Гражданско-правовое воспитание – как фактор социализации личности старшеклассника.
статья по обществознанию на тему

межрегиональная научно-практическая конференция "Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-правовое воспитание – как фактор социализации

личности старшеклассника.

Ж.М.Тащанова

Учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Большая Черниговка Самарской области

Двадцать первый век принес нам не только новую карту мира, новые технические изобретения, но и новые явления, связанные с демократизацией общественно-политической жизни в России: построение демократического правового государства, формирование гражданского общества, развитие рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью общества.

         В современных условиях ставятся новые задачи и перед отечественной системой образования. Сегодня она ориентирована на подготовку современно образованных, нравственных и предприимчивых людей, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора и прогнозировать их возможные последствия, умеющих сотрудничать и отличающихся мобильностью, динамизмом и конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. Усиление воспитательной функции образования рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Современное качество образования – это качество результата, который проявляется в готовности выпускника школы к самостоятельной жизнедеятельности; это -  качество процесса, которое определяется изменениями в профессиональной деятельности учителя; а также - это качество системы, понимаемое как качественное управление образованием. Таким образом, образование сегодня рассматривается как многомерное пространство свободного культурного творчества всех субъектов, вовлеченных в образовательный процесс.

        Школа, как образовательное учреждение, является первой моделью социального мира школьника, фактором формирования новых жизненных установок личности. В школе ребенок осваивает законы взрослого мира, примеряет на себя различные роли, самоутверждается и т.д. Важнейшими задачами школы, как института социализации личности, являются: формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, дальнейшая социализация личности  в обществе, активная адаптация на рынке труда. Социализация личности – процесс непрерывный, в котором школа, как и семья, играет одну из ключевых ролей.

        Одним из важнейших факторов социализации личности школьника является гражданско-правовое воспитание и обучение.

        Актуальность гражданско-правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества. В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство – это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок – личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами. Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

        Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем  он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения. Без правовых знаний человек беспомощен. В правовых коллизиях без них не разобраться. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться для покорения вершин правовой культуры явно недостаточно.

        Правовая культура личности представляет собой единство глубоких правовых знаний, уважения к праву (положительного отношения к праву) и правомерного (правопослушного) поведения. Фундаментом, на котором стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура. Эти три вида культуры личности самым непосредственным образом поддерживают, усиливают друг друга.

        Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство. Человек, не обладающий ею, чувствует себя в обществе бесправным «винтиком» или внутренним эмигрантом. Только тот, кто обладает правовой культурой, осознает свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к ее проблемам и трудностям.

        Формирование высокой правовой культуры личности возможно только в условиях целенаправленного гражданско-правового образования и воспитания.

Цель гражданско-правового образования и воспитания – это подготовка гуманистически ориентированной личности, обладающей чувством собственного достоинства, с твердой жизненной позицией, признающей высокую ценность свободы и демократии, уважающей закон, обладающей юридическими знаниями, необходимыми  для успешной  самореализации в социуме.

        Задачи гражданско-правового образования и воспитания:

  • сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности;
  • научить учеников приемам безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности;
  • научить школьников анализировать правовую и политическую информацию;
  • сформировать эмоционально ценностное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению;
  • воспитать чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны;
  • сформировать толерантность и эмпатию.

        

Успешная социализация учащихся  тесно связана с преподаванием таких предметов, как история, обществознание, право. Именно эти уроки способствуют формированию и воспитанию нового, демократического типа личности школьника, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и делами общества, приобретению опыта гражданской социально-полезной деятельности, занятию активной жизненной позиции.

Учащиеся выпускных классов, юноши и девушки, стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных старшеклассников способна к глубокому усвоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической, правовой, экономической, социальной информации. В этом возрасте высок интерес к «вечным», онтологическим проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности.

Старший школьный возраст характеризуется тем, что в этом возрасте:

  • происходит становление мировоззрения;
  • формируются ценностные ориентации и определяются идеалы на основе познания мира, которым следует старшеклассник;
  • складывается система отношений к людям;
  • начинает накапливаться опыт поведения в различных сферах жизнедеятельности;
  • происходит формирование таких качеств, как гражданственность, активная жизненная позиция;
  • растет сознательное отношение к труду и учебе:
  • намечается тенденция самосовершенствования и самовоспитания;
  • развивается интерес к проблемам социальной действительности, которые осмысливаются критически.

Работа по правовому воспитанию важна именно в старших классах,                   поскольку в этот период у учащихся формируется единая система знаний, складывающаяся затем в систему убеждений, правовую культуру личности.

