Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме

Бриченко Лариса Витальевна

Программа базового уровня предназначена для непрофильных классов, рассчитана на 68 учебных часов. Планирование составлено по учебнику Л.Н.Боголюбова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o-11a_2013-2014_brichenko.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 262 КРАСНОСЕЛЬСКОГО  РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

               

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № _____________

Директор ГБОУ СОШ № 262

____________ /Л.Р.Иваненкова

«30»  августа         2013 г.

СОГЛАСОВАНО

Заведующая экспериментальной площадкой

______________ /__Л.В.Бриченко______

 «30»  августа         2013 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МО учителей истории,

обществознания, краеведения

Протокол № ________

от  30 августа         2013 г.

Руководитель МО

_____________ /_Е.Н.Бойко___

Рабочая программа

по предмету «Обществознание» (включая «Экономику» и «Право»)

Класс      ___11 «а» (универсальное непрофильное обучение)    Количество часов _68________       

__________2013-2014___________________________      учебный год

                                                                                                     Учитель: Бриченко Л.В.

                                                                                            Категория высшая 
 

Санкт-Петербург

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В основе программы по обществознанию в 11 классе лежит программа  курса: «Обществознание 6 – 11 классы. Программа общеобразовательных учреждений». Л.Н.Боголюбов Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев - М.: Просвещение, 2011

Рабочая программа составлена к учебнику:

       Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Базовый уровень

 / Л. Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев, и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2010г.

Данная программа рассчитана на 2 часа изучения предмета в неделю (68 ч.)

Рабочая программа направлена на полное изучение курса обществознания (включая экономику и право).

Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

  • соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
  • структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

•        формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:

 знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания; уметь:
  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
  • систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

•        осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;

освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.)

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

написание творческих работ по социальным дисциплинам.

    Знание основных научных концепций современности находит отражение в исследовании обществоведческих проблем. Деятельностный подход проявляется в том, что учащиеся смогут выражать свои взгляды, убеждения, идеи в творческих работах (мини-сочинениях, эссе, аргументированных комментариях, оценочных суждениях). Предполагается создать условия для осознанного и самостоятельного выбора тех или иных форм выражения собственных суждений (эссе, комментарий, компьютерная презентация, исследовательская работа, участие в дискуссии или дебатах, выступление на семинаре или конференции и т. д.).

Планирование составлено с учетом применения технологии индивидуально-ориентированного обучения, предусматривающей три типа занятий:  учебная лекция, комбинированное занятие-практикум  и повторительно-обобщающие уроки.  

   В рамках изучения курса для проверки качества обученности  предусмотрен многоуровневый контроль: текущий (мини-тест или проверка домашнего задания), тематический – в рамках повторительно-обобщающего урока, промежуточный – по разделу и итоговый  - по курсу в целом). Проверка предметных результатов образования осуществляется на основе контрольно-измерительных материалов, аналогичных КИМ ЕГЭ. Предусмотрена также выборочная проверка тетрадей при выполнении письменных домашних и самостоятельных работ. В старшей школе используются различные системы оценки знаний – традиционная,  рейтингово-накопительная (с переводом баллов в традиционную),  зачетная, а также внешний аудит – пробный ЕГЭ и тестирование в системе «Знак» в соответствии с планом органов управления образованием и выбором учащихся.

Критерии оценивания  ответов учащихся по обществознанию

Устный  ответ

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, использовал дополнительно карту, справочный  или  статистический материал для аргументации и самостоятельных выводов;  изложил материал аргументировано, грамотным литературным  языком в определенной логической последовательности, устанавливая причинно-следственные связи событий и явлений; продемонстрировал   свободное владение   понятиями и терминами, умение соотносить теоретические знания с окружающей практической действительностью;    отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.  Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,

если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет
один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие фактического содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, легко  исправленные по замечанию учителя;

Ответ оценивается отметкой «3», в следующих случаях:

 неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, нет обобщений и выводов в полном объёме, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании исторической терминологии, исправленные после  наводящих вопросов учителя. 

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении основных  событий и явлений, при использовании статистики, обществоведческой терминологии, теоретических положений, которые не были исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

Ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или при его отказе от ответа.

Закрытый/открытый тест

81-100% правильных ответов – «5»

61-80% правильных ответов – «4»

41-60% правильных ответов – «3»

Менее 40% правильных ответов – «2»

Эссе, оценочное суждение, аргументированный комментарий оценивается в соответствии с критериальной системой ЕГЭ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КУРСА

Программа

«Обществознание 6 – 11 классы. Программа общеобразовательных учреждений». Л.Н.Боголюбов Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев - М.: Просвещение, 2011

Методические пособия, дидактические материалы,

КИМ

Автономов В.С. Введение в экономику М.: "Вита-Пресс", 2008г.

