Инструкционная карта практической работы по теме "Семейное право и семейные правоотношения"
материал по обществознанию (11 класс) по теме

Афанасьева Виктория Станиславовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкционная карта к практической  работе

Тема: «Семейное право и семейные правоотношения».

Цель: формировать умения

  1. анализировать тексты законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  2. извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
  3. выполнять учебно-практические задания;
  4. решать  познавательные и проблемные задачи.

Перед началом работы необходимо знать:

  1. происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права;
  2. систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права
  3. особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом.

После окончания работы необходимо уметь:

  1. анализировать тексты законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  2. характеризовать правоотношения, регулируемые Семейным кодексом РФ;
  3. выполнять учебно-практические задания;
  4. решать  познавательные и проблемные задачи.

Литература:

  1. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014)

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ

(ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014)

Глава 1. СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

 Статья 1. Основные начала семейного законодательства

 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

 Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

 2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

 3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

 4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

 

 Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

 Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

 Статья 10. Заключение брака

 

 1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

 2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

 

 Статья 11. Порядок заключения брака

 1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

 При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

 При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

 2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

 3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

 

 Статья 12. Условия заключения брака

 1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

 2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

 

 Статья 13. Брачный возраст

 1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

 2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

 Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

 Не допускается заключение брака между:

 лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

 близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

 усыновителями и усыновленными;

 лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

 Статья 16. Основания для прекращения брака

 1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.

2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

 Статья 17. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака

 Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

 

 Статья 18. Порядок расторжения брака

Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке.

Глава 6. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

 Статья 31. Равенство супругов в семье

 1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

 2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

 3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Глава 7. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ

 Статья 33. Понятие законного режима имущества супругов

 1. Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

 Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

 2. Права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства, определяются статьями 257 и 258 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 36. Имущество каждого из супругов

1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

 2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

 3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата.

(п. 3 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Глава 13. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

 Статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

 1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

 Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.

 2. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

 3. При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них).

Выполнение работы.

Задание 1. Выделите принципы, на которых основывается российское семейное законодательство. Используйте ст.  1 Семейного кодекса РФ.

  1. неотвратимость наказания за нарушение семейных традиций;
  2. добровольность брачного союза мужчины и женщины;
  3. равенство супругов в семье;
  4. обязанность для главы семьи заботы о росте её материального благополучия;
  5. разрешение внутрисемейных споров по взаимному согласию (не допускается вмешательство  посторонних лиц в дела семьи;
  6. приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благополучии и развитии);
  7. обеспечение главенствующей роли женщины в семь

Задание 2. В приведенном ниже перечне лиц отметьте тех, которых семейное право не относит к членам семьи:

  1. супруги;
  2. родители;
  3. дети;
  4. крестная мать;
  5. дедушка и бабушка;
  6. братья и сестры;
  7. отчим;
  8. дядя и тётя;
  9. кум;
  10. мачеха;
  11. пасынок и падчерица.

Задание 3. Какие из перечисленных ниже обстоятельств, согласно законодательству, делают невозможным заключение брака?

  1. различие национальностей;
  2. одна из сторон уже состоит в браке;
  3. принадлежность к различным религиозным конфессиям;
  4. хотя бы одна из сторон признана судом недееспособной вследствие психического расстройства;
  5. отсутствие средств к существованию;
  6. брак между близкими родственниками;
  7. брак между усыновителями и усыновленными.

Задание 4. Рассмотрите ситуации, приведенные ниже. Соответствуют  ли они нормам Семейного кодекса РФ?. Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на конкретную статью Семейного кодекса РФ.

  1. Муж говорит своей жене: « Я решил, что мы в следующем месяце переедем в другой город. Как бы ты к этому не относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что ты, как жена, обязана следовать за мужем туда, куда он хочет».
  2. Гражданин К. подал губернатору жалобу на отдел ЗАГСа, указав  в ней, что сотрудники этого учреждения отказались регистрировать его брак с гражданкой С., которая живет в другом городе, но прислала письменное согласие на брак, заверенное у нотариуса.

Задание 5.  Решите задачи.

  1. Анастасия Никифорова (19 лет) и Виктор Кузнецов (17 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать брак, указали на необходимость несовершеннолетнему Кузнецову получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства. Кузнецов считает, что такое разрешение ему не нужно, так как он решением суда объявлен полностью дееспособным.

Обоснованы ли действия работников ЗАГСа?

  1. Р. обратился в суд с заявлением о расторжении брака с женой, ухаживающей в это время за их десятимесячным ребёнком. Жена не возражала против развода.

Правомочен ли суд принять к рассмотрению дело о расторжении брака супругов Р.?

  1. Гражданин Ф. написал в суд заявление, в котором были такие слова: « Прошу освободить меня от уплаты алиментов на содержании моего 16-летнего сына, так как он в настоящее время работает и имеет самостоятельный заработок».

Может ли суд освободить Ф. от уплаты алиментов. Почему?

  1. В ходе бракоразводного процесса гражданин В. ходатайствовал о присуждении ему части сервиза, полученного его супругой в подарок ко дню рождения, ссылаясь на то, что по закону имущество, нажитое в период совместного проживания супругов в браке, принадлежит им в равных долях.

Прав ли гражданин В.?  Почему?

Что узнал и чему научился?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий для выполнения практических работ по закреплению правил орфоэпии и произношения глухими учащимися на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

Данная статья представляет собой теоретический и практический материал по использованию компьютерных технологий на уроках РРС и ФП для закрепления правил  орфоэпии и произношения путём вы...

Инструкционная карта по работе в Paint.NET

Инструкционная карта может быть использована при изучении растрового редактора Paint.NET. В ней пошагово даны действия, проделав которые, можно освоить основные операции при рисовании в этой программе...

Практическая работа по химии "Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием"

Предложенный  материал представляет собой методическую разработку урока по химии по программе О.С.Габриеляна. В конспекте  описаны все этапы урока с предполагаемой деятельностью обучающихся....

Практическая работа по отраслям права

Практическая работа по отраслям права...

Практическая работа по теме "право". Работа с текстом

Практическая работа по теме "право". Работа с текстом...

Обществознание. Лекция. Семейное право и семейные правоотношения

Тема занятия: «Семейное право и семейные правоотношения»Цель занятия: - раскрыть основные положения семейного права и семейных правоотношений.Задачи: Объяснить понятие семейного права и се...

Обществознание. Задание. Семейное право и семейные правоотношения

Тема занятия: «Семейное право и семейные правоотношения»Цель занятия: - раскрыть основные положения семейного права и семейных правоотношений.Задачи: 1. Объяснить понятие семейного пр...