рабочая программа по обществознанию для 6-9 класса ФГОС 2018-2019 учебный год
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс)

Екатерина Григорьевна Шулепова

программа по обществознанию для 6-9 классов ФГОС  на 2018-2019 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

H:\скан история\история 2 001.jpg


Программа по обществознанию ФГОС 6-9 класс.

        Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного образовательного  стандарта основного общего образования и на основе  авторской рабочей программы по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016г.)

Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.    

Пояснительная записка.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•        развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

•         воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

•        освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

•        формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Национально- региональный компонент(НРК).

Особенностью рабочей программы является введение  тем по истории, культуре,  социально-экономическому развитию Республики Коми. Введение данных тем на уроках способствует формированию у учащихся гражданской ответственности, социального мышления, успешной социализации личности.

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сфере гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и народов, проживающих на территории Республики  Коми, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности;

формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, социального мышления и способности к успешной социализации в обществе;

воспитание приверженности к  традиционным национальным  ценностям, положенным в основу законов Республики Коми;

освоение системы знаний о деятельности жителей Республики Коми, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений в республике, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;

овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для позитивного участия в жизни Республики Коми.

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.  

    Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие,  игры-обсуждения, проектная деятельность.

. При реализации программы ориентируемся на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:

  • Школьную лекцию.
  • Семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных дополнительных материалов из хрестоматий и других источников.
  • Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и из заданий, ориентированных на вторую и третью часть Единого государственного экзамена.
  • Самостоятельные работы школьников с учебником, задания, направленные на групповую форму.
  • Написание сочинений-эссе.
  • Уроки-презентации, творческие лаборатории, уроки-проекты и др.
  • Уроки с использованием мультимедиа.

Формы организации учебного процесса

  • классно-урочная;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • индивидуально-групповая;
  • фронтальная;
  • практикумы;
  • проектно-исследовательская.

Место предмета «Обществознание» в учебном плане.

        Срок реализации программы- 4 года

Обществознание в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на  четыре года обучения составляет 140 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

        Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

                           Общая характеристика программы.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Характеристика курса.

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностям построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (6-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются  элементарные  научные  представления  об  обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики -потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения.На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «Обществознание»

        Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

        

        Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

        

        Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Предметные результаты

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • приводить примеры основных видов деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  • характеризовать специфику норм права;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;
  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  • описывать явления духовной культуры;
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • оценивать роль образования в современном обществе;
  • различать уровни общего образования в России;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  • раскрывать роль религии в современном обществе;
  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  • описывать основные социальные роли подростка;
  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  • раскрывать основные роли членов семьи;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;
  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
  • раскрывать достижения российского народа;
  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;
  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
  • характеризовать гражданские правоотношения;
  • раскрывать смысл права на труд;
  • объяснять роль трудового договора;
  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
  • Тематическое планирование.
  • Тематическое планирование по обществознанию для 6 класса

Наименование раздела

Количество уроков

1

Введение

1

2

Общество. Сферы общества

2

2

Человек  в социальном измерении

12

3

Человек среди людей

10

4

Нравственные основы жизни.

9

6

Итоговое обобщение

1

ИТОГО

35

  • Тематическое планирование по обществознанию для 7 класса

Название раздела, темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Регулирование поведения людей в обществе

15

3

 Человек в экономических отношениях

13

4

Человек и природа

5

7

Итоговое повторение.

2

ИТОГО

35

  • Тематическое планирование по обществознанию для 8 класса

Наименование раздела

Количество уроков

1

Введение

1

2

Личность и общество

6

3

Сфера духовной культуры

8

4

Экономика

13

5

Социальная сфера

7

6

Итоговое обобщение

1

ИТОГО

36

  • Тематическое планирование по обществознанию для 9 класса

Наименование раздела

Кол.уроков

1

Введение

1

2

Общество как система

2

3

Политическая  сфера общества.

11

4

Человек и его права.

19

6

Итоговое обобщение

1

ИТОГО

34

Содержание учебного предмета

Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Природа человека. Отличие человека от  животных. Мышление и речь.

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности. Агенты  социализации. Выдающаяся  личность.  Выдающиеся личности в истории нашей страны. Выдающиеся личности Республики Коми. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Человек познает мир. Познание человеком мира и самого себя. Самооценка, роль самооценки в формировании  личности, самопознание.Способности человека. Задатки, талант, гениальность.

