Конспект урока обществознания в 9 классе
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Данный материал можно использовать для проведения урока обществознания в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Учи дитя, пока поперек лавочки лежит…»

Оргмомент.     Тема урока  (запись в тетрадь)

Учитель

Ученики

Какие ассоциации возникают у вас при прочтении темы урока?

- дети, родители, семья…

Окончания пословицы нет.

 Продолжение пословицы придумаем к концу урока….

О чем мы с вами сегодня будем говорить.  - Цель урока?  Для чего нужно ее изучать?

- создание семьи

- будущие родители

План:

1. Юридические понятия семьи и брака

2. Условия и порядок вступления в брак

3. Правоотношения супругов

4. Правоотношения родителей и детей

См. учебник

Вопросы соответствуют пунктам учебника

Проблемный вопрос:

Может ли семья существовать без брака, а брак – без семьи»

Семейное право - это ещё одна отрасль права, которую мы будем изучать. Какие отрасли права мы изучали?

Конституционное, гражданское, трудовое

Конституция закрепила основные права и свободы граждан в сфере семейных отношений.

Найдите в Конституции РФ статьи, касающиеся семейных отношений?

Работа с Конституцией:

  • Равенство прав и свобод мужчины и женщины (ст.19п.3) – гражд.пр.
  • Равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей (ст.38 п.2) – социал.право
  • Обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38 п.3) – обязанность

   Источником, регулирующим семейные правоотношения, является Семейный Кодекс РФ, принятый 8 декабря 1995г.

Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

Схема на доске

Создание семьи - ответственный шаг в жизни человека. Её создание начинается с брака.

Брак бывает фактический, гражданский и церковный

Работа по рядам:

 Приведите «+» и «-»

Точка зрения (Зацепин):

Большинство женщин считают фактический брак «настоящим», равным юридическому браку, а большинство мужчин – безбрачием, временным сожительством.

Точка зрения:

с принятием христианства на Руси правовое значение приобрел церковный брак – венчание (до 1917 и с 1985 г.г.)

Точка зрения:

В марте 1917 г. СНК РСФСР принял Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния»

- мнение детей, гостей

- мнение детей, гостей

- мнение детей, гостей

Брак - юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности

Работа с учебником

 с.155 (Боголюбов)

с.196 (Кравченко

В словарь

Каковы условия вступления в брак?

- Работа с СК РФ

Найдите правовые ошибки в юмористическом тексте: "Возможно, это знают не все, но традиция надевать во время свадьбы супругу кольцо на палец идёт из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишён свободы и стал собственностью господина. Обряд-то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин. Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И наконец, торжественное: "Именем РФ объявляю вас мужем и женой!" Свершилось! Он надевает кольцо ей: и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему: и делает его своей собственностью. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой!"

Ст.12-14 СК РФ

  • Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак

Иванов и Петрова решили пожениться, т.к. Петрова ждала ребенка. Они обратились в органы местного самоуправления с заявлением о снижении им брачного возраста и предоставили справку о беременности Петровой. Одновременно туда обратились родители Иванова, что они против женитьбы сына и не дают согласия. Решение?

Ст.13 СК РФ

  • Достижение брачного возраста (18 лет, исключение – 16 лет и даже 14 лет)

Иванов женился на Петровой, имевшей 8-летнюю дочь Софью. Через 10 лет Петрова умерла. Через 2 года после смерти Петровой Иванов и Софья убедившись, что любят друг друга решили зарегистрировать брак и подали заявление в ЗАГС.

Какое решение примет ЗАГС?  Почему? +,  не близкие родственники

Ст.12-14 СК РФ

  • Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака:
    а) не должны быть близкими родственниками по прямой линии: отец, дочь, внучка, братья, сестры, усыновитель и усыновленный

Какие ещё обстоятельства, препятствуют заключению брака:

Ст.12-14 СК РФ

 б) не должны состоять в зарегистрированном браке
в) недееспособность, признанная судом (слобоумие, душевная болезнь

Можно ли признать брак недействительным? Если да, то, в каких случаях?

  • Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции
  • Если брак зарегистрирован без намерения создать семью

Условия вступления в брак

Стр.156 (Боголюбов)- схема

Каков порядок вступления в брак?

- Работа с СК РФ

Артём и Ирина решили пожениться. Взяв паспорта, пошли в ЗАГС. Там их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц. "Это безобразие! - возмутился Артём. - Почему мы должны ждать целый месяц, если давно уже всё решили?"

Как вы объясните Артёму эту норму?

Ст 11. Порядок заключения брака

  • Подача заявления в ЗАГС
  • Назначение даты регистрации брака через 1 месяц со дня подачи заявления
  • Подписи в книге актов гражданского состояния
  • Отметка в паспорте
  • Выдача свидетельства о браке (на рус. и мар. языках)

Моряк, находившийся в 9 месячном плавании, узнал из телеграммы от возлюбленной, что у них будет ребенок. Он согласился на заключение брака. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в ЗАГС. Объяснив ситуацию попросила зарегистрировать их брак. Ей было отказано. Почему?

Ст 11. Порядок заключения брака

  • Обязательное присутствие жениха и невесты

Образовалась новая семья.

Что такое семья?

с.222 Боголюбов - 213 Кравченко

Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.

Она находится под защитой государства.

Между супругами возникают семейные правоотношения. 

