Программы элективных курсов и внеурочной деятельности
рабочая программа по обществознанию (6 класс)

Ковальчук Лира Александровна

Занимаюсь внеурочной деятельностью на протяжении нескольких учебных лет. Разработала и реализую программу для 5 классов "Тайны выцветших строк" и "Дом в котором я живу" для учащихся 6 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школа правоведения»

Программа «Школа правоведения» составлена на основе авторской программы  Шумилова В. М. «Правоведение», рассчитана на 2 часа  неделю и предназначена для учащихся 11 классов.

                                                          Пояснительная записка

 Будущие выпускники часто стоят перед выбором: как реализовать себя, в каких сферах общественной жизни стать профессионалом.  Данный курс в рамках платных образовательных услуг рассматривается как минимальная основа для того, чтобы самостоятельно ориентироваться в общественной жизни после школы и начинать подготовку к получению профессии в гуманитарной сфере, прежде всего в области права. Данный курс выходит за рамки образовательной программы по обществознанию и праву.

В данном курсе объединён правоведческий и политологический материал, так как право и политику объединяет глубокая внутренняя связь. Соединение юридической и политологической тематики весьма важно и с дидактической точки зрения. Знания в этих областях взаимообогащают друг друга, помогают глубже понять как сущность политики, ее институтов, так и особенности правового регулирования общественной жизни. Не все нормы права связаны с политикой, но есть такие отрасли, которые невозможно плодотворно изучить, не обладая минимумом политических знаний. Речь идет, прежде всего, о конституционном (государственном) праве. Государство, принимающее законы и обеспечивающее их выполнение, есть основной элемент политической системы общества. Понятие «правовое государство» подразумевает верховенство закона в любой сфере социальной действительности, разумеется, и в политике.

Существенной основой единства политики и права является и феномен гражданственности. Следовательно, объединение политических и правовых тем обусловлено также необходимостью обеспечения оптимальных условий гражданско-правового образования учащихся школы.

 Особенностью программы является то, что в ходе  изучении большое внимание уделяется не только усвоению правовых и политических знаний, но и  логических, методических, оценочных умений учащихся, что достигается посредством изучения юридических документов, т.е практической деятельности. Изучение данных проблем, овладение практическими навыками работы с источниками, поможет учащимся подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗы, сориентирует на самостоятельное дополнительное ознакомление с первоисточниками.

Первые два раздела посвящены понятийному аппарату, касающемуся государства; третий раздел связывает проблематику государства и общества; в четвёртом разделе раскрываются основы правоведческого понятийного аппарата; пятый раздел содержит материал о Российском государстве, обществе, праве; в шестом разделе более обстоятельно раскрываются особенности отдельных видов общественных отношений; в седьмом разделе помещён материал о международных отношениях и основах международного права.

                                         Содержание курса «Школа Правоведения»

Раздел 1. Государство и политическая власть.

Основные черты первобытно - общинного строя. Роль и значение власти в обществе. Политическая система общества и ее компоненты. Государство и разделение властей. Предпосылки возникновения государства. Пути возникновения государства. Понятие государства.

Раздел 2. Формы и типы государств. Классификация государств. Два подхода к классификации. Типы государств.

Раздел 3. Государство и общество.

 Понятие общества в широком и узком смысле. Основные критерии, используемые в типологии обществ. Государство в системе общественных отношений. Социальные нормы. Государство и право. Неправовые нормы. Роль обычаев, религиозных, моральных норм в регулировании общественных отношений. Возрастающая роль гражданского общества в современной России. Правовое государство и его признаки. Неправовое (полицейское) государство. Государство и личность.

Раздел 4. Основные понятия о праве.

Происхождение и понятие права. Древние сборники писаного права. Признаки права. Норма права, ее структура. Субъективные права, юридические обязанности. Юридические факты. Правовая ответственность. Механизм правового регулирования. Типы правового регулирования. Законность и правопорядок. Правосознание.

Раздел 5. Российское государство, право, общество.

Эволюция Российского государства и права на примере правовых источников. Основы конституционного строя современной России, понятие «конституционализм». Конституция – закон прямого действия. Из истории создания системы органов государственной власти РФ. Институт президентства в России, цели и задачи его создания. Конституционный статус и компетенция Президента. Федеральное собрание РФ. Законодательный процесс. Правительство РФ и другие органы федеральной исполнительной власти. Судебная система России. Третейские суды. Основы федеративного устройства. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления.

Раздел 6. Некоторые сферы общественных отношений.

Общественные отношения и правоотношения. Конституционные отношения. Права и свободы человека и гражданина. Международные документы о правах человека.

Государство и экономика. Имущественные отношения в обществе. Право собственности. Право интеллектуальной собственности. Понятие гражданского права. Гражданское право – основной регулятор имущественных отношений в рыночной экономике. Юридические лица, их виды. Гражданско-правовые сделки и договоры. Международное частное право (МЧП).

Защита общества от преступлений. Понятие уголовного права и отличие уголовного права от других отраслей права. Обстоятельства, исключающие ответственность. Система и виды наказаний.

Исполнительная власть и государственное управление. Понятие административного права. Административные правонарушения и ответственность. Государственная служба. Управление финансами.

Трудовые отношения. Понятие трудового права. Трудовой договор. Коллективные договоры. Трудовая дисциплина. Дисциплинарная и материальная ответственность. Трудовые споры.

