Урок по обществознанию "Человек среди людей"
план-конспект урока по обществознанию на тему

Толстикова Ирина Николаевна

Урок в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: обществознание

Класс: 8

Тема урока: Человек среди людей.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому  

           разделу.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания о человеке, его взаимосвязи с другими людьми, о роли культуры общения.

Развивающие:

  • продолжать формировать умений работать с дополнительной литературой, учебником; устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Оборудование: Карточки с заданиями (1 тур – тест), секундомер, табло с результатами, афиша «самый умный».

Ход урока.

I. Орг. момент (2-3 мин.)

Учитель. Ребята. Сегодня мы окунемся в мир телевизионной передачи «Самый умный». С условиями телевизионной викторины вы знакомы. Но в нашей игре есть изменения. Наша игра будет проходить в три этапа. На первом – вас ожидают тестовые задания (18 заданий с выбором ответов). На втором этапе – в течение 1 минуты должны отвечать на вопросы по темам, но у всех есть только одна попытка. В финал выходят три человека.

II. 1 этап игры (10 мин.).

 Выбрать правильный вариант.

1. Общение – это…

А) исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми

Б) особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей

В) общественные отношения, складывающиеся между людьми.

Правильный ответ – Б.

2. Межличностные отношения возможны:

А) как среди больших групп людей, так и среди малых групп

Б) только среди малых групп людей

В) только среди больших групп людей.

Правильный ответ – А.

3. Деловые отношения определяются:

А) требованиями начальника к подчиненному

Б) взаимодействием и отношениями между людьми

В) официальными предписаниями, правилами или инструкциями.

Правильный ответ – В.

4. Личные отношения носят:

А) непринужденный характер

Б) официальный характер

В) неформальный характер.

Правильный ответ – а.

5. Межличностные отношения строятся  на:

А) чувстве личной симпатии

Б) взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей

В) определенной позиции общества. 

Правильный ответ – Б.

6. Для чувства симпатии нехарактерно:

А) приятельство

Б) знакомство

В) товарищество.

Правильный ответ – В.

7. Оптимальное число членов малой группы:

А) 7+2

Б) 6+3

В) 7+4 

Правильный ответ – А.

8. Как называется способ поведения человека, определяемый его поведением в группе:

А) статус

Б) роль

В) мораль. 

Правильный ответ – Б.

9. Изменение своего поведения в соответствии с поведением и требованиями других людей называется:

А) конформизм

Б) групповые нормы

В) групповой эгоизм. 

Правильный ответ – А.

10. Какая из малых групп характеризуется  передачей новым поколениям опыта:

А) семья

Б) трудовой коллектив

В) дворовая компания. 

Правильный ответ – А.

11. Что из перечисленного не является мотивами дружбы:

А) взаимопомощь

Б) принадлежность к одному коллективу

В) верность. 

Правильный ответ – Б.

12. Какому из стилей семейных взаимоотношения характерно безразличие и холодность:

А) авторитарный

Б) попустительский

В) демократический.

Правильный ответ – Б.

13. Продолжи фразу: «Любви все ….»:

А) хотят

Б) могут добиться

В) возрасты покорны.

Правильный ответ – В.

14. Что из перечисленного называется ностальгией:

А) любовь и тоска по далекой Родине

Б) юношеская любовь

В) любовь к детям. 

Правильный ответ – А.

15. Стратегией поведения в конфликтной ситуации является:

А) уход от ситуации

Б) отношения борьбы

В) верно все выше перечисленное.

Правильный ответ – В.

16. Несовпадение мнения других о вас и вашего, о себе – это…:
А) недостаток информации

Б) высокое самомнение

В) источник конфликта. 

Правильный ответ – В.

17. Самый высокий уровень межличностных отношений – это..:

А) знакомство

Б) товарищество

В) дружба. 

Правильный ответ – В.

18. Правила, которые обязательно принимаются и признаются  всеми группами, называются:

А) мораль

Б) гуманизм

В) групповые нормы.

Правильный ответ – В.

2  этап игры (10 мин.).

В следующий этап выходят 5 учащихся. Порядок выбора темы разыгрывается по результатам конкурса  «Дешифровщик».

Восстановите высказывание:

 В, вступаешь, другим, другой, если, и, изменяется, исправляя, контакт, с, себя, тогда, человек, человеком.

(Ответ: «Если исправляя себя, вступаешь в контакт с другим человеком, тогда и другой человек изменяется». Ли Дао Чунь)

Межличностные отношения

Радости и сложности общения

Малая группа

Бесценный дружеский союз

Секрет.

Психологический климат в семье

Межличностные отношения.

