рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Шашкова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по обществознанию для 6-9 класса к учебникам Л.Н. Боголюбова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Общая характеристика учебного предмета.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Общая характеристика рабочей программы.

Данная рабочая программа предназначена для 6-9 классов и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в 6-8 классах, 34 часа( 1 час в неделю) в 9 классе.  Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) (Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: Дрофа,2004), программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова и др. «Обществознание. 6-9 классы» (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011) Структура рабочей программы отражает специфику рассмотрения материала в учебном пособии. Сформулированы темы уроков, отражающих особенности родного края. Круг изучаемых вопросов ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.

6 класс носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.

В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»). Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материалы темы включают сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга. Тема «Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики – производства, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытие способов рационального поведения основных участников экономики – потребителей и производителей. Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.

В 8 классе курс включает четыре темы. Первая – «Человек и общество» - дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности. Тема вводит ученика в круг проблем современного общества и общественных отношений.

Следующая тема курса – «Сфера духовной культуры» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии.

Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики – экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (производители, потребители). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли государства в экономике, безработице, международной торговле.

Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.

     Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, друга – отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются  основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.

На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются  социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.

В рабочей программе реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Программа предполагает использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Цели:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в  моделируемых учебных задачах  и в реальной жизни;
  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

знания/понимания:

  • социальных свойства человека, его взаимодействия с другими людьми;
  • сущности общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерных черт и признаков основных сфер жизни общества;
  • содержания и значения социальных норм, регулирующих общественные отношения.

умений:

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

             

навыков использования приобретенных знаний и умений  в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Образовательные технологии

     Предметно-классно-урочная личностно-ориентированная система обучения с использованием содержательного и проблемного обучения, педагогики сотрудничества.


Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителей

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

7

1

Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов и др. «Обществознание. 6-9 классы» (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011)

Учебник:

Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. 7 класс», М.: Просвещение, 2012

Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2009.

Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов на-Дону: Легион, 2011


Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителей

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

8

1

Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов и др. «Обществознание. 6-9 классы» (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011)

Учебник:

Л.Н. Боголюбов и др. «Обществознание. 8 класс», М.: Просвещение, 2012

Обществознание. 8 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред.
Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.


Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителей

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

9

1

Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов и др. «Обществознание. 6-9 классы» (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011)

Учебник:

Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. 9 класс», М.: Просвещение, 2012

Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей  общеобразоват.  учреждений  /  Л. Н. Боголюбов  [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2010.


Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителей

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

6

1

Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов и др. «Обществознание. 6-9 классы» (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011)

Учебник:

Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. 6 класс», М.: Просвещение, 2012

Обществознание. 6 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей  общеобразоват.  учреждений  /  Л. Н. Боголюбов  [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2010.

Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов на-Дону: Легион, 2011


 6 класс (35 ч)

Тема 1. Человек (7 ч)

Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание   и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Тема 2. Семья (4 ч)

Семья — ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.

Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа (4 ч)

Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба — основной труд школьника. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.

Тема 4. Труд (4 ч)

Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Тема 5. Родина (5 ч)

Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России.

Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность.

Россия — федеративное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Тема 6. Добродетели (4 ч)

Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям

Повторительно – обобщающие уроки — 7 ч.

7 класс (35 ч)

Человек среди других людей (7 часов)

Понятие «межличностные отношения». Чувства – основа межличностных отношений. Симпатия и антипатия. Виды межличностных отношений. Правила успешного взаимодействия с окружающими людьми.

Понятие «группа», критерии её формирования. Роли в группе.  Лидер в группе, его функции. Групповые нормы и санкции. Ответственность в выборе группы.

Понятие «общение». Цели и средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Правила общения.

Понятие «конфликт», его причины, виды. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Открытый конфликт. Последствия конфликтов.

Человек и закон (10 часов)

Необходимость регулирования поведения людей. Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Санкции за нарушение установленных правил. Обряды Тульского края. Правила этикета и хорошие манеры.

Понятие права, его роль в жизни общества и государства. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Закон: понятие, функции, разновидности. Конституция – основной закон РФ.

Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека: характер и виды. Роль государства в обеспечении прав человека. Единство прав и обязанностей.

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Патриотизм. Туляки-патриоты.

Регулярная армия: понятие, принципы устройства, задачи. Внешние (глобальные, региональные, частные) и внутренние угрозы для РФ в начале XXI в.

Воинская обязанность гражданина РФ.  Военная подготовка.  Военная служба. Обязанности военнослужащих: общие, должностные, специальные. Подготовка к исполнению воинского долга.

