«Субъекты гражданского права. Физические лица». Урок обществознания в 9 классе
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

«Субъекты гражданского права. Физические лица». Урок обществознания в 9 классе в технологии СДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_9.docx159.1 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт конспекта учебного занятия

Предмет: обществознание

Класс: 9

Тема: Субъекты гражданского права. Физические лица.

Учебник: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / под редакцией Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2014. – 208 с.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, Гражданский кодекс  РФ – Глава третья (приложение 1), индивидуальные карточки   с заданиями  (приложение 2).

Цели учебного занятия:

  1. Образовательно-развивающие цели:
  1.  Усвоение новых понятий: физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность, эмансипация.
  2.  Применение опорных понятий: право, отрасль права, гражданское право, закон, кодекс.
  3. Формирование универсальных учебных действий: общеучебных (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, контроль и оценка процесса и результата деятельности); логических (анализ с целью выделения признаков, синтез, подведение под понятие, установление причинно - следственных связей, выбор оснований для классификации).
  4.  Овладение специальными умениями: правильно употреблять правовые понятия; приводить примеры гражданских правоотношений; искать, анализировать, использовать правовую информацию; различать субъекты гражданского права.
  1. Воспитательная: Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских законов общее – особенное - единичное, причина - следствие.

Заявка на оценку:

«5» - 24 балла и выше

«4» 19-23 балла

«3» 14 – 18 баллов


Этапы  урока

Деятельность  учителя

Время

Баллы

Деятельность  учеников

Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учеников к уроку.  Знакомит  с заявкой на оценку и критериями оценки.

1 мин

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Знакомятся с заявкой на оценку

Актуализация опорных знаний

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала:

  1. Что называется «правом»?
  2. Что такое отрасль права?
  3. Какие отрасли российского права вам известны?

2 мин

1 балл

Формулируют ответы на вопросы:

1. Право - совокупность норм, установленных государством, общеобязательных для всех, исполнение которых гарантированно государственным принуждением.

2. Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих однотипные общественные отношения.

3. Трудовое, семейное, уголовное, административное, конституционное, гражданское

Задание 1.   Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры:

1.Гражданин  был принят на работу в должности механика.              

2.Суд установил опеку над несовершеннолетним.                              

3.Гражданину был предоставлен  ежегодный отпуск.                        

4.Гражданин был признан виновным в краже.                                    

5.Принята поправка в федеральный закон.                                          

6.Гражданин вступил в права наследника.                                          

7.Президент подписал указ о помиловании.

8.За превышение скорости на гражданина наложили штраф.

Отрасли права:

А) Трудовое

Б) Семейное

В) Уголовное

Г) Гражданское

Д) Конституционное

Е) Административное

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами:

1

2

3

4

5

6

7

8

2 мин

4 балла

Выполняют задание № 1. Верные ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

а

в

д

г

д

е

Что является объектом регулирования Гражданского права?

1 мин

1 балл

Вероятный ответ:

Объектом регулирования Гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения.

Задание 2.   Найдите в приведенном списке отношения, которые относятся к гражданским правоотношениям:

1. 15-летний мальчик украл у частного лица велосипед;

2. 14-летняя девочка с письменного разрешения мамы-инвалида купила телевизор;

3. 18-летний юноша без согласия родителей стал волонтером;

4. 16-летний юноша обменял свой планшет на телефон;

5. Когда родители были в отъезде, 10-летняя девочка купила мороженое;

6. 14-мальчик на заработанные во время каникул деньги купил диски с играми.

2 мин

2 балла

Выполняют задание № 2. Верные ответы:

-14-летняя девочка с письменного разрешения мамы-инвалида купила телевизор;

-16-летний юноша обменял свой планшет на телефон;

-когда родители были в отъезде, 10-летняя девочка купила мороженое;

-14-мальчик на заработанные во время каникул деньги купил диски с играми.

Целевая установка

      Можете ли Вы  представить себе современного  человека, живущего в обществе,  который не является участником гражданских правоотношений? Кто кроме людей может быть участником гражданских правоотношений?

