ОЛИМПИАДА 2014-15
олимпиадные задания по обществознанию (11 класс) на тему

Пискун Анастасия Сергеевна

ПОДГОТОВКА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл БЕЗ ОТВЕТОВ 20142.58 МБ
Файл 9 КЛАСС422.21 КБ
Файл 10 КЛАСС678.74 КБ
Файл 11 КЛАСС1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задания первого тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.

9 класс

 1. «Да» ил и «не т» ? Е с л и вы с огл ас н ы с утве рж де н ие м , нап и шите «д а», е с л и

 не с огл ас н ы — «не т». В не с ите с в ои от ве т ы в табл ицу.

  1. Право является универсальным регулятором общественных отношений.
  2. Миф объясняет мир, устанавливая постоянные взаимосвязи между причи- нами и их следствиями.
  3. Если гром не грянет, мужик не перекрестится. Гром грянул. Следовательно, мужик перекрестился. Это правильный вывод.
  4. Человеческое поведение может приобретать социальный смысл даже вне общения с другими людьми.
  5. Миграция из развивающейся страны в развитую является примером гори- зонтальной социальной мобильности.
  6. Понятие полиархии было выдвинуто в середине XX в. для описания поли- тических режимов современных государств, причем таких режимов, которые больше других соответствовали демократическому идеалу.
  7. Тимократия — военное государство, постоянно участвующее в вооружен- ных конфликтах.
  8. Разделение властей является конституционным принципом всех государств мира.
  9. Рост ставки налога на прибыль не приведет к сокращению выручки пред- приятия.
  10. Введение «потолка» цен улучшает положение покупателей на рынке.


2. Внимательно рассмотрите представленные ниже изображения и прочи- тайте предложенные тезисы. Выполните задания.

A.        Б.        В.

  1. В ветхозаветно книге Бытия (11:4) сказано: «И сказали они <люди>: постро- им себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».
  2. Поэт-сюрреалист Гийом Аполлинер называл это сооружение «пастушкой об- лаков».
  3. Об этой башне ходит множество легенд. Одна из них рассказывает о публич- ных экспериментах, которые проводил на башне великий астроном и физик.

Задания:

1)  Соотнесите  изображение  и  высказывание  о  нем.  Укажите  название изображенного объекта. Свой ответ занесите в таблицу.

2). Укажите сооружение, которое может быть отнесено к архитектурному стилю «готика». Объясните, почему вы так решили.

А.

Б.

 _        _

В.

 _        

_        _

 

  1. Ниже  п ри ве де ны  в ыс ка зы ва ни я  из ве с т ны х  п ис а те л е й  и  м ыс л ите л е й

 пр ошл ог о, к ас аю щие с я од н ог о и т ог о же п оня т ия (в те кс те он о об оз нач е н о

 как [ …] ; в озм ож н ы вар иа ци и изм е няе м ых ч ас те й да н н ог о с л ова ).

«[…] — особенная примета человека» (Ф. Рабле)

«Ничего более не боится человек так, как […]» (Н. В. Гоголь)

«[…] — самое сильное орудие в победе над гневом» (Григорий Богослов)

«[…]-ом исправляют нравы» (О. де Бальзак)

«Со […]-ом ужас несовместен» (А. С. Пушкин)

«И при […] иногда бывает болит сердце, и концом радости бывает пе- чаль» (Соломон)

  1. Что это за понятие?

  2. Высказывание какого из указанных мыслителей вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложения)

_

 

  1. Р е шите за дач и
  1. Юридическая задача «Предприимчивая внучка».

Зинаида  купила  на  распродаже  в  Италии  пять  пар  босоножек  стоимостью 10 евро за пару. Вернувшись в Россию, Зинаида продала босоножки подружкам


по 1000 рублей за пару. Бабушка Зинаиды Прасковья Марковна опасается, что теперь внучку посадят в тюрьму за спекуляцию, дедушка Егор Демьянович, считает, что просто оштрафуют за незаконное предпринимательство. Зинаида уверена, что ей ничего не грозит.

Укажите, кто прав и кто ошибается. Ответ обоснуйте.

  1. Экономическая задача. «Профессиональная портниха».

