Конспект урока "Гражданское право"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Цель урока:

Обучающая: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться применять их на практике.

Развивающая: Развитие логического мышления и речи учащихся через решение задач по гражданскому праву.

Воспитывающая: Воспитание уважения к праву.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_grazhdanskoe_pravo.docx92.54 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока по теме "Гражданское право" 10 класс

Природа вложила в человека
некоторые врожденные инстинкты, как то:
чувство голода, половое чувство и т.п., 
и одно из самых сильных чувств этого порядка – 
чувство собственности.

П.А.Столыпин

Цель урока:

Обучающая: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться применять их на практике.

Развивающая: Развитие логического мышления и речи учащихся через решение задач по гражданскому праву.

Воспитывающая: Воспитание уважения к праву.

Задачи:

  • Образовательные:
  • повторение и закрепление основных знаний и понятий по теме;
  • формирование умения ориентироваться в основных отраслях права
  • формирование навыков работы с раздаточным материалом;
  • формирование умения применять полученные знания на практике.
  • Развивающие:
  • развитие умения анализировать услышанное, выделять главное в изучаемом материале;
  • развитие культуры речи;
  • развитие навыков как устной, так и письменной речи;
  • развитие воображения (при решении задач).
  • Воспитательные:
  • воспитание уважительного отношения к праву и закону;
  • воспитание чувства взаимовыручки и поддержки при работе в группе.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Основные понятия: гражданское правоотношение, субъект гражданского правоотношения, содержание и объекты гражданских правоотношений, правоспособность и дееспособность.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Гражданское право является одной из сложнейших отраслей российской системы права. Очень многие ситуации нашей повседневной жизни связаны с понятием «гражданское правоотношение», а значит должны рассматриваться в соответствии с нормами Конституции РФ и нормами гражданского права.

        Сегодня на уроке мы закрепим знания, полученные нами на предыдущем уроке, уделив особое внимание одному из его направлений – защиты собственности граждан и прав потребителей.

Мотивация  учебной деятельности:

        Попытаемся смоделировать судебное заседание, на котором будет рассматриватьcя дело о защите права потребителя, поработаем  индивидуально и в группах.

Для этого нам потребуется:

- выяснить, кто может быть субъектом и что - объектом гражданских правоотношений;

- какие права и доказательства своих прав имеет такой участник гражданских правоотношений как потребитель;

- каким образом он может защитить свои права.

Начнем с «мозгового штурма»

В древнеримском праве были предусмотрены,

в частности, следующие виды контрактов:

«Даю, чтобы ты дал», «Даю, чтобы ты сделал»,

«Делаю для того, чтобы ты дал», «Делаю для того, чтобы ты сделал».

Сейчас в гражданском праве эти контракты

(а точнее – сделки, договоры) существуют,

но выражаются на современном языке.

Расставьте формулировки римского права и современные в соответствующем порядке:

  •  услуга в обмен на ценность –
  •  обмен услугами –
  •  ценность в обмен на услугу –
  •  обмен ценностями –

Попытаемся разобраться, каким образом наша правовая грамотность может помочь нам защитить свои права.

Знаете ли вы, что гениальные трагедии

Шекспира «Отелло» и «Ромео и

Джульетта» не являются оригинальными

произведениями, а представляют собой

инсценировки новелл средневековых

венецианских авторов Маттео Банделло и

Джиральди Чинтио? Так является ли

Шекспир с точки зрения авторского права

автором этих произведений?

И не является ли А.С.Пушкин соавтором

Н.В.Гоголя, так как подсказал ему идею

«Ревизора» и «Мёртвых душ»?

Центральным понятием в гражданском праве является понятие «гражданские правоотношения»  дайте определение.

Задание:

        Что из перечисленного может стать объектом гражданских правоотношений:

а)изобретенный новый вид двигателя к автомобилю;

б)составление документов по заказу собственника автомобиля;

в)стихи об автомобиле;

г)похищенный автомобиль;

д)ремонт автомобиля.                

