Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Селиванов Владимир Юрьевич

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области

РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического

объединения

протокол №___

от «____» _________ 201_ г.

руководитель МО учителей русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания

__________ Л. А. Бекетова

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

___________ /Т.И. Надеина/

от «___» __________ 201__ г

УТВЕРЖДАЮ:

директор МКОУ

«Кировская СОШ»

___________ /В.Г. Пигорева/

приказ № _____

от «______» _________ 201___ г.

Рабочая программа

по обществознанию

(наименование учебного предмета, курса)

для 9 класса

2016 - 2017 учебный год

СОСТАВИЛ:

учитель истории и обществознания Селиванов Владимир Юрьевич

п. Кировский - 2016 г.

Содержание

№ п/п

Название раздела

Номер страницы

1

Пояснительная записка

3-4

2

Требования к уровню подготовки обучающихся

4

3

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

4-7

4

Содержание учебного курса

7

5

Календарно-тематическое планирование

8

6

Контроль уровня обучения

9-11

7

Материально-техническое обеспечение

11

Пояснительная записка

Настоящая программа по обществознанию составлена на основе:

  1. Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании";
  2. Федеральный компонент государственного стандарта образования по обществознанию;  
  3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312);
  4.  Примерных программы  по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011;
  5.  Учебного плана МКОУ «Кировская СОШ».

       В соответствии с  федеральным  базисным учебным планом  и примерными  учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы основного общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.  в  рамках  основного общего  образования.  В соответствии с учебным планом МКОУ «Кировская СОШ» на изучение предмета «Обществознание»    в 9 классе выделено 1 час в неделю, всего 34 часа.

Преподавание курса ориентировано на использование учебника «Обществознание 9 класс» Л.Н. Боголюбов, Просвещение, 2014.

       Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности,  правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами. В соответствии с направлением школы реализуется школьный компонент.  В целом программа и стандарты соответствуют учебнику.

     Цель программы:  дать целостное представление об обществе,  в  котором живем, основных сфер общественной жизни, о  процессе восприятия социальной (в том числе  правовой) информации и определения собственной позиции;  правовой культуры, основы политических  знаний, способности к самоопределению и самореализации.

   Задачи программы:

 - создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой  и  политической  культуры;

- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Требования к уровню подготовки обучающихся

   В результате изучения курса обществознания  обучающиеся  должны

знать/понимать:

- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

- Конституция РФ –основной закон страны;

- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;

- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

-различать в социальной информации факты и мнения;

- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

- характеризовать смысл основных понятий по курсу;

- анализировать текст Конституции и других  нормативных актов.

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Устный, письменный ответ.

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

• верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

• продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

• дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

• делает элементарные выводы;

• путается в терминах;

• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

• не может аргументировать собственную позицию;

• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

• справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• не раскрыл проблему;

• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

• Или информацию представил не в контексте задания

• Или отказался отвечать.

Нормы оценки письменной работы (источник социальной информации, оригинальный или исторический текст) по обществознанию.

Отметка «5»  выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:

• осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;

• сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;

• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.);

• предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.)

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;

• при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;

• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• в оформлении работы допустил неточности.

Отметка «3»  выставляется в том случае, если учащийся

• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;

• почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;

• попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста;

• не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

• выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;

• не смог определить основную идею, мысль текста;

• не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)

• аргументация отсутствует;

• или информация дана не в контексте задания.

Нормы оценки эссе по обществознанию

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:

• увидел и сформулировал проблему, поднимаемую автором цитаты,

• раскрыл проблему на теоретическом уровне (в связях и с обоснованием) с использованием научной терминологии в контексте задания;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;

• аргументировал свою позицию с опорой на факты общественной жизни или на социальный личный опыт;

• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

Отметка «4»  и выставляется в том случае, если учащийся

• осуществил поиск социальной информации и извлек знания по заданной теме;

• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;

• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;

• увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• попытался раскрыть проблему при формальном использовании обществоведческих терминов на бытовом уровне;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;

• аргументация слабо связана с раскрытием проблемы, хотя приведены аргументы с опорой на факты личного социального опыта.

Отметка «2»  выставляется в том случае, если учащийся

• выполнил менее одной третьей части предлагаемых заданий;

• не увидел проблему, не смог определить основную идею, мысль текста;

• не раскрыл проблему;

• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора);

• аргументация отсутствует;

• или информация дана не в контексте задания.

 

Содержание учебного курса

№ п/п темы (раздела)

Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

1

Политика

Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Учимся участвовать в жизни гражданского общества. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения.

9

2

Право

Роль права в жизни человека, общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Правонарушения и юридическая ответственность. Правоохранительные органы. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина. Гражданские правоотношения. Право на труд. Трудовые правоотношения.  Семейные правоотношения. Административные правоотношения.  Уголовно-правовые отношения. Социальные права. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

21

3

Повторение пройденного

2

4

Проверочные работы

2

Всего:

34

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

Примечание

1

Политика и власть.

1

2

Государство.

1

3

Политические режимы.

1

4

Правовое государство.

1

5

Гражданское общество и государство.

1

6

Учимся участвовать в жизни гражданского общества.