Боголюбов Л,Н., Лазебникова А. Ю., Иванова Л. Ф. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». - В 2 ч. - Ч. 2. 11 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: «Просвещение», 2000 г.

Клименко Л. В., Румынина В. В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. - М.: «Дрофа», 2008 г.

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: Пособие для учителя. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина. М., «Просвещение», 2003.

Котова О.А., Лискова Т.Е. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Обществознание. Старшая школа. М.:Интеллект-центр, 2011

Чернышова О.А. Обществознание. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни, 10-11 классы. – Ростов н/Д.:Легион, 2012

Чернышова О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ, 10-11 классы. – Ростов н/Д.:Легион, 2012

Учебники и учебные пособия*

Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений .Базовый уровень

 / Л. Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев, и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2010г.

Дополнительная литература для учащихся

Конституция РФ

Синова И.В. государственное устройство России. Справочник школьника, СПб.:Литера,2006

Мультимедийные пособия

Обществознание 10-11 класс, СD.Часть 2.

Internet-ресурсы

ЭОР/ЦОР

Обществознание. Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. Новая школа. М., 2003г.

 http://school-collection.edu.ru  – Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Обществознание.

Правовые основы предпринимательской деятельности

Процессуальное право: административная юрисдикция

Слагаемые успеха в бизнесе

Экспозиции музеев города

Государственный музей истории Санкт-Петербурга (Особняк Румянцева)

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Музей С.М. Кирова

Музей связи имени А.С.Попова

Военно-морской музей

Музей артиллерии,  инженерных войск и войск связи

Музей связи

Русский музей

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Этнографический музей

Музей политической истории России

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ темы

Наименование раздела, темы

Количество часов

Введение

1

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА

1

Экономика  

25

РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

2

Проблемы социально-политического развития общества

16

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

3

Правовое  регулирование   общественных отношений

24

Итоговое повторение по курсу

2

ИТОГО

68    


Календарно-тематическое планирование курса обществознания

для 11а класса 2013-2014 учебный год (68 часов)

Тема урока, дата

Основное содержание

Основные понятия

Предметные результаты

Домашнее задание

Тип урока

1. Введение. Структура курса

05.09

Разделы курса

Общество, общественные отношения, сферы общественной жизни

знать/понимать

уметь

 использовать для

Оформить тетрадь

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА

Тема 1. Экономика  25 ч                   

2.

Экономика и экономическая наука

05.09

Экономика как хозяйственная система Что изучает экономическая наука Потребности Ограниченность ресурсов Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость Главная проблема и основные вопросы экономики  

Микроэкономика макроэкономика

Свободные и экономические блага

альтернативная стоимость

Формирование знаний  об экономике как хозяйственной системе

§1 с.6-11, составить опорную схему

        

Комбинированный

3. Понятийный практикум

12.09

Ресурсы факторы производства факторные доходы

Ресурсы,  факторы производства Труд земля капитал предпринимательские способности

Формирование знаний   о факторах производства и факторных доходах  Систематизация знаний ф форме составления таблицы

§1 словарь, формулы. закономерности

Комбинированный

4. Измерители экономической деятельности

12.09

                      

Экономическая деятельность. Структура экономической деятельности. экономические механизмы (Разделение труда, специализация и обмен) Производительность производства. Рациональное поведение производителя

экономическая деятельность                Экономические блага. Производство распределение  обмен  потребление Разделение труда, специализация  обмен

Производительность

Формирование знаний об экономической деятельности базовых понятий экономической науки

умений определение сущностных характеристик изучаемого объекта(экономической деятельности)

-развитие экономического мышления

§1, с. 11-16, зад.2 (п), 4 (у*)п.2

Комбинированный

5.

Практикум по работе со статистикой

19.09

Классификация экономических показателей. ВНП, ВВП и его виды.

ВНП. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. ВВП на душу населения

-знать базовые понятия экономической науки

умений - сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

§1п.3, повторить основные понятия

Комбинированный

6.

Экономический рост и развитие

19.09

                        

Экономический рост. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Экономическое развитие. Устойчивое экономическое развитие

        Экономический рост

Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Экономическое развитие. Устойчивое экономическое развитие

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта (экономического роста)

- установление взаимосвязей изучаемых социальных объектов

-выявление причинно-следственных связей

-умение подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения        

      §2 с.17-22, конспект по вопросам

Комбинированный

7.