Портниха за месяц работы может сшить 5 платьев или 8 брюк. В текущий мо- мент у неё нет доходов и она не может получить кредит на покупку ткани. Если она будет шить из оставшейся ткани, то сможет сшить 7 платьев или 7 брюк. Рыночная цена платья составляет 4000 рублей, а цена брюк — 2800 рублей. Сколько портнихе нужно сшить платьев и брюк, чтобы получить максималь- ную выручку от продажи своих изделий?


  1. Логическая задача «Химия и жизнь»

Дмитрий Иванович Менделеев проснулся утром в своей лаборатории. Ему очень хочется пить. Перед ним на столе четыре пробирки и записка: «В этих пробирках находятся дистиллированная вода, серная кислота, соляная кислота и раствор гидроксида натрия (едкая щелочь). Содержимое ни одной из проби- рок не соответствует надписи на ней. С добрым утром, Дмитрий Иванович! Твои друзья». Надписи на пробирках выглядят так:

1 — «Серная кислота или вода» 2 — «Щелочь»

3 — «Кислота или вода» 4 — «Серная кислота»

Помогите Менделееву определить, в какой пробирке что находится, ис- пользуя только силу логики. Обоснуйте свой ответ.

 

  1. У с тан ов ите с оотве тс т вие

На уроке обществознания, посвященном религии, учительница объяснила уче- никам сущность различных подходов к данному социальному институту. Она задала ученикам на дом правильно расположить в таблице имена классиков, их работ,  и  соответственно  цитат,  отражающих  сущность  этих  работ.  Ученик


Митрофан Невежественный, очень торопился поиграть в новую игру «GTA-5», и, недолго думая, выполняя домашнее задание, все перепутал. Перед вами таб- лица, заполненная Митрофаном.


Исправьте ошибки Митрофана, выписав имя автора и соответствую- щие ему номер работы и букву цитаты.

  1. Отм е ть те , ка кие и з пе ре ч ис л е нн ы х ни же де йс тв ий я вл я ютс я п ол и т ич е-

 с ким и ?

  1. голосование на выборах;
  2. конфликт с начальством;
  3. участие в митинге за честные выборы;
  4. написание жалобы в ДЭЗ;
  5. участие в забастовке с требованием увольнения администрации; 6   с соседями;
  1. написание письма премьер-министру страны;
  2. путч.

 7. Проа нал из иру йте в ыс к аз ыва ние :

«Подсудимый опроверг предположение о том, что он не возражает против от- каза от отрицания своей вины».


8. Оз нак ом ь те с ь с пре дс та вл е нн ым те кс т ом и в ы п ол н ите п ре дл оже нн ые

 зада ни я.

«Большое значение в системе воспитания имеет та социальная роль, ко- торая, по мнению родителей, предназначена их детям: роль мужчины или жен- щины, начальника или подчиненного и т.п. Не удивительно, что воспитание меняется в зависимости от социальной группы даже в одном и том же обще- стве.

То, каким родители представляют будущее своих детей, весьма разнооб- разно. Американский социолог Инкель, русский по происхождению, исследо- вал идеальное воспитание детей в России на протяжении трех последователь- ных поколений: до революции, назовем это поколение «царистским», во време- на поколения «революционеров» и при новом «советском» поколении. Инкель изучил наиболее важные ценности и движущие силы в системе воспитания этих трех поколений. Во-первых — награда: ребенок ведет себя хорошо, чтобы по- лучить поощрение. Во-вторых — традиции: надо идти по стопам отцов, следо- вать традиционной модели. В-третьих — стихийность: позволить ребенку са- мовыразиться. И наконец — политика: соотнесение «Сверх-Я» с государством и обществом.

Эти ценностные ориентации можно наблюдать в различных моделях мужчин и женщин. Например, очень заметно противостояние между идеальным человеком традиционного крестьянского общества и идеальным человеком со- временного промышленного общества. Идеальный крестьянин — это старый, бородатый, окруженный всеми своими детьми старейшина многочисленного рода, освобожденный от ручного труда ради сохранения морального авторитета и передачи детям и внукам достижений цивилизации; он играет доминирую- щую социальную роль, потому что является собственником земли и, следова- тельно, — хозяином семьи. Идеальный человек индустриального общества — это взрослый мужчина, полностью владеющий своими средствами труда, нахо- дящийся на подъеме профессиональной карьеры и живущий вместе с детьми. Когда дети его покинут, он станет стариком, лишенным существенных атрибу- тов человека — профессии и детей. Сегодня входит в жизнь новая модель: мо-


лодой(ая) пенсионер, который использует свободное время для того, чтобы пу- тешествовать и заниматься внуками».

