"Я гражданин. Мои права и обязанности».
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс) на тему

Деловая игра для старшеклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для старшеклассников

с элементами дебатов "Я гражданин: мои права и обязанности» 

Подготовила и провела учитель истории и обществознания Никитцева Елена Николаевна.

c:\users\бойко\desktop\с-2.jpg

Цель:

  • Создать условия для формирования гражданственности, способствующей становлению ценностей, направленных на развитие цивилизованного общества, справедливости, демократии, уважения закона, успешной социализации интеграции в социум.
  • Вспомнить с участниками основные права человека.
  • Привести примеры о нарушениях прав человека, определить какого типа права чаще всего нарушаются.
  • Сформировать понимание о единстве права и ответственности.

Ход игры

Встреча участников. Приветствие.

Сегодня мы проведем деловую игру с элементами дебатов "Я гражданин: мои права и обязанности".

Если говорить о целях гражданского образования, то наиболее узким подходом является простое снабжение учащихся знаниями об основных правах, политических и социальных структурах нашего общества, основополагающих законах этого общества. И это хорошо, когда молодые люди, вступая во взрослую жизнь, знают свои права и те законы, по которым живет наше общество. Но не менее важно и то, насколько социально зрелым будет выпускник школы, насколько он будет готов воспринимать нестабильный, драматический, но в то же время хрупкий, требующий от человека воли и мужества, любви и заботы мир.

Трудно представить успешным человека, грамотным специалистом без знания права. Его роль в современной жизни огромна. Знание права позволяет человеку чувствовать себя уверенно в любой ситуации, ориентироваться в огромном количестве норм, правил, установленных государством. Правовая грамотность – необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества и именно вам – выпускникам, ученикам 10- 11х классов совсем скоро предстоит решать эти важные задачи. Сегодня я предлагаю вам принять участие в викторине,оценить свои знания и знания соперников. Игра состоит из четырех этапов, каждый из которых будет оценивать компетентное жюри. Желаем удачи!

Оценивать ваши ответы будет жюри в составе:


1. Представление команд. (название, девиз, капитан). Оценка 3 балла.

2. Разминка. Блиц – опрос. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы для первой команды:

1. В каком законодательном документе закреплены права и свободы человека и гражданина Российской Федерации? ( Конституция Р.Ф.)

2. С какого возраста человек обладает правами? (с момента рождения)

3. Какое образование в Российской Федерации является обязательным? (общее среднее)

4. С какого возраста наступает административная ответственность? ( с 14 лет)

5. С какого возраста гражданин имеет право участвовать в голосовании на выборах? (18 лет).

6. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993года).

7. В каком международном документе говорится о правах ребенка? (Конвенция прав ребенка).                                                                                                                                                         8.  Как называется верхняя палата российского парламента? (Совет Федерации).                                      9. Уполномоченный по правам человека. (омбудсмен).                                                                                   10. Исполнительная власть в Р.Ф. принадлежит? ( правительство Р.Ф.)

Вопросы для 2 команды:                                                                                                                                      1. Какой документ является основным в области прав человека? (Всеобщая декларация прав человека).                                                                                                                                                                    2. До какого возраста ребенок считается несовершеннолетним? (До 18 лет)                                               3. Какая ступень образования является первой? (дошкольное)
4. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (16 лет)

5. Гражданин Российской Федерации может быть избран депутатом Государственной Думы при достижении на день голосования? ( 21 года).

6. В каком году был избран Президент РФ В.В. Путин на третий срок? (март 2012)
7. В каком документе предусмотрена уголовная ответственность? (Уголовный кодекс РФ) 8. Как называется нижняя палата российского парламента?  (Государственная Дума).

9. юрист, оказывающий профессиональную юридическую помощь гражданам и организациям. (адвокат).

10. Законодательная власть  в Р.Ф.принадлежит ( Федеральному собранию).

3. «Высказывания мудрых»

Закончите незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов (фразу необходимо воспроизвести полностью и точно):

  1. Античная мудрость: «Чтобы быть свободным, нужно …………….» (подчиняться законам).
  2. Древнеримское изречение: «Закон суров, но ……………..» (это закон)
  3. Древнеримское изречение: «Высший закон- …………» (благо народа)
  4. Я. Корчак, педагог: «Право ребенка быть тем, …………»( кто он есть)
  5. Г.Ламене, богослов, философ: «Обязанность без права есть …………, право без обязанности - …………………» (рабство ; анархия)
  6. Монтескье, философ: «Свобода есть право делать все, что ……………..» (дозволено законом)
  7. Конвенция о правах ребенка: «Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется …………………….» (наилучшему обеспечению интересов ребенка)
  8. Конвенция о правах ребенка, ст.28: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих ………………...» (уважение человеческого достоинства ребенка)

За правильный ответ 2 балла.

4.  «Язык закона»
Задание: подобрать термины к приведенным выражения
1.Торжественное вступление к тексту Конституции (Преамбула )
2.Выражение недоверия Президенту со стороны парламента (Импичмент)
3. Всенародное голосование (Референдум)
4. Форма национально-территориального устройства, союз государств (Федерация)
5. Многообразие, множественность (Плюрализм)
6. Независимость, самостоятельность (Суверенитет)
За каждый правильный ответ 1 балл.
5.  «Присяга Президента»
Задание: восстановите по памяти текст Присяги Президента, вписав недостающие положения…


«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации 

………….. и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать ……………., защищать …………....... и ....................., 

безопасность и …………. государства, ……… служить народу».

Правильный ответ: “Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.

