Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Селиванов Владимир Юрьевич

Рабочая программа по обществознанию 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области

РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического

объединения

протокол №___

от «____» _________ 201_ г.

руководитель МО учителей русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания

__________ Л. А. Бекетова

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

___________ /Т.И. Надеина/

от «___» __________ 201__ г

УТВЕРЖДАЮ:

директор МКОУ «Кировская СОШ» ___________ /В.Г. Пигорева/

приказ № _____

от «______» _________ 201___ г.

Рабочая программа

по обществознанию

(наименование учебного предмета, курса)

для 6 «А» класса

2016 - 2017 учебный год

СОСТАВИЛ:

учитель истории и обществознания Селиванов Владимир Юрьевич

п. Кировский - 2016 г. 

Пояснительная записка

     Настоящая программа по обществознанию составлена на основе:

  1. Закон  Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  2. ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г.) ,
  3. Программа курса обществознания для 5-9 классов издательства «Русское слово» - автор Агафонов С.В..
  4. Учебного плана МКОУ «Кировская СОШ».

Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

1.               Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,  способности к самоопределению и самореализации;

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  2. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
  3. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
  4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

       В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. УМК по предмету:

Кравченко А.И. Обществознание. 6 класс, Русское слово, М., 2013  И.С. Хромченко.

Рабочая программа рассчитана на  35 часов  в год и 1 час в неделю. Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

Регулятивные:   умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные: 

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные:

смысловое чтение;

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;

5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание учебного предмета, курса

Общество – большой дом «дом человечества»

Что такое общество и как оно появилось. Многообразие обществ. Страна. Государство. Что связывает людей в общество. Коллективные нормы. Общественные отношения. Как устроено общество. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Экономика. Политика. Социальная сфера. Духовная сфера. Что такое экономика. Материальные потребности. Экономическая ресурсы. Виды экономической деятельности. Производство. Распределение. Обмен. Потребление.  

Труд и образ жизни людей. Физический труд. Умственный труд. Работа. Работник и работодатель. Трудовая дисциплина. Квалификация. Профессия. Досуг. Что такое политика. Внешняя политика. Внутренняя политика. Государственная власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Политическая жизнь общества. Выборы. Голосование. Основные точки зрения на происхождение государства. Государство. Признаки государства. Государственный суверенитет. Государственные символы. Государственное устройство. Виды государств. Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Социальная сфера. Социальная группа. Малые социальные группы. Большие социальные группы. Социальная общность. Российское общество. Этнос. Племена. Народности. Нации. Язык. Социальные различия. Социальное неравенство. Классы современного общества. Высший класс. Средний класс. Низший класс. Нищета. Как решаются проблемы социального неравенства. Духовная сфера общества как часть культуры. Что такое культура. Материальная культура. Духовная культура. Искусство. Наука. Образование. Религия. Ценности, нравы. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. Культурное наследие: передача знаний и духовных ценностей молодому поколению. Библиотеки. Музеи. Типы обществ. Развитие человечества от первобытного общества к постиндустриальному. Общество охотников и собирателей. Общества огородничества. Общества земледельцев и скотоводов. Аграрное (традиционное) общество. Индустриальное общество. Индустрия. Предприниматели. Наемные работники. Постиндустриальное (информационное) общество. Общественные изменения. Общественный прогресс. Общественный регресс. Пути общественного прогресса: реформы, революция. Глобальная революция. Неолитическая революция. Промышленная революция. Технический прогресс и его влияние на общество.

Общество, в котором мы живем

Что такое мир. Мир как единое целое. Всемирные международные организации. Глобальный мир. Глобализация. Ускорение мирового общественного развития. Численность населения Земли и единство мира.

Современное общество. Современное производство. Работизация. Нанотехнологии. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Информационная революция. Информационная индустрия. Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы.

Глобальные проблемы современности. Загрязнение окружающей среды. Демографические проблемы. Противоречия между богатыми и бедными странами. Угроза войн и распространения ядерного оружия. Международный терроризм.

Что такое природа. Общество и природа. Экология. Экологический кризис в современном глобальном мире. Как спасти природу. Спасение природы в мире и в России. Что может сделать подросток для спасения природы.

Россия как часть мирового сообщества: история и современность. Российское общество в начале XXI в.: политическое развитие, социальное развитие, экономическое развитие, духовное развитие.

Экономические ресурсы: земля, труд, капитал, управление. Ресурсы и возможности развития нашей страны. Ограниченность и потери ресурсов. Задачи развития отечественной экономики.

Право. Нормативный правовой акт. Конституция - Основной закон государства. Признаки конституции. История конституций в России. Референдум.

Что такое конституционный строй. Гуманизм как главная особенность Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Как в Конституции РФ определены основы нашего общественного устройства.

Государственное устройство нашей страны. Разделение государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная. Основные органы высшей государственной власти и важнейшие должностные лица государства в Российской Федерации.

Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Патриотизм. Как приобретается российское гражданство. Достойные граждане России.

Духовные ценности. Общечеловеческие ценности. Многонациональный состав российского народа. Духовные ценности российского народа. Традиционные религии России.

Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Реставрация. Национальные парки. Краеведение и краеведы.

Место России среди других государств мира. Что помогает усилению авторитета и влияния нашей страны в мире. Лауреаты Нобелевской премии из России. Великие державы.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

1

2

Общество – большой «дом» человечества.

15

Общество, в котором мы живем.

16

Повторение пройденного.

2

Проверочные работы.

2

Календарно-тематическое планирование:

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

1

2

3

4

5

1

1

Что такое общество?

2

2

Сферы общественной жизни.

3

3

Экономическая сфера общества.

4

4

Труд и образ жизни людей.

5

5

Труд и образ жизни людей.

6

6

Политическая сфера и государственная власть.

7

7

Политическая сфера и государственная власть.

8

8

Какие бывают государства?

9

9

Социальная сфера общества.

10

10

Социальные различия в обществе.

11

11

Духовная сфера общества.

12

12

Духовные богатства общества и культурное наследие.

13

13

Основные типы обществ.

14

14

Общественный прогресс.

15

15

Общественный прогресс.

16

1

Повторение пройденного.

17

1

Полугодовая контрольная работа за I полугодие.

18

1

Мир как единое целое.

19

2

Современное общество.

20

3

Глобальные проблемы современности.

21

4

Глобальные проблемы современности.

22

5

Как спасти природу.

23

6

Российское общество в начале XXI века.

24

7

Ресурсы экономического развития нашей страны.

25

8

Конституция – основной закон государства.

26

9

Основы конституционного строя Российской Федерации.

27

10

Государственное устройство России.

28

11

Что значит быть гражданином России.

29

12

Духовные ценности российского народа.

30

13

Культурные достижения народов России.

31

14

Культурные достижения народов России.

32

15

Россия в современном мире.

33

16

Россия в современном мире.

34

2

Повторение пройденного.

35

2

Итоговая проверочная работа по изученному за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...