(Мендра А. Основы социологии. М., 1999. С. 35-37)

Проанализируйте фрагмент текста и ответьте на вопросы.

  1. Как называется в социологии процесс воспитания, в процессе которого усва- иваются социальные роли, ценности и другие социально важные качества?

  1. Почему автор фрагмента каждый раз уточняет, что речь идет о воспитании и месте в обществе мужчин и женщин, а не вообще «людей», «граждан» и т.п. ?

  1. В тексте дано описание «идеального крестьянина». Давая это описание, ав- тор имел в виду определенные социальные институты, в которые  вовлечен

«идеальный крестьянин». Укажите все эти социальные институты.

  1. Как называют в социологии тип общества, который складывается сегодня, для которого характерно, помимо прочего, как пишет автор фрагмента, форми- рование «новой модели: молодой(ая) пенсионер, который использует свободное время для того, чтобы путешествовать и заниматься внуками»?

  1. Перед вами таблица, составленная на основе характеристик, приведенных в тексте. Некоторые данные в ней были утрачены. Однако нам известны их зна- чения: 3%, 9%, 15%, 24%, 35%, 38%.

Расставьте их в таблице, опираясь на содержание текста и правила построения таблицы данных.

Поколения

«Царисты», %

«Революционеры», %

«Советские», %

Награда

41

25

14

Традиции

13

Стихийность

21

62


Политика

100

100

100



Предварительный просмотр:

Задания первого тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.

10 класс

  1. «Да» ил и «не т» ? Е с л и в ы с ог л ас н ы с утве ржде ние м , на пи ши те «да » ,

 если не с огл ас ны — «не т». В не с и те с в ои от ве т ы в табл ицу .

  1. Народ России через референдум не может внести поправки в Конститу- цию Российской Федерации.
  2. Карл Маркс дал объяснение взаимосвязи таких политических явлений, как всеобщее избирательное право и бонапартизм.
  3. К компетенции Генерального прокурора Российской Федерации отнесена поддержка государственного обвинения в  деле об отрешения Президента Российской Федерации от должности.
  4. Брак с лицом ниже по статусу является случаем вертикальной мобильно- сти.
  5. Политика в демократических обществах носит исключительно публич- ный характер.
  6. Престиж — это оценка обществом социальных качеств человека, его значимости в обществе.
  7. Воспитание всегда ограничивает и подавляет индивидуальность челове- ка.
  8. Существование естественной монополии обусловлено экономией на масштабе производства.
  9. Ценой заёмных средств является уровень цен в экономике.
  10. Практика, являясь одним из критериев истины, тем не менее, способ- ствует формированию многочисленных заблуждений.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

да

нет

да

нет

Нет

нет

да

нет

да

По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум 10 баллов.


2. Внимательно рассмотрите представленные ниже изображения и про-

читайте предложенные тезисы. Выполните задания.

А.        Б        В

Перед вами три различных сооружения. Но по сути они все являются одним и тем же архитектурным элементом.

  1. Каким?

  2. Назовите тип каждого из этих сооружений.
  3. Какую символическую нагрузку несет этот элемент. Свой ответ обоснуйте.

 От ве т:

  1. Крыша.
  2. А) пирамида — это крыша над гробницей фараона; Б) чум (вигвам, яран-

га) — конусообразная крыша «без стен»; В) пагода — ряд крыш, наложенных одна на другую.

  1. Символизирует связь человека с небом.

Дан ответ на вопрос задания (крыша) — 2 балла.

Названы типы сооружений (египетская пирамида, пагода, чум…) — 1 балл.

Указана символическая функция — 2 балла. Максимальный балл — 5.

  1. Р е шите за дач и:

  1. Юридическая задача «Квартирная хозяйка».

Тамара сдала квартиру, собственницей которой она является, Дмитрию, установив арендную плату в размере 20.000 рублей в месяц. Через полгода Тамара узнала, что в течение двух месяцев в квартире проживал еще и прия- тель Дмитрия Вадим. Арендную плату Дмитрий и Вадим делили пополам. Тамара потребовала от Дмитрия уплатить сверх арендной платы еще 20.000 рублей, которые он, по ее мнению, получил в качестве дохода от субаренды квартиры за 2 месяца. Дмитрий платить отказался.

Укажите, кто прав. Ответ обоснуйте.

