Конспект по разделу ,,ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК ”
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Шембелиди Елена Григорьевна

Конспект по разделу ,, ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК ”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razdelu_chelovek_i_obshchestvo.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Конспект по разделу ,, ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК ”

Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

      Узкое значение:

-       определённая группа людей

-       этап развития общества

-       совместная деятельность

-       определенная страна

      Широкое значение:

-       часть материального мира

-       динамичная система

-       совокупность способов взаимодействия и объединения

Общее с природой.

-       эволюция. Эволюция ( лат) — развёртывание. Эволюция - медленное постепенное изменение предшествовавшего состояния.

-       определенные законы развития

Различие:

природа- стихийна, долговечна, нет направленности развития

общество - первичный элемент — человек, который обладает разумом, недолговечно, преобразует мир и природу, направленность развития.

Обществу присущ  прогресс , а природе нет.

Общество - сложная динамическая система:

-       единая

-       взаимосвязь элементов

-       способность к развитию ( одни элементы исчезают, а другие появляются)

Составные части природы:

1. Литосфера – верхняя твердая оболочка Земли, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии.

2. Атмосфера – газообразная оболочка вокруг Земли

3. Гидросфера – водная оболочка Земли

4. Биосфера - – сфера существования живых организмов

Составные части общества ( соврем. учёные – Ферсман, Плотников, Дьяконов)

1. Антропосфера – сфера жизни людей, как биологических организмов

2. Социосфера – область сложных общественных отношений между людьми.

3. Биотехносфера (техносфера) – область распространения технического влияния человека и человечества.

Человек – часть природы, а значит и общество – часть природы.

Три исторических типа общества

1) Аграрное (традиционное)         

2) Индустриальное

3) Постиндустриальное (информационное )

Законы развития общества:

- закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на  

  предыдущую

- закон неравномерного развития отдельных народов

Сферы общества и их взаимосвязь ( подсистемы):

- экономическая сфера – это система экономических отношений. в результате процесса материального производства. Основой экономической сферы является способ производства и распределения материальных благ в обществе.

- политическая сфера – система политических и правовых отношений , возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и группам

- социальная сфера – система социальных отношений , возникающих между группами людей . Для изучения сферы предполагается рассмотреть горизонтальную и вертикальную дифференциацию в обществе.

- духовная сфера – система отношений между людьми, отражающая духовно- нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами как культура, наука. религия, искусство, мораль, идеология.

Социальные институты - устойчивые нормы, механизмы, которые регулируют определённую сферу общественных отношений

Социальные институты возникают в результате общественных потребностей:

- в воспроизводстве рода    

- в безопасности и социальном порядке

- в средствах существования

- в получение знаний, социализации подростающего поколения, подготовке кадров.

- в решении духовных проблем смысла жизни.

Виды социальных институтов:

- семьи и брака - удовлетворяют потребность в воспроизводстве рода

- экономические институты, в первую очередь производство - удовлетворяют потребность в добывании средств существования

- политические институты, в первую очередь государство - удовлетворяют потребность в безопасности и социальном порядке

- институты образования, науки и культуры  -- удовлетворяют потребность в передаче знаний, подготовке кадров, социализации человека.

- институт религии - удовлетворяют потребность в решении духовных проблем, формирует общественное сознание.    

                                   

                                                        ТИПЫ ОБЩЕСТВ

                                                        Традиционное общество

Экономика

Господство натурального хозяйства, экстенсивное производство

Политика

Абсолютная монархия, правовая незащищенность, узаконенная внеэкономическая зависимость

Социальная сфера

Сословное деление, отсутствие социальной мобильности

Духовная сфера

Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения

                                                             

                                                           Индустриальное общество

Экономика

Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии

Политика

Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей

Социальная сфера

Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация

Духовная сфера

Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки

                 

                                                            Постиндустриальное общество

Экономика

Сфера производства уступает сфере услуг

Политика

Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии

Социальная сфера

Профессиональное деление, развитие гражданского общества

Духовная сфера

Приоритет отдается науке и образованию

Аграрное общество –  общество для которого характерны: господство натурального  сельского-хозяйства, сословной иерархии, решающая роль церкви и армии, преобладание монархических форм правления, власть выше закона, малое количество образованных людей.

