Учебно - методическое пособие. «Технология развития критического мышления учащихся»
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Меляков Дмитрий Вениаминович

Данное методическое пособие предназначено для учителей гуманитарного цикла. Технология позволяет эффективно сформировать ключевые компетенции учащихся. Развить способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям общественной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ump_kritich_myshlenie_melyakov_dv.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

       Санкт-Петербургский «Реставрационный колледж «Кировский»

Рассмотрено на цикловой МК                  Рекомендовано к использованию                                              

Председатель МК                                       Председатель  Методического совета

Прот № _ от «__»_______201__г.              СПб ГБПОУ  РК «Кировский»                                                            

                                                                      Прот № ___от «___»_______201__г.

                                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    председатель Педагогического Совета

Директор

                                                                                  СПб ГБПОУ  РК«Кировский»

                                                                                                                    А.В.Гусев

                                                                                    «_____»_____________20__г

Учебно - методическое пособие.

«Технология развития критического

мышления учащихся».

Меляков Дмитрий Вениаминович.

 

Санкт – Петербург

2016

Введение.

  Одной из приоритетных задач образования является необходимость формирования ключевых компетентностей, т.е. системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Цель образования научить учиться всю жизнь. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Современный учащийся должен быть способен брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетентности. Интересно, что компетенция это не сумма знаний, это скорее умение мобилизовать в конкретной ситуации имеющиеся знания и опыт. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающихся. В современных условиях умение выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности становятся все более актуальными.

   

Основная часть.

  Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология является целостной системой, формирующей навыки работы с информацией. Данные приемы ориентированы на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности.

  Стадии технологического цикла:

1 Вызов. На стадии вызова учащиеся получают задание, потом методом мозгового штурма составляют список того, что они знают или думают, что знают. Преподаватель  должен говорить мало, а ученики много. Преподаватель выступает в роли проводника, заставляя размышлять. На стадии вызова обучающийся начинает анализировать  собственные знания на подступах к теме, которую он начинает разбирать. Происходит активизация, участие перестает быть активным. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Формируется цель, при этом цели обучающегося более сильны и мотивированны.

2 Осмысление. Контакт с новой информацией или идеями - чтение текста, выполнение задания и т.д. Главная задача смысловой стадии состоит в том, чтобы поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданных на стадии вызова.

3  Рефлексия. Получение обратной связи. Закрепление обучающимися новых знаний, перестроение своих представлений с включением в них новых понятий. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения в словесной или письменной форме. На данном этапе в процессе вербализации «хаос мыслей» структурируется и превращается в новое знание. На стадии рефлексии эффективны такие методические приемы как кластер, синквейн, пятиминутное эссе и другие.

Методические приемы, направленные на формирование критического мышления (см. характеристика методических приемов):

  • разбивка на кластеры;
  • синквейн;
  • знаем/хотим узнать/узнали;
  • взаимообучение;
  • разработки для самостоятельных занятий;
  • двойные дневники;
  • проведение дискуссии;
  • оставьте за мной последнее слово;
  • десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания;
  • пятиминутное эссе;
  • модельные уроки: чтение со стопами; 6 шляп критического мышления; зигзаг.

Пример использования технологии критического мышления.

Учебная дисциплина: обществознание.

Тема: Фирмы в экономике.

Вопрос: Факторы производства и факторные доходы.

Постановка проблемы: Что необходимо для осуществления процесса производства?

Стадия (фаза)

Задачи данной фазы, деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Возможные приемы и методы

1

2

3

4

Стадия вызова

Вы предприниматель, что вам необходимо иметь, использовать, чтобы получить продукт?

Обучающиеся могут назвать станки, землю, ресурсы, автомобили, рабочую силу и т.д.

Прием: мозговой штурм.

Работа может вестись в группах или индивидуально. Важно принимать  любое мнение учащихся. Ответы преподаватель может фиксировать на доске.

Стадия осмыс-ления (реализации)

Вы правы, действительно большинство перечисленных факторов необходимо для производства. Но экономическая теория называет пять факторов производства. Сейчас вы проверите  себя работая с текстом параграфа.

Обучающиеся работают с текстом параграфа №4, раздел «факторы производства». Им необходимо выделить и охарактеризовать пять факторов производства.

(в тексте выделено только четыре фактора: труд, земля, капитал, предпринимательские способности, не назван такой фактор как информация, что становится дополнительным стимулом для поддержания активности)

Используется метод активного чтения:

-маркировка с использованием значков, ставятся на полях;

-ведение записей.

Осуществляется непосредственный контакт с новой информацией через материал параграфа. Важно поставить вопрос о том, почему факторов производства только пять, что позволит поддержать усилия обучающихся по отслеживанию у них собственного мнения.

Стадия рефлек-сии

Вернуть учащихся к первоначальным записям. Проанализировать какие нужно внести изменения и почему.

Обучающиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания полученные на стадии осмысления.

-Заполнение кластера. Поиск пятого фактора; если он еще не определен, то  можно организовать дискуссию с помощью наводящих вопросов.