За каждое правильно вставленное слово 1 балл.

6.  «Правовой лабиринт»                                                                                                                                   Вам предстоит разгадать правовой кроссворд , состоящий из 17 вопросов. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов -17. Время – 5 минут

А

Д

В

О

К

А

Т

      Э

М

А

Н

С

И

П

А

Ц

И

Я

Е

С

З

Т

К

О

Н

С

Т

И

Т

У

Ц

И

Я

Н

О

Т

А

Р

И

А

Т

О

П

                     К

                     А

                     З

Г

К

Х

П

Р

А

В

О

Ю

О

О

П

Р

С

Р

А

Ж

Д

А

Н

С

Т

В

О

У

О

И

Л

П

О

Б

Я

З

А

Н

Н

О

С

Т

Ь

               И

               Ц

               И

               Я

Ц

Н

 А

 Л

Т

С

И

О

И

Д

Я

С

О

М

Б

У

Д

С

М

Е

Н

Т

     Г

К

Л

Ь

К

А

По горизонтали:
1. Лицо, профессией которого является квалифицированная юридическая помощь.

3.Основной закон РФ.
5. Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным.
7. Общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и приданием юридической силы различным документам. 
9. Совокупность общеобязательных правил поведения, установленных либо санкционированных государством.
11. Устойчивая правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
12. Круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.
15. Должностное лицо, на которое возлагается функция контроля над соблюдением законных прав и интересов.

По вертикали:

2.Способность самостоятельно , без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.
3.Прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

4. Вид и название нормативного или индивидуального акта, обычно издаваемого главой государства.
6. Общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и их отношения с государством.
8.  Специалист по правоведению, юридическим наукам.

10. Уполномоченный по правам ребенка в Р.Ф.
13. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.
14. Требование, предъявляемое истцом в судебном порядке.
16. Действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

 17. Система государственных служб и органов по охране порядка.

7. «От теории – к практике».

Перед вами на экране изображения. По ним вам необходимо классифицировать правонарушения, определить вид и меру ответственности за каждое из них. Устный ответ дает капитан команды. Максимальное количество баллов – 6 . Время – 12 минут
1.                                             2.                                  3.                       4
c:\users\бойко\desktop\_vandalism_na_transporte.jpg  c:\users\бойко\desktop\alleya.jpg c:\users\бойко\desktop\кража.jpgc:\users\бойко\desktop\alkogol.jpg


1, 2
Статья 214. Вандализм 
       Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах,  
       наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. 
3. Кража в магазине подразумевает хищение чужого имущества и предусматривает ответственность по части 1 или 2 (если совершена группой лиц по предварительному сговору) статьи 158 УК РФ, где установлена минимальная санкция в виде штрафа в размере до 80 000 рублей, максимальное наказание – лишение свободы сроком до пяти лет. Не все знают, что уголовная ответственность при совершении кражи в магазине наступает только при условии, если стоимость похищенного имущества превышает 1000 рублей. В обратном случае, магазинная кража признается мелким хищением и квалифицируется как административное правонарушение, за которое статьей 7.27 КоАП РФ предусмотрены либо штрафные санкции не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.
4. распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте. 
Согласно статьи 20.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ, появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.                  

8. «Обязанности гражданина РФ»

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.
2.
Платить налоги.
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6.
Сохранять природу и окружающую среду.
7.
Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государства.

За правильный ответ 1 балл.
9.
«Государственный гимн России»

Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по две строчке трех  куплетов государственного гимна России. Командам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился весь текст гимна.

Время на выполнение задания - 1 минута. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

Россия - священная наша держава,
Россия - священная наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая-
Хранимая Богом родная земля!

Припев.

3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

10 Домашнее задание. Дебаты  на тему: «Права человека – это реальность»

Правила дебатов.

Рефлексия. Плакат "Имею право..."

На столах бумага формата А3 и маркеры, в течении 5-10 минут вы должны нарисовать плакат "Имею право...". По окончании работы группы представляют свои плакаты.

Участники получают цветные стикеры красные, желтые, зеленые посредством которых должны будут оценить плакаты следующим образом:

  • наклейки красного цвета - этот плакат я повесил бы в первую очередь;
  • наклейки зеленого цвета - этот плакат я повесил бы во вторую очередь;
  • наклейки желтого цвета -  мне не понравился этот плакат.
  • Подведение итогов.

Хорошо, когда молодые люди, вступая во взрослую жизнь, знают свои права и те законы, по которым живет наше общество. Но не менее важно и то, насколько социально зрелым будет выпускник школы, насколько он будет готов воспринимать нестабильный, драматический, но в то же время хрупкий, требующий от человека воли и мужества, любви и заботы мир.

Через игру подростки лучше начинают понимать необходимость знания и соблюдения законов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"

Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны....

Деловая игра с элементами дискуссии «Я гражданин: мои права и обязанности»

Сформировать понимание о единстве права и ответственности....

Права и свободы человека и гражданина высшая ценность или равенство прав и обязанностей?

В статье я попытался показать несоответствие одного из признаков правового государства и исторического материала нашей страны на фактах. Хотелось бы знать мнения других учителей....

Права и свободы человека и гражданина. Нет прав без обязанностей.

Познакомить учащихся  с основными обязанностями  человека и гражданина и принципами, которые лежат в их основе....

Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...

рабочая программа внеурочной деятельности "Быть гражданином:мои права, мои обязанности"

В целях формирования законопослушного поведения программа «Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор» (далее — программа), направленная на создание благоприятных ус...