Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию на тему

Рабосая программа по обществознанию за 2017-2018 гг.: 9-10 кл..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_2017-2018_obshchestvo_9_klass.doc127 КБ
Файл rp_2017-2018_obshchestvo_10_klass.docx57.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Солонецкая средняя общеобразовательная школа  
                                
                                                                                                                                 
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ Солонецкой СОШ
от ___. ___. 2017 г.  ____
 Директор МБОУ Солонецкой СОШ
______________  Е.В.Григорьева
                                                                       

Рабочая программа


на 2017– 2018 учебный год

по обществознанию

курс обществознание

основное общее образование, _
   9__класс
 
Количество часов __32__
 
Учитель
  Арженовскова Татьяна Ивановна.

Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по обществознанию, «Просвещение» 2004г

             

   СОГЛАСОВАНО                                                                  СОГЛАСОВАНО 

        Протокол заседания                                                        Заместитель директора по УВР                                                              

     методического совета                                                                  ___________Н.И.Кошенская

  МБОУ Солонецкой СОШ                                                            ____  ___________ 2017г

 от___________2017г №_____

______Н.И.Кошенская

Раздел 1. Пояснительная записка.

 

    Рабочая программа по  обществознанию в 9 классе составлена в соответствии с примерной программой по обществознанию  для основного общего образования.  Программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

       

                  1.Нормативно-правовая документация.

         

         1. Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;

2.Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004

3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2017-18 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 2080 от 24.12.2010 г.;

5.Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

6.   Образовательные программы МБОУ Солонецкой СОШ на 2017-2018г.                                    

7. Учебный план МБОУ Солонецкой СОШ на 2017-2018г.                          

                            2.Место предмета в базисном учебном плане. 

По годовому календарному учебному графику школы на 2017- 2018 учебный год для  9 класса  предусмотрено 34 учебные недели, ,1 ч в неделю, в связи с праздничными  днями 02.05.2018,  09.05.2018  настоящая рабочая программа  будет пройдена за 32ч. в год за счет сокращения итогового повторения .

                                 

                                   3.Цель обучения:

 

дать целостное представление об обществе,  в  котором живем, основных сфер общественной жизни, о  процессе восприятия социальной (в том числе  правовой) информации и определения собственной позиции;  правовой культуры, основы политических  знаний, способности к самоопределению и самореализации.

4.Задачи обучения:

 

- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Раздел 2. Планируемые  результаты подготовки обучающихся по обществознанию в 9 классе:

   В результате изучения курса обществознания  обучающиеся  должны

знать/понимать:

- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

- Конституция РФ –основной закон страны;

- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;

- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

-различать в социальной информации факты и мнения;

- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

- характеризовать смысл основных понятий по курсу;

- анализировать текст Конституции и других  нормативных актов.

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Владеть   компетенциями.

  • Информационно- поисковой;
  • Учебно-познавательной;
  • Коммуникативной;
  • Рефлексивной;
  • Смыслопоисковой.

Практическое использование приобретенных знаний в  повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

-сознательного неприятия антиобщественного поведения.

                                                                   

                        Раздел 3.Содержание курса  «Обществознание» в 9 классе.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в об-ществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нрав-ственная сфера, право. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности,  правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. На каждом из этапов реа-лизуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами. Курс обществознания ориентирован на  учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений  «Общесвознание 9 кл» под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой  М «Просвещение»  2010г.Учебник составлен в соответствии с современным уровнем . Отбор материала, форма его подачи и язык изложения соответствует возрастным особенностям учащихся. Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента и учебного плана образовательного  учреждения. В соответствии с направлением школы реализуется школьный компонент.  В целом программа и стандарты со-ответствуют учебнику. В рамках реализации регионального компонента изучается модуль по антикоррупции: при изучении темы «Уголовно-правовые отношения» -анкета  по отношению к проблеме коррупции (1ч),  отдельный урок по теме «Как решить проблему коррупции. Законодательная власть.»   Программа  построена с учетом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный( повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями. В  течении года идет подготовка к ГИА -ОГЭ–отработка заданий части 1,2,3, заполнение бланков

    Раздел, тема

Содержание учебной темы

Требования к знаниям, умениям

обучающихся

1

Политика

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

    Знать:

- что мораль и право неразрывно взаимосвязаны;

- что право связано с юридическими законами и государством;

- что право- это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

  Называть основные признаки права. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права.

Характеризовать основные понятия. Объяснять, почему важно знать, в чьих руках находится власть в государстве. Доказывать свою точку зрения. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Называть факторы возникновения государства. Раскрыть смысл определений понятия «государство». Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства. Государство как основной политический институт.