        Рассматривая специфику правовой культуры старшеклассников можно выделить следующие ее особенности:

  • стремление изучать право, проявление интереса к конкретным его аспектам, при отсутствии осознания важности юридической стороны хозяйственных отношений (гражданского права);
  • признание практического аспекта изучения прав человека (подростки убеждены в том, что нужно знать свои права, чтобы уметь их реализовывать, отстаивать);
  • осуждение нарушений прав человека (старшеклассники отмечают и то, что их права достаточно часто нарушаются);
  • мотивом соблюдения закона для старшеклассников чаще всего является страх наказания, проявляется позиция – соблюдать законы можно не всегда;
  • чем старше подростки, тем ниже их законопослушность, выше криминальность;
  • прямая зависимость уровня правовых знаний  учащихся от того, изучалось ли право в школе; можно сделать предположение о том, что приоритетным каналом информации для них является обучение (школа);
  • неразрывная связь правовой культуры с нравственной, политической, экологической, экономической культурой, с психологическими особенностями личности (интеллектуальное развитие, волевая сфера, коммуникативные качества);
  • уровень правовой культуры старшеклассников, как правило, определяется их общеобразовательным и культурным уровнем.

Основным средством усвоения школьниками 10-11 классов правовой культуры является приобретение правовых, политических, исторических знаний. В старших классах продолжается изучение основ российского законодательства, теоретических вопросов государства и права. Правовые положения и факты более глубоко связываются школьниками с событиями реальной жизни. На базе усвоенных правовых знаний учащиеся овладевают умениями и навыками использования этих знаний для оценки поведения людей. Правовое обучение в старшем звене должно быть обучением подлинно воспитывающим, иметь четко выраженную профилактическую направленность, быть важнейшим фактором предупреждения антиобщественных проявлений. С такой целью в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропаганды юридических знаний – все это действенные формы повышения правовой культуры детей.

        Реализуя системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания учитель не только дает обучающимся знания о развитии человека и общества, но и способствует в процессе совместной работы формированию следующих умений и навыков: так, уроки истории в 11 классе по теме «Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству» способствует овладению учащимися умениями характеризовать сущность демократии, ее ценности, раскрывать принципы демократии, доказывать необходимость политического плюрализма, многопартийности, парламентской демократии, оценивать демократические преобразования в Российской Федерации, вырабатывать собственную точку зрения на политические процессы.

Потенциал учебной программы по истории,  обществознанию, праву в 10-11 классах, богатый ресурсный материал, разнообразные формы учебной деятельности (групповые формы работы, творческие работы учащихся, практикумы, проектная деятельность, участие в конкурсах, предметных олимпиадах и т.д.), методы и приемы, соединяющие обучение и воспитание в едином процессе, все способствует развитию правовой социализации старшеклассников. Это еще раз доказывает, что правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу.

Таким образом, оптимальные формы работы по правовой социализации подростков должны отвечать следующим требованиям:

  • позволять переживать ситуации реализации своих прав, или препятствий и затруднений в пользовании своими правами;
  • заставлять задумываться над проблемами прав человека в отношениях между людьми, а также между гражданином и государством;
  • приводить к необходимости сформулировать свое собственное (а не социально желательное) мнение и свободно его высказать;
  • меть общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие между правами и интересами отдельных людей в обществе;
  • создавать атмосферу равноправия и уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно.

Перечисленным требованиям полностью отвечают активные методы обучения, под которыми подразумеваются не только дидактические и ролевые игры, но также все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и создают оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся: работа в малых группах, дискуссии, работа с историческими, правовыми источниками, литературными и публицистическими текстами, творчество.

Правовая социализация выпускников старшей школы проявляется в их умении использовать приобретенные знания и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа, критического осмысления  и использования правовой информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

        Важность  формирования социально значимых качеств личности старшего школьника  проявляется в том, насколько активно они в дальнейшем  участвуют в жизни нашего общества, осознают себя полноправными гражданами, избирателями. Именно умение делать достойный выбор, нести за него ответственность, иметь четкую позицию в жизни – все это характеризует школьника как высокоорганизованную, развитую личность, достойную уважения.

        От понимания происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI веке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско- правовое воспитание младших школьников

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

Выступление «Роль педагога в гражданско-правовом воспитании учащихся»

Выступление подготовлено на районную августовскую конференцию по теме "Среда ОУ как поле профессионального развития учителя" Изменение компетенций ведет и к изменению роли учителя. Он становится не п...

Учебно-методическая разработка по гражданско-правовому воспитанию "Права ребенка- твои права".

Данная методическая разработка поможет в доступной форме познакомить учащихся младших классов  с основным законом государства - Конституцией России, сформировать у учащихся представления о правах...

Гражданско-правовое воспитание школьников

На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро...

Педагогический совет "Творческий подход в гражданско-правовом воспитании школьника"

Конспект проведения педагогического совета. Цель:  Социальная значимость творческого подхода в воспитании школьников.   Задачи: 1. Обобщить опыт работы Кичий Н.Е. по данной теме. 2. ...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...