1 мин

Усвоение нового материала

     Субъектами гражданских правоотношений являются физические лица (граждане), юридические лица (предприятия и организации), государство (РФ, субъекты федерации, муниципалитеты).                                                  

      Граждане (физические лица) обладают правоспособностью и дееспособностью.

3 мин

Записывают тему урока, оформляют схему в тетрадях.

Индивидуальная работа

Задание 3.   Индивидуальная работа с Главой 3 Гражданского Кодекса РФ

  1. Прочитайте статьи 17, 18, 21, 27, 29, 30 и сравните правоспособность и дееспособность гражданина. Результат занесите в таблицу

Вопросы для сравнения

Правоспособность

Дееспособность

1. Что называется правоспособностью и дееспособностью?

2. Что считается основанием возникновения правоспособности и дееспособности?

3. Что является основанием прекращения или ограничения правоспособности и дееспособности?

15 мин

12 баллов

Заполняют таблицу.

Вопросы для сравнения

Правоспособность

Дееспособность

1. Что называется правоспособностью и дееспособностью?

Способность иметь гражданские права и нести обязанности

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их

исполнять их

2. Что считается основанием возникновения правоспособности и дееспособности?

возникает в момент рождения

По достижению 18 лет

Вступление в брак до 18 л

Эмансипация

3. Что является основанием прекращения или ограничения правоспособности и дееспособности?

прекращается смертью

-Ограничение вследствие злоупотребления алкоголем и наркотиками

- Признание недееспособным вследствие психического расстройства

Задание 3.2* Прочитайте статьи 26 и 28 и выявите общее и особенное в дееспособности малолетних и несовершеннолетних.

  Используя карточку №3 составьте одно сравнения на общее и одно сравнения на особенное.

3 балла

         Возможные варианты ответов:

         Так же, как и малолетние несовершеннолетние вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Кроме мелких бытовых сделок, которые могут совершать малолетние, несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами.  И др.

Простая кооперация

Делит класс  на 3 группы, распределяет задания для обсуждения:

     1 группа - сравнение дееспособности и правоспособности;

     2 группа – общее  в дееспособности малолетних и несовершеннолетних;

     3 группа -  особенное в дееспособности малолетних и несовершеннолетних.

5 мин

Обсуждение в группе

Сложная кооперация

5 мин

Выступление от групп. Самопроверка выполнения заданий. Выставление себе баллов.

Задание 4.   Определите, для каких из перечисленных случаев нужно иметь гражданскую дееспособность, а для каких достаточно гражданской правоспособности:

а) быть владельцем дома,

б) покупать мотоцикл,

в) быть автором художественного произведения,

г) заключать договор на использование художественного произведения,

д) брать на хранение ценные вещи,

е) быть квартиросъемщиком,

ж) иметь счет в банке,

з) пользоваться жилым помещением,

и) быть собственником имущества, доставшегося по наследству.

Запишите в таблицу выбранные варианты:

дееспособность

правоспособность

2 мин

2 балла

Выполняют задание № 4. Верные ответы:

дееспособность

правоспособность

б, г, д, е

а, в, ж, з, и

Индивидуальная работа

Задание 5.   Составьте схему «Дееспособность граждан», используя понятия:

Граждане,     дееспособные,        недееспособные,    ограниченно дееспособные, вступившие в брак до 18 лет,      совершеннолетние,      эмансипированные, малолетние,        несовершеннолетние,     ограниченные в дееспособности, дети до 6 лет,     признанные недееспособными

4 мин

4 балла

Выполняют задание № 5. Верные ответы:

Рефлексия учебной деятельности

Организует самооценку обучающимися своих действий.

2 мин

Подсчитывают баллы и определяют свою оценку.

Домашнее задание

Комментирует оценки и домашнее задание.

        

Записывают задание в дневники. Получают карточки с домашним заданием.

