Тренировочные задания в форме ЕГЭ по обществознанию.
тренажёр по обществознанию (11 класс) на тему

Шевченко Любовь Николаевна

Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ по обществознанию в блоке "Социальная сфера общества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege._sotsialnaya_sfera.docx51.62 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание

Социальная сфера

ЕГЭ

Часть1

1.  Найдите в приведенном ниже списке характеристики традиционной (патриархальной) семьи.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

3) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

4) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

5) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении.

6) Женщина находится в подчинении у мужчины.

2.  Найдите в приведенном ниже списке проявления социального неравенства.

1) Выделение социальных групп по способностям и интересам.

2) Предоставление привилегий отдельным группам.

3)Установление возрастных ограничений участия в выборах.

4) Ограничение в правах отдельных социальных групп.

5) Зачисление в высшие учебные заведения на конкурсной основе.

3.  Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции.

1) бойкот 2) аплодисменты 3) насмешка 4) увольнение 5) комплименты 6) улыбка

4.  Установите соответствие между общественными группами и их примерами:

примеры

общественные группы

A) дворовая компания подростков

Б) наёмные рабочие

B) студенческая группа

Г) кубанские казаки

1) класс

2) малая группа

3)сословие

 

5.  Расположите уровни вертикальной стратификации в порядке убывания:

1) мелкая буржуазия

2) технические специалисты среднего уровня

3) высший слой профессионалов, администраторов

4) техники — рабочие, осуществляющие руководящие функции

5) неквалифицированные рабочие

6) квалифицированные рабочие

7) коммерческий класс

6.  Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи

1) обучение детей трудовым навыкам

2) материальная поддержка близких

3) распределение домашнего труда

4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга

6) семейное предпринимательство

7.  Социологическая служба провела опрос «Жизненные ценности» молодёжи». Результаты опроса представлены в таблице.

Проанализируйте данные таблицы. Выберите из приведённого списка выводы, которые можно сделать на основе таблицы

1. Самой главной ценностью у молодых людей, участвовавших в опросе, является семья.

2. Здоровье — вторая по значимости ценность у молодёжи

3. Большинство респондентов назвали деньги.

4. Друзей и интересную работу в качестве главных ценностей выбрало одинаковое количество опрошенных — почти каждый пятый.

5. Справедливость и вера заняли последние места в рейтинге ценностей молодых людей.

8.  Найдите в приведенном списке понятия, связанные с доходами и расходами семьи.

1) протекционизм

2) домашнее хозяйство

3) факторы производства

4)сбережения

5) номинальный доход

6) себестоимость товара

7) реальный доход

9. Мария и Кирилл  решили вступить в брак. Найдите  в приведѐнном перечне условия, наличие которых обязательно для заключения брака в РФ.

1) наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов

2) наличие у жениха и невесты профессионального образования

3) достижение женихом и невестой брачного возраста 

4) проживание жениха или невесты отдельно от родителей

5) владение русским языком

6) взаимное добровольное согласие жениха и невесты

10. Запишите слово, пропущенное в схеме

11. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций.

1) К. присвоили звание Заслуженный учитель РФ

2) Друзья похвали С. за подготовленный праздник.

3) В. получил на заводе премию за своё изобретение.

4) Л. получил степень доктора физико-математических наук.

5) Выступление учеников 10 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты.

6) Заметка в стенгазете получила одобрение коллег.

12. Установите соответствие между понятиями и определениями:

определения

понятия

A) поведение человека, соответствующее его социальному положению

Б) предписание, определяющее рамки поведения

B) перемещение из одной социальной группы в другую

Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

Д) форма дезорганизации поведения индивида

1) социальная мобильность

2) социальная стратификация

3) социальная роль

4) социальная норма

13. Найдите в приведенном списке субъекты Российской Федерации, чьи названия произошли от названия титульной нации,

1) Курская область

2) Чукотский автономный округ

3) Республика Татарстан

4) Республика Башкортостан

5) Иркутская область

6) Красноярский край

7) Приморский край

8) Еврейская автономная область

14. Прочитайте приведѐнный ниже текст, каждое положение которого обозначено определѐнной буквой.

(А) В Конституции РФ определяются основополагающие принципы национальной политики нашего государства. (Б) Национальная политика – система государственных мер, направленных на учѐт и реализацию интересов отдельных этносов, общества в целом и государства. (В) Прогрессивной можно считать политику, ведущую к уменьшению социальных различий в обществе. (Г) Национальная политика, несомненно, играет ведущую роль, определяя характер развития всего общества. (Д) Вопросы национальной политики освещаются в российских СМИ.

Определите, какие  положения текста имеют

1) фактический характер  2) характер оценочных суждений  3) характер теоретических утверждений

15. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями называется социальным  _____(А). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные _____( Б): для школьника и студента – эта учёба, для солдата – служба, для профессора – преподавание.  И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном, и т. д. Один статус личность приобретает по _____ (В) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребёнка являются гражданами России, он тоже сразу является ____(Г) России, также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течении  жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе _____(Д) статусов является основной __________(Е)».

