классный час на тему "Государственные символы России"
классный час (8 класс) по теме

Использовать материал во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час (8-9 класс)

Государственные символы России: история и современность.

Актуальность занятия: на уроках истории, классных часах ученики 8-9 классов получили отдельные сведения о Государственных символах России (например, история российского герба рассматривается в 6 классе при изучении темы «Иван III», история российского флага при изучении темы «Реформы Петра I» в 7 классе).  Данное же занятие позволяет обобщить полученные знания по истории становления  Государственных символов России, отразить взаимосвязь их развития и истории страны.

Кроме того, занятие направлено на формирование правовых знаний учащихся по проблеме Государственных символов России, ученики получат возможность изучить соответствующие законы РФ, аргументировано вести дискуссию по таким вопросам как, например: можем ли мы по своему усмотрению использовать такие Государственные символы как Флаг, Герб, Гимн?  Данный подход к выбору темы классного часа соответствует и государственному стандарту по обществознанию (в 9 классе ученики изучают правовую сферу жизни общества) и по истории России (заканчивается изучение истории России первого концентра – изучением истории страны в XX веке).

Таким образом, цель занятия - воспитание на примере изучения государственной символики и ее истории патриотизма и гражданственности учащихся.  

  Компетенции, формируемые на занятии:

  1. Знания о взаимосвязи истории становления и развития Государственных символов России и истории страны
  2. Развитие умений формулировать вопросы и вести диалог, аргументировано предъявлять свою позицию
  3. Использование различных источников при подготовке к занятию, таких как, специальную литературу, электронные учебники, законы РФ
  4. Использовать ИКТ в работе на занятии

Форма проведения занятия: интерактивная беседа с использованием ИКТ, элементов  ролевой игры, учебная дискуссия

 Подготовка к занятию:

  1. Группа учащихся «знатоки» готовит презентацию «Государственные символы России»
  2. Группа учащихся «эксперты» проводит экспертизу по проблеме «Наше знание законов РФ о Государственной символике» (анкетирование учащихся параллели 9 классов)
  3. Группа учащихся готовит сценку «Наше отношение к государственным символам…»
  4. Группа учащихся-консультантов изучает законы РФ «Уголовный кодекс РФ» «Кодекс РФ об административных правонарушениях», «Закон о Флаге РФ», «Закон о Гербе РФ», «Закон о Государственном гимне РФ»
  5. Остальные учащиеся класса выступают в роли «знатоков» и «представителей общественности», изучают справочную и научно-популярную литературу по теме.

   Ресурсный материал:

  «Уголовный кодекс РФ»

  «Кодекс РФ об административных правонарушениях»

  «Федеральный Закон о Флаге РФ»

  «Федеральный Закон о Гербе РФ»

  «Федеральный Закон о Государственном гимне РФ»

  Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и            Мефодия» 2006 год

  Соболева Н.А Российская государственная символики М.,2003

  Дегтярев А.Я. История российского флага М., 2000

  Энциклопедия для детей М., Аванта + 2000

 Приглашение гостей-консультантов на занятия:

Инспектор по делам несовершеннолетних и защите их прав, школьный инспектор

  Ход занятия:

  1. Вводное слово учителя, введение в тему занятия, постановка целей для учащихся

На уроках истории и обществознания, на тематических классных часах мы вели разговор о Государственных символах России, их истории и значению для нашей страны, поэтому сегодня на занятии мы имеем возможность:

 - обобщить полученные знания по истории становления  Государственных символов России,

 - проанализировать значения государственной символики для нашей страны

 - сформировать собственную позиции, своего личного отношения к государственным символам России, опираясь на нормы российского права.

  1. Работа с презентацией Государственные символы России

Представляют презентацию два учащихся из группы «знатоки», остальные в это время работают членами жюри конкурса «Лучший знаток истории Государственных символов России». Конкурс проводится для актуализации знаний учащихся, формирование устойчивого интереса к поставленной проблеме во время презентации

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в презентации, «жюри» оценивает работу следующим образом:

  2 балла за полный ответ;

  1 бал за частичный ответ;

  Итоги подводятся в конце занятия. Лучшие знатоки награждаются сертификатами.

 Примерные вопросы:

  1. Знаете ли вы, где впервые в мире были обнаружены изображения двуглавого орла?

  2. Что означают три короны в гербе, скипетр и держава?

  3. Что означают три короны в гербе, скипетр и держава?

  4. Какие события в истории страны в XVIII в. повлияли на изменения в ее гербе?

  5. Откуда у российского орла появились мальтийский крест и орден?

  6. За что герб России был лишен в 1917 году своих регалий? Каких?

  7. Почему Россия в 1993 году вернулась к прежнему варианту герба?