Роль деятельности в жизни человека и общества. Деятельность человека и  её основные  формы.(труд, игра, учение). Мотивы деятельности . Связь между деятельностью и формированием личности. Потребности человека. Иерархия потребностей. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными  возможностями и  особыми потребностями.

  Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Труд и образ жизни  людей как создаются материальные блага. Готовимся выбирать профессию. Межличностные отношения. Человек и его ближайшее окружение .Роль чувств в отношениях между людьми. Человек в малой группе. Социальные группы(большие и малые).

Группы формальные и неформальные.  Лидеры. Лидерство. Личные и деловые отношения.

Референтные группы. Групповые нормы. Общение. Цели, формы, средства общения. Стили общения. Особенности общения в   со сверстниками, старшими и младшими.

Межличностные отношения. .Межличностные конфликты ,причины их  возникновения.. Агрессивное  поведение. Пути решения конфликта. Конструктивное решение конфликта.

Человек славен добрыми делами.  Что такое человечность. Мораль. Золотое правило нравственности. Основы нравственного воспитания. Смелость. Смелость и отвага. Страх - защитная реакция  человека. Преодоление  страха. Человек и человечность. Гуманизм и- уважение и любовь  к людям. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Общественные отношения. Взаимосвязь общества и природы. Природа Республики Коми и её охрана.

Развитие общества. Общественный прогресс. Типы обществ.

Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма Человек- часть природы. Взаимосвязь человека и природы . Проблема загрязнения окружающей среды.. Экологическая ситуация в современном мире.  Законы Российской Федерации  ,  направленные на  охрану природы. Экологический кризис и пути его разрешения. Главные правила  экологической морали. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.. Обычаи, традиции, общественные нравы. Общественные нравы, традиции и обычаи. Традиционные праздники  коми народа. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Права и обязанности граждан. Права и свободы человека и гражданина в  РФ.  Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Долг общественный и долг моральный Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Закон и правопорядок в обществе. Необходимость  соблюдения законов. Закон и справедливость. Закон и границы свободы поведения. Защита Отечества- долг и обязанность. Защита Отечества.  Регулярная армия.  Военная служба.  Важность  подготовки к исполнению  воинского долга. Дисциплина- необходимое условие  существования общества и человека.  Общеобязательная и  специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание Ответственность за нарушение законов. Понятие правонарушения и преступления. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы  Российской Федерации.. Полиция, адвокатура, нотариат. Судебная система  Российской Федерации.

Сфера духовной культуры

Сфера духовной жизни. И её особенности .Культура личности в обществе.  Тенденции развития культуры  в современной России. Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.. Деятельность Коми отделения РАН.Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Система образования в Республике Коми.Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. История Объячевской средней школы. Самообразование. Религия как  одна  из форм культуры. Роль религии  в культурном развитии.  Религиозные организации  объединения. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.Атеизм. Деятельность Стефана Пермского. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Учреждения  культуры  Республики Коми. Развитие культуры в Республике Коми.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность Многообразие социальных групп. Социальные статусы и роли. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Моя семья( родословная моей семьи). Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.Россия – многонациональное государство. Республика Коми - многонациональная  республика. Социальная политика Российского государства.Социальная политика в Республике Коми.

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Выборы на территории Республики Коми. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России.Конституция Республики Коми.Символика Республики Коми. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы  Российской Федерации. Полиция, адвокатура, нотариат..Система власти в Республике Коми.Гражданство Российской Федерации.

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Защита  прав и интересов детей, оставшихся без  попечения родителей.

Основы российского законодательства.

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственность за нарушение законов. Понятие правонарушения и преступления. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Опасный путь преступной жизни..Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Главные вопросы  экономики. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники  экономики :производители и потребители.Товары и услуги. Мастерство работника.  Профессионализм и  профессиональная успешность.  Труд и заработная плата. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.  Экономический выбор и альтернативная стоимость. Производство   основа экономики. Производство :затраты, выручка, прибыль. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Экономическая система и её функции. Рыночная экономика. Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие. Законы рыночной экономики. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Новые технологии и их возможности. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.. Исторические формы денег. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Виды и формы  бизнеса. Роль предпринимательства в    развитии  экономики. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. Цели фирмы и её основные  организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.Безработица, её причины и последствия. Причины безработицы в Прилузском районе.  Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Собственность. Право собственности.  Формы собственности.  Защита прав собственности. Прожиточный минимум.  Права потребителей.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы

Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Экономика семьи.  Расходы  и доходы семьи. Прожиточный минимум. Распределение доходов.  Неравенство доходов. Экономические меры   социальной поддержки населения. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Мировое хозяйство. Мировая торговля

Тематическое планирование.