Практикум. Решение экономических задач. (Экономические циклы)

26.09                              

Фазы экономического цикла, продолжительность экономических циклов, причины цикличного развития экономики, последствия экономических кризисов,

        Экономический цикл подъём спад депрессия оживление кризис экзогенные и эндогенные факторы

-определение сущностных характеристик изучаемого социального объекта(экономических циклов)

-выявление причинно-следственных связей

§2 с.23-28, задания 1,3,4

Документ стр.27-28

Практикум

8.

Рыночные отношения в экономике.

26.09

Типы экономических систем. Собственность.

Спрос и предложение

Законы спроса предложения

кривая спроса и предложения. рыночный механизм регулирования производства. Рыночное равновесие

Рынок. Структура рынка. Инфраструктура рынка

Эластичность спроса и предложения

Формирование знаний о типах экономических систем и рыночной экономической системе

Формирование знаний о законах рынка

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач

§3-в.2 (п), зад. 3,5,7 (у)

Комбинированный

9.

Фондовый рынок.

03.10

Рыночные структуры.

Роль и функции фондового рынка.

Рынок совершенной и несовершенной конкуренции

Акции и облигации и иные ценные бумаги

Конкуренция.

Монополия.

Олигополия.

Картель синдикат, трест, концерн

Формирование представлений о функционировании фондового рынка

Формирование знаний о конкуренции монополии и их значении

§3, глоссарий

Практикум

10.

Роль фирм в экономике Издержки фирмы

03.10

Фирма. Цели и роль фирм в экономике.  Признаки юридического лица.

Фирма. Юридическое лицо.

Формирование знаний о сущности целях и роли фирм

умений определения сущностных характеристик изучаемого объекта

-воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности

     

§4, опорная схема

Комбинированный

11

Понятийный практикум. Решение экономических задач.

10.10

Издержки и их виды. Выручка. Прибыль и её виды. Налоги, уплачиваемые предприятиями

Постоянные. Переменные, экономические, бухгалтерские издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Выручка

 Формирование знаний о деятельности производителя

-воспитание экономической культуры

умений выполнение типичной социальной роли (предпринимателя) решения познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

§§1-4 , выписать формы и законы

Урок-практикум

12

Организационно-правовые формы предпринимательства

10.10

Предпринимательство и бизнес.

Организационно-правовые формы предпринимательства

Правовой режим  предпринимательской деятельности Предпринимательские отношения. Источники и основные принципы предпринимательского права.

Предпринимательство и бизнес. Коммерческие и некоммерческие организации.

Формирование знаний об организационно-правовых формах предпринимательства о принципах предпринимательского права и порядке открытия фирмы

-воспитание экономической культуры

умений -сравнение,сопоставление, оценка и классификация объектов -выполнение типичной социальной роли (предпринимателя) -

§5 п.п.1( 1-3 аб)и 2        

Комбинированный

13. Практикум

по работе с документами

17.10

Порядок открытия фирмы

Индивидуальный предприниматель  без образования юридического лица (ИПБОЮЛ) Товарищества,  кооператив акционерые общества унитарные предприятия

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений

§6, предварительное чтение

Практикум

14. Слагаемые успеха в бизнесе

17.10                

Внутренние и внешние источники финансирования Банковский кредит. Принципы и виды кредита

Прибыль, амортизация, кредит, процент, вексель              

Формирование знаний об источниках финансирования бизнеса

- умений формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений -выполнение типичной социальной роли (предпринимателя -определения сущностных характеристик изучаемого объекта

§6 , презентация

Комбинированный

15

Практикум

Как открыть свое дело

24.10        

Основные функции менеджмента. Основы маркетинга

Менеджмент, маркетинг, сегментация              

Формирование умений- выполнение типичной социальной роли (предпринимателя) -определение сущностных характеристик изучаемого объекта -самостоятельной работы с документом

§5-6 , бизнес-план (идея), с.60-64

Урок-практикум

16

 Роль государства в экономике

24.10                                      

Недостатки рынка. Экономические функции государства. Цели экономической политики

Общественные блага. Внешние эффекты

Формирование знаний о причинах и целях  экономической политики государства

умений  - определения сущностных характеристик изучаемого объекта -подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения -самостоятельная работа с документом

§7 с.78-82, развернутый план,

Документ стр.89

        Комбинированный

17.