1. Как по-другому могут называться деловые отношения (официальные)

2. Самая широкая форма межличностных отношений являются….(Знакомства).

3. К какому уровню знакомства относятся «знаю в лицо, узнаю»? (первый уровень).

4. При каком условии  возникают с кем-то из круга знакомства

приятельские отношения? (взаимной привлекательности)

5. Как одним словом можно назвать «Внутренне расположение, привлекательность» (Симпатия).

6. Противоположное понятию «симпатия»? (антипатия)

7.  К какой форме общения (к деловым или личным) можно отнести – встреча глав государств? (деловые)

8. Для установления нормальных межличностных отношений важное условие является… (понимание друг друга)

9. Непосредственное общение… (контакт)

10. К какой форме общения (к деловым или личным) можно отнести- поход с одноклассниками? (личные)

11. Кому принадлежат слова «Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты» (И.В.Гёте)

12. Подбери антоним к слову друг. (враг, недруг)

13. Продолжи: взаимодействие, взаимопонимание…(взаимовосприятие)

14. Кому принадлежат слова «Знакомый – человек, которого мы знаем достаточно хорошо, чтобы занимать у него деньги, но недостаточно, чтобы давать ему взаймы» (А.Бирс)

Радости и сложности общения

1. Обмен между людьми определенной информацией называется…. (Общение)

2. Кому принадлежат слова «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего» (М.Горький)

3. На сколько фаз можно разделить конфликтную ситуацию? (три)

4. Выбор линии поведения во время конфликта? (стратегия)

5. Виды общения? (речевое и неречевое)

6. Столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействий? (конфликт)

7. Кто разработал шесть правил, соблюдений которых позволяет понравиться людям? (Д.Карнеги)

8. Кому принадлежат слова «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»? (Ф.Тютчев)

9. Характер действий в определенной ситуации (поведение).

10. Приведите пример один из типов конфликтов (внутриличностные, межличностные, социальные).

11. Относится ли к способам решения конфликтов применение силы (да).

Малая группа.

1. Немногочисленная по составу группа, члены которой объединены определенным видом деятельности и находящиеся в непосредственном личном общении. (малая группа)

2. Социальные группы бывают формальные и… (неформальные)

3. Приспособленчество, бездумное следовании е общим мнениям вразрез собственному (конформизм).

4. Осуждение, внушение, вплоть до исключение из группы (санкции).

5. Человек в группе, имеющий влияние на других при выполнении совместных действий (лидер).

6. Кому принадлежат слова «Человек становится человеком только среди людей» (И.Бехер).

7. Предпочтение при выборе линии поведения интересов отдельного человека (эгоизм).

8. Группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами (коллектив).

9. Виды групп бывают условные и…(реальные).

10. Кто автор слов «Конформизм – это соревнование в неотличимости» (А.Круглов).

11. Примеры малых групп (семья, класс, команда спортивная).

Бесценный дружеский союз.

1. Что в переводе означает слово «solidarite» (единодушие).

2. Самый высокий уровень межличностных отношений (дружба).

3. Кому принадлежат слова «настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой» ( М.Твен).

4. К мотивам дружбы относятся - верность, преданность, а ещё? (внутренняя близость).

5. Продолжи «Старый друг лучше…..» (двух новых).

6. Дружба испытывается бедами и…(обыденными мелочами).

7. Кто исполняет песню «если друг оказался вдруг…» (В.Высоцкий).

8. Дружба занимает промежуточное отношение между знакомство и …(Любовью)

9. Кому принадлежат слова «Школьные товарищи – лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны». (А.Моруа).

10. Отношения, обусловленные принадлежностью к одному и тому же коллективу (групповая солидарность).

11. Продолжи «Нет друга – ищи, а нашел ….(береги).

Психологический климат в семье

1. Группа, живущих вместе близких родственников (семья).

2. Как называется сестра мужа? (золовка)

3. Кому принадлежат слова «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Толстой)

4. Определи три стиля семейных отношений (попустительский, авторитарный, демократический).

5. Кто такая теща? (мать жены).

6. К какому из стилей семейных взаимоотношений характерно безразличие и холодность? (попустительский).

7. В какой статье в Конституции РФ указывается на то, что «воспитание – равное право и обязанность родителей» (38).

8. Как называется долг родителей перед обществом и своими детьми? (семейный).

9. Кому принадлежат слова «Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности» (Н.Бердяев)

10. Какой роман Л.Толстого начинается со слов Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». («Анна Каренина»)

11. Мать мужа (свекровь).