Тематическое планирование по обществознанию для 6 класса

Наименование раздела

Количество уроков

1

Введение

1

2

Общество. Сферы общества

2

2

Человек  в социальном измерении

12

3

Человек среди людей

10

4

Нравственные основы жизни.

9

6

Итоговое обобщение

1

ИТОГО

35

Тематическое планирование по обществознанию для 7 класса

Название раздела, темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Регулирование поведения людей в обществе

15

3

 Человек в экономических отношениях

13

4

Человек и природа

5

7

Итоговое повторение.

2

ИТОГО

35

Тематическое планирование по обществознанию для 8 класса

Наименование раздела

Количество уроков

1

Введение

1

2

Личность и общество

6

3

Сфера духовной культуры

8

4

Экономика

13

5

Социальная сфера

7

6

Итоговое обобщение

1

ИТОГО

36

Тематическое планирование по обществознанию для 9 класса

Наименование раздела

Кол.уроков

1

Введение

1

2

Общество как система

2

3

Политическая  сфера общества.

11

4

Человек и его права.

19

6

Итоговое обобщение

1

ИТОГО

34

Ведущими методами  и способами проверки  знаний, умений, навыков являются

-  устный опрос,

- тестирование

- анализ текста

-технологии критического мышления,

-игровые технологии,

- практические работы

- творческие работы, рефераты, сообщения, доклады

- зачеты

- контрольные работы в конце каждого раздела

Критерии оценивания.

Оценка «пять» ставится за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение применять знания и излагать их логично, в соответствии с нормами литературной речи. Оценка не снижается, если в развёрнутом ответе имеют место одна-две несущественные неточности (оговорки, описки и т.п.); за правильный, глубокий, точный ответ на сложный вопрос или за отличное исправление ошибочного ответа.

        Оценка «четыре» ставится за ответ такого же уровня, но при наличии некоторой неполноты знаний или одной-двух несущественных неточностей и ошибок.

        Оценка «три» ставится за ответ, обнаруживающий знание основных положений темы, однако при наличии значительной неполноты знаний, за одну-две значительные ошибки, нарушение логики изложения, нормативной  литературной речи.

       Оценка «два» ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей  части материала темы или наиболее существенных её вопросов.

       Оценка «единица» ставится за отказ учащегося отвечать вообще или при полном незнании материала.

При выполнении тестовых работ оценка «пять» ставится, если работы выполнены от 100% до 90 % правильных ответов; «четыре» – если работы выполнены от 89% до 75 %правильных ответов; оценка «три» –  от 74 % до   55 % правильных ответов; оценка «два» ставится, если правильных ответов   менее 54%.

       При выполнении рефератов, сообщений, докладов оценка «пять» ставится, если тема полностью раскрыта, ответ аргументирован, ученик может ответить на любой заданный учителем вопрос и чётко ориентируется в материале своей работы. Оценка «четыре» ставится, если работа такого же уровня, но при наличии некоторой неполноты раскрытия темы; оценка «три» ставится, если тема раскрыта неполно, ученик не может чётко ответить на заданный учителем вопрос по материалу работы; оценка «два» выставляется, если тема не раскрыта, ученик обнаруживает незнание материала.

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература и УМК для учащихся.