        

2.Ещё одна ситуация: ваш друг купил мотоцикл, что это значит? Что мотоцикл стал его собственностью. С этого момента ваш друг получил право владения (право считать эту вещь своей), право пользования (право извлекать из вещи полезные свойства) и право распоряжения (право определять судьбу вещи). Это все относится к имущественным правам.

Определите, какое право нарушено?

- Гражданка Правосудова купила сапоги. При покупке она была не очень внимательна и не заметила серьезный брак на одном из них.

Ответ: право пользования

В этом случае на помощь приходит Закон РФ «О защите прав потребителей», принятый в нашей стране в 1992 году.

Работа с источником (текст Закона РФ «О защите прав потребителей»):

Кто такой потребитель?

Согласно Закона РФ «О защите прав потребителей»  это «гражданин…»

Есть ли у потребителя какой-либо документ?

-кассовый чек;

- товарный чек;

- договор на оказание услуг потребителю.

Эти документы могут оказать неоценимую помощь при отстаивании ваших прав.

Рассмотрим ситуацию, в которой именно документ сыграл решающую роль при защите прав потребителя:

  • «Гражданка Правосудова купила сапоги. При покупке она была не очень внимательна и не заметила серьезный брак на одном из них.  Гражданка вернулась в магазин и попросила поменять брак. Работники магазина отказались поменять сапоги, несмотря на недостатки товара, ссылаясь на то, что у неё нет доказательств того, что сапоги приобретены именно в их магазине»

Как она должна поступить, чтобы отстоять свои права?  - обратиться в суд

 3.Встать! Суд идет!                                            

Команды получают таблички с надписями

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

СУДЬЯ

ИСТЕЦ

ОТВЕТЧИК

ТРЕТЬИ ЛИЦА (свидетели, эксперты, переводчики, специалисты)

У каждой команды дополнительный набор табличек:

СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ВАША ЧЕСТЬ

Гражданка Правосудова

Магазин обуви

Представитель общества по защите прав потребителей

Задание 1: рядом с полученной табличкой из дополнительного набора выберите табличку, конкретизирующую роль каждого участника  в процессе.

Ответ: Гражданский процесс – Суд общей юрисдикции

        Судья – Ваша Честь

        Истец – Гражданка Правосудова

        Ответчик – Магазин обуви

Третьи лица – Представитель общества по защите прав потребителей

Задание 2: какой документ будет являться основанием для начала судебного разбирательства?  Ответ запишите на бланке ответов («Исковое заявление», контролируется правильность записи в бланке ЕГЭ – без пробелов)

Учитель демонстрирует на слайде ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Истец: Правосудова Е.И.. проживающий по адресу:

г.Феодосия, ул.Победы, 25  

Ответчик: ООО «Магазин обуви»,

расположенный по адресу г.Феодосия.

Ул.Галерейная, 7 в лице Продавцова И.И.

http://users.stopgame.ru/uploads/images/218871/form/normal_1304534322.jpg

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о нарушении права потребителя на качественный товар

 Я, Правосудова Елена Ивановна,  10 ноября 2012 года купила сапоги  по цене 7500 рублей в ООО «Магазин обуви». Через день после обнаружения брака я вернулась в магазин и попросила поменять брак. Работники магазина отказались поменять сапоги, несмотря на недостатки товара.

Приложение:

Задание 3: какие документы должна приложить к исковому заявлению гражданка Правосудова, чтобы суд решил дело в её пользу? (копия документа, удостоверяющего личность, чек о покупке товара, копия квитанции об уплате госпошлины)

Учитель зачитывает перечень документов всех команд, последней – команды «истец», затем демонстрирует на слайде правильный ответ и просит представителя команды «Суд» исходя их ответа команды «Истец» выбрать из заготовленных заранее текст РЕШЕНИЯ СУДА и зачитать его:

Вариант 1

Признать право гражданки Правосудовой Е.И. на качественный товар нарушенным, виновность  ООО «Магазин обуви» доказанной.