-Составление сиквейна.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа может вестись в группах или парах.

 

Характеристика методических приемов.

1 Разбивка на кластеры.

  Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Это служит для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определенная тема будет изучена более тщательно. Разбивка на кластеры может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли в качестве стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений.

  1. Напишите ключевое ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма.
  2. Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.
  3. По мере того как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.
  4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум, пока не закончится время или не будут исчерпаны все ваши идеи.

Правила:

  1. Записывайте все, что приходит вам на ум. Не судите о качестве этих мыслей, просто записывайте их.
  2. Не обращайте внимание на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
  3. Не переставайте писать, пока не выйдет время. Если идеи вдруг перестанут при ходить вам на ум, то порисуйте на бумаге, пока у вас не появятся новые идеи.
  4. Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей или их поток и связи между ними.

  Если учитель, как и ученик, делает разбивку на кластеры, учащиеся видят, что этот вид деятельности считается важным. Разбивка на кластеры является гибкой стратегией. Она может осуществляться как индивидуально, так и в группе. При групповой деятельности она служит в качестве каркаса для идей группы. Это дает возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них продуцирует.

2 Синквейн.

  Синквейн-это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

  Правила написания:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (существительное).
  2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
  3. Третья строчка-это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвертая строчка-это фраза из четырех слов, показывающих отношение к теме.
  5. Последняя строка-это синоним из одного слова, которое повторяет суть темы.

Пример:

1 МОНОПОЛИЯ;

2 Доминирующая, контролирующая;

3 Получение максимального дохода;

4 Сверхкрупные предприятия это плохо;

5 Синдикат.

 

 Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

3 Знаем/Хотим узнать/Узнали.

  Этот прием применим для чтения на протяжении одного урока. Хорошо направляет исследовательскую деятельность, которая длиться несколько дней.

 Доска или большой лист бумаги делится на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагается воспроизвести в тетрадях такую же таблицу.

 Называем темы и спрашиваем учащихся, что они уже об этом знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их заносим в колонку «Знаем».

  Спорные идеи и вопросы следует занести в колонку «Хотим узнать». Работая с отдельными категориями, расширяем список вопросов.

  Теперь, если учащимся предстоит читать текст, следует еще раз обсудить вопросы, которые они сами поставили, и нацелить их, таким образом, на чтение текста. По окончании чтения, переходим к третьей колонке «Узнали». Учащиеся записывают, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую информацию надо расположить ниже. Поработав индивидуально, учащиеся обмениваются своими соображениями по колонке «Узнали» со всей группой. Итоги заносятся в третью колонку на доску. Происходит сравнение ранее полученной информации с информацией  из текста. Это выводит учащихся на новый цикл.

4 Взаимообучение.

  Прием лучше всего применим в работе с информативным текстом. Взаимообучение лучше осуществлять в группах из четырех-семи человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Роль «учителя» требует выполнения пяти определенных действий. Когда все члены группы прочитали абзац, «учитель» делает следующее:

  1. суммирует содержание абзаца;
  2. придумывает вопросы по тексту и просит других учащихся на него ответить;
  3. объясняет то, что для других осталось неясным;
  4. дает прогноз возможного содержания следующего абзаца;
  5. дает задание на чтение следующего абзаца.

  Перед началом работы необходимо продемонстрировать каждой группе как им следует действовать.

5 Разработки для самостоятельных занятий.

  Разработка помогает направить исследовательскую деятельность учащихся даже в отсутствие преподавателя, например в случае самостоятельной работы с учебным материалом. При сквозном чтении-благодаря листу с вопросами-внимание привлекается к определенным деталям, разбросанным по тексту. После прочтения организуется групповое обсуждение.

  Разработки для самостоятельных занятий помогают развивать критическое мышление. Оптимально использовать три вопроса. Задание дается перед чтением длинного текста.

  Пример: разработка для самостоятельных занятий по истории «Новая экономическая политика».

  1. В чем отличия НЭПа от политики военного коммунизма?
  2. Каковы результаты новой экономической политики?
  3. Некоторые исследователи утверждают, что прекращение НЭПа и переход к индустриализации и коллективизации является ошибкой. Согласны ли вы с этим? Свое мнение подкрепите фактами.

  Ответы на первые два вопроса собираются по крупицам на протяжении всего текста. Третий вопрос поощряет к мышлению более высокого порядка на основе материала, собранного ими для ответа на первый и второй вопрос.

6 Двойные дневники.

  Технология может использоваться при выполнении домашнего задания. Чистая страница делится пополам вертикальной линией. Слева записывается какая часть текста произвела наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни. С правой стороны необходимо дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли, ассоциации, вопросы она вызвала. Заранее можно определить количество необходимых записей.

7 Техника проведения дискуссии. 

  Известно, что дискуссия должна быть содержательной и динамичной. Как этого достигнуть? Необходимо соблюдать ряд правил.

Четыре шага:

  1. Утверждения.

