Методическая разработка раздела «Семья» учебной программы по обществознанию 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Хайдарова Адиля Зинатулловна

Методическая разработка раздела "Семья" учебной программы по обществознанию 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл haydarova_a.z._metod.razrabotka2.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела «Семья» учебной программы

 по обществознанию 5 класс

Составитель: Хайдарова Адиля Зинатулловна, учитель истории и обществознания, первой кв. категория, МБОУ «СОШ № 24» г. Альметьевск РТ

Структура работы:

1. Пояснительная записка к разделу «Семья» по обществознанию в 5 классе предполагает начало первого этапа курса (5-7 классы), обращенного к младшему подростковому возрасту, посвящена актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в семье, семейным ценностям.

    В 5 классе содержание курса носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Раздел «Семья» - это второй раздел, который находится между разделами «Человек» и «Школа». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах.

   Трудности для освоения детьми раздела – продолжается период адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в среднюю; отсутствие социального опыта; академичность текста параграфов;

2. Психолого-педагогическое обоснование восприятия и освоения учебного материала обучающимися  в соответствии с возрастными особенностями (11-15 лет)

    Раздел «Семья» является вторым в календарно-тематическом планировании курса, близкой и эмоционально значимой  темой, которая способствует формированию ценностных отношений. Построение учебного процесса с обучающимися 5 класса при изучении обществознания рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся, большое внимание уделяется созданию ситуации успеха. Обучение в этот период должно строиться по принципу «от простого – к сложному».

Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:

с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

3. Актуальность разработанного раздела.

      Семья один из важнейших социальных институтов общества. Этим обосновывается ее актуальность. В разделе изучаются темы и понятия, которые нужны для социализации младших подростков:

     Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи.

    Семья - объект ценностного отношения; взаимная, безвозмездная, основанная на чувствах любви и уважения, забота и помощь.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы: 

личностные результаты — осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — научится характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

5. Обоснование  используемых в образовательном процессе по разделу программы технологии, методов, форм организации деятельности учащихся

        Цели и задачи раздела реализуются при помощи коммуникативного метода. Методы и формы обучения, используемые в разделе: репродуктивно-продуктивные и продуктивные, проблемное изложение знаний, наглядные, частично-поисковый, практический, контроля, метод проектов и учебного исследования.

Технологии: технология проблемного обучения, технология опорных  схем, игровые технологии, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативные технологии.

Формы – индивидуальная, групповая, фронтальная.

6. Поурочное планирование по разделу

п\п

Тема  раздела, темы уроков

Основные

понятия

Формируемые

УУД

Кол-во

часов

Тип

урока

Инструменты

оценки

                                                         Глава 1. Семья

1

Семья и семейные отношения. Функции семьи. Основные роли членов семьи

Семья, Семейный кодекс, поколение, двухпоколенное, трехпоколенное

личностные:

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к своим родным и близким;

метапредметные: 

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные:  осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;

Коммуникативные:  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

предметные: научиться создавать целостное представление о семье; понимать ключевые понятия семья, поколение; понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; применять эти социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении;

1

Урок открытия

новых знаний

Техники формирующего оценивания

Постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы. В терминах классификации Б.Блума1 это могут быть вопросы на: приложение: Какие ещё примеры ты знаешь? анализ: Как ты можешь доказать, что ... ? синтез: Как можно это организовать, решить? оценку: Что ты думаешь о … ? Наблюдение. Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оцени вает, как происходит учение. Наблюдая за определёнными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока

2

Семейные ценности и традиции

виды семей, отношения между поколениями, семейные ценности и нормы, семейные традиции

личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к своим родным и близким;

метапредметные: 

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;

Коммуникативные развивать умение обмениваться  знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

предметные: научиться выявлять характерные особенности ценностей семьи, их семейные традиции;  

1

Урок открытия

новых знаний

Диагностичес-

кие задания

 

3

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье

потребности,

хозяин, бережливость,

экономия, благосостояние, рачительность

личностные: формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение  к членам своей семьи;

метапредметные:

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;

Коммуникативные: самостоятельно  организовывать учебное  взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

 предметные: понимать роль нравственных норм как решающих  регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы  и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении;

1

Урок открытия

новых знаний

Тестовые  задания

4

Правила хозяйствова-ния.

