Практические рекомендации на тему: «Психологическое сопровождение уроков обществознания в старшей школе» (из опыта работы)
статья по обществознанию на тему

Щаулина Елена Анатольевна

Данная статья предусматривает трансляцию опыта межпредметной связи (психологии и обществознания). Представляет методы экспресс - диагностики психологических особенностей личности, позволяющие учащимся применить полученные на уроках знания к анализу собственных индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

 Средняя Общеобразовательная школа №1640

ЮАО г.Москвы

Практические рекомендации на тему:

«Психологическое сопровождение уроков обществознания

в старшей школе»

(из опыта работы)

                                                                                     

                                                                                     Выполнила:

                                                                                      учитель истории и

                                                                                обществознания

                                                                                   Щаулина

                                                                                        Елена Анатольевна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Москва

2013-2014 год.

 Психологическое сопровождение  уроков обществознания в старшей школе

Тенденции современного образования к интеграции знаний, некоему необходимому междисциплинарному подходу и формированию в процессе обучения всесторонне развитой, интеллектуально и социально активной личности не могут не сказываться на специфике преподавания гуманитарных предметов в современной школе. Одной из наиболее актуальных задач преподавания становится демонстрация учащимся того, что знания, получаемые в школе, есть не некий абстрактный, неприложимый к жизни условный конструкт, - а средство глубокого понимания мира, других людей и самого себя. Моделью такого процесса образования, когда знания получают глубокую субъективную значимость (и, соответственно, усваиваются на наивысшем возможном уровне, одновременно интеллектуально «понимаясь» и личностно «переживаясь») может служить психологическое сопровождение преподавания обществознания. При этом важно отметить, что основной тематикой уроков обществознания психология, конечно же, не становится. Мы используем лишь методы экспресс-диагностики некоторых психологических особенностей личности, позволяющие учащимся применить полученные на уроках знания к анализу собственных индивидуальных особенностей[1]. Учитывая как специфику уроков обществознания, так и характерный для старшего подросткового возраста интерес к познанию собственной личности, названные формы психологического сопровождения уроков обществознания представляются нам и развивающим, и мотивирующим средством.

Как показывает опыт нашей работы, все используемые нами опросники и методы психологической диагностики вызывают интерес у школьников и соответствуют поставленным задачам обеспечения наиболее многостороннего и эффективного преподавания. Наиболее существенным признаком такого подхода к преподаванию является то, что компоненты педагогического процесса становятся не только некой объективной, но и субъективно переживаемой реальностью. Меняется статус и роль «наглядности». Как материал самих уроков, так и используемые психологические элементы становятся своего рода «наглядными средствами». Это позволяет продемонстрировать учащимся реальность наличия изучаемых проблем, отношений и, соответственно, обратить их внимание на внутренний мир – собственный и другого человека.

Первым, чисто педагогическим, эффектом такого междисциплинарного подхода, становится поддержание учебной мотивации и повышение уровня успешности освоения программы, что в наилучшем варианте распространяется на отношение к обучению вообще. Вторым, необыкновенно значимым, результатом является развитие самосознания и рефлексии; формирование некоторой «социальной вдумчивости», осознанной гражданской и социальной позиции. Обеспечивая расширение знаний о мире и самом себе, материал уроков обществознания одновременно, таким образом, служит и целям общего социального и психологического развития, становления личности в подлинном смысле этого слова.


Приложение

1. Методика изучения свойств нервной системы  (к теме «Темперамент»)[2]

Инструкция: Вам предстоит определить собственный тип темперамента. Для этого необходимо ответить на вопросы предлагаемого теста. Вам будут зачитываться группы утверждений по 4 утверждения в каждом. Необходимо выбрать одно из четырех, которое наиболее хорошо подходит к описанию ваших особенностей.

  1. Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, и бурное веселье может смениться раздражением.
  2. Настроение всегда ровное, спокойное.
  3. Настроение обычно приподнятое, веселое, жизнерадостное.
  4. Настроение обычно подавленное, часто грущу.
  1. Активное поведение, высокая подвижность и энергичность.
  2. Поведение спокойное, голос ровный и сдержанный. Жесты и речь часто замедлены.
  3. Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.
  4. Суетливое поведение, всегда торопится, резкие жесты, часто говорит взахлеб.
  1. При неудачах старается достичь поставленной цели, не ищет других, более легких путей.
  2. При неудачах очень переживает, не хочет вновь взяться за дело.
  3. При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения задачи.
  4. Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.
  1. Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.
  2. Работает азартно, но ненадолго его хватает, может бросить начатое дело.
  3. Работает упорно, стремясь во что бы то ни стало довести дело до конца.
  4. Берется за любую работу, может хвататься сразу за несколько дел.
  1. В общении ведет себя эмоционально, много жестикулирует, громко смеется.
  2. Постоянно стремится к общению с окружающими, старается расшевелить их, поднять им настроение.
  3. Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность.
  4. Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, но часто общается с близкими друзьями.
  1. Делит с другими и радость, и горе.
  2. Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства доверяет только самым близким.
  3. Все свои чувства старается пережить в одиночку.
  4. Бурно переживает свои чувства, может поделиться ими с окружающими, даже с незнакомыми, однако не очень стремится к этому.
  1. Замечания выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту же ошибку.
  2. Бурно реагирует на замечания, спорит и оправдывается.
  3. Все замечания внимательно выслушивает, ошибки старается сразу же исправить.
  4. Очень огорчается любым замечаниям, переживает из-за них.
  1. После выполнения какой-либо работы долго не может взяться за другую, чувствует себя усталым.
  2. Редко устает, но с трудом перестраивается на новую работу.
  3. Легко перестраивается на другую работу, но может при этом бросить начатое дело, не закончив его.
  4. После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое дело.
  1. Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро забывает их.
  2. Легко переживает обиды и огорчения и быстро их забывает.
  3. Тяжело переживает обиды и огорчения, долго о них помнит.
  4. Тяжело переживает обиды и огорчения, хотя внешне это проявляется слабо.
  1. Любит шу гки и юмор, не обижается, когда попадается на розыгрыши.
  2. Редко шутит, часто обижается на шутки.

