Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.
методическая разработка по обществознанию (8, 9 класс) на тему

Кузнецова Наталия Николаевна

Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_otechestvo_internet.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.

Автор:   учитель истории и обществознания Кузнецова Наталия Николаевна –

 МОУ средняя школа №10, г.о. Жуковский, Московская область

Цели урока: развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной  информации и определения собственной позиции, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской и личной ответственности за судьбу близких и своего Отечества, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации

          Задачи урока: развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

 развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Этап урока, деятельность ученика, время

Деятельность учителя

Название используемых ЭОР

1. Орг. момент.

      5 мин.

Ученики

Осознают и принимают целевую установку

Учитель – создает  рабочий и психологический настрой.  Дает целевую установку и создает ситуацию «Вызова»

 Обобщенная проблема.  Друзья. Сегодня у нас заключительный урок обществознания в этом году. Я предлагаю вам поговорить о том, что значат для каждого из нас семья и Отечество  и о том,  насколько взаимосвязаны два этих понятия.

  Ученик читает:

«Два чувства дивно близки нам-

 в них обретает сердце пищу-

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле Бога Самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как без оазиса пустыня

И как алтарь без божества.» - А.С. Пушкин

  Проблемный вопрос. Насколько взаимосвязаны благополучие Отечества  и личное благополучие каждого из нас?

Музыка (С.Рахманинов. Вокализ).

Видеоряд Картины:          К. Маковский,      И. Левитан,         И. Шишкин,    Ф. Васильев

Этап урока, деятельность ученика, время

Деятельность учителя

Название используемых ЭОР

2. Актуализация 20 мин.    

Форма работы:  индивидуально – групповая

Ученики

1.Анализируют задание, выбирают приоритеты, формулируют свою позицию.    2. Знакомят с ос-новными положе-нииями эссе и тезисами.

3.Счетная группа анализирует выступления, делает содержательные  обобщения

Форма урока: «Дискуссия»  

1.Работа над заданием.  На основе знаний, полученных из курса «Обществознание» и личного опыта сформулируйте в свободной форме (мини - эссе, тезисы: 5-7) свое представление о том, что такое счастливая семья и как эмоциональное состояние семьи   влияет на состояние  общества в целом.

2.Дискуссия: а) представление  результатов работы,

б) определение наиболее общих позиций – счетная группа

в) определение факторов, приводящих к разрушению семьи                  

       Из ответов следует, что важнее всего любовь и понимание, а разрушают отношения ссоры.

Учащиеся приходят к выводу, что надо помнить, что ты – социальный элемент, что у тебя есть мама, папа, сестры, братья, семья, что ты живешь в стране и перед всеми ответственен поступками. И с возрастом степень ответственности возрастает.

Приемы деятельности учителя: активизация, мотивация учащихся на работу, «вызов» уже имеющихся теоретических знаний  и личного  социального опыта для расширения представления о значении межличностных отношений.

Создание ситуации для групповой  работы над обобщенным портретом  счастливой семьи   и ее эмоционального климата на основе индивидуальных работ.  

3.Целеполагание

Фаза технологии: «Осмысление»

10 мин.

Ученики:

Анализируют словесную информацию и авторские презентации своих товарищей, определяют границу между знанием и незнанием, овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний

Обсуждение ответов на проблемный вопрос.

Учитель. Часто встречается словосочетание «Груз ответственности». Значит, ответствен-ность – тяжесть?»

Ученики. Это то, что ты чувствуешь, но это хорошо для человека, как земное притяжение, ведь отсутствие его – безразличная невесомость. Это плохо. В межличностных отношениях и в отношении к Отечеству это ведет к личной трагедии.

Приемы деятельности учителя: мотивирует обсуждение «конфликтного материала» в форме проблемного вопроса, используя авторскую презентацию ученицы 9 класса на тему «История семьи в рассказах моих близких» с целью развития творческих способностей и  критического мышления.

Из текста сопровождения авторской презентации: «Когда человек рассказывает историю своей семьи, он, наверное, в первую очередь, делает это не для кого – то, а для самого себя. Я поняла, что это важно: знать историю своей семьи, чтобы  понимать характер близких людей и  лучше понимать историю страны.

Жизнь моих предков была сложной. Они жили во время коренных перемен, которые решали нашу судьбу. В моей работе эти периоды истории представлены рассказами  моих  прабабушки и  бабушки  о том, как жили в то время их  родители, что пришлось пережить  им самим и их братьям и сестрам. Я считаю, что мои дедушки и бабушки поступали благородно, самоотверженно, не боясь ничего, даже пойти на гибель. Мои предки участвовали  в Октябрьской революции и собирали на заводе детали самолётов во время Великой Отечественной войны.  Мой прадед с юношеских лет начал заниматься воспитанием «трудных подростков» и посвятил этому всю жизнь.  Но, чем  бы ни занимались мои близкие, всё это они делали ради своей страны.  Самоотверженный труд -  дело, достойное настоящего Человека. И я горжусь всем тем вкладом, который  мои предки внесли в историю нашего Отечества и рада, что мне удалось создать генеалогическое древо моей семьи».

Авторская презентация ученицы 

«История семьи в рассказах моих близких»

4. Планирование

Фаза технологии

«Рефлексия» (размышление) 10

Ученики: дают обобщающий ответ на итоговый вопрос урока

Итоговый проблемный вопрос урока: «Насколько взаимосвязаны благополучие Отечества  и личное благополучие каждого из нас?»

- Человек не может  и не должен отделить себя от семьи, семью – от жизни Отечества, его проблем. Место проживания не влияет на ощущение причастности к судьбе твоей страны.

Учитель.  В заключение подумайте над высказываниями:

  Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но Русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя! (Отто фон Бисмарк)

Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства! (император Александр III)

Не спрашивай, что дала тебе Родина. Скажи лучше, что ты для нее сделал (А.П. Чехов)

Учитель: создает информационное поле, позволяющее активизировать процесс «нового знания», организует обсуждение так, чтобы ученик оценил изменение знания и эмоционально – нравственного состояния от стадии вызова к рефлексии через поиски ответа на итоговый  проблемный  вопрос.

Авторская презентация учителя к уроку

«Семья и отечество в моей жизни» (сопровождение – песня «Я люблю тебя. Россия – муз. Д. Тухманова, сл. М. Ножкина).

Планируемые результаты обобщения и закрепления материала

Учащиеся научатся:

  • Структурировать тексты, устанавливать причинно - следственные  связи, выполнять и представлять авторские презентации (познавательная деятельность);
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить  в него необходимые коррективы (регулятивная деятельность);
  • оценивать и демонстрировать изменение знаний от стадии вызова к стадии рефлексии  (личностная деятельность);учитывать разные  мнения и стремиться  к координации различных позиций в сотрудничестве, обосновывать собственную позицию (коммуникативная деятельность).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Wir fahren in eine deutsche Stadt" с использованием ИКТ

Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Шаги" И.Л. Бим.  Урок  ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической ре...

Методическая разработка урока в 9 классе по теме \'Travelling and Tourism\' с использованием ИКТ

Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 9 классе по УМК \'English VIII\' Афанасьевой, Михеевой. Урок направлен на систематизацию лексико-грамматических навыков, развитие метапредметных нав...

Методическая разработка уроков в 9 классе по теме "СПб регион" с использование рейтинг - накопительной системы оценивания

Представленные  материалы  содержат  конспекты  уроков  по  теме,  включая  итоговый  тест,  рабочие  карты  уч-ся  с  технологиче...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...