Ответ: права Тамара, так как, согласно ст. 136 ГК РФ, плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не выте- кает из существа отношений. В данном случае доход от использования квар- тиры, полученный Дмитрием, принадлежит Тамаре. 5 баллов.

  1. Экономическая задача. «Инвестор».

Инвестор приобрел обыкновенную акцию за 80 рублей и через год продал ее за 120 рублей. За это время он получил дивиденды по этой акции в размере 20 рублей.

Найдите доходность этой операции в процентах (приведите решение).

Ответ: 75%

Баллы — 2 за ответ с решением, 0 баллов за ответ без решения.

  1. Логическая задача. «Рыбаки».

В харчевне «Три пескаря» встретились четыре рыбака и стали хвастаться своими трофеями. Оказалось, что один из них поймал крупного налима, дру-


гой — огромную щуку, третий — гигантского сома, а четвертый — обычного карася. Фамилии этих рыбаков были: Налимов, Щукин, Сомов и Карасев. Из- вестно, что (1) никто из них по принципиальным соображениям никогда не ловит и не употребляет в пищу рыбу, название которой совпадает с его фа- милией; (2) щуку поймал не Карасев и (3) тот, кто поймал сома, носил фами- лию, совпадающую с названием рыбы, выловленной Карасевым.

  1. Определите, кто какую рыбу поймал. Обоснуйте свой ответ.

  2. Назовите тип первобытных верований, для которого может быть характерен пищевой запрет, описанный в условии (1).

 Отве ты :

  1. Налимов поймал сома Щукин поймал карася Сомов поймал щуку Карасев поймал налима
  2. Тотемизм

Налимов

Щукин

Сомов

Карасев

налим

0

0

0

1

Щука

0

0

1

0

Сом

1

0

0

0

карась

0

1

0

0

Определено верование (тотемизм) — 1 балл; Полностью верно решена задача — 2 балла; Дано верное обоснование — 2 балла.

Максимальный балл — 5.


  1. Перед вам и отрывки из с оч ине ний автор ов разл ич ных п ол итич е с ких

 те орий. Соотне с ите те кс ты с авторам и, названиям и их пр оизве де ний и

 портре там и.

Авторы: Томас Гоббс, Морис Дюверже, Никколо Макиавелли, Тол- котт Парсонс, Жан-Жак Руссо, Фридрих Энгельс.

Портреты:

I.  II.                III.      IV.    V.        VI.

Названия произведений:

  1. «Система современных обществ».
  2. «Государь».
  3. «Развитие социализма от утопии к науке».
  4. «Политические партии».
  5. «Об общественном договоре».
  6. «Левиафан».

Отрывки из произведений:

  1. ...Мы аналитически делим общество на четыре основные подсисте- мы. Так, подсистема сохранения и воспроизводства образца преимуществен- но касается отношений общества с культурной системой и через нее с выс- шей реальностью; целедостиженческая, или политическая, подсистема — от- ношений с личностными системами индивидов; адаптивная, или экономиче-

ская, подсистема — отношений с поведенческим организмом и через него с материальным миром. [...]

...Политика включает не только основные функции правительства в его отношениях с социетальным сообществом, но и соответствующие аспекты любого коллектива. Мы рассматриваем какое-то явление как политическое в той мере, в какой оно связано с организацией и мобилизацией ресурсов для достижения каким-либо коллективом его целей. Политические аспекты дея- тельности существуют у деловых компаний, университетов, церквей. В раз- витии современных обществ, однако, государство все более дифференциру- ется от социетального сообщества как специализированный орган общества, составляющий ядро его политической подсистемы.

  1. ...Для установления общей власти необходимо, чтобы люди назна- чили одного человека или собрание людей, которые явились бы их предста- вителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении все- го, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответствен- ным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реаль- ное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заклю- ченного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — civitas.
  2. Современный социализм по своему содержанию является прежде всего результатом наблюдения, с одной стороны, господствующих в совре- менном обществе классовых противоположностей между имущими и не- имущими, наёмными рабочими и буржуа, а с другой — царящей в производ- стве анархии. Но по своей теоретической форме он выступает сначала только как дальнейшее и как бы более последовательное развитие принципов, вы- двинутых великими французскими просветителями XVIII века. Как всякая новая теория, социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в материальных экономических фактах.
  3. Суверенитет не может быть представляем по той же причине, по ко- торой он не может быть отчуждаем. Он заключается, в сущности, в общей

воле, а воля никак не может быть представляема; или это она, или это другая воля, среднего не бывает. Депутаты народа, следовательно, не являются не могут являться его представителями; они лишь его уполномоченные; они ни- чего не могут постановлять окончательно. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон. Ан- глийский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов Парламента: как только они избраны — он раб, он ничто. Судя по тому применению, которые он дает своей свободе в краткие мгновения обладания ею, он вполне заслуживает того, чтобы он ее лишился.

