года в неравном бою с тремя фашистскими эсминцами на сторожевом корабле «Туман» был сбит флагшток. Раненый рулевой Константин Семёнов бросился к флагу и вместе с флагштоком высоко поднял его над головой. Осколком Семёнов был ранен вторично. На помощь ему пришёл радист Виктор Блинов. Бело-голубое полотнище с красной звездой, серпом и молотом продолжало реять над кораблём.

5. В «Слове о полку Игореве» говорится: « В поле Русь, с багряными щитами,/ Длинным строем изрядилась к бою,/ Алча чести, а для князя славы…/Всё дружине храброй отдал Игорь,/ Красный стяг один себе оставил,/Красный стяг, серебряное древко…»

4–й тур «Творческий конкурс»

(домашнее задание- конкурс стихов)

Ведущий.

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

- Дружины тоже скажут хвалебное слово, исполненное гордостью, символам России.

5–й тур «Ты – мне, я - тебе»

    Воеводы задают друг другу вопросы.

6–й тур «Заработай дополнительный балл»

(конкурс для болельщиков)

Конкурс на знание слов Государственного Российского гимна,

конкурс на лучшее стихотворение о Родине.

7–й тур «Гонка за лидером»

  1. Что означает расположение полос Российского Государственного триколора? (Древнерусское понимание строение мира: внизу – мир физический, красный; выше – небесный, голубой; ещё выше – мир божественный, белый.)
  2. Почему красный, синий и белый – любимые цвета русского народа? (Красный соотносился с храбростью, удалью; подвенечный наряд невесты был красного цвета. Русские крестьяне и казаки одевались в синие кафтаны и рубахи, подпоясывались красными кушаками. Белыми называл народ свою веру и царя государя.)  
  3. Назовите авторов и композитора первого гимна России. (Первая строчка взята из английского гимна «Боже, храни короля!», две следующие принадлежат А.С. Пушкину, остальной текст написал поэт В.А. Жуковский, композитор А.Ф. Львов.)
  4. Каким правителем создана первая общегосударственная печать, от которой ведёт начало символика Российского державного герба.  (Первый государь объединённой Руси Иван III.)
  5. Что было изображено на печати Ивана III? (Всадник, поражающий копьём дракона и двуглавый орёл с коронами на головах.)
  6. Что означает изображение всадника, поражающего копьём змея? (Борьба со злом, постоянная готовность защищать свою страну, многолетняя борьба с многочисленными врагами.)
  7. Какой элемент ввёл в русский герб царь Михаил Фёдорович Романов? (Третья корона над головами Орла.)
  8. Какое слово для обозначения флага было с глубокой древности у восточных славян? («Стяг».)
  9. Что изображалось на стягах русских дружин? (Языческие боги, русские святые.)
  10. Как назывались стяги с изображениями русских святых? (Иконы-хоругви.)
  11. Что символизируют цвета Российского триколора? (По русским обиходным понятиям XVII -    XIX вв. красный (“жаркой”) символи зировал отвагу, войну, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь, самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий - небо, целому дрие, верность, духовность, веру. Бе лый - “нетленное совершенство”, мир, чистоту, правду, благородство, совер шенство, невинность.)
  12. С чьим именем связывают историки первое появление трёхцветного флага? (Появление в России трёхцветного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича.)
  13. Когда и где был поднят первый Российский трёхцветный флаг? (Впервые он был поднят в 1667 г. на первом отечественном корабле «Орёл».)
  14. Как выглядел первый Российский триколор? (Флаг этот представлял собой белое полотнище с прямым синим крестом и двумя красными прямоугольными полями.)

Подведение итогов. Награждение.

1 –й чтец.

Мы отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

2 –й чтец.

Ждёт тебя за труд награда –

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

3 –й чтец.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

        4 –й чтец.

      Вспоминай их добрым словом –

      Слава им, борцам суровым,

      Слава нашей стороне!

      Слава русской старине!

          5 –й чтец.

          Времена теперь другие,

           Как и мысли и дела.

           Далеко ушла Россия

           От страны, какой была.

           Умный, сильный наш народ

          Свою землю бережёт.

          А преданья старины

          Забывать мы не должны.

          Слава русской старине!

          Слава нашей стороне!

         

В сценарии использованы стихи Н. Кончаловской.

Использованная литература

  1. Алексеева А.Н., Грачёва И.В., Качаева М.А. Мир русской души. – Рязань, 1998.
  2. Барабин А.  Как появился двуглавый орёл в гербе России // Наука и жизнь, 2001, № 3.
  3. Голубева Т.С.  Государственная символика России // Начальная школа, 2001, №     7.
  4. Дыгало В.А.  Откуда и что на флоте пошло. 2-е издание. – М., 1991.
  5. Каменцева Е.И., Устинов Н.В.  Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.
  6. Кармаков П.К.  О символах и эмблемах // Ступени. Вожатый, 1991. 3 9-10. с.20 – 28.
  7. Мамаев К. Флаги рассказывают. – Л., 1972.
  8. Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М., 1994.

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Государственные символы России"

Урок обществознания в 9 классе....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов Тема: Государственные символы России

Цель мероприятия:Развитие у учащихся гражданского самосознанияЗадачи:Ознакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;Способствовать разви...

Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"

Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....

классный час на тему "Государственные символы России"

Использовать материал во внеурочной деятельности...

Презентация к классному часу на тему "Государственные символы России"

Презентация к классному часу на тему "Государственные символы России"...

Викторина «КОЛЕСО ИСТОРИИ» на тему: «Государственные символы России»

Цель:Закрепить знания, учащихся о символах Российской Федерации, об их назначении и роли в жизни граждан страны.Способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности; в...