рабочая программа по обществознанию 7 кла
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме

Плотникова Ольга Валерьевна

рабочая програма по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл общество 7 класс55.86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Администрация города Иркутска

Комитет по социальной политике и культуре

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска средняя общеобразовательная школа №37

664020, г. Иркутск, ул. Сибирских партизан, 19, тел: 32-80-99

           «Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

___________

         Пикерская Ю.С.

Пр. №1  от «28» августа 2014г.

            «Согласовано»

          Заместитель                                  директора

по УВР

____________

Сучкова Е.Г.

«__» августа 2014 г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ СОШ № 37

_____________

О.И. Обушенко

«__» _______2014 г.

Рабочая программа

по ___обществознанию___

для _7_(7А,7Б)_ класса

(уровень: общеобразовательный)

Учитель: Плотникова Ольга Валерьевна

7 разряд

Количество часов: всего – 39 часа, в неделю – 1час

Рабочая программа составлена на основе Авторской программы по обществознанию Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: программа курса для 6-7 кл.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012г

2014/2015 учебный год

1.Пояснительная записка

 Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана на основе

Авторской программы по обществознанию Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: программа курса для 6-7 кл.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012г

Курс «Обществознание» для 7 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 7 классе по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.

2.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ
  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).  
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 208805 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»).  
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  6. Региональный учебный  план для образовательных  учреждений Иркутской  области на  2012-2013 учебный  год. ( Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010г.  №164 –мр. (  в  ред.от 30.12.10г. №1235 – мр.)
  7. Учебный  план  МОУ СОШ№37  г. Иркутска на 2014/2015  учебный  год.

3.Цели и задачи  курса  обществознания в средней школе.

Рабочая программа  имеет  направление на  достижение следующих целей при обучении семиклассников:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  1.         Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

4.Виды и формы  контроля

Контроль осуществляется через различные формы работ:

  • Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения

материала и выполнение задания в рабочей тетради;

  • Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;
  • Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;
  • Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,
  •  Тестирование, диктанты, срезы, контрольные работы.

 Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты.

5.Планируемые знания и умения

В результате изучения обществознания ученик должен                                                  

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

6.Критерии оценивания знаний учащихся

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Оценивание устных ответов:

1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.

2.Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.

3.Оценка «3» ставится за ответ,  который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.

4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы

5.Оценка «1» ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

Оценивание письменных ответов:

Оценка «5»    -     100-90 %

Оценка «4»    -      89-70 %

Оценка «3»    -      69-45 %

Оценка «2»    -      44-20 %

Оценка «1»    -      19 - 0 %

7.Основное содержание курса

Глава I ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА (9 часов)
Тема 1. Переходный возраст 
Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. 
Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст — отрезок жизни между детством и зрелостью. 
Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность.

Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста 
Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов. 
Проблемы подросткового возраста. 
Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей 
Тема 3. Быть взрослым 
Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков. 
Основное понятие темы: взрослый. 
Тема 4. Физические изменения подростков 
Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков. 
Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности. 
Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер 
Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. 
Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера. 
Основные понятия темы: личность; темперамент; характер. 
Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства 
Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции — низший, чувства — высший тип психических реакций. 
Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.

Тема 7. Самооценка подростка 
Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение. 
Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.

Тема 8. Выдающаяся личность 
Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе. 
Одаренные дети. Умственная одаренность — биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания умственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности. 
Роль поощрения одаренности в ее развитии. 
Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.

Тема 9. Лидер и его качества 
Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. 
Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, — основа искусства общения. 
Основные понятия темы: лидер; искусство общения. 
Глава II ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ (6 часов)
Тема 10. Социальная среда подростка 
Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков — ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. 
Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.
Основное понятие темы: социальная среда.

Тема 11. Подросток в группе 
Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление. 
Ориентация на «значимых других». Значение уровня само¬оценки человека на степень влияния группового давления. 
Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».

Тема 12. Межличностные отношения 
Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межлич¬ностных отношениях. Важнейший закон межличностных отно¬шений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. 
Взаимопонимание в межличностных отношениях. 
Основные понятия темы: межличностные отношения; взаи¬мопонимание.

Тема 13. «Мы» и «они» 
«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» — те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не общителен и не¬уживчив. «Мы» и «они» — два разных полюса, две противопо¬ложности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга. 
Опасность превращения в неприязнь, а затем — в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». 
Различия между «своими» и «чужими». 
Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «дру¬гие»; «иные».

Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей 
Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знако¬мыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе зна¬комых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. 
«Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих». 
Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «дру¬гие»; «чужие»; «чужаки».

Тема 15. Социальный портрет молодежи 
Молодежь — большая социальная группа. Возрастные гра¬ницы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, прихо¬дящиеся на молодежный возраст: завершение общего образова¬ния; выбор профессии и получение профессионального обра¬зования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи. 
Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной моло¬дежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченно¬сти на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и поли¬тическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социаль¬но-политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в опреде¬ленной степени движущей силы коренных преобразований в обществе. 
Основное понятие темы: молодежь.

Раздел III ПОДРОСТОК И ЗАКОН (4 часа)

Тема 16. Юридические границы подросткового возраста 
Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Деление подростков на две категории людей: малолет¬них (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). 
Характеристика юридического положения несовершенно¬летних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями. 
Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права; обязанности; ответствен¬ность.

Тема 17. Подросток как гражданин 
Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством. 
Обязанности граждан Российской Федерации. 
Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.

Тема 18. Подросток и его права 
Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни. 
Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 
Культурные права — права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры. 
Основное понятие темы: права ребенка.

Тема 19. Опасный путь преступной жизни 
Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой. 
Административные нарушения и меры административной ответственности. 
Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции. 
Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения. 
Глава IV ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА (6 часов)

Тема 20. Подросток в обществе риска 
Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого. 
Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания. 
Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.

Тема 21. Проблема одиночества 
Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества — удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии. 
Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.

Тема 22. Подростковая культура 
Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни. 
Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых. 
Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура. 
Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура.

Тема 23. Образ жизни 
Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отра¬жение в образе жизни элементов культуры, не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни — отражение как характерных, так и отли¬чительных черт поведения. 
Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни). 
Основное понятие темы: образ жизни.

Тема 24. Досуг и отдых 
Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жиз¬ни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура. 
Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние эко¬номического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое разви¬тие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человече¬ского общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. 
История создания библиотек. Библиотеки как научно-ин¬формационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (на¬учные и технические). Работа одновременно в массовом и спе¬циализированном режимах наиболее крупных библиотек. Лич¬ные (домашние) библиотеки. 
Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Различные профили музеев. 
Свободное время у современных россиян. Характерная черта досуга россиян, переход от активного отдыха к пассивному. 
Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей. 
Тема 25. Спорт 
Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта. 
Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья. 
Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.

Раздел V 
ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА (4 часа) 
Тема 26—27. Город и село 
Город — особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. 
Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. 
Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. 
Появление мегаполисов. 
Плюсы и минусы городской жизни. 
Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа. 
Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков. 
Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.

Тема 28—29. Мой дом, мое жилище 
Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная. 
Дом — человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. 
Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. 
Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства; поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства. 
Влияние района проживания горожанина на качество его жизни. 
Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.


8.Учебно- тематический план

Обществознание 7 класс

урока

дата

проведения

Название разделов, тем, уроков

кол-во

часов

1.

Вводное занятие. Переходный возраст.

1

2

Задачи и трудности переходного возраста.

1

3

Быть взрослым.

1

4

Физические изменения у подростков.

1

5

Психологический портрет личности: темперамент и характер.

1

6

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства.

1

7

Самооценка подростка.

1

8

Выдающаяся личность

1

9

Лидер и его качества.

1

10

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Личность подростка»

1

11

Социальная среда подростка.

1

12

Юношеский пессимизм.

1

13

Подросток в группе.

1

14

Межличностные отношения.

1

15

«Мы» и «они».

1

16

Мир знакомых и незнакомых людей.

1

17

Социальный портрет молодежи.

1

18

Юридические границы подросткового возраста.

1

19

Юридические границы подросткового возраста.

1

20

Подросток как гражданин.

1

21

Подросток и его права.

1

22

Подросток и его права.

1

23

Опасный путь преступной жизни.

1

24

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Подросток в социальной среде».

1

25

Проблема одиночества.

1

26

Подросток в обществе риска.

1

27

Подростковая культура.

1

28

Образ жизни

1

29

Досуг подростка.

1

30

Отдых подростка.

1

31

Спорт

1

32

Город и село

1

33

Мой дом, мое жилище

1

34

Итоговое занятие.

1


9.Учебно-методический комплекс

С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание. Программа курса. 6-7 классы». - М.: «Русское слово», 2012г.

Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2009.

Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 7 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

П о с о б и я   д л я   у ч а щ и х с я:

Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2009г.

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация

 игровая., ИК

Министерство образования Российской Федерации

Администрация города Иркутска

Комитет по социальной политике и культуре

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска средняя общеобразовательная школа №37

664020, г. Иркутск, ул. Сибирских партизан, 19, тел: 32-80-99

«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

 ___________

Пикерская Ю.С.

Пр. №1  от «28» августа 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

____________

 Сучкова Е.Г.

«__» августа 2014 г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ СОШ № 37

 _____________

О.И. Обушенко

 «__» _______2014 г.

Тематическое планирование

Предмет: обществознание

Класс: 7 А,Б

Учитель: Плотникова О.В

Количество часов: Всего 34 часа, в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков:3

Программа: составлено на основе  Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) Составители Э.Д.Днепров, А. Г. Аркадьев. –М.: Дрофа, 2007.  Авторской программы  (Козленко С.И.,  Козленко И.В.  Обществознание: программа курса для 6-7 кл. -М.:ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2012г

Учебник: И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 7  класс. - М.: Русское слово, 2009г;

2014/2015 учебный год


       Название темы и основное содножание

Тип урока

   Основные знаниия и умения

Основные понятия и термины

Система домашних заданий и контроль ЗУН

1.