  1. Традиция двухпартийности в Америке и Англии — важный фактор их современной мощи. Но остается еще понять, почему же она укоренилась здесь столь прочно: иначе проблема лишь отодвигается во времени. Только конкретные исследования каждой отдельной страны могут определить исто- ки установившегося в ней дуализма партий. Роль национального фактора, ра- зумеется, весьма значительна, но не следует в его пользу преуменьшать, как это часто делается, влияние одного общего фактора технического порядка, а именно — избирательной системы. Это влияние можно выразить в следую- щей формуле: мажоритарное голосование в один тур ведет к дуализму пар- тий. Из всех схем, которые приводились для объяснения данного явления, эта последняя, несомненно, наиболее близка к настоящему социологическому закону.
  2. ...Государю нет необходимости обладать всеми [...] добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну приба- вить, что обладать [...] добродетелями и неуклонно им следовать вредно, то- гда как выглядеть обладающим ими — полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохра- нить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может ис- полнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против ми- лосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть го- тов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказа- но, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла.

Авторы

Портреты

Названия

Отрывки

Никколо Макиавелли

IV

2

F

Томас Гоббс

III

6

B

Жан-Жак Руссо

VI

5

D

Фридрих Энгельс

II

3

C

Толкотт Парсонс

V

1

A

Морис Дюверже

I

4

E

8 баллов за 6 полностью верно заполненных строк. 7 баллов за 5 полностью верно заполненных строк.

6 баллов за 4 полностью верно заполненных строки. 5 баллов за 3 полностью верно заполненных строки. 4 баллов за 2 полностью верно заполненных строки.

  1. Ниже пр иве де н ы выс каз ыв ан ия и зв е с тн ы х м ыс л ите л е й пр ошл ог о, к а-

 с аю щие с я од н ог о и т ог о же п он я ти я (в те кс те он о об оз нач е н о как [ …] ;

 в озм ож ны в ар иац и и изм е няе м ы х ч ас т е й дан н ог о с л ова). Оп ре де л и те

 пр опу ще нн ое п он я тие . В ыс ка зы ван ие как ог о из у каза н ны х ф ил ос оф ов

 вам каже тс я на иб ол е е важ ным и ин те ре с ным ? С в ой отве т об ос ну й те (2–   3 пре дл оже ни я).

  «[…]-ю дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя»

(Эразм Роттердамский).

«Я предпочел бы […] наслаждению». (Антисфен Афинский)

«[…] – это всегда смысл, разбитый вдребезги» (Мишель Фуко)

«[…] бессильно, поскольку хранит остатки разума.» (Жорж Батай).

«Не бывало великого ума без примеси […]-я» (Сенека)

  1. Что это за понятие?

  2. Высказывание какого из указанных мыслителей вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложе- ния)


 _        _ _        

Ответ: БЕЗУМИЕ

2 балла (по одному за определение понятия и за обоснование предпочте- ния).

  1. Проа нал из иру йте в ыс к аз ыва ние :

Президент заявил, что он и слышать не хочет об отказе от прекращения оспа- ривания запрета на отмену моратория на испытания химического оружия.

  1. Означает ли это, что он допускает проведение таких испытаний? Обоснуйте свой ответ.

6.2.Раскройте смысл понятия «мораторий».

 От ве т:  Нет, не допускает.

Президент заявил, что он и с лыш а ть не хоче т об отка зе от пре кра щ е ния ос па-

 рива ния за пре та на отм е н у м ора т ория на испытания химического оружия.

 Ре ш е ние : отрицаний 7, значит, при сокращении одно останется. Он за мора- торий.

Правильный ответ — 1 балл;

Правильный ответ и правильное обоснование — 3 балла.

  1. Озна к ом ьте с ь с п ре дс тавл е н н ым те кс т ом и в ып ол ни те п ре дл оже нн ые

 зада ни я.

