Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Гулянская Валентина Александровна

Рабочая программа по обществознанию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obshchestvoznanie_avtomehanik.docx92.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА И КАДЕТСКИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАЦИНСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУДб.12. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(включая экономику и право)

п. Жирнов

2018 г.

Одобрена        УТВЕРЖДАЮ              

методической  комиссией                                        Заместитель  директора

преподавателей общеобразовательного                  по учебно-методической работе

цикла                                                                  ______________  В.А. Гулянская

Протокол  №  1

от  «31»  августа  2018 г.               

Председатель методической комиссии

преподавателей общеобразовательного  

цикла   ___________ О.С. Комашко        

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУДб.12. Обществознание (включая экономику и право) предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.03 Автомеханик на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.

Программа разработана с учетом ФГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями), ФГОС среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик (Приказ Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 г.  №701 «Об утверждении ФГОС СПО по профессии 190631.01 Автомеханик» (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 20.08.2013 г. № 29498), требований Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, предъявляемым к содержанию и предметным результатам освоения учебной дисциплины (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), технического профиля профессионального образования.

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Обществознание для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной к использованию при реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Организация-разработчик: ГБПОУ РО «ТККТ»

Разработчик:

Гулянская Валентина Александровна,

преподаватель, ГБПОУ РО «ТККТ»

Рецензенты:

Шеваков И.А., учитель, МБОУ Исаевская ООШ

Комашко О.С., председатель методической

комиссии преподавателей общеобразовательного  

цикла, ГБПОУ РО «ТККТ»

СОДЕРЖАНИЕ

Рецензии

Пояснительная записка

Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание»

Место учебной дисциплины в учебном плане

Результаты освоения учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности студентов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Обществознание»

Литература

Рецензия

 на  рабочую  программу по  обществознанию, разработанную  

преподавателем Гулянской  В. А. по профессии «Автомеханик».

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательной учебной дисциплины Обществознание для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и технического профиля профессионального образования, что предполагает  реализацию  компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного  подхода в обучении.

Программа  представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание программы входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

        Особое значение придается развитию навыков самостоятельного поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания социальных фактов и явлений.

Рецензент:

учитель истории и обществознания МБОУ Исаевская ООШ __________  И.А.Шеваков

Рецензия

на  рабочую  программу  по  обществознанию, разработанную  преподавателем  Гулянской  В. А. по профессии «Автомеханик».

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право)  предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования по профессии технического профиля 23.01.03 Автомеханик.

Содержание программы обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Данная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа предусматривает осуществление межпредметных связей с целью повышения учебной мотивации и качества знаний обучающихся.

Программа призвана помочь осуществлению обучающимися  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В рабочей программе уточнены тематика рефератов, распределение учебных часов по разделам и темам, виды самостоятельных работ, тематика и количество практических работ.

Программа  предполагает  региональный казачий  компонент, на реализацию которого отводится 10 % учебного времени и который призван способствовать воспитанию патриотизма, нравственных качеств.

Рецензент:

Председатель методической комиссии

преподавателей общеобразовательного цикла _______________   О.С. Комашко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессии технического профиля «Автомеханик».

Программа разработана с учетом ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования, требований Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, предъявляемым к содержанию и предметным результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», технического профиля профессионального образования и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы  направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
  • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
  • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
  • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
  • формирование мотивации к общественно-полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) по профессии технического профиля 23.01.03 Автомеханик:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • ОК  2.  Организовывать  собственную  деятельность,  исходя  из  цели  и  способов  ее достижения, определенных руководителем;
  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • ОК 5.    Использовать    информационно-коммуникационные    технологии    в профессиональной деятельности;
  • ОК  6.  Работать  в  команде,  эффективно  общаться  с  коллегами,  руководством, клиентами;
  • ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику и количество практических работ, рефератов (сообщений, проектов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии «Автомеханик».

Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы может быть уменьшено в зависимости от количества консультаций в данном учебном году.

Формами текущего контроля знаний являются:

- устный опрос,

- контрольная работа,

- самостоятельная работа,

- практическое занятие,

- семинарское занятие,

- творческие работы,

- тестирование.