!0.3. Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.

  1. Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно им это или нет.
  1. Перед тем, как приступить к делу, все тщательно продумывает и рассчитывает, а если планы нарушаются, часто не может перестроиться.
  2. Берется за любое дело, не задумываясь, что будет потом, и если ситуация меняется, легко может перестроиться.
  3. План работы может создавать быстро, по ходу ее выполнения, и легко перестраивается при изменении условий работы.
  4. С трудом составляет план работы из-за своей нерешительности, предпочитает использовать уже готовый, и сели ситуация меняется, часто не знает, что делать дальше.
  1. Отличается острой впечатлительностью, особенно в области эстетических впечатлений.
  2. Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной среде.
  3. Любит яркие впечатления, постоянную смену их, но не проявляет особой активности в стремлении к ним.
  4. Активно стремится к смене новых впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках, и т.п.

Ключ:

ВАРИАНТ

ПОВЕДЕНИЯ

САНГВИНИК

ФЛЕГМАТИК

ХОЛЕРИК

МЕЛАНХОЛИК

1

1.3

1.2

1.1

1.4

2

2.1

2.2

2.4

2.3

3

3.4

3.1

3.3

3.2

4

4.4

4.3

4.2

4.1

5

5.2

5.4

5.1

5.3

6

6.!

6.3

6.4

6.2

7

7.3

7.1

7.2

7.4

8

8.4

8.2

8.3

8.1

9

9.2

9.4

9.1

9.3

10

10.1

10.3

10.4

10.2

11

11.3

11.1

11.2

11.4

12

12.4

12.2

12.3

12.1

2. Экспресс-тест «Пустыня» (может включаться в любой раздел, посвященный самопознанию и анализу отношений с окружающими).

Инструкция: Психолог сообщает, что учащимся предстоит порисовать, раздает белые листы формата А4. Рисовать можно как угодно, качество рисунка не имеет значения. Рисунок поможет понять некоторые особенности собственной личности и отношений к миру, но обсуждение результатов будет производиться только после завершения всего рисунка. Психолог напоминает, что для получения результатов о собственной личности надо работать полностью самостоятельно, не пытаясь скопировать работу другого. После этого психолог говорит, что можно расположить лист как угодно, рисовать чем угодно, но именно то, что будет названо. Первое, что должны нарисовать учащиеся - пустыня. Дается время на рисование (примерно одна - две минуты на каждый рисунок). Следующим психолог просит нарисовать лестницу. Затем – лошадь. И последнее - куб. Все рисунки располагаются на одном листе, причем пустыня - как бы фон, в ней должны располагаться все остальные изображения.

Психолог говорит, что на этом рисование окончено, но методика еще нет. Дальнейшая инструкция: каждый рисунок (пустыню, цветы, лестницу и так далее) надо описать, написать о нем по 4 - 5 (можно и больше) эпитетов.

После завершения выполнения методики психолог сообщает, что интерпретация будет проводиться самими подростками по указаниям психолога. Конечно, оказывается необходимая помощь подросткам, объясняются основные принципы интерпретации; по желанию, учащиеся могут индивидуально обратиться для дальнейшего обсуждения. Описание и изображение пустыни отражает отношение человека к миру и жизни. Описание и изображение цветов - радости и удовольствия человека; лестница - отношение к друзьям и дружбе вообще. Изображение и описание лошади показывает восприятие и отношение к любимому человеку (юноше или девушке). И, наконец, описание и изображение куба отражает самоотношение, восприятие самого себя.


[1] Некоторые используемые методы приведены в Приложении

[2] Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. - Москва, ВЛАДСС, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Роль школьной газеты в образовательном пространстве школы: из опыта работы"

В статье обощается опыт работы по созданию школьной газеты....

Методическая разработка на тему "Проектная деятельность на уроках обществознания в старшей школе"

Педагогическое исследование, направленное на теоретическое изучение метода проектов на уроках обществознания в 10-11 классах и разработку модели педагогического проекта (применительно к дисциплин...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе (из опыта работы)

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учит...

Использование инновационных технологий, методов и форм на уроке музыки в современной школе. Обобщение опыта работы.

В методической работе Хабаровой В.И. представлен опыт работы, педагогические технологии, формы и методы, применяемые  на уроках музыки в школе....

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»

Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...