Урок по теме "Глобальные проблемы современности"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Байкара Чойгана Николаевна

Комбинированный урок для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_11.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Глобальные проблемы современности

Цели урока:

1. Образовательная цель - познакомить с глобальными проблемами, и обобщить знания по данной теме.

2. Развивающая цель - развивать у учащихся навыки работы с документами, умение слушать, и воспринимать увиденное.

3. Воспитательная цель - воспитать чувства ответственности перед всем миром.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-презентация

Новые слова:

Глобальные проблемы - проблемы, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие неотложных согласованных международных действий.

«Голодный миллиард» - условное обозначение населения наиболее бедных стран мира. В конце ХХ века в нищете находились 1,5 млрд человек. «Золотой миллиард» - условное обозначение населения развитых стран Западной Европы, США, Канады, Японии и др., потребляющих большую часть мировых ресурсов.

Невозобновляемые природные ресурсы - ископаемые природные ресурсы, которые не обладают способностью к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с темпами хозяйственной деятельности человека.

Патентуют - право создавать Принцип - убеждение взгляды. ВВП-

Локальная война - война на ограниченной территории и с использованием

обычных вооружений.

Мировая война - вооруженная борьба, в которой участвуют многие страны мира.

Оборудование урока: электронный учебник, раздаточные материалы, компьютер.


Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

1. Проверить, как заполнили таблицу «Отрицательные и положительные стороны глобализации».

2. Слушать пересказы учащихся.

3. Словарная работа. Это про верить с помощью кроссворда. 2. Изучение нового материала.

1. Глобальные проблемы современности.

Мы, ребята изучали о глобализации современного мира. Именно глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества, от решения которых зависят дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации.

В условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и народов отдельные противоречия, проблемы перерастают локальные рамки и принимают общемировой, глобальный характер.

Все более обостряется экологическая проблема. По мнению экспертов, 21 век будет «столетием экологических болезней», вызванных чудовищным загрязнением среды обитания.

Растет разрыв в уровне жизни между «Севером» и «Югом» - богатыми и бедными странами мира. Между тем численность населения в последних быстро увеличивается.

В отдельных регионах мир между странами настолько хрупок, что может взорваться в любую минуту.

В последние годы цивилизованное человечество оказалось перед новым вызовом - угрозой международного терроризма.

И на этом уроке вы узнаете конкретно 06 этих про 6л ем ах.

2. Экологический кризис.

Неблагоприятные тенденции, вызванные глобальным экологическим кризисом, - это опасные изменения климата, вымирание различных видов животных и растений, рост число заболеваний людей, связанных с деградацией естественной среды обитания, и многое другое. Приостановить их человечеству пока не удалось.

А) Одним из проявлений экологического кризиса является истощение невоз06новляемых природных ресурсов.К числу главных причин экологического кризиса относят расширяющуюся хозяйственную деятельность человека, основанную на ресурсозатратных, «грязных» технологиях.

Б) Человечество ищет пути разрешения экологического кризиса.

Отдельные страны и регионы осуществляют практические меры, направленные на снижение загрязняющих выбросов в атмосферу, на восстановление лесов, борьбу с опустыниванием земель и т.п. Однако экологическая проблема является глобальной, и без усилий всего человечества ее не решить. Именно усилия по защите природы требуются и от каждого из нас.


3. Проблема «Север - Юг».

В современном мире существует несколько десятков стран, значительно более богатых, чем все остальные. Население этих стран образует так называемый «золотой МWlЛиард».Есть и очень бедные страны, они находятся преимущественно в Азии и Африки. Население этих стран в курсе обществознания принято называть «голодным МWlЛиардом».

Экономический разрыв между этими странами возрастает. Богатые страны создают новые продукты, там патентуют все новые изобретения. Даже если в бедных странах растет уровень жизни, в богатых странах он растет быстрее.

Этот разрыв приводит к отрицательным последствиям: нарастает военно-политическая нестабильность в мире (бедные страны часто вовлекаются в локальные войны), углубляется экологический кризис (стремясь нарастить производство, ряд развивающихся стран довольно хищнически эксплуатирует природу), обостряется демографическая проблема ( т.е. именно в развивающихся странах увеличивается численность населения), все больше людей на планете приходят к выводу о несправедливости сложившегося мирового порядка.