Индустриальное  общество  - определяющую роль играет промышленность, классовое деление общества, провозглашение политических свобод, равенство перед законом, массовое развитие образования, вера в науку.

Информационное общество  - Постиндустриальное общество -  производство ориентировано не на объём, а на качество продукции , сфера услуг начинает преобладать над производством,  на смену классовому делению приходит профессиональное разделение в зависимости от знаний и квалификации, политический плюрализм, сильное гражданское общество, особая роль науки, образования и информации.

      Тип общественных отношений, уровень развитости цивилизации, этап общественного развития являются факторами, которые очень сильно повлияли на повседневную жизнь людей, на их ментальность, на политическую и социальную структуру общества.

 Общественный процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей

Объект: вся историческая действительность

Субъект- участники исторического процесса ( всё человечество. трудящиеся, народ, выдающиеся личности ?)

ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ( количественные изменения)

способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов. Возможности экстенсивного пути развития всегда ограничены наличием природных и трудовых ресурсов.

 ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ  (качественные изменения)

способ  увеличение масштабов производства за счет совершенствования качества его факторов и введения более экономичных природных ресурсов, повышения уровня квалификации работников, внедрения новых технологий, совершенствования организации производства. Благодаря всему этому увеличивается отдача от всех вовлеченных в производство ресурсов.

                             Различают два подхода к изучению истории:

1)-  формационный ( стадиально-поступательный ) — история рассматривается в качестве единого поступательного развития, в котором выделяются общие для всех народов стадии.

2) -- цивилизационный- каждая цивилизация воспринимается как уникальная и неповторимая.

       Типы обществ по способу производства и формам собственности, т.е. по общественно-  

                                     экономическим формациям.

   Коммунизм ( коммунистическая формация)

   Капитализм ( капиталистическая формация)

   Феодализм ( феодальная формация)

   Рабовладение ( рабовладельческая формация0

  Первобытность ( первобытнообщинная формация)

       По В.И.Ленину  :

Социализм – первая форма коммунизма.

Империализм – высшая и последняя стадия капитализма.

Под формацией -  понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства и формах собственности.

         Базис - совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Надстройка - совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов общества, соответствующих им отношений и учреждений ( организаций).

Плюсы подхода:

- можно увидеть общее в развитии различных народов

- выделить закономерности

- предложить периодизацию истории

Минусы подхода:

- многие народы не проходят все стадии развития

- схематичность

- личный фактор на заднем плане

- навязывание линейного пути развития

- спорный вопрос о месте социализма

- утопия коммунизма

                                       Соотношение периодов истории и формаций

Периоды

Первобытность

Древний мир

Средневековье

Новое время

Новейшее время

Формации

Первобытнообщинная

  формация

Рабовладение

Феодализм

Капитализм

        Капитализм и социализм

Цивилизация- устойчивая социально-культурная система, которая характеризуется общностью экономических, политических, социальных отношений, географическими рамками, системой ценностей.

                                         Цивилизация:

-   определенная стадия в локальном развитии культур ( Шпенглер)

-   ступень исторического развития ( Морган, Тоффлер Ф.Энгельс)

-    синоним культуры (А.Тойнби)

-    цивилизация, культура – как проявление духовной сущности человека (Н.бердяев, С.Булгаков)

-   система ценностей. представляющих собой культуру ( М.Вебер)

-   ценность всех культур ( К.Ясперс)

-   понятие цивилизации и культуры не совпадают и даже противопоставляются ( Данилевский.        

