Главные вкладки

    Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (9, 10, 11 класс) по теме:
    Алгоритм написания сочинения-эссе по обществознанию.

    Фрегин Ирина Николаевна

    Автор с помощью нескольких простых правил, а так же с помощью пошаговой инструкции   пытается научить старшеклассников и их учителей как правильно написать сочинение -эссе по обществознанию,  публикуе твыдержки из работ своих учеников, приводит четкий алгоритм выполнения данного задания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                     Алгоритм написания сочинения-эссе по обществознанию.

    На протяжении всего существования ЕГЭ обществознание является наиболее востребованным экзаменационным предметом по выбору. Как правило, наиболее сложным заданием считается сочинение-эссе, так же распространено мнение, что далеко немногие " отличники" способны качественно выполнить это задание

     Автор попытается развить данное убеждение с помощью нескольких простых правил, атак же с помощью пошаговой инструкции написания сочинения-эссе.

    Итак,

    Правило 1.  Вам предлагается на выбор пять цитат, относящихся, соответственно, к философии, экономике, политике, социальной психологии и праву. Методисты не рекомендуют выбирать философию и экономику, если только данные предметы не предусмотрены учебным планом образовательного учреждения (т.е. преподавались в старших классах как отдельные предметы).

      Настоятельно рекомендую прислушаться к мнению методистов, за ними опыт и знания.

    Правило 2. Если вы воспользовались правилом 1, значит ваш выбор сузился до трёх цитат. Выбирает только ту, в которой вы можете безошибочно определить обществоведческую тему, изученную когда-то на уроке.

      Помните, что сочинение по обществознанию существенно отличается от сочинения по литературе. "Запудрить мозги" проверяющим огромными объемами, развернутым предложениями и пространными рассуждениями, далеко выходящими за рамки темы не удастся.

    Наше сочинение должно быть конкретным и сжатым.

    ПРИМЕР 1.

    Социология, социальная психология: « Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства» (Е.А.Крашеннинникова).Обществоведческая тема: «Биологическое и социальное в человеке». Перечисляем биологические и социальные потребности человека, отдельно говорим о мышлении и речи, как об основных отличительных признаках человека от других живых существ, доказываем, что только в общении с себе подобными человек овладевает речью и мышлением и становится человеком. Как пример используем  Маугли         Р. Киплинга.

    Правило 3. В первых строках сочинения вы должны раскрыть смысл цитаты, т.е. объяснить, что имел ввиду автор.

    Учтите, если смысл цитаты не раскрыт или раскрыт неверно- дальше ваше сочинение никто проверять не будет, каким бы интересным оно не было. А значит, вы не за работаете ни балла.

    Правило 4. Еще пять лет назад учителя рекомендовали выпускникам начинать раскрытие темы словами: Я считаю так..., мотивируя это тем, что каждый имеет право на личное мнение, пусть даже ошибочное, а у эксперта « рука не поднимется» не начислить хотя бы несколько баллов за такое сочинение.

    Времена изменились: ваше мнение никого не интересует, а баллы начисляются только за точные формулировки и знания.

    Далее советую воспользоваться алгоритмом написания сочинения-эссе, разработанного автором и опробованным в процессе подготовки к экзамену в старших классах общеобразовательной школы.

    а) Выбираю цитату;

    б) Определяю обществоведческую тему, которой соответствует выбранное высказывание;

    в) Раскрываю смысл цитаты, используя обществоведческие термины;

    г) Даю определения использованным терминам;

    д) Привожу конкретные примеры к данному высказыванию и обществоведческой теме.

    И наконец,

    Правило 5. Лучше приводить примеры литературные, исторические или сюжеты СМИ.

    Примеры из личной жизни или собственных наблюдений советую оставить, т.к. жизненный опыт выпускников сравнительно невелик и многие события они могут интерпретировать неверно.

    ПРИМЕР2.

    Политология: « Закон должен властвовать над всеми» Аристотель.

    Тема: « Правовое государство. Право выше власти» ( по УМК Л.Н Боголюбова)

    Основные термины: Правовое государство; признаки правового государства; принцип разделения властей.

    Смысл: « Все равны перед законом вне зависимости от своего статуса. Это основной принцип правового государства».

    Примеры: Судебное преследование С. Берлускони по обвинению в коррупции.

    Удачи на экзамене!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Алгоритм написания сочинения - рассуждения по тексту Юрия Бондарева "Красавица" (ЕГЭ часть С 11 класс)

    Данная работа представляет собой образец написания сочинения-рассужДения. КОНСТРУКЦИЯ, СОЗДАННАЯ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ, ПОМОЖЕТ  ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННОЕ РАЗВЕРНУТОЕ ВЫ...

    Алгоритмы работы с задангиями по обществознанию. 11 класс

    Материал презентации поможет учителю в подготовке выпускников 11 класса к ЕГЭ по обществознанию...

    Типичные ошибки сочинений-эссе ЕГЭ по русскому языку

    В файле собраны основные ошибки, допускаемые учащимися при написании сочинения-эссе по русскому языку и снижающие их баллы за грамотность. Данная памятка рекомендуется для повторения непосредственно п...

    Алгоритм написания эссе по обществознанию

    Даётся алгоритм написания эссе по обществознанию (задание по ЕГЭ - С9)...

    Подготовка к написанию сочинения – эссе по предложенному тексту

    Комплексное повторение навыков словообразовательного разбора, орфоэпических произносительных норм; умения находить в предложениях грамматическую основу, определения типов связи в словосочетаниях, умен...