Урок религия как форма духовной культуры
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Зайцев Евгений Владимирович

Урок включает в себя понятие "религия", мировые религии, религиозные организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon religiya_kak_odna_iz_form_kultury_8_klass.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»

8 класс

Дата 11.12.2018

Тип урока: урок новых знаний

Цели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий религия, религиозное сознание, мировые религии, религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный конфликт; характеризовать признаки религиозного сознания; оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи мировых религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и религиозное сознание.

Метапредметные:1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом;

3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фиксировать информацию ; давать определение понятий.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследовательской деятельности, 

План урока:

  1. Определение религия
  2. Мировые религии
  3. Религиозные организации

 Орг. начало урока.

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

-С какой сферой мы начали знакомство? (духовной)

-Что мы с вами уже изучили? (образование, совесть, наука, мораль….

-ответы на вопросы рубрики «в классе и дома» - стр.91

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Какие ассоциации вызывает у вас слово « религия» ? (Бог, вера, божество, христианство, крест, душа, ислам, буддизм, пророк, духовенство, церковь, мечеть)

 Эпиграф

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв

Какова тема сегодняшнего урока?

3. Изучение нового материала

Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно 40 тыс. лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «Мнение» с. 95 спросить одного ученика с места).

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.  

Исторические формы развития религии бывают:

  • Племенные Что мы о них знаем ?
  • Национальные Назовите их.

Вспомнить истки зарождения религий в истории

Видеоролик

https://www.youtube.com/watch?v=X1BsL7zF11c

-Перечислите мировые религии (христианство, ислам, буддизм)

-Прежде чем мы перейдем с Вами к следующему пункту плана давайте заслушаем небольшие сообщения Ваших одноклассников, которые дома подготовились и сейчас хотят поделиться с нами нужной информацией, которая касается мировых религий. Сейчас мы предоставим слово нашим выступающим.

1. Особенности религиозной веры.

-А сейчас ребята, давайте поработаем в группах, при этом Вамразрешается негромко обсуждать вопросы и ответы.

Прочитав текст учебника на с. 96 попробует обозначить«Особенности религиозной веры»

2. Роль религии в жизни общества.

Работа с учебником  текст на с.97-98 обозначит задачи которые религия выполняет в обществе.

3. Религиозные организации и объединения

Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят: (запись в рабочий лист)

-церковь

-секты

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Найдите в учебнике на с.98, 99 текст характеризующий каждую из этих организаций.

1 ученик - Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

2 ученик - Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

-Какие черты характерны для секты: замкнутость, (обособленность, претензии на исключительность своей роли, абсолютная нетерпимость к инакомыслию)

3 ученик -Организация

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации провозглашает себя и признается ее участниками Богом (его новым воплощением) и носителем Абсолютной истины.

4. Свобода совести, свобода вероисповедания.

-Ребята, у Вас на партах лежит Конституция РФ, напоминаю Вам, это наш основной и главный закон, которой действует на всей нашей страны. Конституции РФ провозглашены: (ст.28)

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

-Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

 Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

Таблица в тетрадь.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.

4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного

-Проверим насколько вы хорошо усвоили новый материал.

Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя».

5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания

1. § 12 читать, пересказ.

2. Для оценки «4» выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома» на с.101 учебника

3. Для оценки «5» написать эссе на тему: «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе» (Т.Харли)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для 8 класса "Религия как одна из форм культуры" раздел "Сфера духовной культуры"

Тема очень важна для формирования мировоззрения школьников, поэтому в презентации предложено достаточное количествозаданий на размышление....

Конспект урока в 9 классе "Духовная культура Серебряного века".

Методическая разработка урока в 9 классе "Духовная культура Серебряного века" содержит четко поставленные  цель урока и задачи )образовательные, развивающие и воспитательные)....

«Создание и использование нестандартного оборудования в организации и обеспечении учебно-воспитательного процесса на уроках (и внеурочной формы) физической культуры»

Целью данного мастер-класса было повысить желание педагогов к использованию нестандартного оборудования в работе с учениками. Поставленные задачи были выполнены полностью....

Презентация по обществознанию по теме "Религия как элемент духовной культуры. Мировые религии".

Презентация является дополнением к занятию при изучении темы "Религия"...

презентация к уроку "Содержание и формы духовной деятельности"

презентация куроку  по обществознанию 10-11 класс...

Урок по обществознанию (8 класс) Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»

Тип урока: урок новых знанийЦели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.Планируемые результаты: предметные:...

Презентация к уроку "Религия как форма культуры" 8 класс Обществознание

Презентация к уроку "Религия как форма культуры" 8 класс Обществознание...