Основание явл. юридические факты: брак, родство, материнство, отцовство

Содержание: права и обязанности членов семьи, их нельзя передать другим (воспитание детей)

Права и обязанности членов семьи делятся на 2 группы:

  1. Личные (имущественные) правоотношения (нематериальные блага)
  2. Имущественные правоотношения (имущество, алименты)

Перечислите и подтвердите в источнике личные правоотношения?

- работа в парах, обсуждение:

1 – по учебнику с.159 (Боголюбов)111(Кравч

2 – по источнику (раздел3)

- выбор фамилии

- выбор рода занятий, профессии

- выбор места жительства

- совместное решение вопросов семейной жизни: воспитание, материнство, образов

Перечислите и подтвердите в источнике имущественные правоотношения?

С рождением ребенка возникают родительские правоотношения. 

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

- работа в парах, обсуждение:

1 – по учебнику с.159(Боголюбов)111 Кравч

2 – по источнику (раздел3)

Законный режим имущества супругов (охраняется законом)

- имущество, нажитое до брака

- имущество, полученное во время брака в дар, в порядке наследования

- предметы индивидуального пользования, кроме предметов роскоши

Личным имуществом каждый супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно.

Договорной режим имущества супругов:

Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения:

а) права и обязанности по взаимному содержанию

б) способы участия в доходах друг друга

в) порядок несения каждым из них семейных расходов

г) имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака

Права и обязанности родителей:

- несут ответственность за воспитание и развитие своих детей

- забота о здоровье (физическое, духовное, нравственное, психическое)

- обеспечить получение детьми основного общего образования

- защита прав и интересов детей

- право на общение с ребёнком

Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет или при вступлении в брак.

Права и обязанности детей:

 - жить и воспитываться в семье

- на общение с родителями и другими родственниками

- на защиту

 - выражать своё мнение

 - на имя, отчество, фамилию

- имущественные права

Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях

Если родители уклонялись от содержания и воспитания своих детей, дети освобождаются от выполнения указанной обязанности

В силу разных жизненных обстоятельств семья может распасться.

Как вы думаете, каковы причины? 

  • Отсутствие общих взглядов
  • Несходство характеров
  • Любовь к другому человеку
  • Супружеская неверность
  • Алкоголизм и связанные с ним грубость и побои
  • Отсутствие нормальных жилищных и материальных условий
  • Вмешательство родителей в семейные дела супругов

Кроме этого родители могут быть лишены родительских прав

Основания для лишения родительских прав

Ст.69 СК РФ

- Жестокое обращение с детьми

-  Аморальное поведение родителей

- Уклонение от воспитания детей

- Злоупотребление родительскими правами

- Являются хроническими алкоголиками или наркоманами

- Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или супруга

- Отказ от ребёнка 

Лишившись родительских прав, родители не освобождаются от обязанностей по содержанию детей. Они должны платить алименты.

Алименты - средства на содержание детей, супруги.

Ст.81 СК РФ

1/4 заработка - на 1 ребёнка

1/3 заработка - 2 детей

1/2 заработка - на 3-х и более

Семья - это спасительная гавань в жизненных трудностях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности: родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на земле.

Ведь недаром поётся: "Родительский дом - начало начал, ты в жизни моей надёжный причал"

Вывод:

Закончите пословицу: «Учи дитя, пока поперек лавочки лежит,

а вдоль лавочки вытянется тогда поздно учить»

Проблемный вопрос:

Может ли семья существовать без брака, а брак – без семьи»

Закрепление.

Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина. Объясните, почему.

Оцените с нравственно-правовых позиций поведение соседей коммунальной квартиры, где проживали молодожёны. Считаете ли вы стиль поведения молодых супругов образцом для подражания?

Свой ответ поясните.

Они студентами были.
Они друг друга любили.
Комната восемь метров, чем не семейный дом?
Готовясь порой к зачётам,
Над книгой или блокнотом
Нередко до поздней ночи сидели они вдвоём.
Она легко уставала.
И если вдруг засыпала,
Он мыл под краном посуду и комнату подметал.
Потом не шуметь стараясь
И взглядов косых стесняясь,
Тайком за закрытой дверью бельё по ночам стирал.
Но кто соседей обманет,
Тот магом, пожалуй, станет.
Шумел над кастрюльным паром их дружный осиный рой.
Её называли "лентяйкой"
Его ехидно - "хозяйкой",
Вздыхали, что парень тряпка и у жены под пятой:
(Э.Асадов)

Как вы понимаете смысл этой притчи? Ответ поясните.

Зимой семья ежей, рассказывается в одной притче, собиралась в своей норке и, пытаясь спастись от холода, сбивалась в кучки. Ежи прижимались друг к другу как можно ближе. Но колючки впивались в соседей - приходилось отодвигаться. Тогда опять становилось холодно. Нужно было найти то расстояние, при котором всем тепло, но чужие колючки можно терпеть.

После регистрации брака Смирнов запретил своей жене посещать работу, связанную с ночными дежурствами. Прав ли Смирнов?

(Нет)

Дома: читать п.18 (Боголюбов) п.15 (Кравченко)

Правовые задачи с комментарием 1-4 с.163

Отметки за урок

Рефлексия

Я приобрел…

Я смог…

Я узнал…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания 11 класс

Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...

Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"

Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А....

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конспекты уроков обществознания 8 класса по программе А.И.Кравченко

Материал содержит конспекты уроков по обществознанию....

Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.

Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....

Конспект урока обществознания 9 класс " Политика и власть".

Предмет обществознаниеКласс  9Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знанияТехнология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследователь...