Урок по обществознанию "Социальное познание"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Фроликова Наталья Александровна

Цельурока:ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы; развивать умения анализа и синтеза на основе реализации межпредметных и внутрипредметных связей; формировать культуру диалога и коммуникативнуюй компетенцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sots_poznaneie.docx37.07 КБ
Office presentation icon sotsialnoe_poznanie.ppt484.5 КБ
Файл samoanaliz.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию в 10 классе. 

Тема

Социальное познание

Тип урока

Изучения нового материала

План

1. Особенности социального познания.

2. Конкретно исторический подход.

3. Социальные факты: сущность, интерпретация, оценка

Цель урока

ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы; развивать умения анализа и синтеза на основе реализации межпредметных и внутрипредметных связей; формировать культуру диалога и коммуникативнуюй компетенцию.

Формы и методы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия

«интерпретация», «обыденное знание», «методы социального познания», «социальный факт», «интерпретация», «конкретно исторический подход»;

Ход урока

Этапы урока

время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма организации взаимодействия на уроке

мотивация

2

Подготовка обучающихся к уроку:

Озвучивается тема урока-

-Каких только сенсационных сообщений не встретишь сегодня в средствах массовой информации. В исторической литературе нередко произвольно трактуются факты и события. Вот один только из «опусов» подобного плана:

Полцарства в крови, в развалинах век,

И сказано было недаром:

«Как ныне сбирается Вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам...»

И эти, звенящие медью слова

Мы все повторяли не раз и не два.

Но как-то с трибуны большой человек

Воскликнул с волненьем и жаром:

«Однажды задумал предатель Олег

Отмстить нашим братьям-хазарам...»

Уходят слова и приходят слова,

За правдою правда вступает в права,

Так помните ж, люди, и знайте вовек,

И к черту дурацкая смута...

«Каким-то хазарам, какой-то Олег

За что-то отмстил почему-то!»

И это преданье седой старины –

Пример для историков нашей страны.

-  Почему так происходит? В чем сложности в изучении человеческого общества?

Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Тема урока: «Социальное познание». 

Записывают тему и план; отвечают на вопросы

Фронтальная

Актуализация  знаний

5

Беседа по пройденным темам

Задает вопросы: 1.Раскажите о структуре познания как деятельности

2.Назовите пути познания.

3.Назовите основные уровни научного познания

4.Назовите основные методы научного познания

Отвечают на вопросы

4 человека отвечают на карточки(см приложение 1)

Фронтальная,индивидуальная

Изучение новой темы

23

1.Существуют ли отличия в познании общества и природы

2.Особенности социального познания

3.Конкретно-исторический подход

4. Социальные факты: сущность, интерпретация и оценка

Организует работу с учебником. стр 258-259

Как в разные периоды истории отвечали на вопрос если различия в познании общества и природы?

Можно выделить несколько особенностей социального познания.

1.    Совпадают субъект и объект познания. Большинство научных положений естествознания не затрагивают интересы различных групп общества, а выводы социальных наук, обществоведения всегда непосредственно ориентированы на те или иные общественные силы, что оказывает влияние на позиции ученых-обществоведов. Например, оценка итогов второй мировой войны в бывших советских республиках Прибалтики. Для россиян - это разгром фашизма и освобождение мира от угрозы коричневой чумы. Для политиков в угоду националистическим настроениям - это оккупация. Отсюда и перенос памятников советским воинам, марши бывших эсесовцев, отсутствие первых лиц на официальных мероприятиях, посвященных победе.

2.    На развитие общества оказывает влияние совокупность многообразных факторов. Общественные процессы непохожи. Даже если они обозначаются одним понятием, содержание процесса различное. Например, революция. Революций в мире было очень много, но среди них невозможно найти совпадающих по своему ходу. В общественных процессах действуют люди, наделенные своими достоинствами и недостатками. И чаще всего люди скрывают истинные мотивы своих деяний.

3.    Ограниченность методов социального познания. Например, невозможно использовать метод наблюдения для изучения прошлого.

Эти особенности затрудняют познание общества. Некоторые ученые заговорили о том что общество нельзя изучать,  можно лишь описывать происходящие события

В основе конкретно-исторического подхода лежат три принципа познания социальных явлений:

1)    рассматривать социальную действительность в развитии (предыстория события, как возникает, видоизменение, этапы и т. п.);

2)    изучать общественные явления в многообразных связях;

3)    выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях.