Домашнее задание. Решите задачи

1.    Решением местной администрации семнадцатилетней Васильевой было разрешено вступить в брак с Федоровым до достижения восемнадцатилетнего возраста. После регистрации брака, Васильева решила продать дом, перешедший к ней по завещанию от бабушки. Родители Васильевой возражали против этой сделки. Они  обратились с иском в суд о признании заключенного договора недействительным, как совершенного их несовершеннолетней дочерью без их согласия.       Решите дело

2. Двенадцатилетний Александр принимал участие в съемках художественного фильма, за что ему было выплачено вознаграждение в сумме 5 тыс. руб. На эти деньги он приобрел канцелярские принадлежности: авторучку, пенал и дорогую записную книжку. Родители Александра посчитали, что он неразумно потратил деньги, отнесли покупки обратно в магазин и потребовали от директора принять их обратно. Директор отказался удовлетворить требование родителей.  Кто прав в возникшем споре? Изменится ли решение, если вознаграждение было получено отцом Александра Васильева, который передал деньги сыну со словами: «Можешь сам распорядиться своим заработком»?

3. 14-летний Алексей Синицын устроился на работу в общество с ограниченной ответственностью. Через несколько месяцев к директору Общества пришел его отец и рассказал, что Алексей неразумно расходует свой заработок: приобретает очень дорогие вещи, посещает кафе и т.п. В то же время семья испытывает материальные затруднения, поскольку в семье есть еще двое малолетних детей. К тому же мать Алексея является нетрудоспособной по состоянию здоровья. Директор с пониманием отнесся к проблемам семьи и распорядился выдавать Алексею на руки только часть зарплаты, а остальную часть выдавать его родителям. Правильно ли поступил директор?

Верные ответы:

Задача № 1

Поскольку в пункте 2, статьи 21 Гражданского кодекса РФ указывается «в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак», а семнадцатилетняя Васильева брак зарегистрировала, следовательно,  сделка купли-продажи будет признана действительной.

Задача № 2.

Поскольку в пункте 2, статьи 28 Гражданского кодекса РФ указывается «малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки…», а покупка дорогостоящей записной книжки таковой не является, следовательно, сделка купли-продажи будет признана не действительной.

Задача № 3

Поскольку в пункте 2, статьи 26  Гражданского кодекса РФ указывается «несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя  распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами», а Алексей Синицын является несовершеннолетним, следовательно, директор поступил не верно.


Приложение № 1        

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА)

Статья 17. Правоспособность гражданина

1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.

2. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Статья 18. Содержание правоспособности граждан

Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Статья 21. Дееспособность гражданина

1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. ////

4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами.

Статья 27. Эмансипация

1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда./////////

Статья 28. Дееспособность малолетних

1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

Статья 29. Признание гражданина недееспособным

1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

2. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун./////

Статья 30. Ограничение дееспособности гражданина

1. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.////


Приложение № 2

 Субъекты гражданского права. Физические лица.

Задание 1.   Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют:

1 Гражданин был принят на работу в должности механика              а) Трудовое

2 Суд установил опеку над несовершеннолетним                              б) Семейное

3 Гражданину был предоставлен  ежегодный отпуск                         в) Уголовное

4 Гражданин был признан виновным в краже                                     г) Гражданское

5 Принята поправка в федеральный закон                                           д) Конституционное

6 Гражданин вступил в права наследника                                           е)Административное

7 Президент подписал указ о помиловании

8 За превышение скорости на гражданина наложили штраф

Запишите в таблицу выбранные буквы:

1

2

3

4

5

6

7

8

 

4 балла

Задание 2.   Найдите в приведенном списке отношения, которые относятся к гражданским правоотношениям и обведите номера, под которыми они указаны:

  1. -15-летний мальчик украл у частного лица велосипед
  2. -14-летняя девочка с письменного разрешения мамы-инвалида купила телевизор
  3. -18-летний юноша без согласия родителей стал волонтером
  4. -16-летний юноша обменял свой кассетник на фотоаппарат
  5. -когда родители были в отъезде, 10-летняя девочка купила мороженное
  6. -14-мальчик на заработанные во время каникул деньги купил видеокассеты с мультфильмами

2 балла

Задание 3.   Индивидуальная работа с Главой 3 Гражданского Кодекса РФ

  1. Прочитайте статьи 17, 18, 21, 27, 29, 30 и сравните правоспособность и дееспособность гражданина. Результат занесите в таблицу

Вопросы для сравнения

Правоспособность

Дееспособность

1. Что называется правоспособностью и дееспособностью?