Секрет (определения)

1. Официальные издания, содержащие описание состояния животных и растений, которым угрожает опасность исчезновения (Красная книга)

2. Познание самого себя (самопознание)

3. Обращенность на себя, способность сознавать себя (самосознание).

4. Совокупность норм поведения (этика)

5. Поведение людей, основанное на представлении о добре и зле (нормы морали)

6. Что такое табу? (запрет)

7. Высшая степень творческих проявлений личности (гениальность).

8. Сознательное регулирование человеком своего поведения (воля).

9. Человек как отдельно взятая личность, отдельный живой организм (индивид).

10. Социальный образ человека (личность).

11. Социальная группа, основанная на родственных связях (семья).

Финал.

В финале участвуют 3 ученика. Вопросы для финалистов – из темы, выбранные учащимися заранее по любимым тема за курс 8 класса

Ваши способности в вашей власти.

1. сколько единиц информации может запомнить человек? (20). 2. Кто из выдающихся людей мог играть одновременно на 20 шахматных досках ? (Алехин). 3.  Как переводится в римской мифологии слово «Гений»? (божество, прародитель рода). 4. Чему равен греческий талант? (26,2 кг серебра). 5. Кто из величайших полководцев знал всех своих солдат в лицо? (Александр Македонский). 6. Кому принадлежат слова «Гений дорогу открывает, талант по ней ходит» (Эшенбах). 7.  Увеличился ли мозг человека за последние годы? (нет)

Природа под охраной закона.

1. В какой статье Конституции РФ записано о том,  что каждый человек имеет право на благоприятную среду…» (42). 2. Как называется международная общественная организация по охране природы (Гринпис). 3. Как переводится слово «Гринпис»? (зеленые). В каком году произошла авария на Чернобыльской АЭС? (1986).5. Как переводится слово «Ноосфера»? (разум). 6. Кому принадлежат слова «Дорога цивилизации вымощена консервными банками» (Моравиа).7. Естественная среда обитания человека? (природа).

Что человеку нужно

1. Нужда человека в чем либо? (потребность) 2. Как называется потребность человека в вещах, одежде…(материальная) 3. Что такое естественные потребности? (еда, сон). 4. Как можно назвать потребность в курении, алкоголе? (ложные) 5. Кому принадлежат слова «Нужда – это шестое наше чувство, нередко заглушающее все остальное» (Сафир). 6.Потребности можно разделитиь на два вида. Каких (разумные и неразумные). 7. Что является регулятором поведения для человека? (ценностные ориентиры).

Общие вопросы.

1. Социальное и биологическое в человеке – это? (Биосоциальное). 2. Основное отличие человека от животных? (умение изготавливать орудие труда) 3. Деятельность, направленная на развитие многообразные человеческие качества? (игровая) 4. Изучение книг, чтение произведений – это деятельность… (учебная) 5. Назовите несколько видов трудовой деятельности (производственная, государственная и т.д.) 6.  Осуществление жизненных целей? (самореализация). 7. Животное приспосабливается к природной среде, а человек…(преобразует)

III. Подведение итогов. Поздравление победителей. Финалисты и участники 2 тура, набравшие больше 9 балов – получают «5», участники 2 тура – «4», остальные, набравшие не меньше 10 балов – «3».

IV. Домашнее задание. Составить кроссворд из терминов по обществознанию.


Приложение№1.

1. Общение – это…

А) исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми

Б) особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей

В) общественные отношения, складывающиеся между людьми.

2. Межличностные отношения возможны:

А) как среди больших групп людей, так и среди малых групп

Б) только среди малых групп людей

В) только среди больших групп людей.

Приложение №2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь"

Материал урока нацеливает на разговор о толерантности.Учебное занятие содержит интересные притчи, игровые моменты....

План-конспект урока обществознания "Человек среди людей" 7 класс

Разработка плана-конспекта урока по обществознанию "Человек среди людей", 7 класс. Тип урока:урок-игра...

Методическая разработка интегрированного урока биологии и обществознания "Человек среди людей" для 10 кл

Интегрированный урок по биологии и обществознанию "Человек среди людей"может быть использован при подготовке к ЕГЭ, во внеклассной работе, на обобщающих уроках.  Результативность урока выражается...

Классный час "Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям" (5 класс)

Классный час  посвящен  вопросу выстраивания  позитивного отношения человека  к окружающим людям. Тема , которая проходит в течении беседы - внимание. Классный час выстроен в деяте...

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Урок обществознания "Человек среди людей"

СамоанализУрок проводился мной как завершающий в разделе «Человек среди людей»1.Цель: Применение усвоенных знаний или способов учебных действий в условиях  решения учебных задач....