  1. Программа по обществознанию  для 5-9 классов  к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, М., "Просвещение», 2016 год.
  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс: учебник для образовательных учреждений /. - М: Просвещение, 2014г.
  3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс: учебник для образовательных учреждений /. - М: Просвещение, 2017г.
  4. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8 класс: учебник для образовательных учреждений /. - М: Просвещение, 2014г.
  5. Боголюбов Л.Н.  Обществознание. 9 класс: учебник для образовательных учреждений   М: Просвещение, 2016г.
  6. Обществознание. Поурочные разработки по обществознанию, 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций./Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванов/М., «Просвещение», 2014 г.
  7. Обществознание. Поурочные разработки по обществознанию, 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций./Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванов.   М., «Просвещение», 2013 г.
  8. Обществознание 8 кл .: Поурочное планирование к учебнику Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. Степанько- Волгоград: Учитель, 2007
  9. Обществознание. Поурочные разработки по обществознанию, 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций./Л.Н.Боголюбов, Е.И.Жильцова/ М., «Просвещение», 2014 г.
  10. Рабочая тетрадь по обществознанию   6 класс , автор  Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова, М:»Просвещение»,2016г.
  11. Рабочая тетрадь по обществознанию   7 класс, автор О.А. Котова, Т.Е. Лискова, М: «Просвещение», 2016г.
  12. Рабочая тетрадь по обществознанию для 8 класса, автор О.А. Котова, Т.Е. Лискова,М: «Просвещение», 2017г.
  13. Рабочая тетрадь по обществознанию для 9 класса, автор О.А. Котова, Т.Е. Лискова,М: «Просвещение», 2016 г.


Календарно-тематическое планирование.

6 класс

№  урока

Тема

Кол.час.

1.

Введение. Путешествие  в мир знаний об обществе.(1 час)

1

    Тема 1             Общество. Сферы общества(2)

2

2

3

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Взаимодействие общества и природы.

Природа республики Коми и её охрана

ТемаII. Человек в социальном измерении (12)

4

Биологическое и социальное  в человеке. Черты сходства и различий человека и животного

1

5

Индивид, индивидуальность, личность. Качества сильной личности.

1

6

 Выдающиеся личности в истории нашей страны и республики Коми.

1

7

Человек познает мир. Познание мира и самого себя.

1

8

Познание мира и самого себя. Самопознание. Самооценка, роль самооценки в формировании  личности.самопознание.

1

9

Способности человека. Задатки, талант, гениальность. Практическая работа по тексту.

1

10

Роль деятельности в жизни человека и общества.

Деятельность человека и  её основные  формы.(труд, игра, учение)

1

11

Мотивы деятельности . Связь между деятельностью и формированием личности.

1

12

Потребности человека. Иерархия потребностей. Индивидуальный характер потребностей.

1

13

Люди с ограниченными  возможностями и  особыми потребностями.

1

14

Духовный мир человека. Мысли и чувства.

1

15

На пути к жизненному успеху. Труд и образ жизни  людей как создаются материальные блага. Готовимся выбирать профессию.

1

16

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

1

Тема III.Человек среди людей(10)

17

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми.

1

18

Сотрудничество и соперничество. Солидарность, толерантность, взаимопонимание.

1

19

Человек в группе. Социальные группы(большие и малые).

1

20

Группы формальные и неформальные. Лидеры. Лидерство. Личные и деловые отношения.

1

21

Референтные группы. Групповые нормы.

1

22

Общение. Цели, формы, средства общения. Стили общения.

1

23

Особенности общения в   со сверстниками, старшими и младшими.

1

24

Межличностные отношения. .Межличностные конфликты ,причины их  возникновения. Агрессивное  поведение.

1

25

Пути решения конфликта. Конструктивное решение конфликта.

1

26

Урок-практикум по теме «Человек среди людей».

2

Тема IV.Нравственные основы жизни.(9)

27

Человек славен добрыми делами.  Что такое человечность

1

28

Мораль. Золотое правило нравственности. Учимся делать добро.

1

29

Основы нравственного воспитания. Практическая работа.  

1

30

Смелость. Смелость и отвага.

1

31

Страх - защитная реакция  человека. Преодоление  страха.

1

32

Человек и человечность.

1

33

Гуманизм и- уважение и любовь  к людям.

1

34

Обобщающий урок по теме « Нравственные  основы жизни».  Гуманизм и человечность вокруг нас.

1

35

 Обобщение  по  курсу.

1

Итого по курсу 6 класса -35 час

7 класс

№  урока

Тема

Кол.час.

1

Введение. Курс обществознания в 7 классе. Что  мы знаем? Что  мы умеем?

1

Регулирование поведения в обществе(11 часов)

15

2

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе

Обычаи, традиции, общественные нравы. Традиционные праздники коми народа.