    Гражданское общество. Признаки государства. Функции государства. Типы государств. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского государства.

   Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

2

Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

 Знать понятие права, его роль в жизни человека, общества и государства.. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правонарушения. Называть  признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Структура правоохранительных органов. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

     Знать, что конституция:

- обладает высшей юридической силой;

- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;

- базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических. Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом  высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать тексты.

    Знать:

- основания возникновения трудовых отношений;

- стороны трудовых отношений;

- рабочее время и время отдыха

    Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов

    Социальные права. Конституция РФ. Приватизация. Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

    Закон РФ «Об образовании», конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование

    Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного праваУметь анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека. Делать выводы. отвечать на вопросы. Сравнивать положения международных документов по правам человека


Тема урока

дата

Форма организации учебных занятий

Основной вид дея-ти

Введение (1ч)

1

 Вводный урок

06.09

Урок -знакомство

Групповая работа

Политика (10ч)

2

Политика и власть

13.09

 

Диагностическая работа

Групповая работа

3

Государство.

20.09

 Анализ диагн.работы.

Групповая работа

4

Политические режимы

27.09

 Урок-дебаты;

Групповая работа индивид работа

5

Правовое государство

04.10

семинар

Групповая работа с понятиями, заполнение таблицы

6

Правовое государство

11.10

семинар

Работа с понятиями. Взаимопроверка. тестирование

7

Гражданское общество и государство

18.10

Урок-конференция

Поисково-исследовательская

деятельность

8

Участие граждан в политической жизни

25.10

Урок-дебаты

Проектная работа, анализ источников из СМИ

9

Политические партии и движения

01.11

Урок-дебаты

Проектная работа анализировать, высказывать собственную точку зрения по программе политических партий России

10

Политические партии и движения

15.11

семинар

Проектная работа анализировать, высказывать собственную точку зрения по программе политических партий России

11

Контрольная

работа по теме «Политика»

22.11

Контрольный

Тестирование

Право (21ч)

12

Право и его роль в жизни общества и государства.

Анализ контр.раб

29.11

Изучения нового материала

Групповая работа Характеризовать  естественное право. Аргументировать свою точку зрения

13

Правоотношения и субъекты права

06.12

Урок-практикум

Групповая работ Сходство и отличия правоотношений от других социальных отношений

14

Правонарушения и юриди-ческая ответственность

13.12

Урок-практикум

Групповая работа Признаки  и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности

15

Правоохранительные органы

20.12

Изучение нового материала

Групповая работа

16

Конституция РФ. Основы конституционного строя   РФ

27.12

Поисково -творческий

Групповая работа с документами Классификация  прав и свобод человека

17

Конституция РФ. Основы конституционного строя   РФ

17.01

Поисково-практический

Групповая работа. Зачет Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом  высшей юридической силы

18

Как решить проблему кор-рупции. Законодательная власть.

24.01

Урок-лекция

Групповая работа

19

Права и свободы человека и гражданина

31.01

Урок-презентация

Защита творческих работ

20

Права и свободы человека и гражданина

07.02

Практикум

Индивидуальное тестирование

21

Гражданские правоотношения

14.02

Решение задач

Заполнение таблиц Особенности гражданских правоотношений

22

Право на труд. Трудовые правоотношения

21.02

Урок-практикум

Групповая работа с документами Решать  практические   задачи  по трудовым право-отношениям ( работа с трудовым кодексом

23

Семейные правоотношения

28.02

Урок -презентация

Работа с учебником

24

Административные правоотношения

07.03

Урок-лекция

Выполнение заданий

25

Уголовно-правовые отношения

14.03

Урок-лекция

Групповая работа Особенности уголовного права, преступление, уголовное наказание для несовершеннолетних

26

Уголовно-правовые отношения

21.03

Практикум

Решение заданий Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные  ситуационные  задачи. Анкета по отношению к коррупции в РФ.

27

Социальные права

04.04

Урок добычи информации

Работа с учебником

. Объяснять  свою точку  зрения

28

Международно-правовая защита жертв международных конфликтов.

11.04

Урок-зачет

Сам раб по теме «Права и свободы»

29

Международно-правовая защита жертв международных конфликтов.

18.04

Урок-лекция

Групповая работа

Анализ сам.раб

30

Всеобщая Декларация прав человека.

Конвенция о правах ребенка

25.04

Семинар

Работа с источниками, анализ основных статей Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека. Делать выводы.