1

7

Участие граждан в политической жизни.

1

8

Политические партии и движения.

1

9

Практикум по теме: «Политика».

1

10

Роль права в жизни человека, общества и государства.

1

11

Правоотношения и субъекты права.

1

12

Правонарушения и юридическая ответственность.

1

13

Правонарушения и юридическая ответственность.

1

14

Правоохранительные органы.

1

15

Повторение пройденного.

1

16

Проверочная работа за I полугодие.

1

17

Конституция Российской Федерации.

1

18

Основы конституционного строя Российской Федерации.

1

19

Права и свободы человека и гражданина.

1

20

Права и свободы человека и гражданина.

1

21

Гражданские правоотношения.

1

22

Право на труд. Трудовые правоотношения.

1

23

Учимся устраиваться на работу.

1

24

Семейные правоотношения.

1

25

Административные правоотношения.

1

26

Уголовно-правовые отношения.

1

27

Социальные права.

1

28

Учимся читать юридический документ и применять его положения.

1

29

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

30

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1

32

Практикум по теме: «Право».

1

33

Повторение пройденного.

1

34

Итоговая проверочная работа за год.

1

        Контроль уровня обучения

 Для контроля уровня обучения используются:

- устные развернутые ответы;

- творческие работы (эссе)

- работа с терминами (устно и письменно);

- тестирование.

Тест по теме «Политика»

1. Целью разделения властей является

А) укрепление органов законодательной власти

Б) подчинение законодательных органов судебной власти

В) подчинение органов исполнительной власти другим ветвям власти

Г) предотвращение злоупотребления властью

2. Верны ли следующие суждения о Высших органах законодательной власти в РФ?

А) Государственная Дума является верхней палатой Федерального собрания

Б) Совет Федерации состоит из двух палат – Федерального Собрания и Государственной Думы

а) верно только А    б) верно только Б   в) верны оба суждения  г) оба суждения неверны

3. К политической сфере жизни относится

А) религия  б) нравственные нормы  в) референдум   г) производительные силы общества

4. В государстве Х появилось несколько новых партий, возникли общественные организации в самых разных областях жизни, возросла взаимная ответственность государства и гражданина. Какие изменения происходят в государстве Х?

А) устанавливается республиканская форма правления

Б) формируется гражданское общество

В) укрепляет свои позиции государственная власть

Г) происходит разделение властей

5.  В РФ путём выборов избирается (ются)

А) уполномоченный по правам человека

Б) директора школ

В) министры

Г) депутаты законодательных органов власти

6)  Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

а) концентрация власти в руках выборных органов

б) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

в) свободные от цензуры средства массовой информации

г) развитое гражданское общество

7. Конституция РФ была принята

а) Федеральным Собранием    в) думским комитетом

б) Государственным Советом  г) всенародным референдумом

8. Одной из ведущих черт демократического режима является

а) наличие одной партии, сросшейся с государством

б)  стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан

в) гарантированность прав и свобод человека законами государства

г) наличие органов судопроизводства

9. Текст

« С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого  принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него  ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод  и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь : взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных  прав человека… Важное значение  имеет принцип связанности законодателя  правами человека. Правовое государство невозможно создать  в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием  сограждан к государственным  учреждениям и друг к другу.

Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности.  Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной  деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру  взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд , а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

                    Е.В. Лукашева.

1 Назовите принципы правового государства, приведенные автором

2 Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

3 Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

4 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

10. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

а) политический режим б) форма правления в) форма административного устройства

г) государственный суверенитет

11.  Любое государство характеризуется

а) верховенством права б) наличием аппарата управления

в) политическим плюрализмом г) соблюдением прав человека

12. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

а) обеспечение участия граждан в управлении делами общества

б) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей

в) обеспечение законности и правопорядка

г) отстаивание государственных интересов на международной арене.

13.  Какую форму правления описывает известный афоризм: «Король царствует, но не правит»?

а)         абсолютную монархию                                                      в)    парламентарную (конституционную) монархию

б)    парламентскую республику                  г) президентскую республику

14. К признакам понятия «политический режим» относится (-ятся)

а)     территориальное устройство государства

б)   методы осуществления государственной власти

в)    функции, осуществляемые государством

г)    форма государственного правления

15. Перечислите, какими способами граждане участвовать в управлении государством?

Материально-техническое обеспечение

Для учителя.

1. «Общесвознание 9кл»  под ред.Л.Н.Боголюбова М «Просвещение» 2014г

2.Настольная книга учителя обществознания. Справочно-методическое      пособие . М. «Астрель» 2003г.

3. «Граждановедение» 5-9кл Я.В.Соколов Ростов-на-Дону 1992г.

4. «Основы правоведения» В.О.Мушинский   М «Международные отношения»1996г.

5.Справочник по обществознанию  М.  «Астрель» 2005г

6.Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005;

7. Дидактические материалы по курсу «Введение  в обществознание»: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т.Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2005.

Для ученика.

  1. «Общесвознание 9 кл»  под ред.Л.Н.Боголюбова М «Просвещение» 2014г
  2. Рабочая тетрадь 9 кл по обществознанию М «Просвещение» 2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...