Урок по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Данный урок занимает важное место в школьном курсе истории в 6 классе, т.к. теоретические знания о борьбе с западными завоевателями в начале XIII века дополняют общую картину происходящего в истории Древнерусского государства и влияют на дальнейшее изучение курса истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

по истории в 6 классе

«Борьба Руси с западными завоевателями»

Учитель истории и обществознания МБОУ «Увельская СОШ №1»

Летягина Таисия Алексеевна

2016


Тема: «Борьба Руси с западными завоевателями»

Цели:

1. Познавательные:

 - создать условия для формирования представлений учащихся о внешнеполитической обстановке в Северо-Западной Руси, борьбой новгородцев с западными завоевателями

 - сформировать представления об Александре Невском, как о талантливом полководце, выдающемся человеке в русской истории;

- закрепить знания по истории Древнерусского государства,

 - познакомить ребят с историческими терминами и понятиями.

2. Развивающие:

- способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти;

- Развитие умения работать с картой, текстом учебника, иллюстрациями.

-  Развитие умений воспроизвести изученный материал.

 3. Воспитательные:

 - Воспитывать чувство патриотизма, любви и преданности своей Родине.

Учебное оборудование: презентация к уроку, учебник, карточки для закрепления,

 Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, ИКТ, работа в парах

Основные понятия: ополчение, Невская битва, Битва на Чудском озере

Основные даты:

-  15 июля 1240 – Невская битва

- 5 апреля 1242 – Ледовое побоище

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности к уроку (учебник. тетрадь, дневник, письменные принадлежности)

Подготовка к работе: позитивный настрой на урок

Учитель: (звучит музыка)

Когда при жизни человек творит добро,
Народ не забывает имени его.
Во все века он станет прославлять,
Его деянью с честью подражать.

Русь… Сколько бед и страданий пережила наша родина. Сколько раз ее земля пропитывалась кровью, сколько погибло славных воинов, оберегая и храня свой родной дом. Но благодаря их отваге и мужественности, Русь не сломалась под натиском врагом, а становилась все могущественнее и краше.  И нашей с вами благодарностью будет память о тех событиях, в которых участвовали они, защитники нашей земли.

  1. Переход к изучению новой темы.

Учитель: Сегодня, мы с вами вновь погрузимся в прошлое, попытаемся прочувствовать, что же происходило 8 столетий назад. Нам с вами помогут рабочие листы, которые лежат у вас на партах, цветные карандаши, ручки и наш главный помощник -  учебник.

Давайте вспомним, с  какой угрозой столкнулась Русь в начале 13 века? СЛ.2

Ответы учащихся: В начале 13 века Русь была подвержена нападению монголов

Учитель: Молодцы, ответ верный.  Но, как гласит народная мудрость; «Беда не приходит одна». В начале 13 века Русь подверглась нападению с запада.  Открываем тетрадочки, записываем число и тему урока: «Борьба Руси с западными завоевателями» СЛ.3

Одновременно с монгольским нашествием жителям Руси пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями.

Как вы думаете, что привлекало иноземцев? На каком важном торговом пути находился Великий Новгород? СЛ.4

Ответы учащихся: Богатство, земли. Путь из варяг в греки СЛ.4

Учитель: Безусловно, это важнейшие причины.  Шведские феодалы давно претендовали на русские земли. Но была еще одна причина. В конце 12 века папа римский Целестин III объявил Крестовый поход против жителей Прибалтики. Несмотря на то, что многие из них были крещены в православную веру, он объявил их язычниками. Кто это?

Давайте с помощью учебника разберемся, кто же откликнулся на просьбу папы римского. Параграф 13, первый пункт со слов «Но не только шведы несли угрозу русским землям» до окончания первого пункта.

Вам необходимо ответить на следующие вопросы: СЛ.5

  1. Кто откликнулся на просьбу папы римского?
  2. Чем закончились для крестоносцев первые попытки нападения на русские земли?

Ответы учащихся: на просьбу папы откликнулись немецкие и датские феодалы, первые попытки закончились неудачей.

На просьбу откликнулись немецкие и датские феодалы. СЛ.6 Но все попытки нападения были отражены. И лишь когда монголы начали разорять Русь, западные захватчики вновь оживились. Необходимо было готовиться к их нападению.

Нам с вами в руки попал один важный и ценный исторический источник. В нем содержится информация о человеке, который возглавил борьбу с завоевателями и предрешил её итог.  Работаем в парах, отвечаем на вопросы после текста?.

Работают с документом (5 минут), отвечают на вопросы. Сл.7

  1. О ком новгородском князе идет речь в документе?
  2. Каким его описывает автор?
  3. В чем автор видит причину нападения западных завоевателей?

Александр был очень смышленым, в 16 лет он стал новгородским князем. Какая форма правления была в Новгороде? Как он пришел к власти?

Ответы учащихся: Республика, его выбрало народное собрание.

Несмотря на юный возраст, Александр принял активные действия по укреплению западных границ Новгородской земли, но завоеватели готовились к своему наступлению. Первыми организовали свой поход шведы. СЛ.8 В июле 1240 их суда вошли в устье реки Невы. Командовал ими Ярл Биргер.

Александр усилил наблюдение за устьем Невы. И появление шведов не стало неожиданностью. Александр не стал дожидаться подкрепления из Владимира и  запланировал нападение на  лагерь шведов, пока те еще не укрепили свой лагерь. Он понимал рискованность этих действий, ведь силы врага были больше Возможно, уверенности в своих решениях добавила весть дозорного о том, что ему было видение Бориса и Глеба.

Просмотр отрывка из фильма «Александр Невский» о видении Бориса и Глеба.

Учитель:

- как вы думаете,  почему Александру эта весть внушила уверенности? Почему он велел не рассказывать об этом?  

Ответы учащихся:

А теперь давайте попробуем вместе с вами начертить схему Невской битвы и тогда мы наглядно увидим ход событий. Для этого готовим свои карандаши и в заготовленных рабочих листах  под мой рассказ отмечаем синим цветом – лагерь шведов, красным – русский лагерь. Но сначала запишем дату и название этой битвы 15 июля 1240 Невская битва. Александр вместе с новгородским ополчением(А что это?) ринулся в бой.

Объяснение, работа учащихся.  Часть шведов высадилась на берегу,  остальные остались на кораблях. Александр решил воспользоваться этой ситуацией. Конные дружинники во главе с Александром ударили по центру, а новгородское ополчение пробилось вдоль берега и отрезало лагерь от кораблей. Часть отряда сжигала корабли и мосты, другая часть – оттесняла врага к воде. Нападение было настолько стремительным, что шведы бросились в панике бежать.

Учитель: Русские войска одержали блестящую победу,  шведы отступили, но датские и немецкие захватчики не остановились. А Александра, прозванного  за это Невским, новгородцы, заставили покинуть княжеский престол. Как вы думаете, почему?

Ответы учащихся: Они боялись, что его княжеская власть расширится.

Давайте немного отдохнем.

Физминутка  (под слова учителя) Сл.10

Плыли шведы по Неве, –

Головой вертели,

Просторные земли  завоевать хотели.  

Плыли долго, так устали,

Утром ранним крепко спали.

Войска русские напали,

Шведы мигом убежили.

Учитель: Летом 1240 немцы и датчане захватили крепость Изборск, завладели Псковом. Сл.11 Новгородцам пришлось просить Александра вернуться. Зимой 1241-1242 Александр со своей дружиной изгнал завоевателей из пределов Руси, но битва была не окончена. Необходимо было решающее сражение. Александр пошел на хитрость и решил заманить рыцарей на лед. Для того,  чтобы раскрыть его замысел, давайте сравним вооружение рыцаря и  русского воина. Сл.12

Ответы учащихся:

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло решающее сражение СЛ.13 (заносим в информационный лист),  Сл.14 названное Ледовым побоищем. Рыцари построили свои войска в форме клина (по выражению летописцев – «свиньей»).

СЛ,12 В центе находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах - тяжелая конница. Александр знал об этом. Против головы «свиньи» было поставлено менее подготовленное ополчение. Как только войско вступило на лёд, ополченцы начали отступать. Радуясь победе, рыцари бросились вслед, но по сигналу Александра полка правой руки и левой руки бросились на малоповоротливую рыцарскую колонну. Русские воины сражались очень мужественно, во главе был сам Александр. Рыцари были разгромлены, многие из них были взяты в плен.

Таким образом, в ходе этих битв датские, немецкие и шведские рыцари были разгромлены. Завоевания с запада были прекращены. А имя Александра Невского было увековечено. Ему посвящены многие памятники, произведения, с 1745 по 1991существовал орден Александра Невского, а 2010 он был вновь учрежден

  1. Закрепление изученного:

- Для победы в какой битве  оказалось достаточно окружить «свинью»?

- Почему Александр был прозван Невским?

- Назовите дату Невской битвы?

- Ледового побоища?

V. параграф 13, задание в информационных листах (обозначить на схеме построение рыцарей (синим цветом) и полков Александра Невского(красным цветом).

VI. Рефлексия:

Желтый- урок понравился, я все понял(а)

Красный – я в растерянности, не все понял(а)

Синий – урок не понравился, урок скучный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

УРОК ПО ИСТОРИИ «БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» В 6 КЛАССЕ

УРОК ПО ИСТОРИИ «БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ»В 6 КЛАССЕТема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».Цель урока:обучающая: познакомить учащихся внешнеполитической обстановкой в Северо ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ИСТОРИИ «БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» В 6 КЛАССЕ

План урока:I.Организационный момент.II.Начало рыцарских набеговIII.Невская битва.IV.Ледовое побоище.V.Закрепление материала.VI.Подведение итогов...

Открытый урок в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

Открытый урок в 6 классепо теме «Борьба Руси с западными завоевателями»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКАНазвание используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрацияДеятельность ученика...

Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".

Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....