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования

16.05

Конференция

Групповая работа Умение работать с текстом  учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал

32

Контрольная

работа по теме «Право»

23.05

Урок- обобщение

Индивидуальная работа

Раздел 4.Календарно-тематическое планирование      по обществознанию   в 9 клас



Раздел 5.

Для внесения изменени




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Солонецкая средняя общеобразовательная школа  
                                
                                                                                                                                 УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ Солонецкой СОШ

от ___. ___. 2017 г.  ____
 Директор МБОУ Солонецкой СОШ
______________  Е.В.Григорьева
                                                                       
Рабочая программа

на 2017– 2018 учебный год
по   обществознанию

Среднее  общее образование (класс)__10_

 
Количество часов __66_______
 
Учитель ___Арженовскова Татьяна Ивановна__
Программа разработана на основе
Федерального Государственного стандарта,

             программы   среднего общего образования по обществознанию, «Просвещение» 2004г.,

              на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой,

             Л.Ф.Ивановой, А. И.  Матвеева («Программы общеобразовательных учреждений.

             Обществознание 6 - 11 классы» – М. «Просвещение», 2010 г)


         

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Солонецкой СОШ

от ___.___.2017 г. № ___

_________ Н.И.Кошенская

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Н.И. Кошенская

___.___.2017 г.


Раздел 1.

Пояснительная записка

1.Нормативно-правовая документация

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по обществознанию Министерства Образования и науки РФ.

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

  •  Закон РФ «Об образовании» (ст. 32. п.2.7)
  • Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе»;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Постановление Главного государственного  санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.4.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  •  Стандарт среднего общего образования  по обществознанию;
  •  Примерная программа курса «Обществознание» для 10 - 11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобразования и науки РФ;
  • авторская программа Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А. И. Матвеева,  которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы – М. «Просвещение» 2010 г;
  • Основная образовательная программа МБОУ Солонецкой СОШ на 2017-2018 уч.г.
  • Учебный план МБОУ Солонецкой СОШ на 2017-18г.

    2.Место предмета в базисном учебном плане

По годовому календарному учебному графику школы на 2017- 2018 учебный год для  10 класса  предусмотрено 35 учебных недель, по учебному плану школы на 2017-2018 учебный год на изучение обществознания отводится 2 ч. в неделю, следовательно, настоящая рабочая программа (должна быть) спланирована на 70 ч. в год.

В связи с тем, что 4 урока выпадают на нерабочие праздничные дни (23.02.2018-2 урока, 09.03.2018- 2 урока) программа будет выполнена в полном объеме за 66 ч. в год за счет уменьшения часов на повторение в конце учебного года.

3.Цель обучения

Изучение обществознания  в 10  классе  направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности в период ранней юности, её  духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

 3. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального  образования или самообразования.

4.Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

5. Формированиеопыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно- бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

4.Задачи обучения

Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  • содействиесамоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства; 
  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • созданиеу учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.


Раздел 2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» в 10 классе

В результате изучения обществознания ученик должен

знать и понимать:

-  биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

-  необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-   раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

-  извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

-  оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

-  применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

-  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:

1)  относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

2) знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

4) умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

5) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

6) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

7) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

8) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

9) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

10) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

11) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;

12) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

Раздел 3.

Содержание учебного  курса, предмета, дисциплины (модуля)

РАЗДЕЛ 1.ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1.  Общество

 Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.  Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание.Познание  мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие  форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания.. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ

Тема 3. Духовная культура

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информацииНаука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.Мораль и религия. Мораль, её  категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культураИскусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные  направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4 Экономическая сфера

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура общества. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера

Социальная структура  Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия Социальный конфликт Социальные аспекты труда. Культура труда Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие  социальные норм, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения.Этнические общности. Межнациональное сотрудничество  и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт Семья в современном обществе. Бытовые отношения Культура топоса. Молодежь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте Молодёжная субкультура

Тема  6. Политическая сфера

Политика и власть Политика и  общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система Структура и функции политической системы Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое  государство, его  признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы Многопартийность Политическая идеология Участие граждан в политической жизни. Политический  процесс. Политическая культура

РАЗДЕЛ 3. ПРАВО

Тема 7. Право как особая  система  норм

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и  уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.

Заключение

Общество в развитии. Многовариативность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.



Раздел 4.
Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Раздел I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 ч)

Тема 1. Общество (4 ч)

1

01.09

Что такое общество

Урок-исследование

Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий.

2

01.09

Общество и природа. Общество и культура.

Урок-практикум

Объяснять сущность сфер общества, объяснять взаимосвязь всех сфер на конкретных примерах. Уметь работать в группах.

