Конспект урока «Права человека»»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Дубкова Александра Александровна

Данный конспект урока рассчитан для учащихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_cheloveka.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Права человека»

Задачи:

  1. Сформировать представление о правах человека, познакомить их с основными документами о правах человека, историей их создания, формирование уважения к основным общечеловеческим ценностям.
  2. Развитие умения работать с документами, анализировать их, высказывать свое мнение.
  3. Развитие интереса и изучаемой теме.

Оборудование урока:

Упрощенный вариант Декларации, Щабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права»/ Книга для учащихся – М: Вита – Пресс, 2005., Рисунки учащихся.

Учитель

    Ребята, наш с вами сегодня урок не совсем обычный. На уроке нас сегодня много, учащиеся 5-9 классов.

Давайте нашу встречу начнем сегодня с небольшой разминки «Визитная карточка».

Представьте себе, что каждый класс к нам сюда приехал из разных стран, например Великобритании, России, Франции, Китая и т.д.

Вы сейчас получите карточки со словами, ваша задача составить рассказ о себе, своей стране, школе….

- работа учащихся с карточками.

-сообщения учащихся

     Учитель

Итак, ребята, мы все с вами такие разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность….Но у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что это?

Да, это наши права. Сегодня наша с вами задача, познакомиться с правами человека, документами в которых наши права записаны и с историей их создания.  Наша встреча не случайна, ровно 60 лет назад был составлен очень важный для всех людей Международный документ, Всеобщая Декларация прав человека, в котором закреплены базовые права человека.

 День рождения этого документа -10 декабря 1948 г. 

Обратите внимание, что этот документ появился только в середине 20 века. Но идея  прав человека имеет долгую историю, и своими корнями уходит в далекое прошлое.

И прежде чем говорить о Декларации 1948 г., давайте немного вспомним и узнаем, что же было до этого.

Несколько тысячелетий назад все общество можно было разделить на бедных и богатых, свободных и зависимых.

Как правило, только у богатых были права. У бедных были только обязанности. Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.

Давайте проследим, как это происходило в разных государствах мира, в различные исторические эпохи и сделаем выводы.

Как жилось простому народу в Древнем мире, например, в Древней Греции, и были ли, у них права расскажет нам:

ученик

Греция.

  Лучшими землями, в Греции владели богатые люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжким трудом.

     В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или  серебро у богатого соседа. На участке бедняка ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг – отберут у него участок. А как дальше жить без земли? Поневоле становился он батраком у богача: за пищу, одежду и обувь пахал поле, давил виноград, собирал оливки.

      Или же продолжал работать на своем бывшем участке: но при этом лишь одну шестую часть урожая оставлял себе, остальное отдавал за пользование землей новому ее владельцу. И  если несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать, жену, детей, самого себя в рабство. Богатый хозяин мог послать бедняка на любые работы, даже продать на чужбину.

    Такими порядками были недоволен весь простой  народ. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы  призывали бороться против власти и добиться права самим управлять государством. Народ требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

   

Учитель

Также тяжело жилось простому народу в Древнем Двуречье.

Об этом нам расскажет -

Почти сто лет назад археологи нашли большой столб из черного камня. Главное, что было написано на этом черном камне, - законы Хаммурапи. По этим правилам, установленным царем, а не по собственному произволу судьи должны были разбирать споры между людьми.

 Царь угрожал правителям, которые посмеют изменить законы. Боги тогда нашлют на всю землю голод, потоп, болезни.

Порою судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли тогда погрузиться в воду. Если он утонул – значит, значит бог реки забрал его к себе как виноватого.

Учитель

А сейчас ребята давайте познакомимся с законами Хаммурапи и сделаем свои выводы.

Из законов Хаммурапи о преступлениях

- Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен

-Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен

-Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку

-Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

Учитель

Не все в Вавилонии были равны перед законом. И если раб оскорблял свободного человека, то по царскому закону ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господина.

В Период средних веков  также людям жилось очень трудно, и они пытались бороться с неограниченной властью своих правителей.

И именно в этот период люди добиваются первых результатов.

Ученик

Одним из первых государств, где простые  люди добились ограничения власти своего правителя, была Англия. Именно в Англии король в 1215 году  подписал и скрепил своей печатью требования восставших. Так появилась Великая хартия вольностей.

Самой важной в хартии была статья 39: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан… иначе, как по законному приговору равных и по закону страны».

Период нового времени, 16-19 века, не были исключением, люди боролись за свои права.

Ученик

     В начале 17 века англичане образуют в Северной Америке колонии. Постепенно на Атлантическом побережье образовалось 13 колоний, население которых составляло около 2,5 млн человек.

    Пока колонистов было мало, индейцы относились к ним как к друзьям. Индейцы научили колонистов жить в Новом  Свете, а европейцы отплатили тем, что отобрали у них землю, заставили их трудиться от зари до зари. Грубость, насилие, со стороны новых хозяев, вызывали недовольство. В результате войны за независимость, свободу и справедливость, в конце 18 века, в США  была принята Декларация об отделения от Англии – 4 июля 1776 года.

Декларация независимости США. 4 июля 1776 года.

Все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью……

Учитель

«Все люди рождаются свободными и равными в правах», - гласит первая строка знаменитой Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 августа 1789 года, во Франции.

Декларация провозглашала право человека на жизнь, свободу и равенство, свободу слова, печати.

В сентябре 1791 года Учредительное Собрание приняло первую в истории Франции Конституцию, которая ограничила  сильную власть короля

     Самыми тяжелыми испытаниями 20 века, для всего населения,  стали первая и вторая мировые войны. Во второй мировой войне участвовало 61 государство. Боевые действия велись на территории 40 стран. Общее число погибших составило 55 миллионов человек, из них 27 млн. советских людей. С лица земли были стерты тысячи городов и деревень. Человечество заплатило огромную цену за победу над захватчиками.