Понятие дисциплины. Дисциплина общеобязательная и специальная, внешняя и внутренняя. Дисциплина, воля  и самовоспитание.

Правомерное и противоправное поведение. Проступок и преступление.

Ответственность за проступки и преступления. Юридическая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы: суды, прокуратуры, органы внутренних дел, нотариат, адвокатура.

Человек и экономика (10 часов).

Экономика: понятие, роль в жизни общества. Производство, распределение, обмен, потребление. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики: производители и потребители.

Мастерство: понятие, слагаемые трудового успеха. Квалификация. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Повышение квалификации. Факторы, влияющие на производительность труда.

Мастера и трудовые династии Тульского края.

Заработная плата и стимулирование труда. Трудовое денежное вознаграждение: понятие, виды, факторы влияющие на его размер. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Что и как производить. Затраты, выручка, прибыль.

Бизнес: понятие, виды. Формы бизнеса.

Обмен. Рынок, товар, стоимость, цена, бартер. Торговля: понятие, функции, формы. Реклама: понятие, функции, виды, способы.

Деньги: понятие, история происхождения, функции, основные виды денежных знаков, инфляция.

Экономика семьи, ресурсы семьи. Понятие «бюджет», семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи, расходы семьи. Бюджет моей семьи. Личное подсобное хозяйство. Карманные деньги: за и против.

Человек и природа (5 часов)

Понятие экологии, исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.

Понятие «экосистема». Значение ответственного и последствия безответственного отношения к природе. Правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.       

Охрана природы в Тульском крае.

Повторительно – обобщающие уроки — 3 ч.


8 класс (35 ч)

Тема 1. Личность и общество (3 часа).

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество

в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (10 часов).

Сфера духовной культуры и её особенности.  Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Образование. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования, самообразование. Возможности получения образования в Тульской области.

Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Религиозные объединения и организации в Тульской области

Тема 3.Экономика (14 часов).

Экономика. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет РФ. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение доходов.  Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковская система России. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Пенсионные программы.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Занятость и безработица в Тульской области.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (6 часов).

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальная структура Тульской области.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личностей. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.  Национальный состав Тульской области. Опыт решения межнациональных и  межрелигиозных конфликтов в России и Тульской области.

Повторительно – обобщающие уроки — 2 ч.


9 класс (35 ч)

Тема:  Политика и социальное управление (10 часов).

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Гражданство.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство, его признаки. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество: понятие, основные черты. Местное самоуправление

 (на примере г.Тулы).  Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии (понятие, признаки, классификации) и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ и Тульской области. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. СМИ Тульской области.

Тема: Право (23 часа).

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция – основной закон РФ. Конституция Российской Федерации – закон высшей юридической силы. На пути к Конституции. Структура Конституции РФ, её высший смысл и назначение. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Тульская область – субъект Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, институт президентства. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

 Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Государственные и общественные организации Тульской области, стоящие на страже прав ребенка.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Гражданский Кодекс РФ.

Трудовые правоотношения и их правовое регулирование. Право на труд. Трудовой договор. Трудовой Кодекс РФ. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения: сущность и особенности. Юридическое понятие семьи и брака. Порядок и условия заключения брака. Семейный Кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей. Принципы обеспечения прав ребенка в семье.  

Административное право. Административные правоотношения: понятие и черты. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовный Кодекс РФ. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

Социальные права (право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение). Социальное государство. Социальная политика.  Реализация социальных прав человека в Тульской области. Национальные проекты.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Понятие «образование». Право на образование. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям.

 Возможности получения образования и приобщения к культурным ценностям в Тульской области.

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комитета Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв войны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

  Повторительно – обобщающие уроки — 2 ч.


Календарно-тематическое планирование  по обществознанию для 6 класса

Дата

Урока

п\п

Тема урока

Примечание

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Человек среди других людей (7 часов)

Цели и ценность человеческой жизни.

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Биологическое и социальное в человеке.

Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание).

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение)

 Потребности человека — биологические, социальные, духовные

Практикум Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди других людей»

Семья (4 часа)

Семья как малая группа. Отношения между поколениями.

Семейное хозяйство.

Свободное время.

Увлечения человека. Социальная значимость здорового образа жизни.

Практикум Права ребенка

Повторительно-обобщающий урок по теме «Семья»

Школа (4 часа)

Учеба — основной труд школьника

 Проблемы общения

 Практикум: Значение образования в жизни общества.

 Практикум: Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями

Повторительно-обобщающий урок по теме «Школа»

Труд (4 часа)

Труд — основа жизни.

Труд и творчество.