Входной контроль  осуществляется  в  форме  контрольной работы. Контроль знаний за первый курс обучения осуществляется в форме контрольной работы.

Текущий контроль знаний осуществляется в соответствии  с тематическим планом и перспективно-тематическим планом в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую дисциплину. Текущий контроль успеваемости студентов осуществляется по пятибалльной системе. Критерии оценивания сообщаются обучающимся в начале изучения учебной дисциплины и непосредственно перед выполнением работы.

Текущий контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированного зачета за счет времени, отведенного на учебную дисциплину непосредственно после завершения  освоения программы. Оценивается по пятибалльной системе. Форма проведения и критерии оценивания сообщаются обучающимся в начале изучения учебной дисциплины  и непосредственно перед дифференцированным зачетом.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как, философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, о развитии человека и общества, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.

Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, о проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальным и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Содержание учебной дисциплины построено на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут какв освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы.

В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

Изучение обществознания имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении профессии технического профиля профессионального образования «Автомеханик» изучается интегрированная учебная дисциплина «Обществознание», включая экономику и право, на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

Материал, выделенный курсивом, контролю не подлежит.

Программа  предполагает  региональный казачий  компонент, на реализацию которого отводится 10 % учебного времени и который введен в программу, являясь ее органичной частью, способствующей воспитанию патриотизма, чувств гордости и уважения к историческому прошлому своего народа.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

В учебном плане ППКРС по профессии «Автомеханик» место учебной дисциплины в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Выделять черты социальной сущности человека;
  • определять роль духовных ценностей в обществе;
  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
  • различать виды искусства;
  • соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
  • выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
  • различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
  • выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
  • анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
  • различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
  • выявлять особенности научного познания;
  • различать абсолютную и относительную истины;
  • иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
  • выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

  • Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
  • приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
  • формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Экономика

  • Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
  • конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
  • объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
  • оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
  • различать формы бизнеса;
  • извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
  • различать экономические и бухгалтерские издержки;
  • приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
  • различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
  • различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
  • выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
  • определять причины безработицы, различать ее виды;
  • высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
  • объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
  • анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
  • приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

  • Выделять критерии социальной стратификации;
  • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
  • выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
  • конкретизировать примерами виды социальных норм;
  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
  • определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
  • характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
  • характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
  • характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
  • высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
  • формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
  • оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Политика

  • Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
  • различать политическую власть и другие виды власти;
  • устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
  • высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
  • раскрывать роль и функции политической системы;
  • характеризовать государство как центральный институт политической системы;
  • различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
  • обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
  • характеризовать демократическую избирательную систему;
  • различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
  • устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
  • определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
  • конкретизировать примерами роль политической идеологии;
  • раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
  • формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
  • оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
  • иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
  • различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Правовое регулирование общественных отношений

  • Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
  • выделять основные элементы системы права;
  • выстраивать иерархию нормативных актов;
  • выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
  • различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
  • обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
  • аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
  • раскрывать содержание гражданских правоотношений;
  • применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
  • различать организационно-правовые формы предприятий;
  • характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
  • давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
  • находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
  • характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
  • иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
  • извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
  • характеризовать основные методы научного познания;
  • выявлять особенности социального познания;
  • различать типы мировоззрений;
  • объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
  • выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
  • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Экономика

  • Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
  • выявлять противоречия рынка;
  • раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
  • раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
  • обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
  • различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
  • определять практическое назначение основных функций менеджмента;
  • определять место маркетинга в деятельности организации;
  • применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
  • оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
  • раскрывать фазы экономического цикла;
  • высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
  • извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Социальные отношения

  • Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
  • самореализации молодежи в современных условиях;
  • анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
  • выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
  • толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям;
  • оценивать роль толерантности в современном мире;
  • находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
  • выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
  • выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
  • анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

  • Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
  • выделять основные этапы избирательной кампании;
  • в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
  • отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
  • самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
  • характеризовать особенности политического процесса в России;

анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений

  • Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
  • перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
  • характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
  • ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
  • применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО.