4. Проблемы войны и мира в современных условиях.

С момента осознания человечеством существования глобальных проблем они долгое время связывались преимущественно с военным противостоянием двух мировых систем, с угрозой новой мировой. Сегодня этого противостояния уже нет, однако, по мнению многих аналитиков, угроза масштабного конфликта не исчезла.

Расширяется клуб ядерных держав, растут запасы обычных вооружений во многих странах мира, включая, бедные, существуют регионы, где конфликтное противостояние, продолжающееся долгие годы, имеет тенденцию к усилению (Ближний Восток, территории на границах Индии и Пакистан и др.).

При этом локальные войнымогут перерасти в мировую.Растет угроза международного терроризма, который может пойти на использование средств массового поражения. Остановить угрозу международного терроризма можно только совместными усилиями государств, включающими розыск и выдачу преступников.

Вывод: Глобальные проблемы современности затрагивают жизненно важные интересы всего человечества и требуют неотложных согласованных международных действий. Основными проблемами современности является: увеличение разрыва между бедными и богатыми странами, экологический кризис, терроризм и угроза новой мировой войны.

Одна из важнейших путей преодоления глобальных проблем - это изменения мышления людей, осознание необходимости борьбы с голодом и нищетой, бережного отношения к природным ресурсам.


3. Закрепление.

Для того чтобы проверить ваши знания по изученной теме сегодняшнего дня мы проведем тестирование по теме «Глобальные проблемы».

1. Установите соответствие между терминами и определениями:

1. Глобализация а) ограничение места действия,

распространение явления.

2. Локализация б) усиление взаимосвязи,

взаимозависимости стран и народов.

3. Модернизация в) преобразование аграрного

общества в индустриальную.

2. Распределите приведенные положения по двум группам: причины экологического кризиса и последствия экологического кризиса

А. Причины экологического кризиса 1. Ухудшение среды обитания человека

2. Грубые механические приемы земледелия

3. Неразумное использование природных Ресурсов.

Б. Последствия экологического кризиса 4. исчезновение многих видов животных.

5. Потребительское отношение к природе

6. Увеличение промышленных отходов

7. растущее опустынивание земель

3. Преодоление угрозы новой мировой войны могут способствовать ...

1. наращивание вооружений и создание баланса сил между отдельными военнополитическими группировками.

2. укрепление связей между народами, рост взаимопонимания между ними.

3. стремление всех стран к опоре на собственные силы, достижение каждой из них полной экономической независимости.

4. отношение к человеческой жизни как высшей ценности.

5. ограничение миграции населения из бедных стран в богатые. Ответ:

4. Верны ли следующие суждения?

1. Один из важнейших факторов способствующих процессу глобализации - развитие экономических и финансовых связей.

2. В процессе глобализации происходит усиление экономической интеграции, развитие международной торговли, формирование международных валютных зон.

5. К глобальным проблемам современности относят ...

1. Экологический кризис

2. Политическая нестабильность в России.

3. Увеличение числа беженцев из бывших союзных республик.

4. Разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными странами.

5. Война в Чечне.

6. Международный терроризм.

4. Подведение итогов урока, выставление оценок.

5. Домашнее задание: пересказ, придумать вопросы для мини-викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

интегрированный урок урок обществознания и географии "Глобальные проблемы современности"

Глобальные проблемы современности - совокупность социоприродных проблем. от решения которых зависит каким будет будущее на нашей планете, и будет ли оно вообще... Представленный интегрированный ...

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления

Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...

Урок «Проблемы современной семьи. Уроки великого Л.Н. Толстого»

Урок «Проблемы  современной семьи.  Уроки великого Л.Н. Толстого»...

Урок истории "Глобальные проблемы современности"

Методическая разработка урока всеобщей истории с использованием СОТ по теме "Глобальные проблемы современности". При подготовке урока были использованы материалы коллег-историков из сети инт...

План-конспект урока по теме "Проблема современной молодежной моды"

В данном конспекте представлена информация для проведения урока английского языка в 9 классах средней общеобразовательной школы....