Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках истории и обществознания
статья по обществознанию на тему

Статья о формировании навыков самоконтроля и самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других.

Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А. Сент – Экзюпери.

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках истории и обществознания

Теоретические подходы к понятию «самоконтроль»

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и М.Ю.Шведовой:

 Самоконтроль - это контроль над своими действиями и поступками.

 «Психолого-педагогический словарь»:

 Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий психических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

 «Большой толковый психологический  словарь»:

 Самоконтроль - контроль за собой; предназначается для способности контролировать импульсивность, тормозя непосредственное сиюминутные желания; его доминирующая составляющая – подавление или торможение.

 «Российская педагогическая энциклопедия»:

 Самоконтроль – это сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями

 Педагоги И.В. Тухман и А.Г. Пачина:

 Самоконтроль – это компонент учебной деятельности  или способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.

С введением ФГОС формирование у учащихся самоконтроля и самооценки становиться необходимой частью образовательного процесса.

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью  и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий.

Потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его  активно и самостоятельно  мыслить.

Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения  знаний учащимися  и самовыражения.  Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и ученика.  При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы и поощрения.  Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях.

Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности.

  1. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

  • ознакомить учащегося с нормами и критериями оценки знаний, умений, навыков;
  • Сообщить учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль;
  • Выставляя ту или иную оценку объяснять её, исходя из критериев оценивания.
  1. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать деятельность своих товарищей

Взаимопроверка – хорошая школа самоконтроля, т.к. обнаружить ошибки в работе товарища по парте гораздо легче, чем в своей, а полученные навыки контроля ученик перенесёт на свою деятельность  (самоконтроль).

  1. Учащийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполняя её самоанализ, самоконтроль и самокоррекцию.

От этого зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

Я хочу вам показать выполнение самооценки на различных этапах урока.  Приведу примеры с уроков.

Для самооценки учащихся на разных этапах урока я использую «Волшебные линеечки» Галины Анатольевны Цукерман

        «Волшебные линеечки”

Волшебные линеечки”, описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как “успешного”);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики

Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у обучающихся  навыка самоконтроля. В связи с этим студенты не всегда умеют предупреждат...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка...

«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

Презентация знакомит с методами и приемами формирования у обучающихся самооценкию....

Формирование у обучающихся навыков работы с информацией на уроках английского языка

Одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие информационно-коммуникативных способностей.Основная цель изучения иностранного языка в средн...