Основы денежной и бюджетной политики государства

31.10

Фискальная политика. Монетарная политика современные экономические теории. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

фискальная политика, монетарная политика, кейнсианство, монетаризм, экономический либерализм, конкуренция монополии

Формирование знаний о методах экономической политики государства, современных экономических теориях

умений- подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения

формирование гражданской позиции в отношении экономической политики государства

§7 п.п.2-4, с.83-91        

Школьная лекция

18.

Банковская система. Роль Центробанка31.10                                      

Деньги. Виды денег.функции денег.Денежная масса.Инфляция.виды причины и последствия инфляции

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.

Деньги. Денежная масса. Инфляция

Эмиссия, учётная ставка, норма обязательных резервов, пассивные и активные операции, процент

Формирование знаний о сущности денег и инфляции

умений  определение сущностных характеристик изучаемого объекта --подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения-выявления  причинно-следственных связей

§8, с. 91-95, п.3

Комбинированный

19.

Финансовые институты

14.11                        

Финансовые институты

Государственный бюджет. Источники доходов и статьи расходов госбюджета. Виды бюджетов Налоги принципы и цели налогообложения виды налогов

Государственный бюджет. Источники доходов и статьи расходов госбюджета дефицит,   профицит,  государственный долг, налоговая система,  прямые и косвенные,  прогрессивные, регрессивные, пропорциональные налоги                

Формирование знаний об организации и деятельности финансовой системы, базовых понятий экономической науки

-умений описания социального объекта

Формирование знаний о  структуре государственного бюджета -сущности, видах и функциях налогов -принципах и уровнях налогообложения

умений подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения

формирование гражданской позиции в отношении экономической политики государства

§8, с. 95-103

 п.п.1-2

Комбинированный

20

Рынок труда. БезработицаПричины безработицы

14.11                              

                

Особенности рынка труда Цена труда.Дифференциация заработной платы Виды зарботной платы Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.

Рынок труда Заработная плата биржа труда. Трудоспособное население. Экономически активная часть населения

Формирование знаний о 0собенностях рынка труда и действии рыночных механизмах на нём

умений- подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения-выполнения типичной социальной роли (предпринимателя, наёмного работника)

§9 п.1

Комбинированный

21.

Государственная политика в области занятости  

21.11                 

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Роль профсоюзов

Безработица безработный фрикционная структурная циклическая технологическая сезонная скрытая безработица естественный уровень безработицы          

Формирование знаний о причинах и экономических последствиях безработицы её видах и государственной политикев области безработицы

умений- подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения-выполнения типичной социальной роли (безработного)-самостоятельной работы с документом

§9 п.2 документ с.113

Практикум

22.

Мировая экономика

28.11                                              

Мировая экономика. международное разделение труда. Международная  торговля Государственная политика в области международной торговли.

Мировая экономика. международное разделение труда принцип абсолютного и относительного преимуществ. Экспорт импорт сальдо торгового баланса протекционизм свободная торговля  тарифные и нетарифные методы регулирования

Формирование знаний о принципах и методах мирового рынка и международной торговли

-умение описания социального объекта

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов

§10 п.1-3, опорный конспект и глоссарий

Комбинированный

23. Глобальные проблемы экономики

29.11                

                

Глобализация. Положительные и отрицательные стороны экономической глобализации

Глобализация. Развитые страны переходная экономика большая восьмёрка ВТО МВФ

Формирование знаний о

Проблемах глобализации в сфере экономики

умения

-Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах

§10 п.4 документ стр.126

СМИ

Практикум

24. Человек в системе экономических отношений

05.12                

Потребитель. Семья в экономике. Структура потребления.Рациональное поведение потребителя

Права потребителя        

Потребитель. Суверенитет потребителя. Бюджет семьи. Обязательные и производные расходы. Накопления

Потребитель Права потребителя

Формирование знаний о рациональном поведении потребителя. знаний о правах потребителя

Умений -применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений -выполнения типичной социальной роли( потребителя)

-самостоятельная работа с документом-применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений

-выполнения типичной социальной роли потребителя

 §11, развернутый план, п.1 док. с.135

текст Закона «О защите прав потребителя»

        Комбинированный

25.

Экономика производителя

05.12        

Характерные черты современного рынка. Основные направления цели характер экономических реформ в России

Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.