1

3

Права и обязанности граждан. Права и свободы человека и гражданина в  РФ.

1

4

Конституционные  обязанности  гражданина. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

1

5

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Защита  прав и интересов детей, оставшихся без  попечения родителей. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка

1

6

Закон и правопорядок в обществе. Необходимость  соблюдения законов.

1

7

Закон и справедливость. Закон и границы свободы поведения.

1

8

Защита Отечества- долг и обязанность.

1

9

Защита Отечества.  Регулярная армия.  Военная служба.  Важность  подготовки к исполнению  воинского долга.

1

10

Дисциплина- необходимое условие  существования общества и человека.  Общеобязательная и  специальная дисциплина.

1

11.

Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание

1

12.

Ответственность за нарушение законов. Понятие правонарушения и преступления.

13

Ответственность несовершеннолетних.

1

14

Правоохранительные органы  Российской Федерации.. Полиция, адвокатура, нотариат.

1

15

Судебная система  Российской Федерации.

1

16

Обобщающий урок по теме «  Регулирование  поведения людей в обществе»

1

Человек в экономических отношениях

13

17

Экономика и её роль  в   жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство.

1

18

Основные участники  экономики :производители и потребители.

1

19

Мастерство работника.  Профессионализм и  профессиональная успешность.  Труд и заработная плата.

1

20

Производство :затраты, выручка, прибыль.

1

21

 Производительность труда.  Новые технологии и их возможности.

1

22

Виды и формы  бизнеса. Роль предпринимательства в   в развитии  экономики.

1

23

Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.

1

24

Обмен. Товары и услуги. Торговля и её формы. Реклама в современном мире.

1

25

Деньги и её функции. Исторические формы денег.

1

26

Экономика семьи. Семейный бюджет.

1

27

Экономика семьи.  Расходы  и доходы семьи. Прожиточный минимум.

1

28

Практическое занятие по теме  « Человек в экономических отношениях»

1

29

Обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях»

Человек и природа

5

30

Человек- часть природы. Взаимосвязь человека и природы . Проблема загрязнения окружающей среды

1

31-32

Экологическая ситуация в современном мире.  Главные правила  экологической морали. Экологический кризис и пути его разрешения

2

33

Законы Российской Федерации  ,  направленные на  охрану природы.

1

34

Обобщающий урок по теме «Человек и природа»

1

35-36

Заключительные уроки по курсу.

2

 Всего по курсу 36 уроков.

8 класс

№ раздела

Название раздела

Количество

часов

№ урока

Тема урока

1

Введение

1

1

Введение. Курс обществознания в 8 классе.

II глава Личность и общество( 6 часов. )

2

Общество как форма жизнедеятельности людей. Сферы общества и их взаимодействие.  Общественные отношения.

3

Развитие общества. Глобальные проблемы современности.

4

Природа человека. Отличие человека от  животных. Мышление и речь.

5.

Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры.

6

Социализация личности. Агенты  социализации.

7

Практикум по теме: « Личность и общества»

 Глава III. Сфера духовной культуры и ее особенности.  (8 часов)

8

. Культура, ее многообразие и основные формы.Сфера духовной жизни и  её особенности. Культура личности в обществе.  Тенденции развития культуры  в современной России

9

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и  гражданственность.

10

Долг и совесть. Долг общественный и долг моральный.

11

Моральный выбор – это ответственность. Свобода и ответственность.

12

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Система образования в Республике Коми. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация

13

Наука в современном обществе. Роль науки    в  современном обществе. Деятельность Коми отделенияРАН.

14

Религия как одна из форм культуры. Мировые религии.  Роль религии  в культурном развитии.  Религиозные организации  объединения. Свобода  совести. Атеизм.

15

Практическое занятие  по  теме : «Сфера духовной жизни».

Глава IV Экономика. (13 часов)

16

Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

17

Главные вопросы  экономики. Экономическая система и её функции. Типы экономических систем.

18

Собственность. Право собственности.  Формы собственности.  Защита прав собственности

19

Рыночная экономика. Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие. Законы рыночной экономики.

20

Производство- основа экономики. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация

21

Предпринимательская деятельность. Цели фирмы и её основные  организационно-правовые формы.

22

Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

23

Распределение доходов.  Неравенство доходов. Экономические меры   социальной поддержки населения.