      Н.О.Шпенглер)

- это  этап в развитии общества, связанный с развитием культуры ( Ф.Вольтер, Ж.Тюрго)

                                           Признаки цивилизации:

1. географическая среда                        5. политико-правовая система

2. система ведения хозяйства               6. религия

3. письменность                                     7. духовные ценности

4.  социальная система        

                                                        Теории цивилизаций

Теории стадиального развития цивилизаций

                     Теории локальных цивилизаций

 Изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества

 Изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Тойнби- замкнутые цивилизации проходят определенный кругооборот, а затем исчезают с исторической арены; для цивилизации характерны духовные традиции и географические рамки. Цивилизация- синоним культуры.

Данилевский- первичные( нет ведущего начала - египетская), односновные ( 1 выраженное начало - еврейская, религия),2хосновные ( европа - политика, культура),объединительная ( славянская). « Россия и Европа».

Хантингтон - цивилизации различаются по религии, языку, истории, традициям; отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как невозможно примирить ценности и убеждения.

Шпенглер- противопоставлял культуру и цивилизацию, считал, что смерть культуры начинается с возникновения цивилизации. « Закат Европы».

          Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др. называют в общемировом цивилизационном процессе  ( теория стадиального развития) три основные стадии:

доиндустриальную (аграрную);

индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе;

постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.

Недостатки цивилизационного подхода

  • История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества
  • Народы и общества изучаются изолированно
  • Трудно выявить закономерности в историческом процессе

     Типы социальной динамики:

                - линейное             - циклическое                - спиралевидное

                           Пути развития общества:

Прогресс- переход от менее совершенного уровня развития к более  

                      совершенному.

 

Регресс- движение от лучшего к худшему.

Реформа -частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, не затрагивающие основ    

                     существующего строя.

Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни,

                              затрагивающие основы существующего строя  .

Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.

Глобализация - исторический процесс сближения народов, превращающий человечество в единую

                                     систему

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

      Глобализация - это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами.

Интеграция - процесс объединения частей в целое. ( политич. интеграция – Евросоюз)

Унификация - приведение к единообразию, к единой форме или системе.

Факторы глобализации:

- экономический ( транснациональные корпорации)

- политический ( ООН)

- социальный ( Интерпол)

- духовный ( туризм).

Опасности глобализации:

- унификация национальных культур

- неравномерность процессов глобализации, дифференциация стран по уровню развития

-глобальные проблемы.

Плюсы:

  • способствует развитию экономики
  • обеспечивает большую толерантность
  • предостерегают государства от крайних действий

Минусы:

  • не всегда ориентирована на развитие отечественного производства
  • нивелируются запросы людей
  • диктуются правила, выгодные развитым странам
  • навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур
  • появление глобальных проблем

  Глобальные ( общепланитарные) – это проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба цивилизаций.

    Признаки глобальных проблем :

1. Угрожают всему человечеству

2. Носят общемировой характер.

3. нуждаются в неотложных мерах по их устранению

4. Решение возможно в рамках всего человечества.

В современных условиях к глобальным проблемам относятся:

1. проблема Север-Юг;

2. проблема бедности;

3. продовольственная проблема;

4. энергетическая проблема;

5. проблема экологии и устойчивого развития; ( экологическая проблема)

6. демографическая проблема;

7. проблема развития человеческого потенциала;

8. проблема обеспечения человеческой безопасности; ( проблема войны и мира)

9. проблема освоения Мирового океана.

10. проблема охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа , наркомании.

        Проблема Север-Юг

Проблема Север-Юг заключается в проблемных международных экономических отношениях развитых стран с развивающимися.

   Продовольственная проблема

Продовольственная проблема заключается в неспособности человечества обеспечить себя продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами.

Проблема обеспечения безопасности человека

Человеческая безопасность представляет собой состояние защищенности людей от внутренних и внешних угроз и рисков.

Проблема экологии и устойчивого развития

Проблема экологии и устойчивого развития - это проблема вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.

Демографическая проблема

Глобальная демографическая проблема заключается в быстром и неконтролируемого росте населения развивающихся стран и старении населения развитых стран.