На пути к жизненному успеху.

 

Практикум Проблема выбора профессии.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд»

Родина (5 часов)

Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство.

Государственные символы России.

Права граждан России. Обязанности граждан.

Россия — федеративное государство. Межнациональные отношения.

Практикум: Учимся уважать людей любой национальности

     

Повторительно-обобщающий урок по теме «Родина»

Добродетели (4 часа)

Мораль. Золотое правило морали.

Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям.

Практикум: Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Итоговое повторение и обобщение  по курсу обществознания 6 класса

П.1

П. 2

П. 3, с. 32-37

П. 3, с. 38-43

П. 4

П. 1-4

П. 1-4

Тестирование

П. 5

П. 7

П. 6

Доп. мат.

П. 8, с. 86-91

П. 8, с. 91-96

Тестирование

П. 9

П. 10

П. 11

П. 5-11

П. 12

Тестирование

П. 13, с. 138-141

Доп. Мат.

П. 13, с. 141-151

П. 14

Тестирование

П. 15

П. 16

П. 17

П. 18

П. 12-18

Тестирование

П. 19

П. 20

П. 21 Доп. Мат.

П. 19-21


Календарно-тематическое планирование  по обществознанию для 7 класса

Дата

Урока

п\п

Тема урока

Примечание

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Человек среди других людей (7 часов)

Понятие «межличностные отношения». Чувства – основа    межличностных отношений. Симпатия и антипатия. Виды межличностных отношений. Правила успешного взаимодействия с окружающими людьми.

Понятие «группа», критерии её формирования. Роли в группе.  Лидер в группе, его функции. Групповые нормы и санкции. Ответственность в выборе группы.

Понятие «общение». Цели и средства общения.

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Правила общения.

Понятие «конфликт», его причины, виды. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Открытый конфликт. Последствия конфликтов.

 Практикум: «Учимся устанавливать контакты». Психологические тесты и тренинги.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек среди других людей».

Человек и закон (10 часов)

 Необходимость регулирования поведения людей. Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Санкции за нарушение установленных правил. Обряды Тульского края. Правила этикета и хорошие манеры.

Понятие права, его роль в жизни общества и государства. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Закон: понятие, функции, разновидности. Конституция – основной закон РФ.

Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека: характер и виды. Роль государства в обеспечении прав человека. Единство прав и обязанностей.

Практикум. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Патриотизм. Туляки-патриоты.

Регулярная армия: понятие, принципы устройства, задачи. Внешние (глобальные, региональные, частные) и внутренние угрозы для РФ в начале XXI в.

Воинская обязанность гражданина РФ.  Военная подготовка.  Военная служба. Обязанности военнослужащих: общие, должностные, специальные.

Подготовка к исполнению воинского долга.

Понятие дисциплины. Дисциплина общеобязательная и специальная, внешняя и внутренняя. Дисциплина, воля  и самовоспитание.

Правомерное и противоправное поведение. Проступок и преступление.

Ответственность за проступки и преступления. Юридическая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы: суды, прокуратуры, органы внутренних дел, нотариат, адвокатура.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и закон».

Человек и экономика (10 часов).

Экономика: понятие, роль в жизни общества. Производство, распределение, обмен, потребление. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики: производители и потребители.

Мастерство: понятие, слагаемые трудового успеха. Квалификация. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Повышение квалификации. Факторы, влияющие на производительность труда.

Практикум - семинар. Мастера и трудовые династии Тульского края.

Заработная плата и стимулирование труда. Трудовое денежное вознаграждение: понятие, виды, факторы влияющие на его размер. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Что и как производить. Затраты, выручка, прибыль.

Бизнес: понятие, виды. Формы бизнеса.

Обмен. Рынок, товар, стоимость, цена, бартер. Торговля: понятие, функции, формы. Реклама: понятие, функции, виды, способы.

Деньги: понятие, история происхождения, функции, основные виды денежных знаков, инфляция.

Практикум. Экономика семьи, ресурсы семьи. Бюджет государства и семьи, реальные и номинальные доходы семьи, расходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Бюджет моей семьи. Карманные деньги: за и против.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и экономика».

Человек и природа (5 часов)

Понятие экологии, исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.

Понятие «экосистема». Значение ответственного и последствия безответственного отношения к природе. Правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.  

Практикум: «Что я могу сделать для охраны природы». Охрана природы в Тульском крае.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и природа».

Итоговая контрольная работа по курсу обществознания 7 класса. 

Итоговое повторение и обобщение по курсу обществознания 7 класса. 

Итоговое повторение и обобщение по курсу обществознания 7 класса. 

