Разработка урока обществознания на тему "Многообразие современного мира" (профильное изучение, 11 класс)
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Диденко Светлана Николаевна

Данный урок продолжает формирование знаний учащихся по теме «Современный этап мирового развития». Позволяет подвести учащихся к выводу о том, что современный мир может быть справедливо устроен только в том случае, если он основывается на взаимном уважении народов и обогащении различных культур. Основные понятия темы: единая цивилизация, глобализация, информационное общество, геополитика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mnogoobrazie_sovr_mira.rar2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Белгородского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Урок на тему:

Обществознание

11 класс

(профильное изучение)

Подготовила: Диденко С.Н.,

учитель истории и обществознания

Цели урока:

- образовательная: продолжить формирование знаний учащихся по теме «Современный этап мирового развития».

Подвести учащихся к выводу о том, что современный мир может быть справедливо устроен только в том случае, если он основывается на взаимном уважении народов и обогащении различных культур.

Основные понятия темы: единая цивилизация, глобализация, информационное общество, геополитика.

- развивающая: продолжить работу над выработкой у учащихся умения      анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах, умения получать и осмысливать информацию, осваивать учебный материал с помощью практической деятельности,  использовать различные источники данных; представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать в группах, анализировать документы и самостоятельно формулировать выводы на основе изученного; аргументировано высказывать собственную точку зрения по поставленной проблеме.

Работа над мини-проектом «Многообразие современного мира».

- воспитательная: продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося,  эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям.

Оборудование урока:

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. Документы для исследовательской работы (исследования политологов и социологов, данные опросов ВЦИОМ по теме урока).
  3. Учебное пособие «Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику» под редакцией Л.Н. Боголюбова,  М., 2001,  стр. 167 – 172
  4. Л.В. Поляков, В.В. Федоров, К.В. Симонов. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Книга для учителя. М. Просвещение, 2007, стр. 116 - 136

Этапы урока:

  1. Орг момент,  вступительное слово учителя, создание благоприятной психологической обстановки.
  2.   Актуализация знаний учащихся. Сообщение учащимся целей и задач урока.
  3. Исследовательская работа с документами.
  4. Практическая работа (создание тематических слайдов презентации).
  5. Анализ результатов исследования учащихся по теме урока.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Рефлексия.

Тип урока – урок-исследование, практическая работа.

Ход урока

  1. Орг. момент, создание позитивного психологического настроя        учащихся.

Я рада вас видеть. Надеюсь, наше общение на уроке будет продуктивным и взаимно приятным.

Поскольку мы работаем в группах, и все мы – партнеры, я прошу вас отвечать не вставая.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас не совсем обычный урок. Начать его я хочу, приведя высказывание Константина Симонова, генерального директора Центра политической конъюнктуры России (слайд): «Современный мир состоит из нескольких новых центров        политической силы, стремящихся расширить свое влияние. Каждое влиятельное государство видит себя в качестве мировой державы, способной быть ключевым субъектом принятия решений, касающихся всего человечества»

Вопрос к учащимся:

- в чем смысл данного высказывания?

…(сказать о противоречиях глобализации, стр. 391 учебника)

Давайте сформулируем тему урока: …

Да, тема нашего урока – «Многообразие современного мира». Слайд

Основными проблемами современного обществознания продолжают оставаться  геополитические и геостратегические взаимоотношения разных стран. Это особенно актуально для России в современных условиях, когда необходимо четко обозначить свою роль в современном «раскладе» сил и продолжить поступательное развитие во всех сферах жизни.

Для решения различных проблем мирового сообщества регулярно проводятся встречи глав государств, где представители ведущих держав предлагают своё видение международных проблем и пути их преодоления.

  1. Исследовательская работа с документами (работа в группах).

Представьте, что нам предстоит выступить на саммите «Большой восьмерки» на тему «Глобальное доминирование или собственное развитие и взаимное обогащение?» Слайд с темой урока

Поэтому проблемный вопрос нашего урока звучит именно так.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы работали в группах. Чтобы достойно выступить на саммите, вы изучили следующий материал: 

       Слайд

  • США: мессианство и «экспорт демократии»
  • Китай: от региональной к глобальной державе
  • Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете

В ходе работы на уроке, вы должны будете выяснить:        Слайд

  • Какие подходы в поисках решения проблем глобальной безопасности используют разные страны?