2. Что считается основанием возникновения правоспособности и дееспособности?

3. Что является основанием прекращения или ограничения правоспособности и дееспособности?

3.2 Прочитайте статьи 26 и 28 и выявите общее и особенное в дееспособности малолетних и несовершеннолетних.

  Используя карточку №3составьте два сравнения на общее и два сравнения на особенное.

12 баллов

3 баллов

Задание 4.   Определите, для каких из перечисленных случаев нужно иметь гражданскую дееспособность, а для каких достаточно гражданской правоспобности:

а) быть владельцем дома

б) покупать мотоцикл

в) быть автором художественного произведения

г) заключать договор на использование художественного произведения

д) брать на хранение ценные вещи

е) быть квартиросъемщиком

ж) иметь счет в банке

з) пользоваться жилым помещением

и) быть собственником имущества, доставшегося по наследству

Запишите в таблицу выбранные варианты:

дееспособность

правоспособность

2 балла

Задание 5.   Составьте схему «Дееспособность граждан», используя понятия:

Граждане,     дееспособные,        недееспособные,    ограниченно дееспособные, вступившие в брак до 18 лет,      совершеннолетние,      эмансипированные, малолетние,        несовершеннолетние,     ограниченные в дееспособности, дети до 6 лет,     признанные недееспособными

4 балла

Домашнее задание. Решите задачи

1.    Решением местной администрации семнадцатилетней Васильевой было разрешено вступить в брак с Федоровым до достижения восемнадцатилетнего возраста. После регистрации брака, Васильева решила продать дом, перешедший к ней по завещанию от бабушки. Родители Васильевой возражали против этой сделки. Они  обратились с иском в суд о признании заключенного договора недействительным, как совершенного их несовершеннолетней дочерью без их согласия.       Решите дело

2. Двенадцатилетний Александр принимал участие в съемках художественного фильма, за что ему было выплачено вознаграждение в сумме 5 тыс. руб. На эти деньги он приобрел канцелярские принадлежности: авторучку, пенал и дорогую записную книжку. Родители Александра посчитали, что он неразумно потратил деньги, отнесли покупки обратно в магазин и потребовали от директора принять их обратно. Директор отказался удовлетворить требование родителей.  Кто прав в возникшем споре? Изменится ли решение, если вознаграждение было получено отцом Александра Васильева, который передал деньги сыну со словами: «Можешь сам распорядиться своим заработком»?

3. 14-летний Алексей Синицын устроился на работу в общество с ограниченной ответственностью. Через несколько месяцев к директору Общества пришел его отец и рассказал, что Алексей неразумно расходует свой заработок: приобретает  дорогие вещи, посещает кафе и т.п. В то же время семья испытывает затруднения, поскольку в семье есть еще двое малолетних детей. К тому же мать Алексея является нетрудоспособной по состоянию здоровья. Директор с пониманием отнесся к проблемам семьи и распорядился выдавать Алексею на руки только часть зарплаты, а остальную часть выдавать его родителям. Правильно ли поступил директор?

3 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках обществознания и во внеурочное время" - 2013 г.

Статья написана как итоговая работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...

презентация к уроку обществознания 9 класс "Права человека"

Данная презентация позволяет раскрыть вопрос об истории формирования прав человека, показать место, которое занимает этот вопрос в современном мире. Используя презентацию на уроке можно сформировать п...

урок обществознания 9 класс "Право"

Урок изучения нового материала на основе презентации, практической работы с Конституцией РФ...

Проверочная работа «Субъекты гражданского права. Дееспособность и правоспособность»

Проверочная работа по праву для 10 класса (профильный уровень) «Субъекты гражданского права. Дееспособность и правоспособность»...

Субъекты гражданского права

Презентацию по праву к учебнику Боголюбова Л.В.Право 11 класс( профильный уровень)Освещает тему : Субъекты гражданского праваРассматриваются вопросы, связанные с участниками гражданско-правовых отноше...

субъекты Гражданского права

презентация к уроку "Субъекты ГП"...