Государственное регулирование маркетинг контрактный рынок  смешанная экономика переходная экономика приватизация конвертируемость рубля конкуренция свобода ценообразования        

      Монополизм конкуренция социальная направленность экономики олигархический капитализм коррупция сырьевая направленность экономики высокотехнологичное развитие государственные программы ВТО

Формирование знаний об особенностях и проблемах современной российской экономики и её месте в мировой экономике

-Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

формирование гражданской позиции в отношении экономической политики государства

§3 п.п.4-5 документ стр.40-41

СМИ

Практикум

26.

Повторительно-обобщающий урок        

12.12        

Основные черты и законы рыночной экономики функционирование и особенности отдельных рынков фирмы в экономике государство в экономике мировая экономика потребителя экономика России

Понятия темы

закрепление знаний и умений темы

§1-11, комментарий с. 135

        .Комб. урок

РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Тема 2.  Проблемы социально-политического развития общества            16 ч.                     

27.

Свобода в деятельности человека        

12.12        

Свобода и её понимания. Свобода выбора в понимании различных философским систем .Свобода как осознанная необходимость. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Свободное общество

Свобода. Необходимость. Ответственность. Свободное общество. Санкции.

Формирование знаний о различных подходах к пониманию свободы и сущности этого явления

Умение описания и определения сущностных характеристик изучаемого объекта - осмысливать и анализировать социальную информацию, сопоставлять и делать собственные выводы

воспитание чувства ответственности и гражданской позиции

§12, глоссарий Развернутый план  

Школьная лекция

28.

Ограничители свободы

26.12                                

Понимания свободы. Свобода и ответственность - в межличностных отношениях - в политической сфере( лидера и гражданина)-в экономической сфере –в духовной сфере. Мораль и право в регулировании деятельности человека        

Свобода. Необходимость. Ответственность. Свободное общество. Санкции.

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом и моралью

- Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

§12  док-т стр.147

СМИ

Практикум

29. Общественное сознание

26.12

Понимание понятия «сознание» Формирование Относительность общественного сознания (соотношение общественного бытия и  общественного сознания  Значение  Структура общественного сознания

индивидуального и общественного сознания Массовое сознание Общественное мнение Социализация индивида

Сознание бытиё философия политическое правовое сознание мораль искусство наука религия общественная психология идеология

Индивидуальное( личное)сознание Массовое сознание Общественное мнение Социализация

описание социальных объектов

-знать базовые понятия

Работа с текстом документа

Описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта

осмысливать и анализировать социальную информацию

§13  Док с.157, глоссарий

комбинированный

30.

Общественная психология

09.01

Общественная психология и идеология

Индивидуальное (личное) сознание Взаимодействие

Сознание бытиё философия политическое правовое сознание мораль искусство наука религия общественная психология идеология

§13, с. 149-153, примеры из СМИ

Практикум

31.

Политическое сознание

09.01

Понятие политическое сознание Обыденное и теоретическое сознание Политическая идеология Роль идеологии в современной жизниполитическая психология политическая поведение и его формы Терроризм и его опасность роль СМИ в политической жизни

политическое сознание Обыденное и теоретическое сознание Политическая идеология

Политическая культура политическая психология политическая поведение  политические интересы политические ценности СМИ

Описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта

осмысливать и анализировать социальную информацию

§14 п.1, 5, 6

комбинированный

32.

Политическая психология

16.01

Либерализм Консерватизм Социализм Социал-демократическая Коммунистическая идеологии  Национализм Фашизм

Либерализм. Консерватизм Социализм. Социал-демократия. Коммунизм Национализм. Фашизм

-сопоставление различных социальных объектов и явлений выявление причинно-следственных связей в социальном развитии

-Определение собственного отношения к явлениям современной жизни

§14 п 4, опорный конспект, сообщения

Практикум

33.

Политическое поведение

16.01

понятие «политическое поведение» форма политического поведения регулирование политического поведения

Политическая культура

политическая поведение

 политические интересы политические ценности

Работа с текстом документа сопоставление различных социальных объектов и явлений выявление причинно-следственных связей в социальном развитии

-Определение собственного отношения к явлениям современной жизни

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- Владение основными видами публичных выступлений (монолог, дискуссия, полемика),

§15, опорный конспект,док. с.180

комбинированный

34. Политический терроризм

23.01

политический терроризм: причины, виды, последствия

терроризм абсентеизм

незаконные методы борьбы с режимом

§15, опорный конспект,

Практикум

35.

Политическая элита.

Политическое лидерство

23.01

Понятие политическая элита Типология элит Причины существования элит Черты политического лидера роль политического лидера типы политического лидерства

Политическая духовная эконгомическая информационная элита

Политический лидер традиционный харизматический  легальный тип лидерства

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом и моралью

- Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

§16, в.1-5 (п) СМИ

док.с.191

Урок-диспут

36.

