Элективный курс по обществознанию в 9 классе "Семейное право"
элективный курс по обществознанию (9 класс) на тему

Сергиванова Людмила Владимировна

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Он рассчитан на 11 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_semeynoe_pravo.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРОСУРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РАССМОТРЕНО                                                           СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО                                                          Зам.директора по УВР                                   Директор школы

______ (Сергиванова Л.В.)                                           _______ (Алендукова Э.М.)                          _______ (Васильева И.В.)    

Протокол № ___ от                                                                                                                                Приказ № ___ от

« __ » ____________ 2014 г.                                         « __ » _____________ 2014 г.                       « __ » ___________ 2014 г.    

Рабочая программа элективного курса по обществознанию

«Семейное право» в 9 классе.

Учитель  истории

Сергиванова Людмила Владимировна

I квалификационная категория

                                                                                                                                  Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                            педагогического совета

                                                                                                                                  протокол № _________ от

      « ____ » ____________ 2014 г.

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, активно воздействуют на  образование. Они требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров. Основной задачей образования становится создание условий развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Решение этой задачи зависит, прежде всего, от видения  семьи ребёнка себя, как активного участника  школьной жизни, готового к сотрудничеству, образованию, творчеству. Детям не дано выбирать свою судьбу. Их судьба определяется в семье. Семья для ребёнка – некий дар свыше. Это предопределение, изменить которое (по крайней мере, до тех пор, пока не вырастет и не обретёт какую – то  меру самостоятельности) не в силах. Впрочем, многие люди не в силах изменить это предопределение на протяжении всей своей жизни. Став взрослыми, они создают собственную семью «по образу и подобию той, в которой родились и выросли». К сожалению, воспитательное воздействие  немалого числа семей  в современных условиях не отвечает требованиям  времени.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса. Предполагает обращение особого внимания на развитие духовно – нравственной и правовой культуры учащихся. Будет способствовать развитию у них ценностного отношения к семье, подготовке и пониманию значимости важнейших социальных ролей, предназначенных человеку и гражданину – дочь, сын; муж, жена;  отец, мать; внук, внучка. Занятия по данному курсу дают возможность повысить уровень образованности в вопросах, касающихся семейного права, накопить конкретные знания по обозначенной теме  и получить практические навыки, подготовить юношей и девушек к активному участию в  деятельности  гражданского общества, которое начинается, прежде всего, с  семьи.

Программа рассчитана на 11 часов.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА:

интеллектуальная сфера личности:

Способствование формированию у учащихся  знаний основ семейного права;

Эмоционально – волевая сфера личности:

Способствование формированию у учащихся ответственности за собственные поступки, готовности взять на себя ответственность за самых близких и родных людей. Подготовка учащихся к восприятию окружающего мира. Способствование формированию у учащихся основ этики семейных отношений;

Действенно – практическая сфера:

Способствование овладению учащимися  основами нравственно – правовых норм семейных отношений и умениями применять их на практике;  развитие у учащихся правовой культуры в области семейных отношений.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • способствовать развитию личности в период ранней юности, её  правовой культуры через изучение норм семейного права;
  •  содействовать воспитанию активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
  • обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания  норм семейного права;
  • обеспечить возможность применения на практике полученных знаний в области семейно – правовых отношений.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

        при изучении материала элективного курса используются активные методы  обучения:

  • самостоятельная работа с текстами нормативно – правовых актов;
  • беседы,  интерактивные лекции, дискуссии;
  • тестовый контроль;
  • подготовка  сообщений;
  • конкурс;
  • конференция;
  • ролевая игра «Свободный микрофон»;

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Выпускники достигнут определённого уровня компетентности в сфере  семейно - правовых и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества).
  2. В результате изучения элективного курса учащиеся  должны:
  • знать основные термины (Семья, семейное право,  СК РФ,  брак, регистрация брака, расторжение брака, брачный договор, члены семьи, права и обязанности супругов, права и обязанности  родителей и детей);
  • понимать тенденции развития семьи, как важнейшего социального института; механизмы правового  регулирования  семейных отношений;
  • уметь  характеризовать порядок и условия заключения и расторжения брака;
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения;
  • осуществлять поиск социальной информации;
  • оценивать действия субъектов семейных отношений с точки зрения социальных норм;
  • формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы по проблемам семейных отношений;
  • применять полученные знания в процессе решения познавательных задач
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: успешного выполнения ролей дочери и сына, внучки и внука; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной действительности; предвидения возможных последствий определённых социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; осуществления конструктивного взаимодействия  с  членами семьи.

УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЁТА ПО КУРСУ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:

        форма  итоговой аттестации по курсу – зачёт. Для получения зачёта по итогам курса, необходимо непосредственное участие  в  ролевой игре, а также   подготовка и выступление с сообщением не  менее 2 раз, участие в конференции,  выполнение тестовых заданий.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Введение.

Понятие и источники семейного права.

Что такое готовность к браку. 

Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака. 

Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления. 

Здоровье супругов и будущего потомства. 

Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги). 

Семья и ее функции. 

Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности. 

Этапы развития семьи.

Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.

Правовые основы брака и семьи.

Что такое брак по любви. Порядок и условия заключения брака.

Права и обязанности супругов.

Супруги. Имущественные отношения супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака.

Дети в семье.         

Взаимоотношения родителей и детей. Права и обязанности родителей.

Дети – объект правовой защиты.

Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка в основных юридических документах РФ.

7 занятие. Семья и школа.

Семья и школа.

8 занятие. Зачётный урок.

День семьи – праздник детства.

Календарно-тематическое планирование

тема

Кол-во часов

содержание

дата проведения

план

факт

1.

Введение.

1

Понятие и источники семейного права.

2.

Что такое готовность к браку

Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака. 

Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления. 

3.

Здоровье супругов и будущего потомства

1

Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги). 

4.

Семья и ее функции

1

Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности. 

5.

Этапы развития семьи

1

Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.

6.

Правовые основы брака и семьи.

1

Что такое брак по любви. Порядок и условия заключения брака.

7.

Права и обязанности супругов.

1

Супруги. Имущественные отношения супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака.

8.

Дети в семье.

1

Взаимоотношения родителей и детей. Права и обязанности родителей.

9.

Дети – объект правовой защиты.

1

Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка в основных юридических документах РФ.

10.

Семья и школа.

1

Семья и школа.

11.

Зачётный урок.

1

Праздник «День семьи – праздник детства»

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Конституция РФ
  2. СК РФ
  3. Основы государства и права, А.Ф. Никитин, М., «Дрофа»,2007
  4. А.Ф. Никитин Семейное право. Дополнительные материалы к учебнику. М., 2000.
  5. Материалы интернет – сайтов ://WWW.megabook.ru, http://zakon.edu.ru
  6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2005.
  7. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
  8. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2008.
  9. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
  10. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  11. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
  12. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  13. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 2006.
  14. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  15. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
  16. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
  17. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 2009.
  18. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по обществознанию 11 класс "Избирательное право"

Курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 11 классов ивключает в себя теоретические и практические заня­тия   Задачи курса: развитие интереса к изучению истории избирательно...

Программа элективного курса по обществознанию и праву «Азбука общественных и правовых отношений»

Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения. Актуальность программы определяется потребностью овладения основными ключевым...

Проект «Нужна ли королю защита?» (элективный курс по обществознанию "Защита прав потребителей")

Население нашей планеты составляет свыше 6 млрд. человек. Каждый человек строго индивидуален, но есть то, что нас всех объединяет. Например, то, что все мы потребители. Пусть в разной мере, но все мы ...

элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»

данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....

Разработка занятия "Избирательное право и процесс, выборы и референдум"для элективного курса по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.

Тема занятия  «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»Занятие элективного курса "Подготовка к ОГЭ по общнствознанию" , 9 класс....

Элективный курс по обществознанию для 7 класса "Защита прав потребителей"

Элективный курс «Защита прав потребителей» создан в рамках организации предпрофильной подготовки для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями к...

Элективный курс по обществознанию «Права и обязанности несовершеннолетних», для обучающихся 7-х классов, 34 часа

Курс направлен на формирование правовой культуры учащихся, расширяет знания учащихся по различным отраслям права....