  1. Как на примере истории российского герба проявляется преемственность истории нашей страны?
  2. Как вы считаете, должен ли меняться герб?
  3. Почему после распада СССР в 1991 году никто из независимых государств не использовал символику Советского Союза?
  4. Кто и когда учредил в России Андреевский флаг? С какими событиями истории нашей станы это связано?
  5.  Когда флаг вновь стал официальным символом России?  Где сегодня мы можем увидеть Андреевский флаг?
  6. Когда в России впервые появился трехцветный флаг?
  7. Известно, что цвета Российского флага имеют глубокий символический смысл. Каково толкование каждого цвета?
  8. Когда россияне отмечают День государственного флага РФ?
  9. Почему Знамя Победы является одним из символов современной России?
  10. Каково значение слова гимн?
  11. Кто автор гимна российской империи «Боже царя храни»?
  12. Какому гимну принадлежат слова: «Мы наш мы новый мир построим»?
  13. Когда прозвучал новый гимн СССР на музыку А. Александрова и слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана?

 3. Интерактивная (дискуссионная часть)

    «Наше отношение к Государственным символам России: мнение и закон»

  1.  Сценка «Наше отношение к государственным символам…». Разыгрывается ситуация в которой один из «героев» считает, что он может поместить любой государственный символ страны себе на майку, бейсболу, спортивные брюки и т.п. Он считает, что закон его не может ограничить в этом, так как тем самым он проявляет свой патриотизм и гражданственность. Другой «герой» его в этом пытается переубедить, доказывая, что Государственные герб и флаг не могут быть приравнены к простому изображению, что используя из таким образом, проявляется не патриотизм, а бескультурье и неуважение к государственным символам.
  2. Слово предоставляется «экспертам», которые проводили опрос-анкетирование по проблеме и представляют свои результаты и выводы

       Выводы: большая часть респондентов считает, что может достаточно свободно использовать Государственные символы РФ, причем считают, что  действуют в рамках закона. Большой процент респондентов не уверены в своих ответах.

           Итак, попытаемся разобраться в проблеме своего отношения к государственным  Символам России.

  1. Организация дискуссии: вопросы аудитории:

      1. Что Вы думаете по поставленной проблеме использования государственной символики?

      2.  Является ли это проявлением патриотизма и гражданственности?

      3.  Подберите аргументы ЗА и ПРОТИВ.

  1. После того, как учащиеся высказали свое мнение, слово предоставляется группе «консультантов». Что говорит закон по нашей проблеме?

        Тезисы выступления консультантов: в законе определены ситуации, в которых использовать государственные символы нужно обязательно. Например, флаг РФ всегда поднят на зданиях высших федеральных органов власти, на посольствах России, на военных кораблях. Он вывешивается на улицах в дни государственных праздников и выставляется в залах заседаний парламента, правительства, судебных заседаний, в кабинете Президента РФ. Изображение флага наносится на российские воздушные суда, космические аппараты, корабли.

 Государственный герб обязательно помещается на документы, удостоверяющие личность российского гражданина, на бланки федеральных законов, на печатях государственных органов, организаций и учреждений, на фасадах зданий федеральных органов государственной власти и в рабочих кабинетах руководителей этих органов. Изображение герба есть на боевых знаменах военных частей, военных кораблях и на основных пограничных столбах.

Таким образом, закон не оговаривает возможность использования гражданами флага и герба произвольно, по своему усмотрению. Однако, те случаи, которые оговорены в законе, позволяют сделать вывод о том, что использовать Государственные символы России абсолютно свободно граждане не могут.

  1.  Слово предоставляется приглашенному гостю, инспектору по делам несовершеннолетних и защите их прав, школьный инспектор

     Инспектор предлагает ребятам познакомиться со статьями Уголовного кодекса РФ глава 32 ст. 329 «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации» - наказывается ограничением свободы сроком до двух лет, либо арестом сроком от трех до шести месяцев.

    Кодекс РФ об административных правонарушениях глава 17 ст 17.10  

 «Незаконные действия по отношению к государственным символам РФ» - использование Государственного флага РФ, Государственного герба РФ или государственного гимна РФ в нарушении установленных правил влечет  наложение  административного штрафа на граждан.

Ученикам предлагается сделать вывод после знакомства со статьями закона.

4. Рефлексия, подведение итогов занятия.  Каждому ученику предлагается ответить на вопросы:

         1. Что сегодня на занятии для вас оказалось новым?

         2. Можете ли вы аргументировано объяснить вашему сверстнику как необходимо относится к Государственным символам России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Символы России"

На классном часе мы коснулись символики вообще и подробнее остановились на гербе как символе государства....

Классный час "Государственные символы России".

Государственные символы России Внеклассное мероприятие по историидля обучающихся 5-7 классов Цель: воспитание на примере изучения государственной символики и ее истории патриотизма и г...

Классный час « О символах России »

Классный час « О символах России »  знакомит пятиклассников с историей государственных символов....

Классный час о государственных символах России

Классный час с красивой и подробной презентацией о флаге, гербе и гимне России, с фотографиями и историческими сведениями...

Методическая разработка классного часа Тема: «Государственные символы России»

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»...

Классный час «Официальные государственные символы России».

Представлен информационный материал к классному часу "Официальные государственные символы России"....

Презентация к открытому классному часу по теме "Символы России"

Презентация может быть использована в качестве дополнительного видеоматериала для внеклассного мероприятия (классного часа) по теме "Символы России", а также в качестве вспомогательного мате...