Присудить ООО «Магазин обуви» возместить ущерб гражданке Правосудовой с возмещением затрат на судебное разбирательство

Вариант 2

Признать право гражданки Правосудовой Е.И. на качественный товар нарушенным, но виновность  ООО «Магазин обуви»  не доказанной.

После этого класс делится на 3 группы по 7 человек. Каждая группа сидит за отдельным столом. В группе выбирается учащийся, который фиксирует все ответы в своей группе. В конце урока сводные листы от каждой группы сдаются учителю. Задания для каждой группы будут состоять из 2 частей: теоретической и практической. В теоретическую часть входят основные вопросы по теме «Гражданское право», а в практическую – задачи. Причем, задачи были даны учащимся заранее для решения. Но какие задачи достанутся той или иной группе станет ясно только на уроке.

1 группа

Понятие, источники гражданского права. Субъекты гражданского права:

физические лица (граждане), правоспособность, дееспособность, эмансипация;

 юридические лица (организации): признаки, виды;

государство.

2 группа

Собственность и право собственности:

понятие собственности; благо, бремя собственности;

правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение;

приобретение права собственности;

общая собственность и ее виды;

защита права собственности.

3 группа

Договоры в гражданском праве:

понятие сделки и договора;

заключение договора;

содержание договора;

свобода договора;

форма договора;

недействительность договора (ничтожные и оспоримые договоры)

виды договоров.

Вытянув свои вопросы, участники каждой группы распределяются, кто на какие вопросы будет отвечать. Ответы должны быть четкими, краткими, лаконичными. Условие: ответить должны все. Ответственный учащийся фиксирует все ответы.
После того, как разобраны все теоретические вопросы, начинается решение практических задач. Так как время на уроке ограничено, скорее всего, удастся разобрать по одной задаче для каждой группы.

Задача для 1 группы

«Индивидуальный предприниматель Гвоздев решил заработать на продаже видеокассет с известными видеофильмами. Приобретя в магазине лицензионные видеокассеты, он сделал с них копии и выставил на продажу.
Через некоторое время товар Гвоздева был арестован работниками внутренних дел.
Гвоздев предъявил иск, в котором требовал освободить его имущество из-под ареста. Свое требование он мотивировал тем, что приобрел легальные видеокассеты на законном основании, а значит, стал их собственником. В соответствии с законодательством собственник имеет право по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Поэтому вся его деятельность не выходит за рамки закона.
Какое решение должен принять суд?»

Задача для 2 группы

«Кононенко разрешил своей знакомой Ивановой покататься на автомобиле. При этом он находился рядом с ней на пассажирском кресле. На сложном участке дороги Иванова не справилась с управлением и врезалась в иномарку.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ обязанность по возмещению ущерба в данной ситуации лежит на законном владельце автомобиля. Однако между Кононенко и Ивановой возник спор, кто из них в момент аварии являлся законным владельцем. Иванова утверждала, что им был Кононенко, так как это записано в техпаспорте. Кононенко не соглашался, утверждая, что он доверил автомобиль Ивановой, а значит, та управляла и владела автомобилем на законном основании.
Кто в данном случае является владельцем автомобиля и кто должен возместить причиненный вред?»

Задачи для 3 группы

«Корова дяди Федора, которой он пользовался по договору аренды, родила теленка.
Кому принадлежит право собственности на теленка: дяде Федору или собственнику коровы?»

«Борман по случаю Нового года подарил Штирлицу рацию. В ответ Штирлиц устно пообещал Борману дать ему автомобиль, если советские войска войдут в Берлин.
Является ли совершенная между Штирлицем и Борманом сделка договором дарения? Какое значение имеет обещание Штирлица?»