Политическая элита современной России

30.01

Особенности формирования элиты в современной России

Политические лидеры современной России традиционный харизматический  легальный тип лидерства

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

§16, биографические справки, периодика

Практикум

37.

Демографическая ситуация в РФ. Проблемы неполных семей.        

30.01                        

Демографическая проблема как глобальная проблема современности. Экономические социальные  духовные и политические аспекты проблемы Причины демографических проблем в РФ. Основные пути решения проблемы. Тенденции в развитии семьи в современной России.  Проблемы(социальные и духовные аспекты) неполных семей и пути их решения.

Глобальные проблемы. Демографическая проблема. Депопуляция. Отклоняющееся поведение

        Формирование знаний о

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

- анализ современных социальных явлений

- Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика),

-воспитание чувства ответственности и гражданской позиции.

-сопоставление различных социальных объектов и явлений выявление причинно-следственных связей в социальном развитии

§17 документ с.200 СМИ, глоссарий

Учиническая конференция и дискуссия по её материалам, комментарий статистики

38.

Демографическая политика Российской Федерации

01.02

39.

Демографическая ситуация в Петербурге

06.02

Проблемы(социальные и духовные аспекты) неполных семей и пути их решения.

Неполная семья, малообеспеченная семья, трудная жизненная ситуация, система социальной защиты граждан

воспитание чувства ответственности и гражданской позиции.

-сопоставление различных социальных объектов и явлений выявление причинно-следственных связей в социальном развитии

§17, Стратегия СПб 2012-2017

Практикум

40.

Религиозные объединения и организации в РФ.

06.02

Законодательство РФ по религиозным проблемам. Конфессии в РФ. Религиозная организация и порядок её деятельности. Права религиозных организаций

 Религиозные объединения и организации свобода совести конфессии

Формирование знаний о деятельности религиозных организаций в РФ и её законодательном урегулировании

-умение самостоятельной работы с текстом учебника и документа

-описание социальных объектов

§18 п.п.1-2 д-т с.210, глоссарий, развернутый план

практикум

41.

Свобода совести и экстремизм

13.02

Причины межконфессиональных конфликтов. Пути решения проблемы. Современные религиозные секты и их опасность. Пути решения проблемы сект.        

Религиозные объединения и организации свобода совести конфессии секты         

Формирование знаний о межконфессиональных и религиозных проблемах современной России.

-Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

воспитание  гражданской позиции

§18 п.3, документ, материалы СМИ

Ученическая конференция и дискуссия по её материалам

42.

Повторительно-обобщающий урок по теме

Проверочная работа

13.02

Основные проблемы социально-политического  развития современного общества

Понятия темы

-сопоставление различных социальных объектов и явлений выявление причинно-следственных связей в социальном развитии

-Определение собственного отношения к явлениям современной жизни

§12-18, выводы к главе, подготовиться к тесту

Обобщающий урок

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

Тема 3.  Правовое  регулирование   общественных отношений (24 ч.)

43.

Современные подходы к пониманию права

20.02

Нормативный подход к праву Тоталитарное правопонимание Естественное право Развитие норм естественного права Позитивное право Естественное право как юридическая реальность

Естественное и позитивное право

Срапвнение сопоставление и описание социального объекта

Работа с текстом документа (гл. 2, КРФ)

§19 п.1-3 док. С.226

развернутый план, характеристика подходов

Комб. урок

44. Законотворческий процесс в РФ

20.02

Вынесение рассмотрение и утверждение законопроектов в качестве закона Вступление закона в действие

Законопроект законотворческая инициатива простое большинство квалифицированное большинство отлагательное вето

-знать  и описывать законотворческий процесс- разбор текстов отдельных нормативных правовых актов

§19 п.4 таблица «Этапы законотворчества»

Урок-практикум

45 Гражданин Российской Федерации.

27.02

Понятие гражданство Принципы гражданства Основания приобретения гражданства

Гражданство подданство приём в гражданство право земли право крови оптация

Гражданские права политические права социальные права экономические права

«Принцип почвы», «принцип крови»

-описание и х определение сущностных характеристик изучаемого объекта ( института гражданства)разбор текстов отдельных нормативных правовых актов

- разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина (гл.2 КРФ)

§20 п.1 Закон о гражданстве

§20 п.2 Конституция РФ

комбинированный

Урок-практикум

46.

Проблемы приобретения гражданства. 27.02

Права человека права гражданина

Гражданские права политические права социальные права экономические права

разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина (гл.2 КРФ)

Закон о воинской обязанности  

§20, док.+вопросы к нему, п.3п.4 , выдержки из налогового кодекса РФ

Практикум по работе с источником

47.

Права и обязанности граждан.

03.03

Единство прав и обязанностей Основные обязанности гражданина Воинская обязанность

Права и обязанности налогоплательщика

Налог  налоговый сбор налоговая санкция налоговые льготы налоговая тайна налоговый кредит

Закон об альтернативной гражданской службе

- применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях
-Определение собственного отношения к явлениям современной жизни

формирование гражданской жизненной позиции

Конституция РФ, гл.2

Практикум по работе с документом

48. Экологическое право в Российской Федерации

06.03

Общая характеристика экологического права ( объект источники принципы) право человека на благоприятную экологическую среду

Экологическое право объект права источник права экологическое законодательство окружающая среда экологический норматив

-описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта

- разбор текстов отдельных нормативных правовых актов

-Определение собственного отношения к явлениям современной жизни

-формирование гражданской жизненной позиции

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству

§21  п.1 п.2  док.с 248 закон об охране окружающей среды Конституция РФ

§21  п.3 УК РФ КОАП РФ

Комбинированный

практикум

49.

Защита экологических прав.

06.03

Способы защиты экологических прав.Экологические обязанности граждан  Экологические правонарушения Ответственность за экологические правонарушения

Экологические права  экологические правонарушения проступок преступление уголовная ответственность гражданско-правовая ответственность

формирование гражданской жизненной позиции

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству

§21 , подготовиться к тесту

Практикум

50.

Гражданское право

13.03

Гражданское право и гражданские правоотношения

Имущественные и личные неимущественные права.

Право на интеллектуальную собственность

Наследование имущества

Дееспособность  правоспособность  физические лица юридические лица

-описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта

- разбор текстов отдельных нормативных правовых актов

§22п.1, ГК РФ, глоссарий

комбинированный

51.

Субъекты и объекты гражданского права

13.03

Субъекты гражданского права гражданская дееспособность Объекты гражданских правоотношений содержание гражданских правоотношений

Содержание права собственности.  Основания возникновения права собственности

Отвественность собственника

Владение пользование распоряжение  движимые и недвижимые делимые и неделимые вещи ,сложные вещи главная вещь наследодатель завещание

Способы защиты имущ. и неимущ-х прав

Интеллектуальная собственность авторское право патентное право честь достоинство деловая репутация, моральные вред убыток неустойка

разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав собственника
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству

- применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях  разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав собственника-формулирование и защита собственной точки зрения

§22, опорный конспект

п.2,5     ГК РФ док.с.260

Практикум

52.

Семейное право

20.03

Семейное право Правовая связь членов семьи Порядок вступления в брак Порядок расторжения брака

Брак гражданский брак фактический брак церковный брак брачный возраст недействительность брака фиктивный брак

-описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта

- применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

 

§23 п.1 п.2 Семейный кодекс РФ

комбинированный

53.

Права и обязанности членов семьи

20.03

Личные права и обязанности супругов Законный режим имущества супругов Договорный режим имущества супругов Алиментные обязательства супругов

Законный режим имущества супругов Договорный режим имущества супругов Алиментные обязательства супругов

- разбор текстов отдельных нормативных правовых актов (Семейный кодекс, Стратегия 2012-2017)

- формулирование и защита собственной точки зрения с использованием правовых норм;

§23п.3

практикум

54.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

03.04

Трудовые правоотношения Источники трудового права Стороны трудовых правоотношений Порядок приёма на работу заключения и расторжения трудового договора

Работник работодатель трудовая книжка трудовой договор испытательный срок

Занятость Социальное обеспечение безработный

-описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта

- применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

- разбор текстов отдельных нормативных правовых актов

§ 24 п.1-2 Конституция Трудовой кодекс

комбинированный

55.

Правовые основы социальной защиты и социальногообеспечения

Профессиональное образование

03.04

Занятость.Социальное обеспечение Пенсионные отношения  Особенности труда женщин и несовершеннолетних Социальная защита безработных

Профессиональное образование Правила приёма в образовательные учреждения профессионального образования Порядок оказания платных образовательных услуг

Конкурсная основа вступительные экзамены государственная аккредитация  лицензия

-описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта

- применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

Работа с текстом документа п.4Конституция РФ Закан об образовании документ с.284

§24п.3

практикум

56.

Процессуальное право: Гражданский и арбитражный процесс

10.04

Процессуальное право Споры и порядок их рассмотрения Принципы гражданского процесса  категории дел рассматриваемых в гражданском процессе Участники гражданского процесса Исковое заявление

Судопроизводство истец ответчик доказательства доказывание процессуальные сроки

-описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта

§25 п.п.1-3 ГПК РФ

Комбинированный

57.

Прохождение дела в суде

10.04

Прохождение дела в суде Обжалование решения суда исполнение решения суда Арбитражный процесс

Исковое заявление кассационная инстанция надзорная инстанция постановление суда арбитражный суд судебный пристав

применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; - разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина

§25п.п.4-6 ГПК РФ

Практикум

58

Процессуальное право: уголовный процесс

17.04

Основные принципы уголовного процесса Участники уголовного процесса  Меры процессуального принуждения

Презумпция невиновности  потерпевший  подозреваемый обвиняемый мера пресечения

-описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта

§26 п.п.2-3

комбинированный

59

Судебное производство

17.04

Досудебное производство

Подготовительная стадия Судебное разбирательство  Суд присяжных заседателей

Подсудимый адвокат присяжные заседатели вердикт мировой судья

описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта

§26 п.п.4-5

практикум

60

Процессуальное право:  административная юрисдикция

19.04

Административное право  КоАП РФ.  Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях.

Административное правонарушение административная ответственность презумпция невиновности

-описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта

- применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.

§27 п.1-3 выдержки из КОАП

комбинированный

61

Субъекты административной ответственности

26.04

Субъекты административной ответственности административное наказание

Административное правонарушение административная ответственность презумпция невиновности

применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

§27, пп.4-5,административные правонарушения несовершеннолетних

практикум

62

Конституционное судопроизводство

26.04

Конституционный и Уставные суды. Основные принципы судопроизводства. Право на обращение в Конституционный суд РФ.  Стадии судопроизводства

Конституционный суд  Уставные суды

-самостоятельная работа с текстом учебника и конституции  применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

§27 п.п.2-3  Конституция РФ, глава7, глава9, раздел2

комбинированный

63

Международная зашита прав человека в условиях мирного и военного времени

08.05

Основные права человека и международные документы их устанавливающие Система защиты прав человека в рамках ООН Европейская система защиты прав человека Международная защита прав человека в военное время Международное гуманитарное право

ООН Комиссия по правам человека комитет по правам человека Декларация КонвенцияВерховный комиссар ООН по правам человека Европейский суд по правам человека

- разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека
- применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству

§28

Всеобщая Декларация прав человека

комбинированный

64

Повторительно-обощающий урок по теме

08.05

Освновные отрасли права в России

Основные термины и понятия темы

Закрепление знаний и умений темы

§§19-28, задания гл. 3 с.350

П/О урок

65

Заключительный обобщающий урок по курсу

15.05

Альтернативы общественного развития

Постиндустриальное (информационное) общество

Особенности современного мира

Информационное общество Глобализация Компьютерная революция

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

- Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

§29, СМИ документ

Мини-эссе

Практикум с элементами урока-диспута

66

Заключительный обобщающий урок по курсу

15.05

Социальный и гуманистический аспекты глобальных проблем

Компьютерная революция Знания умения и навыки в информационном обществе

Информационное общество Глобализация Компьютерная революция

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

- Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

§§1-18,

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ  2ч.

67

22.05

Итоговое повторение по курсу

Подготовка к ЕГЭ

Закрепление знаний и умений

Защита авторских проектов (презентаций)

§§1-29

68

22.05

Итоговое повторение по курсу

Подготовка к ЕГЭ

Защита авторских проектов (презентаций)

§§1-29

00

Дистанционное повторение. Подготовка к ЕГЭ

00

Дистанционное повторение. Подготовка к ЕГЭ

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы

Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)

Программа базового уровня для универсального профиля. Предполагает использование учебника Л.Н.Боголюбова. Рассчитана на 70 учебных часов....

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...

Поурочное планирование дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для СПО

Поурочное планирование дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для СПО на 117 часов...

Календарно-тематический план предмета "Обществознание (включая экономику и право)"

Предназначен для I курса НПО и СПО, однако может также использоваться в 10-11 классах школы....

Программа внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Обществознание (включая экономику и право)

Программа внеаудиторной самостоятельной работы студента составлена на основе рабочей программы по   дисциплине «Обществознание», Федерального государственного образовательного ст...