Урок обществознания в 9 классе. Избирательное право.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Гольцер Татьяна Васильевна

Идею проведения этого урока подсказали сами ребята, учащиеся 9 классаа. В школе работает детская организация "Кристалл". Ежегодно ребята выбирают президента этой республики. Во время проведения выборов, они увидели нарушения. В программе этому вопросу уделяется мало времени. Решено было разработать урок, главной целью которого было подробное знакомство с избирательным правом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию. Тема « Избирательное право» (для учащихся 9 класса).

    Идею проведения этого урока подсказали сами ребята, учащиеся 9 класса. В школе работает детская организация «Кристалл». Ежегодно ребята выбирают президента этой республики. Во время проведения выборов, они увидели нарушения. В программе этому вопросу уделяется мало времени. Решено было разработать урок, главной целью которого было подробное знакомство с избирательным правом.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: Знакомство с основными положениями избирательного права.

Задачи:

  1. Формирование представления о системе выборов в Российской Федерации.
  2. Развитие умений и навыков работы с документами, проведение анализа и обобщения информации, логически мыслить, моделировать, решать проблемные задачи.
  3. Содействовать формированию активной  гражданской жизненной позиции, патриотизма.
  4. Способствовать выработке навыков исследовательской работы.

     За две недели до проведения урока учащиеся были разделены на группы по 5 – 6  человек, которым предстояло провести мини – опрос на тему « Пойду ли я на выборы?». Учащиеся получили возможность проверить в действии один из исследовательских методов социологической науки. Для проведения опроса были разработаны вопросы.

Данные о респонденте.

  • Возраст.
  • Пол.
  • Образование.

Вопросы.

  • Знаете ли Вы что – нибудь о выборах?
  • Пойдете ли Вы на выборы?
  • Если нет (да), то почему?

Опрашивались родственники, друзья, знакомые и просто прохожие на улице.

Затем совместными усилиями данные опроса были обработаны, а основные выводы делались уже на уроке.

Во время урока ученики пользовались опорными конспектами, в которых фиксировались тема урока, его план, основные понятия. На доске записывались выстроенные школьниками логические цепочки.

План урока.

  1. Слово учителя. Постановка  цели и задач занятия.
  2. Актуализация исторических знаний школьников. Сообщение нового материала:
  • История выборов.
  • Правовая культура.
  • Принципы демократических выборов.
  • Избирательная  компания.
  • Типы избирательных систем.

  1. Выводы по социологическому опросу.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: « В жизни приходиться выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах.

 Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

   Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в различных регионах России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться свом правом, избирать. Почему такое происходит? Попробуем разобраться».

   Слушаем зарание приготовленные сообщения. Система выборов сформировалась давно. У древних индийцев вождь выбирался всеми соплеменниками, по сути, прямым голосованием. Он был выразителем воли племени и его советчиком. Если он терял уважение соплеменников, его смещали, а если превышал свои полномочия, то могли и убить.

  В древней Греции глава народного собрания избирался на один день по жребию. Такие выборы, как считали греки,  позволяли им выполнить волю богов, по желанию которых жребий выпадал определенному человеку. Правда, нередко в результате жеребьевки у власти оказывались некомпетентные лица.

   Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил им назначить ослов конями, а когда афиняне удивленно воззрились на него, пояснил: « Ну, если вы выбираете дураков правителями, почему бы вам не выбрать ослов конями?»

    Основные вопросы народное собрание решало путем голосования (оно проводилось на горе Пникс). Белый камешек означал положительное решение, черный – отрицательное. Судьба чиновников и отдельных граждан тоже решалась в ходе голосования. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то изгонялся из полиса на 5 – 10 лет. Это – так называемый остракизм, который ввел Клисфен.

    В Древнем  Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ – кандиду. Хотя белый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандидатов были откровенно корыстны. Голоса избирателей они попросту покупали. Двери дома кандидата были открыты для всех. Любой проходящий мог не только бесплатно утолить голод, жажду, но и получить хороший подарок.