Сформулируйте вопросы, на которые нужно ответить, чтобы реализовать конкретно-исторический подход при изучении…

1ряд: крепостное право

2ряд крещение Руси

3ряд смутное время

Всякое познание общества начинается с фактов и их интерпретации

Организуется работа в группах

Заполняется схема на доске (см приложение2 )

Ищут информацию в учебнике

Отвечают на вопросы учителя

Записываю особенности соц. познания

Записывают основы конкретно-исторического подхода

Группы выполняют задание

Группы выполняют задание

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

групповая

групповая

Закрепление изученного материала

7

Выполнение тестовых заданий (см приложение 3)

Организует выполнение заданий

Собрать выборочно тетради

Выполняют задания

индивидуальная

Итоги урока.

Рефлексия

7

Обобщающая беседа

1.Чем познание общества отличается от познания природы

2.Чем объясняются трудности соц. познания

3.Какие возможности в социальном познании открывает конкретно-исторический подход

4.Что такое социальный факт и для чего нужна его интерпретация

5. Что влияет на оценку факта

6. Подумайте, какие факты должен принять во внимание исследователь, чтобы объяснить случившееся В стране произошла смена правительства. Что это - правительственный кризис, замена одного состава правительства другим по существующему закону, революция, государственный переворот?

фронтальная

Домашнее задание

1

Учебник Боголюбова: § 25, вопросы к тексту, стр 268

Конкретизирует дом. зад.

Записывают дом.задание

индиивидуальная

Приложение1

Карточка1

1. Вставьте пропущенное слово:

«Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это — ...знание».

2 Вставьте пропущенное слово:

«Познание — это ... отражение или воспроизведение действительности

в сознании человека»

3. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Философия

Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика

В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука о процессах психической деятельности

человека

6. Антропология

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология

Ж. Наука о входящих в состав организмов химических веществах

8. Психология

З. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Карточка 2

1. Закончите фразу:

«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется ...».

2.Закончите фразу:

«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется ...».

3. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

 

5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

Приложение 2

Схема

Социальный факт

Виды социальных фактов

Методы сбора социальных фактов

Интерпретация -это .............................

Оценка

Приложение 3

Вариант 1

1.Вставьте пропущенное слов (словосочетание)

Сложная многоступенчатая процедура истолкования. обобщения, объяснения- ............

2. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

3.Верны ли следующие суждения?

         А. Социальному познанию присущи черты любой  познавательной деятельности.

         Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и  

             сложностью изучаемого объекта.

    1)верно только А            2)верно только Б            3)верны оба суждения          4)оба суждения неверны

Вариант 2

1. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Отличительным признаком социального познания является использование научных понятий.

Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

2.    Верны ли следующие суждения?

А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.

Б. Социальное познание не использует метод моделирования.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

3.    Верны ли следующие суждения об общественных науках?

А. Социальную структуру общества, взаимосвязь сфер общественной жизни изучает социальная психология.

Б. Основными категориями эстетики являются «добро», «зло», «нравственный выбор».

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

Ответы учеников

6 задание Исследователь должен учитывать следующее: каким было положение в стране накануне смены правительства; требовали ли какие-либо общественные силы отставки правительства; происходили ли парламентские выборы; какая в этом государстве форма правления и, соответственно, порядок формирования правительства; перед каким высшим законодательным органом ответственно правительство; как изменился персональный и партийный состав правительства; отличается ли программа нового правительства и чем.)

1-    Понятие «социальный факт» имеет несколько значений: 1) это событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; 2) знание о событии, которое включено в совокупные научные знания об обществе и зафиксировано каким-либо способом. В этом случае социальный факт становится научным фактом.

Существует три вида социальных фактов:

1)    деяния отдельного человека, малых или больших социальных групп (например, переход Суворова через Альпы);

2)    продукты человеческой деятельности - материальные и духовные (например, Красная площадь, храм Василия Блаженного);

3)    вербальные (словесные) действия - мнения, суждения, оценки, например, крылатые выражения и афоризмы, произнесенные конкретным человеком (например, Сенека заявил: «Жизнь подобна сказке: неважно, насколько длинна, важно, насколько она прекрасна»).