1) функция        2) статус   3) рождение     4) иерархия     5) гражданин    6) стратификация  7) социализация

16. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Виды социальной мобильности

Наименование вида

Его сущность

Внутрипоколенная

Изменение статуса в рамках одного поколения

...

Географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»)

17.  Найдите понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества

1) уровень доходов

2) место в системе общественного производства

3) отношение к средствам производства

4) основные черты образа жизни

5) роль в общественной организации труда

6) социальный престиж

18. Выберите  черты, характеризующие положение  молодежи в современном обществе.

1)  отличается резкостью и радикализмом в суждениях

2)  прежде всего хочет сохранить достигнутое, не допустить потерь

3)  стремится к перемене статуса, освоению социальных ролей

4)  уважает обычаи и традиции старшего поколения

5) ориентирована на стабильность, сохранение обретенного статуса

6)  отличается намерением изменить, переустроить мир к лучшему

19. Найдите в социальные факты, иллюстрирующие  проявление вертикальной  социальной мобильности.

1)  Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.

2)  Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции,  получил новое воинское  звание досрочно.

3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.

4)  Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.

5)  После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность  начальника отдела логистики.

20 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух относятся к понятию «социальный институт». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Религия, государство, образование, абитуриенты, семья,  производство, мужчины.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Экономическая функция семьи.

Материальное обеспечение семьи зависит от её доходов, характера потребностей, ценностных ориентации, сочетания общественных и личностных интересов. Экономическая функция — одна из основных функций семьи. Но если ранее в понятие «экономическая функция» вкладывалось в основном обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящее время в условиях рыночной экономики произошло экономическое обособление семьи, домашнего хозяйства в экономическую единицу. Она принимает самостоятельные решения, является собственником определённого фактора производства (чаще всего рабочей силы). На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентации, идеалов общества, с другой — субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности. Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как простого потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни. Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр. С одной стороны, семья участвует в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов; а с другой, — это распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, организация процесса потребления. Основным направлением в экономической деятельности семьи становится накопление материальных ценностей и передача их по наследству, так как только собственность является реальной гарантией социальной защищённости семьи. Ведь в системе внутрисемейных отношений экономические занимают место фундамента, базиса, в котором материализуются все остальные отношения — эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные и пр. /Михалкина Е. В./

21.  Какое определение экономической функции семьи  приведено автором?

22. Как изменилось понимание экономической функции семьи в связи с переходом к рыночной экономике?

23. Какие факторы влияют на осуществление экономической функции семьи? (не менее 4-х).

24.  Каким образом семья решает проблемы своего материального благополучия? Приведите по два примера участия своей семьи в общественном производстве и распределении ролей в процессе ведения домашнего хозяйства. Что входит в ваши непосредственные обязанности?

25. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

Нормы морали; позитивные санкции; социальный контроль; нормы права; негативные санкции.

Запишите это понятие. Поясните свой выбор. Раскройте смысл этого понятия.

26. В современном обществе нет единого мнения по поводу необходимости заключения брачного договора. Опираясь на текст, обществоведческие знания, факты общественной жизни, выскажите предположения, при наличии каких условий заключение брачного договора необходимо. (Назовите три условия.)

27. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное. Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье – крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».

Какая сфера общественной жизни отражена в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Молодёжь как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Раскройте  смысл высказывания  в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).

«Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы» (Ж. Ренан)

«Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться - иногда в очень значительных пределах» (Ю. М. Лотман)

«Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего» (Д. Рескин)

«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг)

«Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида» (М. Янг)

«Социальный статус означает реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» (М. Вебер)

«Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М. Вебер)

«Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми». (Т. Карлейль)

«В брачной жизни соединенная пара-психология должна образовать как бы единую моральную личность» (И. Кант)

«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И.Ильин)

«Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности». (Н. Бердяев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные задания для подготовки к итоговой контрольной работе по математике в форме тестирования. Для учащихся 7 классов!

Для учащихся 7 классов! Тренировочные задания для подготовки к итоговой контрольной работе по математике в форме тестирования ...

ГИА обществознание Тренировочные задания ФИПИ

Могут использоваться учащимися при подготовке к ГИА, для самоконтроля при изучении курса "Обществознания" в 9-м классе....

Тренировочные задания тестовой формы при обучении чтению.

Тренировочные задания тестовой формы при обучении чтению.Материал подготовлен для сдачи ЕГЭ по английскому языку....

Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. Тренировочные задания.

Данный материал будет полезен учителям , работающим в 9 классах, так как девятиклассникам тоже предстоит сдавать итоговую аттестацию в новой форме. Предлагаемые мной варианты помогут выработать навыки...

Тренировочные задания по видовременным формам активного залога

Материал предназначен для использования в качестве раздаточного материала для повторения и закрепления учащимися использования глагоголов в Present Simple,Present Continuous, Present Perfect, Past Sim...

Тренировочные задания в форме ЕГЭ по теме "Право"

Тренировочные тематические задания для подготовки к ЕГЭ...

Тренировочные задания ЕГЭ по обществознанию.Задание-задача.№22.

Тренировочные задания ЕГЭ по обществознанию.Задание-задача.№22...