1. Человек. Человек в системе общественных отношений

1.1. Человек

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – состороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

1.2. Духовная культура личности и общества

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

1.3. Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

Казачий компонент:система казачьего образования.

1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Казачий компонент:моральные ценности казаков, известные казаки − писатели, художники, композиторы, православная вера – основа нравственных принципов казаков, роль религии в жизни казаков.

Практические занятия:

Человек, индивид, личность.

Деятельность человека.

Познание.

Культура.

Виды культуры.

Наука.

Образование.

Мораль.

Религия.

Искусство.

2. Общество как сложная динамическая система

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Практические занятия:

Сферы общества.

Развитие общества.

Глобализация человеческого общества.

3. Социальные отношения

3.1. Социальная роль и стратификация

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

3.2. Социальные нормы и конфликты

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

3.3. Важнейшие социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Казачий компонент:место казачества в социальной структуре общества,православные семейные ценности, традиции православной семьи.

Практические занятия:

Социальная стратификация.

Социальное поведение.

Этнические общности.

Социальная стратификация в современной России.

Семья.

Молодежь.

4. Экономика

4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

4.2. Рынок. Роль государства в экономике

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

4.3. Рынок труда и безработица

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

4.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Казачий компонент: экономика Ростовской области.

Практические занятия:

Понятие экономики.

Собственность.

Производство.

Рынок.

Государство и экономика.

Экономика потребителя.

Закон РФ «О защите прав потребителей».

5. Политика

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

Правовое государство, понятие и признаки.

5.2. Участники политического процесса

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Казачий компонент:казачество в системе власти России, лидеры казачества.Казаки и СМИ.

Практические занятия:

Государство и политическая система общества.

Механизм государства.

Форма правления.

Форма государственного устройства и форма политического режима.

Гражданское общество и правовое государство.

Политическая идеология.

Личность и политика.

6. Право

6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Юриспруденция как общественная наука.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.

Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

Казачий компонент:правовая организация деятельности донского казачества.

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

Право на благоприятную окружающую среду.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Казачий компонент: защита Отечества – священный долг казака.

6.3. Отрасли российского права

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Практические занятия:

Право в системе социальных норм.

Система права.

Формы (источники) права.

Права и обязанности человека и гражданина.

Конституционное право.

Административное право.

Гражданское право.

Трудовое право.

Уголовное право

Примерные темы рефератов (сообщений, проектов)

  • Человек, индивид, личность – взаимосвязь понятий.
  • Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
  • Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
  • Я или мы – взаимодействие людей в обществе.
  • Индустриальная революция – плюсы и минусы.
  • Глобальные проблемы человечества.
  • Современная массовая культура – достижение или деградация?
  • Наука в современном мире –все ли достижения полезны человеку?
  • Моя будущая профессия в современном обществе.
  • Роль православия в современном обществе.
  • Нравственные ценности казаков.
  • Роль искусства в обществе.
  • Экономика современного общества.
  • Экономика Ростовской области.
  • Структура современного рынка товаров и услуг.
  • Безработица в современном мире – сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
  • Я и мои социальные роли.
  • Современные социальные конфликты.
  • Место казачества в структуре общества.
  • Современная молодежь – проблемы и перспективы.
  • Этносоциальные конфликты в современном мире.
  • Православные семейные традиции.
  • Политическая власть – история и современность.
  • Политическая система современного российского общества.
  • Роль казачества в структуре государства.
  • Формы государства – сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно из истории, другое современное).
  • Формы участия личности в политической жизни.
  • Политические партии современной России.
  • Избирательная система Ростовской области.
  • Право и социальные нормы.
  • Система права и система законодательства.
  • Развитие прав человека в ХХ – начале XXI вв.
  • Характеристика отрасли российского права (на выбор).