24

Потребление. Семейное потребление.  Прожиточный минимум.  Права потребителей.

25

Инфляция и семейная экономика. Роль банков в экономике.  Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

26

Безработица, её причины и последствия. Роль государства  в обеспечении занятости. Востребованные профессии на рынке труда.

27

Мировое хозяйство. Мировая торговля.

28

Контрольная работа по теме  «Экономика»

Глава  V Социальная сфера общества. (7 часов)

29

Социальная структура общества. Социальная мобильность Многообразие социальных групп. Социальные общности и группы.

30

Социальные конфликты и пути их решения.  Изменения  социальной структуры с переходом в постиндустриальном общество.

31

Социальные статусы и роли. Основные социальные роли в подростковомвозрастеГендерное поведение.

32

Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Республика Коми - многонациональная  республика

33

Межнациональные отношения в современном обществе. Понятие толерантности.

34

Отклоняющееся поведение.  Социальная значимость здорового образа жизни.

35

. Социальная политика Российского государства. Социальная политика в Республике Коми.

Итоговое повторение по курсу обществознания

36

Итоговое повторение по курсу обществознания

9 класс

Название раздела, темы

Кол.

часов

содержание

1

Введение.

1

  1. Науки о человеческом обществе.

2

Общество как система

2

  1. Общество, признаки, сферы.
  2. Общество как динамичная система

3

Политическая  сфера общества.

11

  1. Политика и власть. Роль политики  в жизни общества.
  2. Понятие и признаки государства.
  3. Формы государства (формы правления и формы государственно - территориального устройство).                        
  4. Политические режимы. Демократия, ее развитие в современном мире.
  5. Практическая работа "Формы государства»      
  6. Правовое государство и его признаки. Разделение властей.Система власти в РК
  7. Гражданское общество и  местное самоуправление.Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
  8. Участие граждан в политической жизни.  Выборы, референдум. Опасность политического экстремизма. Выборы на территории РК
  9. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
  10. Влияние СМИ на политическую жизнь.  СМИ в Республике Коми
  11. Контрольно – обобщающий урок по разделу "Политическая сфера общества"

4

Человек и его права.

19

  1. Право, его роль в жизни  общества и  государства.  Нормы права.
  2. Источники права. Нормативно - правовой акт. Система  законодательства.
  3. Понятие правоотношений и  субъекты права.
  4. Признаки и виды  правонарушений.
  5. Понятие и виды  юридической ответственности. Презумпция невиновности.
  6. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат.
  7. Конституция Российской Федерации.Конституция Республики Коми
  8. Основы конституционного строя. Лабораторная работа.
  9. Органы государственной   власти в Российской Федерации.  Разделение властей в РФ. Президент России и его полномочия. Лабораторная работа.
  10. Права и свободы в  человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации
  11. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
  12. Гражданские правоотношения. Право собственности.  Основные виды гражданско-правовых договоров.Права потребителя.
  13. Семейные правоотношения. Права  и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения.
  14. Право на труд и трудовые правоотношения.
  15. Трудоустройство несовершеннолетних. Практическая работа.Трудоустройство подростков в Прилузском районе.  ЦЗН
  16. Административные правоотношения, правонарушения и виды административной ответственности.
  17. Основные понятия и  институты уголовного права.  Пределы  допустимой обороны.Причины преступлений в Прилузском районе
  18. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
  19. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

5

Итоговое повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для у...

Рабочая программа по обществознанию 6 класс ФГОС

Рабочая программа разработана  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нравственного развития и...

Рабочая программа по обществознанию. 5 класс. ФГОС.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по обществознанию 7 класс (ФГОС)

Рабочая программа для 7 класса (учебник Боголюбова) составлена в соответствии ФГОС содержит пояснительную записку и учебно-тематическое планирование...

Рабочая программа по обществознанию 7 класс (ФГОС)

Рабочая программа для 7 класса (учебник Боголюбова) составлена в соответствии ФГОС содержит пояснительную записку и учебно-тематическое планирование...

рабочая программа по обществознанию 6 класс ФГОС 2014г.

Рабочая программа по обществознанию в 6 классе разработана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации и соответствует требованиям Фед...

Рабочая программа по Обществознанию 5-9 кл. 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа по Обществознанию 5-9 кл. 2018-2019 учебный год....