  • Какие цели преследуют ведущие державы в своей внешнеполитической деятельности?

  • Какие национальные задачи стоят перед ведущими государствами в XXI веке?

Результаты своей исследовательской работы вы оформите и представите в виде презентации. Каждая группа оформляет по 2- 4 слайда:

1-2 слайда: основные тезисы вашего выступления на саммите;

3-4-й слайды – основные вопросы (проблемы), которые, как вы считаете, необходимо обсудить на встрече глав ведущих государств.

Далее мы обсудим итоги вашей работы и постараемся ответить на главный  проблемный вопрос урока.

Итак, приступаем к работе. На работу в группах у вас есть 10 минут.

  1. Практическая работа (создание тематических слайдов презентации).

  1. Представление тезисов каждой группы и обсуждение тех вопросов, которые предложат уч-ся для работы на «саммите».

Итак, давайте обсудим результаты проведенного вами исследования.

Задание классу: сейчас вы должны будете внимательно слушать, подготовить и задать вопросы учащимся каждой группы по теме исследования.

  • Слово 1-й группе…
  • Выступление 2-й группы…
  • Выступление 3-й группы…

- беседа, обсуждение по теме.

6. Общий итог.

Итак, давайте подведем некоторые итоги:        Слайд с выводами

  • Существует ли, по-вашему, мировая цивилизация или мир представлен различными отдельными «очагами культуры»?
  • Каким вы видите дальнейшее развитие мировой цивилизации?

Таким образом: Глобальное доминирование или собственное развитие и взаимное обогащение?

- дети говорят…

Таким образом, в своих стратегиях национальной безопасности ведущие мировые игроки исходят из разных подходов. Некоторые страны одержимы мессианизмом и пытаются         навязать остальному миру свои стандарты.

Но современный мир может быть справедливо устроен только в том случае, если он        основывается на        взаимном        уважении        и обогащении.

Глобальная        безопасность                связана                не         с навязыванием своих стандартов        другим,        а,        прежде        всего,         с развитием  собственных  форм  политического  и  экономического общежития и с пониманием, познанием и уважением опыта других стран.

 Только  тогда  и  будет  возможно  создание  коллективной системы безопасности, в которой будут учтены потребности всего человечества и всех составляющих        его стран.

   7. Рефлексия. 

Теперь в заключение урока я прошу каждую группу в качестве итога составить синквейн по теме своей работы.

  • Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Ребята, на сегодняшнем уроке вам был предложен высокий уровень сложности материала.

Как вы считаете, насколько успешно вы справились со своими задачами исследователей?

Каких оценок вы заслуживаете за работу на уроке?

Да, я согласна с мнением …. Все вы заслуживаете высоких оценок.

На дом вы получаете творческое задание: написать эссе на тему «Европейский Cоюз: внутренние противоречия как преграда к развитию».

Большое всем спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".

Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....

Разработка урока обществознания на тему "Социальный конфликт" (профильное изучение, 11 класс)

Данный урок призван сформировать у учащихся представление о сущности понятия «социальный конфликт,  его причинах,  участниках,  основных видах,  способах разрешения. Позволяет подв...

Разработка урока обществознания на тему "Семья в современной России" (профильное изучение, 11 класс)

Данный урок нацелен на закрепление и систематизацию знаний учащихся по теме «Демографическая ситуация в России. Семья и брак как социальные институты». Позволяет подвести учащихся к выводу о необходим...

Разработка урока обществознания «Право на жизнь и эвтаназия» 9 класс

учебная – определить значение права на жизнь. Познакомиться с понятием «эвтаназия». Продолжать развивать основные компетенции: предметную, информационную.воспитательная – осознать ценность человеческо...

разработка урока обществознания в 7 классе по теме "Реклама в современном мире"

Урок открытия нового знания  в технологии деятельностного метода  по системе "Школа 2000..." Апробация урока прошла в феврале 2015 года....

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка урока. Обществознание. 8 класс. Наука в современном обществе

Урок открытия нового знания с использованием информативно-коммуникативной технологии. Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развит...