3

08.09

Общество как сложная динамическая система.

Урок-анализ

Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов.

4

08.09

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество»

Урок контроля и коррекции

Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий.

Тема 2.  Человек (12 ч)

5

15.09

Природа человека.

Урок-практикум

Знать понятия, объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, уметь высказывать свое мнение

6

15.09

Науки о человеке.

Урок - конференция

Иллюстрация ответа конкретными примерами.

7

22.09

Человек как духовное существо.

Комбинированный урок

Высказывать свое мнение, характеризовать моральные ценности, знать понятия

8

22.09

Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Урок - лекция

Работа в группах, систематизация информации в виде таблицы

9

29.09

Деятельность – способ существования людей.

Комбинированный урок

Знать понятия,  характеризовать черты деятельности, определять ее мотивы.

10

29.09

Многообразие деятельности.

Урок - практикум

Раскрывать на примерах многообразие видов деятельности, определять взаимосвязь деятельности и сознания.

11

06.10

Познание и знание

Урок - лекция

Знать понятия, объяснять сущность чувственного и рационального познания.

12

06.10

Истина и ее критерии

Комбинированный урок

Анализировать собственные и чужие взгляды на познание мира, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения.

13

13.10

Ненаучное познание. Многообразие форм человеческих знаний.

Урок - практикум

Анализировать текст документа по вопросам.

14

13.10

Человек в системе социальных связей

Комбинированный урок

Знать связь свободы и необходимость. Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке. Выделять признаки понятия «личность».

15

20.10

Человек в системе социальных связей

Урок - практикум

Анализировать таблицу, делать необходимые выводы.

16

20.10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек»

Урок контроля и коррекции

Демонстрировать знания по основным положениям раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (37 ч)

Тема 3. Духовная культура (8 ч)

17

27.10

Культура и духовная жизнь общества

Комбинированный урок

Знать понятия темы, разъяснять сущность понимания культуры у различных народов

18

27.10

Многообразие культур

Урок - конференция

Анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия

19

17.11

Наука в современном обществе

Урок - лекция

Характеризуют науку как вид познания и сферу жизни общества,

решать проблемные задачи

20

17.11

Образование

Урок - исследование

Объяснять, что представляет собой образование как институт общества, характеризовать особенности правового статуса ученика современной школы, разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней

21

24.11

Мораль

Комбинированный урок

Составлять синквейн по теме «Мораль», выполнять проблемные задания

22

24.11

Религия

Урок - практикум

Знать понятия, особенности мировых религий, определять становление нравственного в человеке, составлять таблицу и словарь по теме.

23

01.12

Искусство и духовная жизнь

Мультимедийная лекция с элементами практической работы

Анализировать произведения искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Аргументировать разные оценки перспектив духовного развития современной России.

24

01.12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная культура»

Урок контроля и коррекции

Демонстрировать знания по основным положениям раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Тема 4. Экономическая сфера (4 ч)

25

08.12

Роль экономики в жизни общества

Лекция с элементами самостоятельной работы

Объяснять значение понятий, определять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере

26

08.12

Структура экономики. Экономические системы

Урок - практикум

Решать творческие задачи по проблемам ориентации в сложных процессах экономической жизни.

27

15.12

Экономическая культура

Комбинированный урок

Знать основные элементы экономической культуры, объяснять суть и значение грамотного и нравственно-ценного поведения человека в экономике

28

15.12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера»

Урок контроля и коррекции

Демонстрировать знания по основным положениям раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Тема 5. Социальная сфера (14 ч.)

29

22.12

Социальная структура общества

Урок – лекция с элементами практической работы

Анализировать социальный образ, имидж личности, объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью, пояснять на примерах как принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей,

30

22.12

Социальная структура общества

Урок - практикум

Анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий.

31

29.12

Социальные отношения и взаимодействия

Комбинированный урок

Определять последствия социальных конфликтов. Объяснять социальные аспекты труда.

32

29.12

Социальные аспекты труда, культура труда

Урок - исследование

Анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни, анализировать разные позиции в отношении поляризации общества и причины, способствующие этому, причины подтолкнувшие людей к порогу бедности.

33

12.01

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Урок - практикум

Составление таблицы «Виды социальных норм»

Приводить примеры по видам социальных норм.

34

12.01

Девиантное поведение

Комбинированный урок

Анализ дополнительных материалов, выполнение проблемных заданий.

35

19.01

Можно ли победить преступность?

Урок - исследование

Работа в группах

Решение проблемных задач

36

19.01

Нации и межнациональные отношения.