- Что такое крепостное право? – Как происходило становление крепостного права в России? – Кем и когда рассматривалась проблема отмены креп.права в России до 1861 г.? – Какие этапы прошла подготовка реформы? – Какова была обстановка в России накануне отмены креп.права? – Каковы причины реформы 1861 г.? – Как осуществлялась реформа в России? – Как изменилось положение крестьянства в период и после проведения реформы? - Каковы итоги и последствия реформы?

Приложение

Параметры

Естествознание

Обществознание

1. Предмет изучения

Природа и человек в ней

Общество и человек в нем

2. Цели изучения

Получение достоверных знаний о явлениях и процессах в живой и неживой природе, раскрытие объективных законов ее развития, расширение знаний о биологической природе человека

Получение достоверных знаний об обществе на основе закономерностей и тенденций его развития, о социальной сущности человека, процессе его социализации

3. Методы изучения

Наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, анализ, моделирование опыта и др.

Наблюдение, анализ документов, реконструкция прошлого, социологические опросы и др.

4. Позиция исследователя, ее влияние на результат

Результат изучения носит объективный характер, а приборы и оборудование играют вспомогательную роль

Позиция исследователя очень важна, так как в оценках он опирается на собственный социальный опыт и часто вынужден учитывать интересы общности, к которой принадлежит

1. Современный философ П. Бергер, имея в виду зависимость прессы от расстановки общественных сил, писал: «У кого длиннее палка, у того и больше шансов навязать свои представления обществу». Согласны ли вы с таким представлением?
      2. Существует мнение, что история не имеет сослагательного наклонения. Стоит ли обсуждать то, что могло бы быть, если бы этого не случилось? Являются ли упущенный шанс и утраченная возможность социальными фактами? Поясните свой ответ.
      3. Социальное знание принято подразделять на социальные науки и гуманитарное знание. К какой из этих частей можно отнести тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей»?
      4. Известна притча о двух работниках. На вопрос, что они делают, один ответил: «Таскаю камни», а другой: «Строю храм». Можно ли сказать, что одно из высказываний истинно, а другое ложно? Аргументируйте свой ответ.
      5. Немецкий философ У. Дильтей считал, что понять — «значит пережить лично». Согласны ли вы с этим? Может ли человек понять то, что сам не пережил? И всегда ли лично пережитое понятно?
      6. Летописец Пимен из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» поучает Григория Отрепьева: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь». Возможно ли в принципе описание исторических событий, свободное от интерпретаций? Конкретизируйте свой вывод, используя знания из курса истории.

      7. Представьте себе, что вы, подобно Миклухо-Маклаю, отправились изучать жизнь туземных племен. На что вы обратите внимание прежде всего:
      — на то, что более всего бросается в глаза;
      — на то, что отличает жизнь туземцев от нашей;
      — на устойчивые и повторяющиеся формы практической деятельности?

1группа

1.Прочитайте текст  и ответьте на вопрос

Что такое социальный факт

2группа

1.Прочитайте текст  и ответьте на вопрос

Назовите виды социальных фактов

3группа

1.Прочитайте текст  и ответьте на вопрос

Назовите методы сбора социальных фактов

4группа

1.Прочитайте текст  и ответьте на вопрос

Что такое интерпретация соц. факта и зачем она нужна

5 группа

1.Прочитайте текст  и ответьте на вопрос

Что влияет на оценку факта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полцарства в крови, в развалинах век, И сказано было недаром: «Как ныне сбирается Вещий Олег Отмстить неразумным хазарам...» И эти, звенящие медью слова Мы все повторяли не раз и не два. Но как-то с трибуны большой человек Воскликнул с волненьем и жаром: «Однажды задумал предатель Олег Отмстить нашим братьям-хазарам...» Уходят слова и приходят слова, За правдою правда вступает в права, Так помните ж, люди, и знайте вовек, И к черту дурацкая смута... «Каким-то хазарам, какой-то Олег За что-то отмстил почему-то!» И это преданье седой старины – Пример для историков нашей страны.

Слайд 2

Социальное познание

Слайд 3

Работу с учебником. стр 258-259 Как в разные периоды истории отвечали на вопрос если различия в познании общества и природы?