    Война показала, что вооруженные конфликты в современном мире грозят уничтожением человечества в целом, всего живого на земле.

    После окончания  Второй мировой войны, в 1945 году многие государства мира собрались и решили создать организацию, целью которой была – поддержание мира между народами.

Такой организацией стала – ООН.

Официальная дата создания ООН – 24 октября 1945 г.

   В 1948 году была организована Комиссия по правам человека,

В состав которой вошли представители 14 стран – участниц ООН. Эта комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года, в Париже.  К этому моменту в ООН было 56 стран – участниц.

Давайте обратимся к этому документу. В 30 статьях Декларации перечислены все основные права человека.

Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли и наши соотечественники  Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз).

Ребята, вы заранее познакомились с текстом Декларации, и давайте мы с вами обсудим, какие на ваш взгляд, права являются самыми важными.

-обсуждение вопроса.

Ребята, это очень хорошо, что вы выбрали определенные права, но права, которые перечислены в этом документе, все очень важны.

Международные документы, защищающие права человека,

- Всеобщая Декларация прав человека

-Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

-Декларация прав ребенка

-Пакт об экономических, социальных и культурных правах

-Пакт о гражданских и политических правах

-Конвенция о правах ребенка.

 являются фундаментом нашего основного закона страны – Конституции РФ.

Первой в Советском государстве была Конституция РСФСР 1918 года. Сегодня у нас действует Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. (обращение к тексту)

Одно из ведущих мест в Конституции РФ занимает глава 2 – «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит 48 статей.

Основные наши права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать:

- работа с таблицей.

Личные

-право на жизнь (Спарта) – ст. 20

-право на защиту от пыток и насилия – ст. 21

-право на личную и семейную тайну – ст.23

-право на тайну переписки, телефонных  - переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений – ст. 23

Политические

-право на свободу мысли и совести – ст. 29

Мнения, критика, ограничения – призыв к войне, ненависть к другим народам..

- каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод – ст.46

-право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства – ст.27

До отмены креп. Права не могли уйти.

-право на участие в ведении государственных дел  - ст.32

Социально-экономические

и культурные

- право на труд и свободный выбор профессии – с. 37

-право на отдых и досуг – ст. 37.5.

-на охрану здоровья и медицинскую помощь – ст. 41

- социальное обеспечение  - ст. 39.

- право на образование – ст. 43.

Конституция государства закрепила ряд важных обязанностей граждан:

  1. Каждый должен беречь памятники культуры – ст. 44.3
  2. Каждый должен платить налоги и сборы – ст. 57
  3. Гражданин должен сохранять природу – ст. 58
  4.  Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Таким образом, права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.

В конце нашего занятия, попробуем себе построить идеальное маленькое государство и придумать новые законы, а может быть взять многие права из Конституции РФ. Для этого, выберем Президента и напишем новые законы, по которым будет жить придуманная страна.

Возможно,  в канун Нового года, ваши детские мечты сбудутся.

Я вам желаю мирного неба над головой, пусть ваши права никогда и никто не нарушает

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Из законов Хаммурапи о преступлениях

(1792-1750 гг. до н.э.)

- Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен

-Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен

-Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку

-Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

Великая хартия вольностей. 1215 г.

Статья 39: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан… иначе, как по законному приговору равных и по закону страны».

Декларация прав человека и гражданина

26 августа 1789 г.

  1. Все люди рождаются свободными и равными в правах.
  2. Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
  3. Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому..
  4. Закон должен быть равный для всех.
  5. Никто не может быть  тревожим за свои убеждения, даже религиозные, если их проявления не нарушают общественного порядка, установленного порядком..

Показатели

Первая

мировая война

Вторая

мировая война

Участвовало всего государств

34

61

Количество государств,

на территории которых шли действия

14

40

Общее число погибших, млн чел.

10

55

(27 советских граждан)

ЛИЧНЫЕ

Ст. 20

-право на жизнь

Ст. 21

-право на защиту от пыток и насилия

Ст. 23

-право на личную и семейную тайну

Ст. 23

право на тайну переписки, телефонных  - переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

И

ГРАЖДАНСКИЕ

Ст. 29

-право на свободу мысли и совести

Ст. 46

- каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод

Ст. 27

-право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

Ст. 32

-право на участие в ведении государственных дел

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

И

СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНЫЕ

Ст.37

- право на труд и свободный выбор профессии

Ст.37

-право на отдых и досуг

Ст.41

-на охрану здоровья и медицинскую помощь

Ст.39

- социальное обеспечение  

Ст. 43

- право на образование

СТАТЬЯ 1

     Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по – братски.

СТАТЬЯ 2

    Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:

-национальности, языка, расы, пола, религии;

-социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;

-величины и мирового значения его страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Правила безопасного поведения при землетрясении" 7 класс

Учебные вопросы урока:Как подготовиться к землетрясению;Как вести себя во время землетрясения;Как действовать после землетрясения....

Конспект урока "Права человека"

Урок по теме "Права человека"...

Конспект урока "Права человека" 9 класс

конспект урока по теме "Права человека" 9 класс...

конспект урока " Права человека в современном мире"

открытый урок по обществознанию в 11 классе....

Конспект урока: Права и свободы человека и гражданина.

Конспект урока: Права и свободы человека и гражданина....

Конспект урока "Права и обязанности человека"

Разработка открытого урока по Обществознанию...

Конспект урока "Правила безопасного поведения человека на природе"

Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс...