Открытый урок на тему: «Интеллигентность как условие развития личности и общества»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

Мастер-класс
«Формирование интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществознания в процессе использования технологии развития критического мышления»

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы

Э. Кинг

Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Преимуществом этой технологии является то, что она надпредметна, её можно использовать в преподавании любой школьной дисциплины.

Что такое критическое мышление?

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий. Я хочу обратить ваше внимание на те стратегии РКМ, которые  могут быть использованы на  уроках истории и обществознания. (Смотрим слайд «Обобщённая технологическая карта уроков РКМ»). На каждой стадии применяются различные приёмы работы с учебным текстом. Это могут быть составление кластера, формулирование «тонких» и «толстых» вопросов, insert, заполнение бортовых и двухчастных дневников, составление синквейна, диаманты, приём «6 шляп мышления».

Перед вами технологическая карта моего урока. Сегодня мы будем использовать именно те приёмы работы, которые здесь указаны.

Прием “Кластеры”

Кластеры или “грозди” –  графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как– то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее –  крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности.

Таким образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.

Этот прием можно применять на каждой из трех фаз, по которым строится урок.

Приём insert позволяет проанализировать текст, осознать, осмыслить основную идею урока. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он не возникло проблем с пониманием прочитанного. обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых Приём заполнения двухчастного дневника даёт возможность ученикам поразмышлять над авторским текстом, выбрать яркие цитаты, соотнести их с собственными знаниями и жизненным опытом.

Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты и синквейна. Синквейн является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное  отношение к историческому событию, общественному явлению или деятелю, подводить итоги размышления.

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:

– находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
– анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
– сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
– выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  1. Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  2. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  3. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  4. Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  5. Развитие умения анализировать полученную информацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока66.93 КБ
Office presentation icon Презентация1.29 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 5»

Конспект открытого урока

Предмет: обществознание

Класс: 8

Тема урока:

«Интеллигентность как условие развития личности и общества»

Ведущий: учитель  истории и обществознания высшей категории  Глебова Е.А.

г. Дзержинский 2013


Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок–размышление.

Цели урока:

Образовательная – способствовать формированию представлений учащихся об интеллигентности как совокупности умственных и этических достоинств человека, выражающих высокий уровень интеллектуального развития и нравственной культуры.

Развивающая – способствовать развитию критического мышления учащихся, формировать  их информационную грамотность,   навыки монологической и диалогической речи, развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с  информацией любой сложности.

Воспитательная – формировать коммуникативные навыки в процессе работы в группах, воспитывать  гражданственность и социальную ответственность  школьников, чувства сопричастности к решению  проблем, существующих  в современном обществе, прививать школьникам навыки просоциального поведения.

Оборудование урока:

  1. Меловая доска
  2. Компьютер
  3. Экран, проектор
  4. Папка с раздаточным материалом  для каждого учащегося
  5. Набор цветных карандашей
  6. Листы бумаги формата А-4 для каждого учащегося

I этап урока: стадия ВЫЗОВА.

Учитель: Добрый день, ребята!

Напомню вам, что центральным  объектом обществоведческих дисциплин, с которыми мы знакомимся на уроках, является человек, личность. Именно от человека,  от его поведения во многом зависит, каким будет то общество, в котором он живёт и будет ли что людям передать в наследство потомкам.  Наверное, нет на свете труднее вопроса: «Каким должен быть человек?» Каждая эпоха предъявляла к личности свои требования. Были времена, когда высоко ценились такие качества, как доброта, порядочность, гуманность, патриотичность, самопожертвование.  Сегодня к числу человеческих  добродетелей всё чаще относят целеустремлённость, предприимчивость, образованность, конкурентоспособность, прагматичность, успешность.  Большой редкостью теперь является такая характеристика личности, как интеллигентность. Понятие это постепенно отступает, не выдерживая натиска брутальности  и гламура. Всё меньше встречается людей интеллигентных вокруг,  и как следствие этого, больше сломанных лифтов, изрисованных стен, нецензурных  или просто грубых слов, обиженных людей.

Должен ли современный человек быть интеллигентным? Что может дать интеллигентность  личности и обществу? Я предлагаю вам сегодня поразмышлять над этими вопросами.

Давайте вместе посмотрим фрагмент из к/ф  А. Гайдая (демонстрируется видеоролик из к/ф «Операция Ы», серия «Напарник»)

Учитель: Кого из героев этого видеосюжета вы бы назвали интеллигентным человеком? В чём проявилась его интеллигентность?

Попробуем  составить  кластер  понятия «Интеллигентность»:

Как вы убедились, сделать это без специальной подготовки  непросто. Поэтому я предлагаю вам  поработать с текстом «Что значит быть интеллигентным».

II этап урока: стадия ОСМЫСЛЕНИЯ проблемы.

Учитель: Внимательно прочтите текст, затем сформулируйте и запишите в таблицу  «тонкие» и «толстые» вопросы и задайте их друг другу. (Можно напомнить ребятам, что «тонкие» вопросы предполагают краткий точный ответ, «толстые»  вопросы рассчитаны на глубокий, развёрнутый ответ).

Ученики по группам задают друг другу вопросы и отвечают на них.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

От какого слова происходит понятие «интеллигент»?

Объясните, почему не все образованные люди обладают интеллигентностью?

Когда оно появилось в обиходе?

В чём, по мнению автора, заключаются секреты интеллигентности?

Кто ввёл его в разговорную речь?

Как интеллигентный человек должен относиться к окружающим его людям?

Кого первоначально называли интеллигентами?

Почему автор говорит, что быть интеллигентным непросто?

Совпадают ли понятие «образованность» и «интеллигентность»?

Что труднее для человека: принадлежать к интеллигенции или быть интеллигентным?

Учитель: Спасибо за работу!

 Проблема, которую мы затронули, давно интересует психологов, педагогов, писателей. Среди людей, исследующих её, были  такие известные учёные, как Юрий Михайлович Лотман, Игорь Васильевич Бестужев-Лада,   Дмитрий Сергеевич Лихачёв. На уроке мы рассмотрим идеи Д. С. Лихачёва, изложенные в его книге «Письма о добром и прекрасном». Прежде чем обратиться к одному из его писем,  давайте познакомимся с биографией этого замечательного человека. Слушая доклад, попытайтесь ответить на вопрос: «Почему Д.С. Лихачёва интересовала проблема формирования интеллигентности? Справедливо ли то, что и современники, и потомки  называли его « совестью нации?»

Далее звучит сообщение о Д.С. Лихачёве, предварительно подготовленное ученицей.

Учитель: Итак, вернёмся  к заданному ранее вопросу: «Почему Д.С. Лихачёва интересовала проблема формирования интеллигентности? Справедливо ли то, что и современники, и потомки называли его «совестью нации»?

Примерные ответы учащихся:

Д.С. Лихачёв сам был  интеллигентным человеком в полном смысле этого слова, он хорошо понимал, какую важную роль играют такие люди в обществе.

  • Для Лихачёва духовные ценности всегда были выше материальных
  • Он стойко пережил все выпавшие на его долю испытания, не потерял интереса к жизни и к науке
  • Занимал активную гражданскую позицию, пытался разрешить волновавшие его социально значимые проблемы – охраны природы, памятников истории и культуры, сохранения исторической памяти
  • Напряжённо трудился для того, чтобы донести до народа сокровища древнерусской литературы

Учитель: А теперь узнаем, что писал Д.С. Лихачёв об интеллигентности в своём письме «Человек должен быть интеллигентен»,  адресованному вам,  молодому поколению. При чтении используем приём insert (чтение с пометками).  Цветными карандашами на полях текста ставим знаки:

— я это знал

+ — новое для меня

- — думал иначе

? — непонятно, нужно разобраться

Учитель: организует обсуждение текста:

  1. Какие мысли автора показались вам знакомыми?
  2. Что нового для себя нашли вы в Письме?
  3. С какими мыслями автора вы не согласны и думаете иначе?
  4. Что показалось вам непонятным?
  5. Что, по мнению автора, главное в структуре личности интеллигентного человека  – знания или восприимчивость к интеллектуальным ценностям?

Примерный ответ: главное – восприимчивость к интеллектуальным ценностям, которая предполагает:

  • Любовь к приобретению знаний;
  • Интерес к истории;
  • Эстетическое чутьё;
  • Умение восхищаться красотой природы;
  • Умение понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение;
  • Умение незаметно помочь другому человеку;
  • Не проявлять грубости, равнодушия, злорадства, зависти
  • Умение оценить другого человека по достоинству;
  • Проявлять уважение к культуре прошлого;
  • Ответственность в решении нравственных вопросов;
  • Богатство и точность разговорного и письменного языка.

Учитель: Как вы думаете, какова главная мысль этого письма?

Примерный ответ учащихся: Главная идея этого письма: социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему. Автор ставил своей целью призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью.

Учитель: Ребята! Мы сегодня очень много работаем с текстом, ваши глаза устали. Давайте снимем напряжение и выполним комплекс упражнений для глаз:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 3 раза.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 3 раза.
  3. В среднем темпе проделать 3 -  круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 5. Повторять 1 - 2 раза.

Учитель: Хочу обратить ваше внимание на слова Лихачёва о том, что качества интеллигентности человек должен в себе развивать и тренировать. Тренировать душевные силы так, как тренируют физические. Интересные мысли по этому поводу мы можем найти у А.П. Чехова в его переписке с братом. Читаем письмо и заполняем двухчастный дневник.

Цитата

Почему эта цитата привлекла ваше внимание

Воспитанные люди болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

Воспитанные люди чистосердечны и боятся лжи как огня

Из уважения к чужим ушам они чаще молчат

Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними

Их не занимают такие фальшивые бриллианты. как знакомство со знаменитостями

Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки…Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную

Они воспитывают в себе эстетику

Учитель: Хорошо, молодцы!

А.П. Чехова,  автора этих замечательных цитат, также считают одним из истинных русских интеллигентов. И внешним видом, и своей глубокой внутренней сущностью он полностью соответствовал этому определению. Послушайте, какую характеристику дал ему художник К.А. Коровин: «Он был красавец. У него было большое красивое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, - от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты. Несмотря на его молодость, даже юность, в нём уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось прийти и спросить о правде, спросить о горе, и  поверить ему что- то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души. Прирождённая скромность, особая мера, даже застенчивость - всегда были в Антоне Павловиче».

А.П. Чехов, как писатель и врач, никогда не был равнодушен к тому, что происходило вокруг: предпринимал путешествие на Сахалин, где изучал жизнь каторжан и ссыльных, не только принимал больных, но участвовал в борьбе с эпидемией холеры, строил церкви и школы, организовывал помощь голодающим,  принимал активное участие в развитии земской медицины, изыскивал средства для издания журнала «Хирургия» и газеты «Врач», был участником съезда московских земских врачей в 1895 году. Чехов А.П. настаивал на гуманной сущности медицинской профессии, призывал врачей к внимательному и терпимому обращению с пациентами. Будучи неизлечимо больным , за несколько месяцев до смерти он намеревался ехать в действующую армию на русско-японский фронт простым врачом. Благодаря Чехову в русской и мировой литературе возник литературный архетип интеллигента-врача, врача-гуманиста и подвижника. Образ русского интеллигента у многих ассоциируется именно с А.П.Чеховым. Кто не помнит его слова: ”В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Эталоном интеллигентности в современной России считают и А.Д. Сахарова.  Эта личность была многогранной - физик, академик АН СССР, один из создателей советской водородной бомбы, общественный деятель и правозащитник. Он пытался остановить гонку вооружений, выступал за прекращение испытаний ядерного оружия, отмену смертной казни в СССР и в мире. Он был одним из создателей комитета «За права человека». Не боялся выступать с критикой в адрес властей. Его волновали общественно-политические проблемы, по которым он открыто высказывал своё мнение. Этот человек оставил богатейшее научное наследие – труды по физике элементарных частиц, космологии, физике плазмы, астрофизике, гравитации. Сегодня мы не можем обойтись без Интернета, а известно ли вам, что его появление ещё в 1974 году предсказал Сахаров?

 Таким образом, мы видим, что усилиями интеллигентных людей на протяжении веков создаются добрые и умные книги, преумножаются полезные знания, сохраняются памятники прошлого, от тяжких болезней исцеляются люди, проводятся реформы. Благодаря этому наше общество развивается, прогрессирует.

III этап урока: стадия РЕФЛЕКСИИ

Учитель: Я надеюсь, что в процессе активной совместной работы вы расширили свои знания  и представления об интеллигентности. Давайте вернёмся к нашему кластеру и попробуем его уточнить.

Учащиеся на листах бумаги формата А-4 создают новый,  более полный кластер понятия «интеллигентность». Затем они предъявляют результаты своей работы.

Учитель: Итак, теперь мы можем  дать полное определение понятия интеллигентности.

Интеллигентность - это совокупность умственных и этических достоинств человека, выражающая высокий уровень его интеллектуального развития и нравственной культуры  и проявляющаяся  в широте эрудиции, богатстве знаний и  внутреннего мира.

 Как бы вы ответили на вопросы, прозвучавшие в начале урока: «Должен ли современный человек быть интеллигентным? Что может дать интеллигентность личности и обществу?

Примерные ответы учащихся:

Современным людям очень не хватает интеллигентности. Именно поэтому в нашем обществе много разных проблем: люди не умеют вести себя в общественных местах, проявляют неуважение и грубость по отношению друг к другу, часто нарушают не только нормы морали, но и законы, нетерпимо относятся к представителям другой национальности. Если бы каждый из нас стал более воспитанным, интеллигентным, многих общественных проблем можно было бы избежать. Учитель:

Итак, общество бесспорно выигрывает от присутствия интеллигентных людей. Но какие преимущества даёт интеллигентность человеку?

Примерные ответы учащихся:

- интеллигентный человек сам постоянно развивается и способствует развитию других людей

- он неравнодушен к чужой беде

- он незаметно помогает людям

- он противостоит злу, грубости, хамству, наглости

- он продуцирует необходимые обществу творческие идеи

- своим примером он воспитывает окружающих людей

- он понимает, что такое общественное благо

Учитель:  Итак,  мы приходим к выводу, что интеллигентность является важнейшим условием развития, самосовершенствования  и самого человека. А теперь попробуем составить синквейн  на тему «Интеллигент». Посмотрите на экран. Вспомните правила  составления синквейна:

1.Одно существительное или местоимение.

2.Два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства объекта.

3.Три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.

4.Фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.

5.Одно слово, характеризующее суть объекта.

Учащиеся представляют результаты своей работы.


Учитель:  Спасибо, ребята! В своих синквейнах вы привели много добрых хороших слов, с помощью которых выразили своё личное отношение к обсуждаемой проблеме. Я рада, что вы не остались равнодушными. Мне хочется, чтобы уходя сегодня с урока, вы запомнили одно: в нашей стране, где жили Достоевский, Толстой, Чехов, Лотман, Лихачёв, Сахаров и Солженицын велик ресурс интеллигентности, огромно её наследие. Только от нас с вами зависит, сможем ли мы осознать это и воспользоваться этим духовным богатством во благо себе и обществу. Я надеюсь, что наш сегодняшний разговор поможет вам найти приоритеты в жизни, построить программу самовоспитания и стать достойными людьми! Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Данная работа - выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, ярк...

"Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося"

Представлены основные взгляды на  значимые качества  педагога общеобразовательной школы, его профессиональной культуры и их влияние на развитие личности учащихся....

Коллективные занятия в процессе обучения русскому языку как эффективное условие развития личности

Из опыта работы: "Использование КСО на уроках русского языка" . Приложение: карточки по ВПТ....

Высткпленине на РМО молодых специалистов по теме «Профессиональная компетенция одно из условий развития личности учащихся.»

Лозунгом нашего времени, может быть, не больше знать, а больше и лучше уметь, в том числе уметь приобретать свои знания....

Развитие самосознания педагога как условие развития личности и жизненного успеха ребенка (Воротникова Н.В., Киселёва Е.Н., Дёмина Т.А., МБОУ "СОШ №34", г. Кемерово)

Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение качества образования.  Чтобы достичь качес...

Доклад по теме: «Дифференциация обучения на уроках физики как условие развития личности школьника » 16.04.14г

Цели дифференцированного обучения:для 1-й группы учащихся:Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с е...