Энергетическая проблема

Энергетическая проблема - это глобальная проблема обеспечения человечества топливом и энергией. Главной причиной возникновения энергетической проблемы является быстрый рост потребления минерального топлива в 20 веке. Существует два пути решения энергетической проблемы: экстенсивный, предполагающий дальнейшее увеличение добычи энергоносителей и интенсивный путь, предполагающий повышение эффективности использования энергоносителей.

Проблема Мирового океана

Проблема Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов.

Мировой океан служит транспортной артерией. Морской транспорт обеспечивает торгово-экономические связи, на него приходится более 60% мирового грузооборота.

   Мировой океан — кладезь природных ресурсов. Издавна человечество использовало его биологические ресурсы.

    Помимо биологических ресурсов Мировой океан обладает колоссальными минеральными богатствами. Среди них наиболее важны нефть и природный газ, добыча которых в последние десятилетия росла особо быстрыми темпами на шельфе Мирового океана; уже сегодня их добыча даст продукции более чем на 200 млрд долл. в год.

         Мировой океан — это фильтр, очищающий атмосферу от вредных продуктов природного и антропогенного происхождения.

В некоторых акваториях, где деятельность человека наиболее активна, океану стало трудно самоочищаться, поскольку его способность к самоочищению не беспредельна. Увеличение объема поступающих в океан загрязняющих веществ может вызвать качественный скачок, который проявится в резком нарушении баланса океанической экосистемы, что приведет к неминуемой «гибели» океана. В свою очередь «гибель» океана неминуемо влечет за собой гибель всего человечества.

               

                     

                                             Научно-техническая революция

НТР – скачок в развитии производительных сил, переход их на качественно новый уровень, связанный с коренными сдвигами в системе научных знаний.

Этапы НТР:

60-70е годы – автоматизация производства. НТР проходил в СССР в недрах ВПК.

70-е-настоящее время – компьютерная или информационная революция.

Последствия НТР:

« + »

1. Переход на интенсивный путь развития

2. Ускоренное развитие инфраструктуры

3. Урбанизация – рост городского населения

4. Изменение облика рабочего класса ( квалифицированные, контролёры, регулировщики, наладчики)

5. Благоприятные условия для развития образования и здравоохранения

6. Рост контактов

7. Превращение науки в решающий фактор развития общества

8. Стимулирует развитие производства

« - »

1. Безработица

2. Экологические проблемы

3. Проблемы для здоровья

4. Сильная зависимость общества от информационных технологий

5. Вмешательство в личную жизнь человека.

                                       Человек. Индивид. Личность

Человек - биосоциальное существо.

Антропогенез – процесс появления человека.

Социогенез – процесс появления человеческого общества.

Антропосоциогенез – параллельный процесс появления человека и человеческого общества.

Три  главные версии происхождения человека:

1) теологическая – божественное происхождение

2) космическая – внеземное происхождение

3) эволюционная – человек – продукт естественного отбора в процессе эволюции.

Основные отличия человека от животного:

1. Прямохождение

2. Мышление ( развитие мозга)

3. Развитие руки ( подвижная и способная к тонкому манипулированию, кисть с развитым большим пальцем)

4. Речь.

5. Умение изготавливать орудия труда и использовать их в производстве.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества. - отдельный человек в среде других людей.

-       всякий, любой

-       один из нас

Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

В понятие индивидуальность включается : интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.

Задатки - природные предпосылки способностей ( свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.

Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.

Гениальность - высшая степень развития таланта.

 Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.

Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.

                           На характер  оказывают влияние:

-   наследственность          -   социальная среда                    - самовоспитание

Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.

Темперамент не меняется в течение жизни.

Виды темперамента: ( Гиппократ)

  • холерик (человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения)
  • флегматик ( медлительный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний ) .
  • сангвиник  (у сангвиников сильны как процессы возбуждения, так и торможения; живой , активный,  общительный,  быстрый, трудоголик,

поверхностный, чуткий, легко приспосабливающийся, непостоянный)

  • меланхолик (  легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее)

Личность- субъект сознательной  деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

Личность

-       имеет активную жизненную позицию

-       имеет систему ценностей

-       воздействует на развитие других людей.