Вводное занятие. Переходный возраст.

Вводный урок

Умение высказывать свою точку зрения

Возраст, возрастная периодизация, подростковый возраст, тинейджеры, юность.

Опрос

Таблица

2

Задачи и трудности переходного возраста.

Урок формирования знаний

Умение самостоятельно работать с предложенным материалом

Эмоциональная независимость, система ценностей.

Рассказ

Индивидуальные задания

3

Быть взрослым.

Урок формирования знаний

Умение общаться, излагать свои мысли.

Взрослый

Опрос

4

Физические изменения у подростков.

Урок формирования и совершенствования знаний

Умение работать в группах

Самооценка

Развернутый ответ по картинке

5

Психологический портрет личности: темперамент и характер.

Урок формирования и совершенствования знаний

Умение работать в парах

Личность, темперамент, характер.

Таблица

Словарный диктант

6

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства.

Комбинированный урок

Умение работать со статистическими данными

Способности человека, интеллект, настроение, эмоции

Опрос

7

Самооценка подростка.

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Умение анализировать, аргументировать

Самооценка, самовоспитание.

Опрос

Таблица Тест

Защита проектов

8

Выдающаяся личность

Комбинированный урок

Умение делать выводы.

Выдающаяся личность, одаренность.

Презентация групп новой работы

9

Лидер и его качества.

Урок формирования знаний

Умение сравнивать, обобщать, анализировать

Лидер, искусство общения.

Развернутый ответ по картинке

10

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Личность подростка»

Урок обобщения и систематизации знаний

Умение обобщать и систематизировать материал

Таблица

Словарный диктант

11

Социальная среда подростка.

Урок формирования и совершенствования

Умение доказывать и опровергать

Социальная среда.

Опрос

12

Юношеский пессимизм.

Урок формирования и совершенствования знаний

Умение работать с текстом учебника

13

Подросток в группе.

Комбинированный урок

Умение работать с документами

Опрос

14

Межличностные отношения.

Урок формирования знаний

Умение  работать с  текстом учебника.  

Взаимопонимание, межличностные отношения.

Опрос

15

«Мы» и «они».

Комбинированный урок

Умение анализировать документы

Свои, чужие, другие, иные.

Презентация групп новой работы

16

Мир знакомых и незнакомых людей.

Урок обобщения и систематизации знаний

Умение выделять главное.

Знакомые, незнакомые.

Таблица Тест

Защита проектов

17

Социальный портрет молодежи.

Урок формирования знаний

Умение самостоятельно работать с предложенным материалом

Молодежь.

Опрос

18

Юридические границы подросткового возраста.

Урок формирования знаний

Умение делать выводы.

Права, обязанности, ответственность.

Развернутый ответ по плану

19

Юридические границы подросткового возраста.

Комбинированный урок

Умение работать со статистическими данными

Таблица

Словарный диктант

20

Подросток как гражданин.

Комбинированный урок

Умение формулировать выводы.

Паспорт, гражданство, гражданин, гражданские права и свободы, обязанности граждан.

Презентация групп новой работы

21

Подросток и его права.

Комбинированный урок

Оценивание своей работы и деятельность одноклассников

Права ребенка.

Опрос

Таблица Тест

Защита проектов

22

Подросток и его права.

Комбинированный урок

23

Опасный путь преступной жизни.

Урок формирования знаний

Понимать сущность преступления,  знать его последствия.

Преступления, уголовная ответственность, административные нарушения.

Опрос

24

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Подросток в социальной среде».

Урок формирования знаний

Опрос

25

Проблема одиночества.

Комбинированный урок

Умение анализировать, аргументировать свою точку зрения

Одиночество.

Опрос

26

Подросток в обществе риска.

Урок формирования знаний

Умение самостоятельно работать с предложенным материалом

Здоровье, алкоголизм, наркомания.

27

Подростковая культура.

Урок формирования знаний

Умение сравнивать различные признаки, находить сходства и различия.

Подростковая культура.

Опрос

28

Образ жизни

Комбинированный урок

Умение сравнивать различные признаки, находить сходства и различия.

Образ жизни.

Опрос

29

Досуг подростка.

Комбинированный урок

Умение рационально использовать свое свободное время.

Досуг, свободное время, культурный досуг.

Опрос

30

Отдых подростка.

Комбинированный урок

Отдых, музей.

Развернутый ответ

31

Спорт

Комбинированный урок

Умение высказывать свою точку зрения

Спорт, профессиональный спорт, любительский спорт.

Таблица

Словарный диктант

32

Город и село

Урок формирования знаний

Умение общаться в коллективе.

Опрос

Таблица Тест

Защита проектов

33

Мой дом, мое жилище

Урок формирования знаний

Умение общатся в коллективе

34

Итоговое занятие.

Урок контроля знаний, умений и навыков

Умение обобщать изученный материал

Тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...