Виды самостоятельных работ:

  • Выполнение домашних заданий.
  • Подготовка сообщения по заданной теме.
  • Подготовка реферата по заданной теме.
  • Подготовка презентации.
  • Выполнение индивидуального или группового проекта.
  • Самостоятельный поиск и обработка информации.
  • Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание», включая экономику и право, в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся по профессии СПО технического профиля  профессионального образования «Автомеханик», включая консультации – 256 часов. Из них – аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, –171 час; внеаудиторная самостоятельная работа студентов, консультации  – 85 часов.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Максимальное

Внеаудиторная

самостоятельная работа

Консультации

Аудиторные

занятия

В том числе,

практические

 занятия

В том числе,

контрольные

Работы

I курс

Повторение за курс основной школы

4

4

1

Введение

1

1

1. Человек. Человек в системе общественных отношений

48

15

2

31

10

2

1.1. Человек

21

6

1

14

3

1

1.2. Духовная культура личности и общества

6

2

1

3

2

1.3. Наука и образование в современном мире

8

3

5

2

1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

13

4

9

3

1

2. Общество как сложная динамическая система

18

4

3

11

3

1

3. Социальные отношения

39

8

5

26

6

1

3.1. Социальная роль и стратификация

9

2

1

6

2

3.2. Социальные нормы и конфликты

8

2

1

5

1

3.3. Важнейшие социальные общности и группы

22

4

3

15

3

1

Повторение за I курс обучения

5

5

1

Итого за I курс обучения

115

27

10

78

19

6

II курс

Повторение  за I курс обучения

4

4

1

4. Экономика

46

18

28

7

1

4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

10

4

6

3

4.2. Рынок. Роль государства в экономике.

14

6

8

2

4.3. Рынок труда и безработица.

9

3

6

2

4.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

13

5

8

1

5. Политика

39

13

26

7

1

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

21

7

14

4

5.2. Участники политического процесса.

18

6

12

3

1

6. Право

47

17

30

9

1

6.1. Правовое регулирование общественных отношений.

19

4

15

4

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

14

8

6

1

6.3. Отрасли российского права

14

5

9

4

1

Повторение за II курс обучения

4

4

1

Дифференцированный зачет

1

1

Итого за II курс обучения

141

48

93

23

5

Итого

256

85

171

42

11

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание

обучения

Характеристика основных видов деятельности

обучающегося (на уровне учебных действий)

Введение

  • Знать особенности социальных наук, специфику объекта их изучения

1. Человек. Человек в системе общественных отношений

1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества

  • Давать характеристику понятий: человек, индивид, личность, деятельность, мышление.
  • Знать, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.
  • Знать, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты.

1.2. Духовная культура личности и общества

  • Разъяснять понятия: культура, духовная культура личности и общества, показать ее значение в общественной жизни.
  •  Различать: культура народная, массовая, элитарная. Показать особенности молодежной субкультуры. Освещать проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
  •  Характеризовать: культура общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикет.
  • Называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям.

1.3. Наука и образование в современном мире

  • Различать естественные и социально-гуманитарные науки.
  • Знать особенности труда ученого, ответственность ученого перед обществом.

1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

  • Раскрыть понятия мораль, религия, искусство и их роль в жизни людей.

2. Общество как сложная динамическая система

1.1. Общество как сложная динамическая система

  • Иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.
  • Давать определения понятий эволюция и революция, общественный прогресс.

3. Социальные отношения

3.1. Социальная роль и стратификация.

  •  Знать понятия: социальные отношения и социальная стратификация;
  • Определять социальные роли человека в обществе.

3.2. Социальные нормы и конфликты

  • Охарактеризовать виды социальных норм и санкций, девиантное поведение, его формы, проявления, социальные конфликты, причины и истоки их возникновения.

3.3. Важнейшие социальные общности и группы

  •  Объяснять особенности социальной стратификации в современной России, виды социальных групп (молодежь, этнические общности, семья).

4. Экономика

4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

  • Давать характеристику понятия экономика; типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

4.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

  • Давать определение понятий: спрос и предложение; издержки, выручка, прибыль, деньги, процент, экономический рост и развитие, налоги, государственный бюджет.

4.3. Рынок труда и безработица.

  • Знать понятия спрос на труд и предложение труда; понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

4.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

  • Охарактеризовать становление современной рыночной экономики России, ее особенности; организацию международной торговли.