После того, как разобраны все вопросы теоретической и практической части урока, ответственные учащиеся сдают листы учителю. Учитель подводит итоги урока, ставит оценки за работу на уроке. Если на это не хватает времени на первом уроке, итоги можно подвести на втором, так как повторение темы «Гражданское право» рассчитано на два урока. На втором уроке проводится проверочная письменная работа по изученной теме.

Самоанализ урока в 10-Б классе по теме «Гражданское право»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

повторение и закрепление основных знаний и понятий по теме;

формирование умения ориентироваться в основных отраслях права

формирование навыков работы с раздаточным материалом;

формирование умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

развитие умения анализировать услышанное, выделять главное в изучаемом материале;

развитие культуры речи;

развитие навыков как устной, так и письменной речи;

развитие воображения (при решении задач).

Воспитательные:

воспитание уважительного отношения к праву и закону;

воспитание чувства взаимовыручки и поддержки при работе в группе.

Содержание

Тема «Гражданское право» изучается учащимися во второй раз (первый раз был в 9 классе в курсе «Обществознания»), но в таком объеме впервые. Это заключительный урок по теме. Тема изучалась блочно, по 8 уроков в неделю, за счет уроков истории. Только так можно полностью погрузить учащихся в предмет и в изучаемую тему. Основной акцент был сделан на повторении и закреплении изученного материала. Задания были составлены с учетом того, как материал изучался на уроке. Группы сформированы так, чтобы в каждой были и сильные, и средние, и слабые учащиеся.

Мотивация

Урок повторительно-обобщающий. Поэтому чтобы заинтересовать учащихся, использованы следующие приемы:

необычная посадка по группам;

практические задачи;

эмоциональный настрой.

Методы

по источникам знаний: словесные (пересказ), наглядные (задания на листах);

по степени взаимодействия учителя и ученика: беседа, самостоятельная работа учащихся;

по характеру познавательной деятельности: репродуктивный (воспроизводство изученного по памяти), проблемный, частично-поисковый (при решение практических задач);

по принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, обобщающий.

Формы

Общеклассная;

Групповая;

Индивидуальная.

Средства

Учебное пособие;

Тетради с записями;

Индивидуальные листы с заданиями;

Доска.

Дифференцированный подход

Формирование групп происходило с учетом этого принципа: в группе были и сильные, и средние, и слабые учащиеся. Соответственно при выборе вопросов для ответов это учитывалось. Более сложные вопросы брали на себя сильные ученики, а слабым оставлялись вопросы попроще.

Оценки

Оценки выставлялись с учетом мнения самих учащихся и их вклада в работу всей группы.

Условия проведения урока

Урок проходил в кабинете №205. Это кабинет истории и обществознания. Учащиеся в нем занимаются с 5-го класса. Обстановка для них привычная. Кабинет просторный, чистый, уютный, оформлен соответствующими наглядными пособиями. Температурный режим в норме.

Результат: поставленная в начале урока цель достигнута.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Правила безопасного поведения при землетрясении" 7 класс

Учебные вопросы урока:Как подготовиться к землетрясению;Как вести себя во время землетрясения;Как действовать после землетрясения....

Презентация к конспекту занятия "Правила общения с незнакомыми людьми. Я один дома."

Прдеставленная презентация содержит демонстрационный материал, который можно использовать во время проведения занятия по теме "Правила общения с незнакомыми людьми. Я один дома."...

Презентация к конспекту занятия "Правила поведения в общественном транспорте."

Презентация содержит иллюстративный материал по теме "Правила поведения в общественном транспорте."...

Конспект урока «Правила безопасной работы на кухне».

обучить учащихся технике безопасности при работе на кухне с режущими инструментами и с кипятком, развивать память и внимание....

Конспект урока "Права человека"

Урок по теме "Права человека"...

Конспект урока «Права человека»»

Данный конспект урока рассчитан для учащихся 5-9 классов...

Конспект урока "Права человека" 9 класс

конспект урока по теме "Права человека" 9 класс...