6 класс обществознание. Тема "Общение"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Кочнева Наталья Валентиновна

конспект урока по обществознанию. 6 класс по теме "Общение". Цель: познакомить учащихся с ролью общения при формировании личности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_obshchenie.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока 19, 20                Общение.

Цели  и задачи: - познакомить учащихся с ролью общения при формировании

личности человека;

                               - исследовать цели общения и его механизмы;

                               - выяснить особенности общения со сверстниками, старшими и

                                 Младшими.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность, виды и особенности общения; сравнивать социальные объекты, выяснять их общие черты и особенности; владеть принципами работы с учебником, вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы.

Формируемые УУД:

Предметные: применять понятийный аппарат(общение, речевое общение, неречевое общение, мимика, эмоции) для раскрытия сущности общения, анализировать, обобщать, систематизировать имеющиеся данные, давать оценку общественным явлениям

Метапредметные:1) коммуникативные: слушать других, формулировать свою точку зрения и быть готовым ее изменить, определять собственное отношение к явлениям современной жизни

2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации

Личностные: понимание значения общения; осмысленное отношение к искусству общения; формирование навыков анализа.

Тип урока: открытие нового знания

План урока:                  I. Опрос ( тест по теме

II.Изучение нового материала.

                        1.Что такое общение.

                        2. Каковы цели общения.

                        3. Как люди общаются.

                        4. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

                        5. « Слово – серебро, молчание – золото»

Мотивационно-целевой этап.

Задание: послушайте притчу – мет. 141

- может ли человек обойтись без контакта с другими людьми?

Предположите тему нашего урока.

Предположите на какие вопросы нам предстоит вопросы

Все мы живем, учимся среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, работаем. В любой ситуации мы, не зависимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, одноклассниками, знакомыми, незнакомыми. При этом одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим.

Рубрика «Обсудим вместе» стр. 67

- Что же такое общение?

- Какую роль оно играет в нашей жизни?

Обсудим эти вопросы на наших уроках.

 1.Что такое общение.

Задание: напишите слова ассоциации к слову общение.

В.Даль  дает такие толкования слову общение – мет. 143

Роль и перспективы общения отмечал более 2-хсот лет назад М.В.Ломоносов – мет. 143

? Что же такое общение? – словарь

Задание: предположите, что было бы, если бы не было общения. При ответе вспомните случаи с детьми – маугли.

У разных людей различные способности к общению, одни это делают легко, другие с трудом идут на контакт.

  2. Каковы цели общения.

Задание: выскажите свое предположение для чего человеку необходимо общение.

Задание: изучите п.2 стр. 68 и ответьте на вопросы:

1 группа – что происходит в процессе общения?

2 группа – что происходит с людьми в результате общения?

1 группа:                                 обмен информацией

             Знаниями          опытом             эмоциями     умениями      навыками

В ходе общения человек получает информацию о самом себе, т.е. оценивает себя глазами других людей.

2 группа:                               в результате общения происходит

                       Прием и усвоение     люди меняются               передача информации

               Информации

Каждый из участников общения не такой, какой был до его начала.

Цель и результат общения – развитие человека.

  3. Как люди общаются.

Общение происходит в нескольких основных формах. В зависимости от способа передачи информации различают следующие виды общения:

                                                    Виды общения

       Речевое – это общение при помощи                Неречевое – это общение при

 слов и звуков                                                      помощи мимики и жестов

Выделяют два разновидности устной речи: монологическая, диалог(?)

Мет. Стр. 149 -  притча.

  1. О чем эта притча?

Задание: произнесите слово молодец с разной интонацией.

Один и тот же смысл можно передать по-разному, большую роль играет тембр голоса, интонация и порядок построения фраз.

В повседневной речи мы часто прибегаем к неречевому (вербальному) общению. Самый простой прием невербального общения – жесты:

- жесты- иллюстраторы( указание рукой)

-жесты – регуляторы (рукопожатие)

- жесты-адапторы (нервное перебирание одежды, постукивание и т.д.) –сопровождают наши чувства и эмоции.

Для каждой эмоции характерно положение бровей(например)

Когда люди из разных стран недостаточно понимают друг друга, они пытаются использовать жесты. При этом привычные жесты одного народа могут быть непонятны другому ( мет. 147).

Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» - стр. 70

  1. О ком вы узнали?
  2. Какое отношение имеет рассказ о Левитане к теме урока?

 4. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

С кем вам легче общаться, находить общий язык: со сверстниками или с теми, кто вас старше? Почему?

Задание: работая с п.4 стр. 71-72 учебника, заполните таблицу.

  Общение со сверстниками

Общение со старшими

                                                     Черты различия

                                                   Черты сходства

Задание: прочитайте и проанализируйте отрывок из документа «Билль о правах родителей» психолога Э.Шостома на стр. 72

- какие выводы на его основании можно сделать?

  5. « Слово – серебро, молчание – золото».

Природа дала нам один рот и два уха.

- Какой вывод можно сделать?

Задумываемся ли мы над тем, как говорим и общаемся? Понимаем ли мы окружающих? Умеем ли мы слушать?

Авторы учебника дают практический совет:

 чтобы научиться  понимать другого, важно ставить себя на его место, представлять как сказываются на окружающих ваши слова и поступки.

  1. Как вы относитесь к этому совету?

Задание: прочитайте стр. 74 учебника абз. 1-3

  1. Нет ли противоречия в этой ситуации?
  2. Объясните слов первой женщины.
  3. Объясните поговорку « Слово – серебро, а молчание –золото».

Задание: работая в группах (по 4 человека), определите барьеры, препятствия в

                  в ходе общения, т.е. то, что может помешать общению

(предложения учащихся записать на доске)

Подведение итогов.

  1. Что такое общение?
  2. Почему оно названо взаимодействием двух и более людей?
  3. Какую роль играет общение в нашей жизни?
  4. Послушайте рассказ и найдите ошибки, которые сделал главный герой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переводной экзамен 10 класс Обществознание

пробный переводной экзамен по обществознанию 10 класс презентация...

Контрольная работа по теме: "Сфера духовной культуры", 8 класс, обществознание

Контрольная работа проводится после изучения темы "Сфера духовной культуры" на уроках обществознания в 8 классе. Авторы учебника  Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова. Задания предусматрива...

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Тема: Что делает человека человеком? 7 класс обществознание.

Тема: Что делает человека человеком? Раскрыть связь понятий “гуманизм”, “мораль”, “человечность”, “нравственность”; раскрыть понятия “добро” и “зло” как наиболее общие понятия морали.Показать практиче...

6 класс - обществознание - тема "Школа" - итоговый контроль

тестовый материал для контроля учащихся по теме "Школа" - обществознание 6 класс...

Сборник тестов "История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы»

Сборник тестов "История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы», в который включены тесты по географическому краеведению Оренбургской области....