«Обычно мы употребляем слово народонаселение (более упрощенно — население) для обозначения совокупности людей, проживающих в границах определенного политического объединения. Например, мы говорим о насе- лении стран. Тогда для обозначения этой совокупности можно использовать


понятие ХХХХХХ. Также можно говорить о населении штата, округа и горо- да. Термин «население» может относиться к людям, живущим в определен- ной географической или экономической зоне (например, на Юге Америки, в Азии или Восточной Европе). Или мы иногда употребляем это слово для обо- значения определенного экономического района (например, население Боль- шого Нью-Йорка, включающего части Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннекти- кут)...

Группируя людей в соответствии с местом жительства, бюро переписи населения имеет возможность учитывать перемещение населения в цен- тральные крупные города и прилегающие к ним районы. Большое число бе- лых американцев выехало из центральных городов в 50–60-е годы, хотя их массовый исход несколько замедлился в 70-е годы. Переселение афроамери- канцев в пригороды было незначительным, — они стремились в центральные города.

Уровень фертильности обозначает число детей, которых женщина ро- жает в течение всех своей жизни. Этот термин не следует путать со способ- ностью к деторождению, т.е. максимальным числом детей, которых женщина способна родить...

На общий уровень фертильности населения воздействуют различные социальные и экономические факторы... Изменение уровня фертильности и количества рождений отражено на схеме 18–6.


Мы не знаем все причины снижения рождаемости населения, но неко- торые их них вполне понятны. Урбанизация и введение законов, регулирую- щих детский труд, привели к тому, что дети представляют меньшую цен- ность для горожан, чем для сельских жителей. В странах с высокими дохода- ми на душу населения обычно наблюдается более низкий уровень рождаемо- сти населения, чем там, где сравнительно низкие доходы. Так как высокие доходы людей связаны с развитием промышленности, это подтверждает, что люди склонны иметь меньше детей, потому что не могут устроить их на ра- боту. В большинстве стран рождаемость населения выше в сельской местно- сти, чем в городах. На ферме каждый ребенок — это не только еще один едок, но и руки, пригодные для работы. Кроме того, в некоторых обществах родители могут надеяться, что дети будут заботиться о них в старости...

Рождаемость связана и с другими факторами. Как правило, люди, чей статус высок, склонны иметь меньше детей, чем люди с низким статусом, хо- тя за последние десятилетия это различие стало менее заметным. То же самое относится и к образованию. Высокообразованные женщины обычно имеют меньше детей, чем те, у кого уровень образования ниже, хотя этот разрыв также сокращается. Религия и раса, вероятно, тоже воздействуют на фер-


тильность. По-видимому, YYYYYY, образование, религия и раса находятся в таком сложном взаимодействии, что нельзя на основе какого-то одного фак- тора объяснить различия в уровне воспроизводства»

(Смелзер Н. Социология. М., 1998. С. 553–561.)

Проанализируйте фрагмент текста и ответьте на вопросы.

  1. Как называется раздел социологии, изучающий народонаселение? Какие характеристики народонаселения при этом изучаются?

  1. Какое понятие в тексте следует указать вместо ХХХХХХ? (Примечание: количество знаков «Х» условное, оно не соответствует количеству букв в ис- комом понятии.)

  1. Автор текста указывает на процессы перемещения населения в централь- ные крупные города и прилегающие к ним районы, пригороды, выезд в дру- гие населенные пункты. Как называются все эти процессы в социологии?

  1. Сформулируйте выводы о соотношении показателей уровня фертильно- сти и количества рождений и обобщенных тенденциях их изменения в США в 1920–1990 гг. на протяжении всего периода.

  1. В тексте описана ситуация, когда «дети представляют меньшую ценность для горожан, чем для сельских жителей». Назовите на основе содержания

этого абзаца текста три социальных института, влияние которых обусловли- вает данную ситуацию.

  1. Понятие YYYYYY характеризуют главную характеристику высокого или низкого социального статуса, на который автор указывает как один из факторов, влияющих на рождаемость и фертильность, обобщая сказанное выше в этом абзаце. Назовите этот фактор. (Примечание: количество знаков

«Y» условное, оно не соответствует количеству букв в искомом понятии.)

Ответы и критерии оценивания

  1. Как называется раздел социологии, изучающий народонаселение? Какие характеристики народонаселения при этом изучаются?

