Урок обществознания в 9 классе "Гражданское общество и местное самоуправление"
методическая разработка по обществознанию (9, 10 класс) на тему

Шевцова Надежда Алексеевна

В рамках открытого урока "Гражданское общество. Местное самоуправление" были использованы различные материалы.

Особенно интересным мне показалось связать теоретический материал с практическими знаниями, для чего был приглашен депутат местного самоуправления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок ГО и местное самоуправление.148.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Гражданское общество и государство»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • актуализация знаний о гражданском обществе во взаимосвязи с понятием «государство»,
  • развитие умения работать с текстом, извлекать информацию из разных источников ( таблиц, диаграмм), сравнивать, анализировать, систематизировать,
  • способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной жизненной позиции,
  • коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2016,

Мультимедийная презентация.

Выставка материалов «Местное самоуправление. Нормативно-правовая база в РФ и Республике Карелия»

Основные понятия: гражданское общество, ассоциация, формальная организация, неформальная организация, местные органы самоуправления.

Ход урока

I. Организационный момент. На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

Речевая разминка.

  • Какой сейчас урок?
  • Какой сейчас  год?
  • Какая сегодня дата?
  • Какой сейчас  век?
  • Как называется наше государство?
  • Назови столицу Российской Федерации.
  • В каком субъекте ты живёшь?
  • В каком городе ты живёшь?
  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

II. Повторение изученного.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое «Правовое государство»?
  2. Каковы признаки правового государства?
  3. В чём сущность принципа разделения властей?

III. Изучение нового материала

Могут ли общество и государство существовать друг без друга (теоретически и на практике)? – Ответы учащихся….

Как это происходит?.....

Независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это гражданское общество.

Цели:

  • узнать что такое гражданское общество,
  • узнать что такое местное самоуправление и каковы его функции,

ПЛАН:

  1. Понятие «гражданское общество».
  2. Элементы ГО

 (Запись темы и плана в тетрадь)
1. Понятие «гражданское общество»

ВЛАСТЬ

НАРОД            ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

  • Что такое Гражданское общество? Поясним на примерах.

Ситуация 1.

Окончивший институт Николай М. получил повестку из военкомата, согласно которой он призывался на службу в армию. Николай не явился на призывной пункт, уехал к родственникам. Но в дальнейшем, поскольку он не имел законных оснований для освобождения от военной службы, был привлечен к ответственности, и постановлением суда ему было назначено наказание.

Ситуация 2.

Студент Михаил К., не раз наблюдавший нарастающее загрязнение озера, недалеко от которого он жил, узнал, что студенты создали общественную организацию, которая активно занялась природоохранительной деятельностью. Он вступил в эту организацию и принял участие в пикетах. Пикетчики требовали от губернатора области принять действенные меры против лиц и организаций, загрязняющих озеро.

военная служба

деятельность общественной организации

государственная организация

негосударственная организация

обязан по закону

принял участие по собственной воле

связь «вертикальная»:

командир

военнослужащий

связь  «горизонтальная»

Отношения между гражданином и государством

Отношения между членами организации, которых объединил общий интерес и потребности

В первом случае речь шла о военной службе, которая целиком находится в сфере деятельности государства; во втором — о деятельности общественной организации, которая создана гражданами и государственной не является. В первом случае Николай М. был обязан по воле (по закону) государства служить в армии; во втором — Михаил К. вступил в организацию добровольно и по собственной воле принял участие в ее деятельности.

В первом случае требования были направлены от государства (от его органа — военкомата) к гражданину; во втором — требования направлены от граждан к государственному органу — администрации области, к губернатору.

В первом случае, если бы Николай М. стал военнослужащим, главную роль играли бы отношения между ним и командиром, т. е. связь «вертикальная» — сверху вниз: от командира к подчиненным. Во втором случае, вступив в общественную организацию, Михаил К. оказался связанным с другими ее членами «горизонтальными» отношениями, т. е. взаимодействовал с такими же, как он сам, студентами, занимающими одинаковое с ним положение.

Итак, различия существенные. В первом случае возникли отношения между гражданином и государством. А вот об отношениях во втором случае необходимо еще поразмышлять.

Что привело Михаила К. в общественную организацию? Очевидно то, что он был заинтересован в сохранении природных условий, в которых жил. Такая же заинтересованность привела в эту организацию и других студентов. Иными словами, их объединил общий интерес. Но это еще не все. Членов этой организации объединило убеждение, что защищать этот интерес, отстаивать свои требования перед государственными органами лучше совместно, чем поодиночке.

 Мы подошли, таким образом, к пониманию того, чем является гражданское общество.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — это совокупность вне государственных общественных отношений и ассоциаций, выражающих различные  интересы и потребности членов общества.

АССОЦИАЦИЯ - это добровольное объединение людей.

 (Запись определения в тетрадь).

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 38 и заполните схему.

Задание. Выберите из приведенного ниже списка примеры формальных и неформальных организаций и запишите их номера в соответствующие строчки.

1) профессиональный союз педагогов;

2) дворовая футбольная команда;

3) клуб подготовки к рождению ребенка;

4) объединение соседей по подъезду;

5) центр детского творчества;

6) дачный кооператив;

9) демократическая политическая партия;

10) негосударственный пенсионный фонд;

11) союз предпринимателей России;

12) фонд помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

13) организация ветеранов войны;

14) городской союз композиторов;

15) общество рыболовов;

16) общество охраны природы;

17) высшее учебное заведение;

18) Сбербанк.

Формальные: 1, 5,6 ,7 ,8,… 18___________________________

Неформальные: 2, 3, 4        

 Каковы же элементы гражданского общества?

C:\Users\евро\Desktop\Новая папка (2)\slide_6.jpg

2. Местное самоуправление.

Формирование понятия «Местное самоуправление».

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – это  организация власти на местах  (в городах, сёлах и на других территориях)

(Запись определения в тетрадь)

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 44-45 и ответьте на вопросы.

  1. Чем занимается местное самоуправление?
  2. Какие вопросы решает?
  3. Каковы форма местного самоуправления?

Задание. Определите форму местного самоуправления.

(Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся определяют форму самоуправления).

В Европейской Хартии написано….

В Конституции РФ записано:

  1. органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, т.е. не могут назначаться государством,
  1. не находятся в подчинении у органов государственной власти,
  1. органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением,
  1. подконтрольны и подотчетны только местному населению.
  2. В ФЗ записано…

Закрепление. Обобщение.

Итог  урока.

1. Рефлексия.

Лист самооценки 

На уроке я работал ….

активно

пассивно

Своей работой я ……

доволен

не доволен

Урок для меня показался….

коротким

длинным

За урок я …..

не устал

устал

Материал урока мне был …

понятен

не понятен

3. Домашнее задание.

  1. Выучить записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку обществознания "Человек и общество"

Тест к уроку обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова "Введение в обществознание" параграф 17. Цель - проверить усвоение обучающимися понятий: сферы жизни общества, виды социальных норм, типол...

Урок обществознания "Конфликты в обществе"

Данный урок был представлен на районный конкурс "Учитель года России 2011"...

Презентация к уроку обществознания "Семья - ячейка общества"

Презентация к уроку обществознания "Семья - ячейка общества"...

Презентация урока обществознания Что такое общество 6 класс

Презентация урока обществознания Что такое общество 6 класс по учебнику Кравченко + задания из рабочей тетради...

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"...

Технологическая карта урока обществознания. "Духовная культура общества" (Часть 2. "Многообразие культур")

Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по базовой программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....

презентация к уроку обществознания "Что такое общество"

презентация к уроку обществознания "Что такое общество"...