Факторы, влияющие на формирование личности:

  • Наследственные факторы ( особенности физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности)
  • Социальные факторы: (социальное окружение, индивидуальный опыт человека, культурная среда)
  • Природно-географическая среда.

            Время рождения личности

----------------------------------------------------------------------------------------------    

  человек

             индивид, индивидуальность

                                первые черты личности

                                                                                     формирование

                                                                                       личности

0----9------1----- 2---3--------------------------------17------18-------------------------

         мес.       год

СОЦИАЛИЗАЦИЯ- это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи агентов и институтов социализации.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты первичной социализации – ближайшее окружение человека (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя).

Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения, воспитатели дошкольных учреждений.

Институты социализации  – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Первичный институт социализации – семья, дошкольные учреждения, школа.

Вторичный институт социализации – СМИ, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.

Социальные лифты – это социальные институты, позволяющие человеку успешно перемещаться по социальной лестнице. Например, образование, армия, церковь,брак. и т. д.

Функции агентов и институтов социализации:

1. Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения.

2. Осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

Приемы социализации (элементы контроля):

1) поощрение;

2) наказание.

                                               Стадии социализации:

1) первичная социализация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает);

2) стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения);

3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество»).

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Этапы становления социального «Я» (жизненные циклы):

1. Поступление в вуз (цикл студенческой жизни).

2. Женитьба (цикл семейной жизни).

3. Выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл).

4. Служба в армии (армейский цикл).

5. Выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

– Как процесс социализации связан с развитием самосознания и самореализацией человека?

Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой., нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

Самореализация - осуществление, реализация на деле собственного потенциала возможностей, своих врождённых и/или приобретённых способностей.

В процессе всей своей жизни мы имеем возможность выбирать по своему желанию форму жизнедеятельности, т. е. обладаем «свободой».

– Что такое свобода? Есть ли границы свободы?

Свобода - это возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают. Свобода - это право самого себя ограничивать  из-за уважения и любви к другим.

Свобода - это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений.

                                            ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

Ученые выделяют три группы потребностей:

  • биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.
  • социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.
  • духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

Пирамида потребностей человека,  по А. Маслоу ( амер. психол.)

         Духовные

 ( потребность в самореализации, развитие своих возможностей и способностей, самовыражение…)

   Престижные ( уважение, самоуважение,  высокий статус, признание..)

Социальные ( общение, дружба. любовь, духовная близость…)

Экзистенциальные – потребность в безопасности (защита от врагов, помощь в случае болезни, самосохранение)

Физиологические ( жажда, голод, сон, дыхание, воспроизведение рода…)

       

                                   ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Межличностные отношения - взаимосвязи отдельных личностей.

Виды:

  • деловые,
  • личные,
  • приятельские,
  • товарищеские,
  • семейные.

Система взаимосвязей:

  • взаимодействие – согласованность действий;
  • взаимопонимание – понимание друг друга на основе взаимности;
  • взаимовосприятие – восприятие одним человеком другого человека, других людей.

Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Коммуникации бывают следующих видов:

  • Материальная – обмен материальными ресурсами;
  • Духовная – обмен культурными ценностями;
  • Информационная – обмен деловой информацией.

В структуре общения и коммуникации выделяют:

  • субъект – тот, кто является инициатором общения;
  • предмет передачи (материальные и информационные ресурсы)
  • средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).

Функции общения:

  • обмен информацией и материальными ресурсами;
  • передача опыта;
  • координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;
  • удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;
  • социализация – становление человека как личности.

                                            МАЛАЯ ГРУППА

  • Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.

Группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым              

                  признакам:

       .       совместная деятельность;

  • единство цели;
  • межличностное взаимодействие;
  • характер отношений между членами группы.

Положение человека в малой группе называется статусом.

Оно определяет права, обязанности и привилегии человека.

В разных группах один и тот же человек имеет разный статус – оно зависит от содержания деятельности

группы и характеризуется авторитетом и престижем.

Формы малой группы

  • Диада
  •  Триада.

Структура малой группы

  • Лидер
  • Аутсайдер

                                                      Типы личности

Экстраверт – это тип личности, который ориентирован на внешние условия, на окружающих его людей, на взаимоотношения с ними, в общем все его поведение ориентирована но проявление во вне.

Интроверт – это полная ему противоположность, этот тип людей ориентирован больше на себя, он как бы живет больше внутренним миром, не обращая нам мир внешний.  

 

 

                             Человек как духовное существо.

Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

                                          Духовные ориентиры личности

Категорический императив

безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Идеал

совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке

Ценности

то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Моральные категории

Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло.

Совесть

 способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Патриотизм

ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ

Гражданственность

социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе  чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей

                                             

                                                   МИРОВОЗРЕНИЕ

Мировоззрение – система взглядов на окружающий мир и на место в нём человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе.

     Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.

Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.

                             Что влияет на формирование мировоззрения ?

1. Эпоха.                                                                        

2. История народа.                                                        

3. Страна.

4. Религия

5. Культура                                  

6. Образование

 7. Материальное положение    

                                                                                                                                                                                                           

                                      Классификация типов мировоззрения.

 1. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением.

Такое мировоззрение формируется стихийно, преобладает житейская, обыденная основа.

2.Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.

3. Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

      Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Гуманистическое мировоззрение может быть выражено в следующих основных положениях:

1.Человек - высшая ценность, и его благо есть мера всех вещей.

 2.Человек - цель общества и никогда не должен быть средством достижения внешних по отношению к его бытию целей

 3.Каждый человек по отдельности и все вместе имеют право на счастье 4.Следует стремиться к такому общественному устройству, в котором первые три принципа воплощены в жизнь.

Роль мировоззрения:

1. даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.

2. позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: « хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».

3. позволяет определить истинные ценности жизни

                                        ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельность- форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

                                     Структура деятельности

Субъект- тот, кто осуществляет деятельность

Объект – то, на что направлена деятельность

Субъект и объект могут совпадать.

Цель - осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена  

              деятельность.

Средства- приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.

Действия - конкретные шаги для достижения цели.

Результат- итог.

Мотив- побуждение к деятельности.

Деятельность присуща только человеку. Животные трудятся, движимые наследственными инстинктами, но им не присуще целеполагание. Ни одна пчела не построила чего- то другого, кроме сот. Животные используют только те материалы , которые уже существуют в природе и не производят новых. «Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе».

                        Мотивами деятельности являются:

Потребности - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет              

                           условия его существования.

Общение- процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Виды общения:

1) общение между реальными субъектами;

2) общение реального человека с иллюзорным партнером (человек с животным);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек и внутренний голос);

Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

Структура общения :  субъект взаимодействует с субъектом.

Субъект – человек

Объект – человек ( активный субъект)

Цель –удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих. познавательных. эстетических.

Средства – 1) вербальные( словесные) – речь ( устная, письменная)

                    2) невербальные ( жест, мимика, внешний облик человека, обмен

                          предметами)

Результат -  возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Структура трудовой деятельности:

1) сознательно поставленные цели – производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и т. д.;

2) предметы труда – те материалы, на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда – все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии – приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности используют следующие  п а р а м е т р ы:

а) производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени;

б) эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат и полученных результатов;

в) уровень разделения труда – распределение производственных функций между участниками трудового процесса.

Общие т р е б о в а н и я  к участникам трудовой деятельности:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс;

2) квалифицированный работник не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда;

3) безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка.

                                     Игровая деятельность

Игра – форма деятельности в условных ситуациях.

Особенность – 1)  направленность не на результат, а на сам процесс.

                          2) двухплановость игры ( - осуществляется реальное действие; -

                             условный характер   многих моментов ( воображаемая ситуация)

                             

     ИГРА:

1. Направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта

2. Обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности.

3. Воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности

4. Развивает личность ( интеллект, эмоции, нравственность)

                             Учебная деятельность

  Обучение – это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.

  Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков.

   Объект – ученик, воспитанник. педагог-практик.

   Субъект – учитель , воспитатель, педагог-методист.

Цель- освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.

Средства -  методы и приемы обучения или воспитания, наглядные и технические средства;

  распространение специальной литературы, внедрение достижений науки и практики,

  обмен опытом, методы научного познания (наблюдение, эксперимент моделирование,  

   разработка теорий и концепций, новых педагогических технологий).

Результат – образование.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественное, никогда ранее не существовавшее.

Сознание – присущая человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

    Формы сознания:

1. восприятие

2. осмысление

3. оценка

4. воспоминание

5. фантазирование

6. жизненный опыт.

Виды проявления сознания-

1. язык

2. целеполагающая деятельность человека

Иметь личное сознание – значить иметь готовность к свободе.

Структура сознания по С.Л.Франку ( рус. филос. и психол.)

1. Предметное сознание – это сознание , направленное на мир предметов. созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессах обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми.

2. Самосознание – это сознание человеком самого себя ( как индивида и как личности0, своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру.

3. Переживание – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.

                              Исторические типы сознания :

1. Индивидуальное (личное) – сознание отдельного человека, его внутренний духовный мир.

2. Общественное ( коллективное) – сознание различных социальных групп.

Формы общественного сознания :

- Наука

- Искусство

- Религия

- Политические идеи

- Правовые идеи

- Мораль

Сознание реализует себя через мышление.

Мышление – движение. чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Мысль – отдельный акт мышления. а также его содержание. результат( продукт).

Бессознательное – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без    

                                  участия сознания.

Формы бессознательного – интуиция, влечения. инстинкты. сновидения, гипноз, паника, аффект,

                                                 спонтанные действия.

                                                                ПОЗНАНИЕ

 Знание в узком смысле - любого рода информация.

Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.

Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.

Бэкон « Знание-сила».

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития      знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.

Гносеология- учение о познании.

Онтология- учение о бытие.

Бытие- мир вокруг нас.

Субъект познания - познающий человек

Объект- природа, общество или сам человек

Субъект и объект могут совпадать.

                           Виды познания :

       1.     чувственное

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания :

Ощущение- отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол - холодный)

Восприятие - целостный образ предмета ( стол - холодный, гладкий, теплый)

Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)

Эмпирики  - ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт  ( Беркли, Юм,    

                        Бэкон,)

Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами                                

                             познания ( Локк, Кандильяк)

Рационалисты – считают разум основой познания.

Особенности чувственного познания:

-       отражает только признаки предметов

-       пассивное, человек не способен изменить чувства ( холодное это холодное)

-       нельзя постичь сущности предметов и их свойств

     2.     рациональное

Связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение.

                                              Формы рационального познания:

Понятие- мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках ( стол, стул-

                           мебель;  классификация)

Суждение- форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.

                                   ( Муха-насекомое)

Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких

                                        суждений   выводится новое ( У мухи есть крылья, значит она летает).

Рационалисты - учёные, считающие основным источником знаний разум ( Декарт, Спиноза,  

                             Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Особенности рационального познания:

-       имеет обобщенный характер

-       носит абстрактный характер

-       активно и целенаправленно

-       связано с речью

 Цель познания - истина.

Ложь - преднамеренное искажение действительности.

Заблуждение - ошибочное мнение, недостоверное знание об объекте, несоответствующее истине, являющееся следствием предубеждения, пристрастия, недостаточной образованности, поспешности в выводах и обобщениях.

Истина- знание соответствующее объекту познания.

                  Признаки истины:

- объективность- независимость от сознания человека

- конкретность

- это процесс

                                                Виды истины:

Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете.  . Знания, которые не могут быть опровергнуты, дополнены. ( 2*2=4)

Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.                                            

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от

                                          человечества.