экономика, ресурсы семьи,

обязанности подростка, рациональное ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет

личностные: формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение  к членам своей семьи;

метапредметные:

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; составлять таблицу;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;

Коммуникативные: самостоятельно  организовывать учебное  взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

 предметные: характеризовать экономику семьи;   научиться систематизировать информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать  роль нравственных норм как решающих регуляторов  общественной жизни;

1

Урок открытия

новых знаний

Анализ как способ осуществления формирующего оценивания может быть использован следующим образом. Письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми

5

Досуг семьи. Здоровый образ жизни.

свободное время, досуг, хобби,

личностные: формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение  к членам своей семьи;

метапредметные:

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Коммуникативные: самостоятельно  организовывать учебное  взаимодействие в паре и группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения

предметные: научиться принимать решения и осуществлять  осознанный выбор в познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение; систематизировать информацию и представлять ее в виде  таблицы; расширять оценочную деятельность;

1

Урок открытия

новых знаний

Дискуссия

6

Практикум по теме «Семья»

Семья, Семейный кодекс, поколение, двухпоколенное, трехпоколенное, виды семей, отношения между поколениями, семейные ценности и нормы, семейные традиции, потребности,

хозяин, бережливость,

экономия, благосостояние, рачительность, экономика, ресурсы семьи,

обязанности подростка, рациональное ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, свободное время, досуг, хобби

личностные: формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение  к членам своей семьи метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

Познавательные:

развивать умение анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом;

Коммуникативные: самостоятельно  организовывать учебное  взаимодействие в паре и группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

предметные:

организовать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека; получат возможность научиться работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения;

1

Урок общеме

тодоло

гической

направленности

Публичное выступление

(защита творческих презентаций)

7. Взаимосвязь с другим разделами 

Содержание курса: разделы, в которых изучаются основы  других  сфер: Человек (Человек. Деятельность человека), духовной (школа), экономической  (труд), гражданин и государство (Родина).

8. Формы контроля 

Вид контроля

Формы контроля

Текущий контроль

индивидуальный, фронтальный, комбинированный, опрос,  тестирование, подготовка  презентаций, написания творческой работы

Промежуточный контроль

тестирование, защита презентационных проектов «Моя семья»

9. Источники (литература)

1. Боголюбов Л.Н. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. «Обществознание. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» – М.: «Просвещение» 2014.

2. Боголюбов Л.Н. и др. «Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Боголюбова Л.Н.. 5-9 класса: пособие для учителей общеобразовательных организаций», М.: «Просвещение», 2014

3. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. Обществознание. Тестовые задания, М.: «Просвещение», 2016

4. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь, 5 класс, М.: «Просвещение», 2016

5. Калачева Е.Н. Промежуточное тестирование. Обществознание. 5 класс. ФГОС, М.: «Экзамен», 2015

Электронные ресурсы

http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

http://socio.rin.ru/

http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/  Единая  коллекция  цифровых  образовательных ресурсов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка: Раздел программы "Электротехнические работы" 8 класс

Почему же мной выбран для презентации раздел программы «Электротехнические работы»? Потому, что не так часто этот раздел программы преподается в школе на уроках технолог...

Человек и его права. Методическая разработка раздела образовательной программы по обществознанию, 9 класс, А.И. Кравченко

Работа посвящена разработке раздела программы Кравченко А. И. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М: ООО “ТИД Русское слово-РС”,2013, “Человек и его права...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Методическая разработка раздела образовательной программы по обществознанию «Человек и закон» 7класс

Раздел  «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе и правовых, в ...

Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс

Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в...

Методическая разработка раздела образовательной учебной программы "Talking about a new friend" по УМЛ Биболетовой М.З. 3 класс

Методическая разработка раздела образовательной учебной программы 3 класс Биболетова...