Ответ: указано название «демография» и указаны в этих или близких по смыслу формулировках три элемента предмета демографии: (1) состав насе- ления (по полу, возрасту, этническому составу), (2) расселение и плотность населения, (3) уровни рождаемости, фертильности, смертности, продолжи- тельность жизни (и другие близкие по смыслу) – 2 балла

При неполном ответе: указано «демография» и два элемента предмета демо- графии – 1 балл

Нет правильного ответа, ИЛИ не указано «демография» при любом количе- стве элементов предмета демографии, ИЛИ указано «демография» и один / ни одного элемента предмета демографии – 0 баллов.

  1. Какое понятие в тексте следует указать вместо ХХХХХХ? (Примечание: количество знаков «Х» условное, оно не соответствует количеству букв в ис- комом понятии.)

Ответ: должно быть указано понятие «нация» — 1 балл Любой другой ответ – 0 баллов.


  1. Автор текста указывает на процессы перемещения населения в централь- ные крупные города и прилегающие к ним районы, пригороды, выезд в дру- гие населенные пункты. Как называются все эти процессы в социологии? Ответ: должно быть указано: горизонтальная (социальная) мобильность – 2 балла.
  • указано только социальная мобильность – 1 балл
  • нет правильного ответа, ИЛИ неверно указан тип мобильности (любой кроме «горизонтальная» — 0 баллов

  1. Сформулируйте выводы о соотношении показателей уровня фертильности и количества рождений и обобщенных тенденциях их изменения в США в 1920-1990 гг. на протяжении всего периода.

Ответ: должно быть указано (в этой или близкой по смыслу формулировке):

(1) показатели изменяются параллельно, (2) в целом при росте рождаемости уровень фертильности падает И / ИЛИ (3) со временем/ к сегодняшнему дню уровень фертильности все больше отстает от количества рождений (темпы роста уровня фертильности ниже чем темпы роста количества рождений). – 2 балла

Указан только один корректный вывод (только (1), или только (2), или только (3)) – 1 балл

Нет корректного ответа – 0 баллов

  1. В тексте описана ситуация, когда «дети представляют меньшую ценность для горожан, чем для сельских жителей». Назовите на основе содержания этого абзаца текста три социальных института, влияние которых обусловли- вает данную ситуацию. Уточните тип институтов, если это объясняет именно такое влияние.

Ответ: должны быть указаны: (1) аграрная экономика (ИЛИ сельское хозяй- ство, ИЛИ крестьянство как род занятий), (2) расширенная семья, (3) право (выделенное полужирным шрифтом – обязательные элементы правильного ответа). – 2 балла.

Корректно указано только два института с корректным уточнением типа для (1) и (2). – 1 балл.

Нет правильного ответа, ИЛИ указаны три института без указания типа, ИЛИ указан только один институт с корректным указанием типа – 0 баллов.


  1. Понятие YYYYYY характеризуют главную характеристику высокого или низкого социального статуса, на который автор указывает как один из факто- ров, влияющих на рождаемость и фертильность. Назовите этот фактор. (Примечание: количество знаков «Y» условное, оно не соответствует количе- ству букв в искомом понятии.)

Ответ: должно быть указано: доход (материальное положение) – 1 балл. Любой иной по смыслу вариант ответа – 0 баллов.

Итого за задание – 10 баллов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«1000 Олимпийских искр знаний» (единый олимпийский урок, посвящённый празднованию 1000 дней до игр зимней олимпиады 2014 )

Цели урока: познакомить  с историей Олимпийских игр, Олимпийскими символами и традициями.развивать  познавательный  интерес к олимпийским играм.воспитывать патриотизм, гражда...

Талисманы Олимпиады-2014 в Сочи

Презентация поможет познакомиться с талисманами  Олимпиады. которая пройдёт в Сочи в 2014 году....

Зимняя олимпиада 2014

Урок  с пезентацией. Развитие спорта, достижения, может быть полезен!!!...

Олимпиада - 2014 г. Сочи

В помощь учителям при организации внеклассного мероприятия" Олимпийские игры в Сочи".  Пользуйтесь, буду рад если кому из Вас пригодится!...

Классный час «Встречаем Олимпиаду. От Олимпиады – 80 к Олимпиаде -2014»

Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Классный час помогает учащимся проследить развитие ол...

Агитбригада "Олимпиада 2014"

Агитбригада "Олимпиада 2014"...