Комбинированный урок

Разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Анализировать этнические конфликты современного общества

37

26.01

Межнациональные конфликты и пути их преодоления

Урок - конференция

Представлять в виде презентации результаты самостоятельной работы

38

26.01

Семья и быт

Лекция с элементами беседы

Уметь описывать жизненный цикл семьи, анализировать мотивы и причины распада семьи, семейные отношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций.

39

02.02

Семья и быт

Урок - практикум

Анализировать документ. Написать эссе

40

02.02

Социальное развитие и молодёжь

Комбинированный урок

Характеризовать особенности молодежи как социальной группы, представлять в виде схемы, какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних, актуальные проблемы молодежи.

41

09.02

Социальное развитие и молодёжь

Урок - практикум

Анализировать документы, решать проблемные задания

42

09.02

Социальная сфера.

Повторительно-обобщающий урок

Урок контроля и коррекции

Демонстрировать знания по основным положениям раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Тема 6. Политическая сфера. (11 ч.)

43

16.02

Политика и власть

Урок - лекция

Характеризовать формы проявления влияния в обществе, пояснять, что такое власть, ее виды, анализировать конкретные ситуации, связанные с борьбой за власть.

44

16.02

Политические институты и отношения

Комбинированный урок

Анализировать документ, выполнять проблемные задания по теме урока

45

02.03

Государство как политический институт и его функции

Урок - исследование

Составлять схему «Политическая система», называть признаки и функции государства, уметь их анализировать. Давать разъяснения слову «государство» употребляемому в различных значениях.

46

02.03

Политические режимы

Урок - практикум

Анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности. Работать с дополнительными источниками.

47

16.03

Правовое государство

Комбинированный урок

Составлять кластер по теме «Правовое государство», анализировать документ, выполнять проблемные задания по теме урока

48

16.03

Гражданское общество

Комбинированный урок

Объяснять основные понятия темы, что представляет собой институт «гражданства», анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, анализировать взаимоотношения государства и общества.

49

30.03

Средства массовой коммуникации и их роль в повседневной жизни

Урок - анализ

Работать в группах, представлять результаты своей работы в виде презентации

50

30.03

Демократические выборы и партии. Партийные системы

Комбинированный урок

Характеризовать  типологии политических партий и их сущность. Выполнять творческие задания

51

06.04

Избирательная система

Урок- практикум

Определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем.

52

06.04

Участие гражданина в политической жизни

Комбинированный урок

Работать с материалами СМИ, высказывать свою точку зрения и работать в группах.

53

13.04

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера»

Урок контроля и коррекции

Демонстрировать знания по основным положениям раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Раздел 3. ПРАВО (11 ч.)

Тема 7. Право как особая система норм (13 ч.)

54

13.04

Право в системе социальных норм

Урок - лекция

Объяснять, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия. Анализировать документ, выполнять проблемные задания

55

20.04

Система права. Нормы права

Комбинированный урок

Анализировать схемы, таблицы.

56

20.04

Источники права

Урок - практикум

Составлять схему «Источники права», анализировать документ, выполнять проблемные задания по теме

57

27.04

Правоотношения и правонарушения

Комбинированный урок

Дать определение основных понятий темы, определять особенности правонарушений.

Объяснить различия между проступком и преступлением, называть главные черты юридической ответственности.

58

27.04

Система судебной защиты Российской Федерации

Комбинированный урок

Анализировать документ, выполнять проблемные задания по теме урока

59

04.05

Современное российское законодательство. Конституционное право

Урок - лекция

Объяснять общие черты и специфику отраслей российского права, определять сходство и отличие проступка от преступления

60

  04.05

Основы административного, гражданского права

Комбинированный урок

Работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

61

11.05

Основы трудового, семейного права

Урок - практикум

Решать творческие и проблемные задания по теме урока, высказывать собственную точку зрении или обосновывать известные.

62

11.05

Основы уголовного, экономического права

Комбинированный урок

Работа в группах, представление результатов совей деятельности в виде сообщения по плану

63

18.05

Предпосылки правомерного поведения

Урок – лекция с элементами самостоятельной работы

Характеризовать элементы правосознания, объяснять предпосылки правомерного поведения. Выполнять задания на соотнесение понятий.

64

18.05

Повторительно-обобщающий урок по теме «Право как особая система норм»

Урок контроля и коррекции

Демонстрировать знания по основным положениям раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

65-66

25.05

Повторение пройденного

Урок контроля и коррекции

Демонстрировать знания по основным положениям  за весь курс


Раздел 5.

Для внесения изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...