П.1

П. 2

П. 3, с. 32-37

П. 3, с. 38-43

П. 4

П. 1-4

Тестирование

П. 5

П. 7

П. 6

Доп. мат.

П. 8, с. 86-91

П. 8, с. 91-96

П. 9

П. 10

П. 11

Тестирование

П. 12

П. 13, с. 138-141

Доп. Мат.

П. 13, с. 141-151

П. 14

П. 15

П. 16

П. 17

П. 18

Тестирование

П. 19

П. 20

П. 21

Доп. Мат.

Тестирование

К/р


Календарно-тематическое планирование  по обществознанию для 8 класса

Дата

Урока

п\п

Тема урока

Примечание

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Тема 1. Личность и общество (3 часа).

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество

в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (10 часов).

Сфера духовной культуры и её особенности.  Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.

 Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

6. Образование. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования, самообразование. Возможности получения образования в Тульской области.

Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Религиозные объединения и организации в Тульской области

Практикум по теме: «Сфера духовной культуры».

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера духовной культуры».

Тема 3.Экономика (14 часов).

Экономика. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет РФ. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение доходов.  Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковская система России. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Пенсионные программы.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Занятость и безработица в Тульской области.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Практикум по теме: «Экономика»

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономика».

Тема 4. Социальная сфера (6 часов).

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальная структура Тульской области.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личностей. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.  Национальный состав Тульской области. Опыт решения межнациональных и  межрелигиозных конфликтов в России и Тульской области.

Отклоняющееся поведение:  понятие, причины.  Алкоголизм и наркомания.

 Практикум по теме: «Социальная сфера».

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера».

Итоговая  контрольная работа  по курсу обществознания 8 класса.

Итоговое повторение и обобщение  по курсу обществознания 8 класса.

П. 1

П. 2

П. 3

П. 4

П. 5

П. 5

П. 6

П. 7

П. 8

П. 9

П. 10

Тестирование

П. 11

П. 12

П. 13

П. 14

П. 15

П. 16

П. 17

П. 18

П. 19

П. 20

П. 21

П. 22

Тестирование

П. 23

П. 24

П. 25

П. 26

Тестирование

К/р

Календарно-тематическое планирование  по обществознанию для 9 класса

Дата

Урока

п\п

Тема урока

Примечание

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Тема 1. Политика и социальное управление (10 часов).

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Гражданство.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство, его признаки. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество: понятие, основные черты. Местное самоуправление (на примере г. Тулы).  Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии (понятие, признаки, классификации) и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ и Тульской области. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. СМИ Тульской области.

Практикум по теме: «Политика и социальное управление»

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политика и социальное управление».

Тема 2. Право (23 часа).

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

 Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция – основной закон РФ. Конституция Российской Федерации – закон высшей юридической силы. На пути к Конституции. Структура Конституции РФ, её высший смысл и назначение.

Практикум. Работа с текстом Конституции РФ: «Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство». Тульская область – субъект Российской Федерации.

Практикум. Работа с текстом Конституции РФ: «Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, институт президентства».

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Государственные и общественные организации Тульской области, стоящие на страже прав ребенка.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Практикум. Гражданский Кодекс РФ. Решение задач по гражданскому праву.

Трудовые правоотношения и их правовое регулирование. Право на труд. Трудовой договор. 

Практикум. Трудовой Кодекс РФ. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения: сущность и особенности. Юридическое понятие семьи и брака. Порядок и условия заключения брака.

Практикум. Семейный Кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей. Принципы обеспечения прав ребенка в семье.  

Административное право. Административные правоотношения: понятие и черты. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны.

Практикум. Уголовный Кодекс РФ. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

Социальные права (право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение). Социальное государство. Социальная политика.  Реализация социальных прав человека в Тульской области. Национальные проекты.

 Правовое регулирование отношений в сфере образования. Понятие «образование». Право на образование. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям.

 Возможности получения образования и приобщения к культурным ценностям в Тульской области.

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комитета Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв войны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Практикум по теме «Право».

Повторительно-обобщающий урок по теме «Право».

Итоговое повторение и обобщение по курсу обществознания 9 класса.

П. 1

П. 2

П. 3

П. 4

П. 5

П. 6

П. 7

П. 8

П. 9

Тестирование

П. 10

П. 11

П. 12

П. 12

П. 13

П. 14

П. 15

П. 16

П. 16

П. 17

П. 17

П. 18

П. 18

П. 18

П. 19

П. 19

П. 20

П. 21

П. 21

П. 22

П.23

П. 22

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...