  В России проект создания Государственной Думы  был предложен Сперанским в 1808 году.  17 октября 1905г. Николай II подписал манифест, объявивший об учреждении первого в нашей стране законодательного органа. Выборы в него были неравными, непрямыми и не всегда общими.

 I Государственная дума начала работать в апреле 1906 года.

Слово учителя. Вернёмся в наши дни. Работа с текстом Конституции РФ.

   Статья  32 Конституции РФ  гласит:

  1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей!
  2. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.
  3. Граждане не имеют права быть избранными, признанные судом    

          недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по  

           приговору суда.

Вопрос. Вспоминают, что такое культура.

Культура  - есть совокупность способов и приемов человеческой деятельности.

Затем учащиеся сами составляют определение  правовой культуры и её составляющих. И определение что такое выборы.

Правовая культура включает в себя следующие элементы:

  • Правовая культура избирателей;
  • Правовая культура депутатов и кандидатов в депутаты;
  • Правовая культура организаторов выборов;
  • Информационные избирательные технологии;
  • Процедуры демократического общественного контроля;
  • Процедуры обжалования и реализации прав обязанностей участников избирательного процесса.

Выборы – это действие граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти, предусмотренных Конституцией  РФ.

Работа с текстом по вопросам.

  • Зачем нужны выборы?
  • На какие группы делятся виды избирательного права.
  • Найти принципы избирательного права.
  • Найти факты из истории избирательного права.

Выборы – это один из способов формирования парламента. В ходе них граждане избирают и главу государства, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, голосуют за депутатов представительных органов государственной власти республик, краев, областей и иных субъектов РФ. Во всех демократических государствах выборы проводятся по определенным правилам, или принципам, которые нельзя менять ни при каких обстоятельствах. У нас в стране их определяет специальный Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие  в референдуме граждан Российской Федерации». В законе закреплено всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

  1. Всеобщее избирательное право реализуется как активное, так и пассивное. Активное – это право избирать самому, если исполнилось 18 лет. Пассивное – это возможность быть избранным. По закону, кандидатом в органы местного самоуправления может быть гражданин, достигший 18 лет, в Государственную Думу 21 года, в Президенты РФ – 35 лет. Конституция РФ предусматривает лишение избирательных прав только граждан, признанных недееспособными по решению суда и психически не здоровых.
  2. Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос. Как  антитезу  этой позиции можно привести указ о выборах в І Государственную Думу 1905г., согласно которому 1 голос помещика приравнивался к 45 голосам рабочих.
  3. Прямое избирательное право означает, что  каждый избиратель голосует непосредственно  за  избираемого кандидата.  
  4. Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования. Очень важным принципом выборов является их альтернативность, т. е возможность сделать выбор из нескольких кандидатов. Демократичность   выборов выражается и в том, что должностные лица избираются лишь на определенный срок.

            YI в. до н.э. в Афинах гражданам, за исключением военных, запрещалось избираться дважды на одну и ту же должность. Сегодня, например, в Конституции Португалии,  прямо говорится, что никто не может пожизненно занимать политический пост.

  Срок полномочий должностных лиц может быть разным. Так, во многих странах членов парламента избирают сроком на 4 года, а в Италии – на 7 лет. В ряде государств существует запрет на избрание президентом одного и того же лица более двух сроков подряд. Однако на практике бывают и исключения. Например, Ф. Рузвельт избирался президентом США четыре раза.  

    Избиратели не случайно отдавали ему свои голоса. Биографы Рузвельта рассказывают, каких усилий стоило этому человеку скрывать свою физическую слабость.

   В ходе одной из предвыборных кампаний Рузвельту предстояло выступать на массовом митинге в закрытом помещении. Его противники специально устроили так,  что дорожка, по которой надо было идти к трибуне, имела очень высокий и толстый ворс.  Рузвельт, во время ходьбы едва поднимавший ноги, неизбежно должен был споткнуться и упасть. Тем более что проход был оставлен очень узкий, что сыновья, обычно поддерживавшие его, не смогли бы идти с ним рядом.

    Помощники Рузвельта сумели вовремя узнать об этом замысле. Любой на месте Рузвельта предпочел бы под благовидным предлогом отказаться от выступления, но он поступил иначе.