5. Политика

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

  •  Давать определение понятий: власть, политическая система, ее внутренняя структура.
  •  Характеризовать внутренние и внешние функции государства, формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.
  •  Характеризовать типологию политических режимов. Знать понятие правовое государство и называть его признаки.

5.2. Участники политического процесса

  •  Охарактеризовать взаимоотношения личности и государства.
  •  Знать понятия гражданское общество и правовое государство.
  •  Охарактеризовать избирательную кампанию в Российской Федерации.

6. Право

6.1. Правовое регулирование общественных отношений

  •  Выделить роль права в системе социальных норм.
  • Дать характеристику системы права.

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

  •  Дать характеристику основ конституционного строя Российской Федерации, системы государственной власти РФ, прав и свобод граждан.

6.3. Отрасли российского права

  • Давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Для освоения программы интегрированной учебной дисциплины «Обществознание» в ГБПОУ РО «ТККТ» есть учебный кабинет, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов  и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:

  • комплект учебно-программной и учебно-планирующей документации;
  • учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования;
  • библиотечный фонд (учебники, учебные пособия, энциклопедии, справочники, научная и научно-популярная литература и т.п.);
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, стендов, презентаций и др.);
  • мультимедийный образовательный комплекс преподавателя;
  • информационно-коммуникативные средства;
  • экранно-звуковые пособия;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.); к сайтам государственных, муниципальных органов власти.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Важенин  А. Г.. Обществознание - М.:  Издательский дом «Академия», 2017 г.
  2. Важенин  А. Г.. Обществознание.  Практикум - М.: Издательский дом «Академия», 2011 г.

Дополнительная  литература для студентов

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
  2. Хрестоматия  по  курсу  «Введение  в  современное  обществознание».  Сост.  Ларионова  И. П.,  Смирнов  И. П. -  М.: «Профобразование», 2002  г.
  3. Обществознание ЕГЭ – 2009 Вступительные испытания. О. А. Чернышева

Дополнительная литература для преподавателя

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утвер-ждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).
  4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. /Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
  5. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
  6. Гражданский кодекс РФ: ч. I от 30.11.1994 №51-ФЗ // СЗ РФ. -1994. -№32. –Ст. 3301; ч. II от 26.01.1996 №14-ФЗ // СЗ РФ. – 1996, № 5. – Ст. 410; ч. III от26.11.2001 №146-ФЗ // СЗ РФ. – 2001, №49. – Ст. 4552; ч. IV от 18.12.2006 №230-ФЗ // СЗ РФ. – 2006, № 52 (ч. I). – Ст. 5496.
  7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002, №1 (ч. I). – Ст. 1.
  8. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002, № 1 (ч. I). – Ст. 3.
  9. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996, № 25. – Ст. 2954.
  10. Закон РФ от 7.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. – 1992, № 15. – Ст. 766.
  11. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. – 2002, № 2. – Ст. 133.
  12. Сборник заданий к курсу «Обществознание». Дидактический материал. Ростов-на-Дону: Издательство РО ИПК и ПРО, 2003.
  13. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся. Ростов-на-Дону, 2000.
  14. Уроки  обществознания  в  11  классе.  Лабезникова  А. Ю.
  15. Планирование  курсов  истории  и  обществознания  в  школе.  10  кл.  Сост.  Тюляева  Т. И.
  16. Планирование  курсов  истории  и  обществознания  в  школе.  11  кл.  Сост.  Тюляева  Т. И.
  17. Предметные недели в школе. История. Обществоведческие дисциплины. Волгоград. 2004 г.

Электронные ресурсы

  1. Мультимедийная энциклопедия «Обществознание 8-11 класс».
  2. Мультимедийный междисциплинарный курс «Россия и мир».

Интернет- ресурсы:

  1. http:// history, standart. edu. ru
  2. http:// www. openclass. ru
  3. www.school-collection.edu.ru
  4. www.base.garant.ru
  5. http://www.istrodina.com
  6. http://www.gov.ru
  7. http://socionet.ru
  8. http://econom.nsc.ru
  9. http://www.economics.ru
  10. http://www.president.kremlin.ru
  11. http://www.uznay-prezidenta.ru
  12. http://www.duma.gov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...