Субъективная истина – то есть носителем истины является субъект.

Критерии истины:

1) соответствие знаний действительности

2) парадоксальность идеи

3) простота

4) практика

5) соответствие ранее открытым законам науки

6) логический критерий

 Критерий истины- практика. ( т.е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира).

                         Формы практики:

1. материальное производство – труд, преобразование природы.

2. накопленный опыт (социально-преобразующая деятельность )– революции, реформы, войны и т.д.

3. научный эксперимент.

Функции практики:

практика- источник познания

практика – основа познания

практика – цель познания

практика – критерий истины.

                                                                  Пути познания:

1.     Ненаучный

а) мифологический

б)жизненный опыт( обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.

в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

г)здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь - не трогай)

д) художественно-образный

2.     Научный

Паранаука - околонаучное знание

Особенности научного познания:

-стремится к максимальной объективности

-стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для -настоящих, но и для будущих поколений.

-использует особый научный язык

-использует особые методы

Уровни научного познания:

1.эмпирический - в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)

2.теоретический -  в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Энштейна)

На теоретическом уровне обобщаются полученные данные, формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Доказываются теории. Методы, используемые на этом уровне: формализация, математизация, моделирование.

Научное познание заключается в стремлении к наиболее адекватному, объективному, достоверному пониманию действительности. Оно старается проникнуть в сущность явлений, их структуру, причинно - следственные связи

                                            Методы научного познания:

1. Наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках.  итог-описание.

2. Эмпирическое описание –фиксирование (записывание) полученных сведений  с   помощью средств языка либо в других знаковых формах.

3. Эксперимент- исследование в специально созданных, искусственных условиях.

4. Моделирование – воспроизводство одного предмета посредством другого ( аналогичного ему).

5. Анализ – расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное.

6. Синтез- вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности.

7.  Индукция -  движение мысли от частного к общему.

8.  Дедукция – движение мысли от общего к частному.

9. Теория – логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.

аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах.

Методы теоретического познания ( выдвижения гипотез):

 Гипотезы объяснительные - это предположения,  с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются  в рамки прежних учений.  Цель – это формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира.

 Гипотезы экзистенциональные (от «существование») – предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (периодический закон химических элементов Менделеева Д.И.)

 Мыслительный эксперимент - метод изучения явлений, при котором ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями, т.е. – это связующее звено между теоретическим и эмпирическим познанием

 Научная теория – логически непротиворечивое описание явлений  окружающего мира, которое выраженное особой системой понятий.

                        Самопознание

Самопознание- процесс познания человеком самого себя.

Самосознание- определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.

Самооценка- эмоциональное отношение человека к самому себе.

     Самооценка зависит:

- от самого человека

- соотношение себя с идеалом; успех: притязания. ( успех – достижение чего-либо; притязание – цели и требования, поставленные человеком перед собой).

-отношение к своим успехам и неудачам

- от оценки других людей.

Повышение самооценки возможно через:

- увеличение успеха

- снижение уровня притязаний.

Самореализация- процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Будущее человеческого общества.

разработка учебного занятия по обществознанию на II курсе ...

конспект урока "Конституция - механизм взимодействия человека, общества и государства"

20-летний юбилей Конституции РФ - важное политическое событие. Урок посвящен работе с текстом Конституции, ученики принимают участие в деловой игре "законотворческий процесс в РФ", работают с тестами....

Конспект обобщающего урока обществознания в 8 классе по теме «Общество и человек».

Обобщающий  урок  обществознания  по  теме  "Общество  и  человек"  проводится  с применением  обучающих  структур  сингапурской  техно...

Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс

Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в...

Конспект урока по обществознанию «Положение человека в обществе»

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».   Конспект урока по обществознанию :    5 класс  «Положение человека в обществе»...

Конспект урока "Декор и положение человека в обществе"

Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса на тему "Декор и положение человека в обществе"...