    В назначенный час Рузвельт подъехал к зданию, где его ждали. Однако машина, миновав главный вход, остановилась с противоположной стороны дома, там, где располагалась пожарная лестница. Рузвельта подвели к ней, и он, взявшись за край лестницы, мощным движением подтянулся вверх. Так, на одних руках, он поднялся на верхний этаж. Появление Рузвельта на сцене из-за кулис стало полнейшей неожиданностью.

  Вскоре вездесущие репортеры разузнали об этом эпизоде. Когда в печати появилось сообщение,  как благодаря силе своих хорошо натренированных рук Рузвельт вышел победителем в сложной ситуации, его престиж еще более вырос.

  Если в каком – либо государстве практикуется перенос или отмена выборов, то это дает повод усомниться в демократичности такой политической системы.

Работа в группах. Учитель предлагает школьникам самим убедиться в необходимости указанных принципов. Для этого моделируются ситуации, в которых какой – либо из принципов нарушается. Ученикам предлагается построить цепочку следствий, вытекающих из такой ситуации.

 Ситуация 1.  Избирательное право в государстве имеют только граждане – мужчины в возрасте от 40 до 60 лет. Случалось ли такое в прошлом? Возможно ли это в современном обществе?

Ситуация 2.  Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставлена галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается?  К чему это может привести?

Ситуация 3. Избирательный закон разрешает одному человеку  голосовать за другого, т.е. сосед может проголосовать за соседа, родственник – за родственника. Как такая ситуация отразиться на результатах выборов?

Ситуация 4. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом (и  используется сегодня) такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?

Далее внимание учащихся фиксируется на основных этапах избирательной компании:

  • Назначение выборов.
  • Организация избирательных округов.
  • Создание избирательных комиссий.
  • Регистрация избирателей в установленном порядке.
  • Выдвижение кандидатов на выборные должности.
  • Предвыборная агитация.
  • Процесс голосования на избирательных участках.
  • Подведение итогов голосования.
  • Установление и оглашение результатов выборов. Смысл и назначение каждого этапа раскрывается с привлечением известных учащимся и новых фактов.

Использование мультимедийного устройства. Проходит работа со схемой  Избирательного участка.

1. Столы для членов избирательной комиссии (списки избирателей по алфавиту),

2,5 – наблюдатели

3 – кабины  для голосования – здесь делается отметка в бюллетене, ее нельзя делать карандашом (чем это обусловлено?)

4 – урны, избирательные ящики, в которые опускаются бюллетени.

Отвечают на вопрос. Что должен знать избиратель, придя на избирательный участок?

Избиратель обязательно проверяет в бюллетене серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Бюллетени должны быть заверены подписями 2-х членов участковой избирательной комиссии   и печатью участковой избирательной комиссии.

Продолжаем разговор о человеке, который избирается.

Человек, наделенный властью, должен обладать важными качествами, свойствами личности.

Работа с текстом. Задание.   Какие из названых качеств вы считаете важными? Поставьте  в списке цифры от 1 до 8:

  • Организаторские способности
  • Доброта и милосердие
  • Способность «Мыслить в государственных масштабах»
  • Порядочность и честность
  • Умение учитывать для страны последствие принимаемых решений
  • Внимание к проблемам простых людей
  • Ум, эрудиция и грамотность
  • Способность к компромиссам.

Учащиеся составляют основные пункты программы. Проговаривают. В программе должна быть точно определена цель. Она должна быть реальна и выполнима. Чтобы достичь цели, нужно поставить задачи. Важны и средства – поступки и дела.

Внимание школьников обращается на то, что существуют различные способы выдвижения кандидатов: группой избирателей, политической партией, возможно самовыдвижение. Полезно разъяснить, для чего в США проводятся первичные выборы.

Работа с текстом учебника. Находят характерные черты главных избирательных систем – пропорциональной и мажоритарной. Проговаривают найденные ответы.

 Мажоритарная система (от фр. «большинство») предполагает голосование за конкретного кандидата.   Победителем считается кандидат, набравший абсолютное (более 50 %) или относительное (больше, чем у соперника) большинство голосов.