Утвердительная фраза звучит менее жестко, чем вопрос, что позволяет услышать более свободный ответ. Например: «Насколько я понимаю, вы считаете, что...», «Мне это напомнило...».

  1. Вопросы.

Вопрос исходит не от преподавателя, а от учащегося. Поэтому преподаватель должен провоцировать учащихся на вопросы. Например: «Что осталось неясным в данном материале?», «С чем вы не согласны?».

  1. Сигналы.

Что бы избежать излишнего давления со стороны преподавателя, дискуссией лучше руководить с помощью жестов и мимики. Например: недоуменное выражение лица (нужно пояснение), руки как бы взвешивающие два предмета (нужно сравнение), выражение доброжелательной заинтересованности (ободрение).

  1. Молчание.

После вопроса необходимо выдержать паузу, что дает время на размышление.

8 Оставьте за мной последнее слово.

 Прием позволяет стимулировать размышления после работы с тестом. Позволяет вовлечь в дискуссию неактивных учащихся.

  На лист бумаги учащийся выписывает цитату (с обозначением страницы), которую он считает интересной. На обратной стороне пишет свой комментарий-соглашается или нет. На уроке цитата зачитывается. Преподаватель просит остальных учащихся отреагировать и прокомментировать. Можно добавить свой комментарий. Но последнее слово остается за тем кто представил цитату. Дискуссия прекращается без последующих комментариев. Далее приглашается следующий учащийся.

9 Десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания.

  После работы с учебным материалом и обсуждения предлагается организовать свои мысли с помощью десятиминутного эссе. Писать необходимо не останавливаясь, на конкретную тему, совпадающую с темой обсуждения. Такой подход позволяет открыть творческие глубины. Затем можно выделить основополагающие идеи, которые в дальнейшем будут использоваться как идеи стержневые для последующих выводов.

10 Пятиминутное эссе.

Прием используется в конце урока и несколько отличается от написания классического эссе. Необходимо написать, что узнали по данной теме и задать вопрос, на который не получен ответ. Работы собираются и используются при подготовке следующего урока.

11 Модельные уроки.

  1. Чтение со стопами. Учащиеся работают в группах с материалом разбитым на блоки. После работы с каждым блоком необходимо ответить на поставленные преподавателем вопросы. Далее обсуждается следующий блок. После прочтения всего текста учащимся предлагается две цитаты для сравнения подходящие по теме. Проводится дискуссия. По итогам работы учащиеся делают записи размышления. Вопросы составленные преподавателем должны способствовать анализу и интерпретации информации.
  2. 6 шляп критического мышления. Метод позволяет провести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Можно использовать только часть шляп.

1-я шляпа-красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.

2-я  шляпа-белая: изложение фактов, описаний, статистики.

3-я  шляпа-черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо).

4-я  шляпа-желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего).

5-я  шляпа-синяя: аналитическая, поисковая.

6-я шляпа-зеленая: изобретательская, творческая.

  1. Зигзаг. Аудитория делится на четверки. Для изучения предлагается материал разделенный на четыре части (параграф, статья, отдельно распечатанный текст). Кратко обсуждается тема, ставится задача-разобраться в данном материале. Каждому из участников работы присваивается номер от 1 до 4 (рассчитаться на 1, 2, 3, 4). Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые за вторую часть и т.д. Сначала собираются вместе первые, вторые, третьи, четвертые номера и изучают только свою часть, становясь экспертами. Затем происходит воссоединение первоначальных четверок и обсуждение материала в целом.

Заключение.

  Перечисленные приемы могут применяться в рамках любой учебной дисциплины. Возможно применение  методов как  в комплексе                                 так и отдельно.

Список литературы.

1  Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.

2  Конаржевский, Ю.А. Анализ урока.-М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2000.

3   Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ххх ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВАС ххх Учебно-методическое пособие по ИСТОРИИ для учащихся 10-12 заочных классов(с использованием ЭОР и элементами дистанционного обучения)

Учебно-методическое пособие  предназначено для учащихся 10-12 заочных классов ГБОУ ЦО № 633 и содержит рекомендации по изучению истории России и Всеобщей истории, тематический план, учебную прогр...

Учебно-методическое пособие "Языковая игра для учащихся 7-8 классов"

Во Франции очень популярна лексическая игра под названием "Jeu de l\'oie" (Гусиная игра)Эта игра является интерпретацией Гусиной игры на двух языках французском и английском.Подходит для учащихся школ ...

Учебно-методическое пособие по алгебре для учащихся 9 классов

Данное пособие содержит подробный кодификатор тем за курс основной школы по алгебре, которые собраны в семь групп. Каждая из подтем содержит по пять-семь вопросов. Согласно кодификатору, строго в соот...

Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"

Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии...

Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»

В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...

«Математическая мозаика» Учебно – методическое пособие для учителей и учащихся. Составитель: Чернова Е.М., учитель математики МКОУ КГ №1

Курс  алгебры и геометрии 7 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе формируется понятие переменной, совершенствуются и обогащаются умения геом...