Слайд 4

Особенности социального познания Общество человек Часть общества Изучает общество Объект Субъект 1. . Совпадают субъект и объект познания

Слайд 5

Особенности социального познания 2. На развитие общества оказывает влияние совокупность многообразных факторов Развитие общества Деятельность людей Религия Политика Экономика социальные группы Закономерность и случайность

Слайд 6

Особенности социального познания 3. Не очевидность закономерностей, своеобразие аналогичных явлений. Общее ? Отмена крепостного права в России Война США за независимость Развитие капитализма

Слайд 7

Особенности социального познания 3. Ограниченность методов социального познания Источник знаний Общество ? Наука эксперимент затруднён

Слайд 8

Конкретно-исторический подход к социальным явлениям Развитие общества Исторические закономерности-устойчивые,существенные связи в историческом процессе. изучение В многообразии связей Во взаимозависимости +

Слайд 9

Сформулируйте вопросы, на которые нужно ответить, чтобы реализовать конкретно-исторический подход при изучении … 1ряд: крепостное право 2ряд крещение Руси 3ряд смутное время

Слайд 10

Вопросы конкретно-исторического подхода для анализа события : - Какова предыстория этого события (явления)? - Как оно возникло? - Как видоизменялось? - Какие этапы прошло? - С какими другими общественными явлениями связано это событие? - Как повлияла общая обстановка в стране? - Известны ли Вам аналогичные события в изучаемой стране? - Что общего (отличия) между изучаемым и аналогичным событиями? - Каковы итоги и последствия изучаемого события?

Слайд 11

Ответы на вопросы теста Вариант 1 1-интерпретация 2-2 3-2 Вариант 2 1-2 2-4 3-4

Слайд 12

Домашнее задание § 25, вопросы к тексту, стр 268



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по теме " Социальное познание"

Тип урока: изучения новой темы с использованием групповых форм работы и работы с текстом.

Предложенная тема является одним из этапов изучения обществознания. Мною были поставлены следующие цели:

1.Ознакомить с основными понятиями темы;

2.Развить навыки самостоятельной работы обучающихся с текстовой информацией и решения познавательных и проблемных заданий;развивать умения анализа и синтеза на основе реализации межпредметных и внутрипредметных связей;

3.Формировать культуру диалога и коммуникативнуюй компетенцию.

Свой урок я построила в несколько этапов:

1.Первичное осмысление и закрепление изученного материала
2. Актуализация знаний учащихся
3. Изучение нового материала
4. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
5. Итоги урока. Рефлексия.

На этапе актуализации знаний было использовано задания и вопросы на повторение уже изученной темы "Научное и ненаучное познание" "Познание как деятельность". Были использованы следующие виды заданий "вставьте пропущенное слово" , "закончите фразу", "установите соответствие"

При изучении нового материала использовался фронтальный  и групповой методы  работы. На этом этапе урока обучающиеся должны были:
1. Выяснить особенности социального познания
2. Выяснить, что такое конкретно-исторический подход

3. Изучить виды социальных фактов необходимость их оценки

Обучающиеся показали хорошие знания по данной теме. Активно обсуждали вопросы, так как обладают хорошими навыками групповой работы. Данная форма работы оправдала себя. Дети в группах чувствуют себя свободно, и смело высказывают свое собственное мнение
С целью проверки знания были использованы следующие способы 1.тестовые задания.

 2. беседа по пройденной теме.

Обучающиеся не очень активно работали , но справились с заданиями.  Таким образом, цели, поставленные на уроке, были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по обществознанию "Познание и знание" 10 кл.

Использование презентации дает возможность наглядно представить изучаемый материал. Вызывает интерес у учащихся, позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащ...

Методическая разработка урока "Многообразие путей познания мира"

Методическая разработка конкурсного урока....

конспект урока обществознания "Многообразие познания мира", 10 класс, профильный уровень.

план-конспект и презентация к уроку обществознания в 10 классе, профильный уровень. тема "Многообразие путей познания". данный урок предполагает групповую форму работы  и рассчитан на два часа....

Урок "Многообразие путей познания мира"

Урок-конспект, рассписанными УУД...

От уроков литературы к познанию мира киноискусства.

Материал содержит разработки уроков литературы с использованием средств кинематографа. Статья опубликована в учебно-методическом пособии: В.В.Солдатов, О.А.Баранов, О.В.Волкова, М.А.Блинова, Е.Н.Солда...

От уроков литературы к познанию мира киноискусства.

В статье предложены темы уроков по литературе с использованием средств кинематографа....

Методическая разработка урока на тему: Познание и знание

Дата проведения:___________Тема урока: Познавательная и коммуникативная деятельностьЦель урока:- образовательная: показать место познания среди многообразия человеческой деятельности; раскрыть роль зн...