Пропорциональная система предполагает голосование не за конкретных кандидатов, а за списки политических партий. Места в законодательном органе распределяются пропорционально набранным партиями голосам.

В России, для того чтобы пройти в парламент, партиям  необходимо преодолеть 5- процентный барьер, а с 2007 года -  7- процентный  (иными словами, если партия набрала меньше 5 или 7 % голосов избирателей, она лишается представительства в Думе) для сравнения: в Египте установлен 8%  барьер, в Швеции – 4%, а в Аргентине – 3 %.

Целесообразно вновь вернуться к вопросу о значении выборов и необходимости участия в них. Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает для себя конкретную политическую роль. Не все, естественно, хотят сделать политику своей профессией. Однако существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это – выборы.

Во время выборов мы играем роль избирателя. Мы граждане России, избираем президента, депутатов Государственной Думы,  наших представителей в городских собраниях, в органах местного самоуправления. Выборы в органы местного самоуправления скоро пройдут в Шира.

Вниманию класса предлагаются результаты проведенного учениками небольшого социологического опроса.  На основе результатов анкетирования учащиеся должны дать  прогноз относительно явки избирателей на выборы.

  По результатам опроса школьники сделали вывод о том, что, не все придут на избирательные участки. Люди среднего возраста. Они ссылаются на свою занятость и бесполезность выборов. Примечательно, что большинство среди них составляют мужчины. Женщины, по мнению учащихся, думают о будущем своих детей, поэтому  более активны, а политическом отношении. Чаще других ходят на выборы люди пожилого возраста. На вопрос «почему?» одна группа учащихся ответила, что так уж, наверное, они воспитаны.

     Придут на избирательные участки и молодые избиратели в возрасте от18 до 25 лет. Говорят, что им интересно и к тому же дают подарки.

     Выборы от слова выбирать (взять нужное, избирать голосованием).

Выборы – важнейший институт демократического общества.

Центральная Избирательная комиссия РФ – Центризбирком. Срок полномочий –5 лет. Состоит из 15 членов. Руководит деятельностью избирательных комиссий. Не позднее 15 дней со дня выборов Центризбирком должен определить и опубликовать результаты выборов.

Рефлексия. Какие ограничения установлены Конституцией РФ для избирателей?

Какие, на ваш взгляд, должны существовать избирательные цензы для кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ?

В некоторых странах избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности. Как вы к этому относитесь?

Какие нарушения избирательных прав являются наказуемыми в соответствии с российскими законами?

Какие права предоставляет гражданам законодательство РФ о выборах?

Свободные демократические выборы являются непосредственным выражением власти народа. Как вы это понимаете?

Сколько политических общественных объединений зарегистрировано в Хакасии? (50  политических общественных объединений, 30 региональных отделений политических партий)

Использованная литература:

  1. Кочетов Н.С. « Нестандартные уроки в школе».   Волгоград, 2013г.
  2. Никитин А.Ф. «Основы государства.10 – 11 класс». Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.,2013 г.
  3. « Человек и общество». Учебное пособие для учащихся.10 – 11 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. «Просвещение» 2014г.
  4. Гаджиев К.С., « Политология», М.,2002 г.
  5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. « Как сегодня преподавать историю в школе», М.,2012 г.
  6. Изменения избирательного законодательства РФ под общей редакцией Смолиной И.Г. Абакан, Хакасское книжное издательство 2012г.
  7. Кейзеров Н.М., Смолина И.Г, Абакан,2011г. Правовая культура избирательной кампании.
  8. Смолина И.Г., Ауль И.Е., Мельникова И.А. «Избирательное право в школе», Абакан, 2013г.
  9. Журнал о выборах,  Москва, 2011г., № 6.
  10. «Выборы Муниципального образования», т,1,2, Абакан,  2010г.
  11. Избирательное право в схемах, Абакан,  2006г.

Интернет ресурсы:

  1. Cikrf.ru – Центральная избирательная комиссия.
  2. Abakan.spravkarf.ru/firm/gu_... Избирательная комиссия в Абакане.
  3. Ru.vikipedia.org/wiki/… Избирательное право. Википедия.