Роль семьи в жизни общества и государства. Понятие и эволюция семейного права. Семья и брак. Семейные правоотношения. Брачный договор.

Правовая охрана природы. Экологическое право. Право гражданина на благоприятную окружающую природную среду Ответственность за экологические правонарушения.

Процессуальные правоотношения. Уголовный процесс и уголовно-процессуальное право. Гражданский процесс и гражданское процессуальное право. Арбитражное процессуальное право.

Раздел 7. Международные отношения и основы международного права. Международные отношения. Государства и международные организации. Глобализация. Понятие международного права, ею особенности. Эволюция МП. Система МП. Принципы МП. Международное право и внутреннее право. Глобальная правовая система.

                                                    Учебно-тематический план

Разделы

Количество часов

1

Государство и политическая власть.

5

2

Формы и типы государств.

6

3

Государство и общество.

7

4

Основные понятия о праве.

16

5

Российское государство, право, общество.

9

6

Некоторые сферы общественных отношений.

21

7

Международные отношения и основы международного права.

4

Всего

68

                                           Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Школа правоведения» учащийся должен

знать \понимать:
систему и структуру права, современные правовые системы: общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международной  правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:

характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права и структуру правовых источников; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, составлять макет искового заявления; содержание трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, составлять макет трудового договора; формы социальной зашиты и социального обеспечения;

объяснять: 

происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

различать: 

формы (источники) права на примере различных правовых систем, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно - правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты: отдельные виды гражданско -  правовых договоров;

приводить примеры:

различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных  принципов и норм международного права; правоприменительной практики.

Общеучебные умения:

- выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;

- конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников);

- описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;

- сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их;

- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.

Специальные умения:

- анализ конкретных жизненных ситуаций;

- выработка личностного отношения к явлениям окружающей действительности;

- принятие практических решений на основе теоретических знаний основ правоведения, а также изучении документов правотворческой деятельности;

- составление ряда документов, необходимых для жизнедеятельности человека: иска, заявления, договора, завещания и т.д.

В области компетенции саморазвития – данный  курс стимулирует потребность к самообразованию, саморазвитию, личностному целеполаганию.

Виды учебных занятий: 

интерактивные лекции с последующими дискуссиями, диспуты, семинары, мини - сочинения, доклады, составление опорных схем, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, форумы, экскурсии,  встречи со специалистами, практикумы, уроки - презентации. 

Методы  диагностики:

разно уровневые  тестовые  задания;

творческие  задания;

правовая игра;

реферативные  работы;

презентации;

вопросы – ответы;

анкетирование;

собеседование по предлагаемой теме.

Цели изучения: 

1.     Освоение  знаний  о государстве,  политической власти,  правовых  принципах, нормах  и  институтах  современного  гражданского  общества, необходимых для получения дальнейшего гуманитарного образования, прежде всего в области права.

2.    Развитие  основ  правовой  культуры  учащихся, создание  условий  для  формирования  у  них  собственных  установок, основанных  на  современных  правовых  ценностях, компетенций, достаточных  для  защиты  прав, свобод и   законных интересов личности.

3.   Приобретение  опыта  применения  способов  познавательной, коммуникативной  и  практической  деятельности, необходимых  для  эффективного  действия  в  типичных  и в  нетипичных  ситуациях.

4.    Воспитание  гражданской  ответственности, уважения  к  праву. 

Задачи курса:

1. Изучить основные обществоведческие и правовые категории, получить знания о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни.

2. Выработать умения  понимать законы и другие нормативные правовые акты; составлять официальные бумаги, не требующие юридического образования.

3. Научить  ориентироваться в специальной литературе.

                           

                      Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Мультимедийный проектор

Литература для учащихся

1. Никитин А. Ф. Основы государства и права : 10-11 кл. – М., 2006.

2. Певцова Е.А. Мир права вокруг нас: 10-11кл. – М., 2005г.

3. Учебник по истории России под ред. А. Данилова, Л. Косулиной, М., «Просвещение», 2007

4. Конституция РФ (1993г.)

5. Сборники Кодексов РФ

6. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М., 1991

7. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)

Литература для учителя

1. Кравченко А. И. Политология: учеб.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

2. Правоведение в схемах и таблицах, М., 2006 г.

3. Смоленский М.Б. Правоведение/Серия «Высшее образование».-4-е изд. перераб. и доп..-Ростов н./Д: «Феникс», 2005

4. Учебник по истории России под ред. А. Данилова, Л. Косулиной, М., «Просвещение», 2007

5. Шумилов В. М. Правоведение: учеб. – М. : ТК Велби, Из –во Проспект, 2008

6. Юридический словарь, Москва ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2005

 



Предварительный просмотр:

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа к курсу «Дом, в котором я живу» составлена  для учащихся 6 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, составлена на основе  Рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная» (автор Фроленкова Н.М.) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность:

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что одной из базовых национальных ценностей является семья. Соответственно задачей духовно-нравственного развития является осознание ценности семьи как первоосновы принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, понимание  нравственных устоев, как семья, уважение к родителям.

   Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Сегодня проблема изучения истории возникновения и развития института семьи особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение истории вопроса способствует более близкому восприятию ребенком семьи, как источника нравственных ценностей, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных скреп, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станет семья школьников.

   В программах школьных курсов преподавание истории практически не соотносится с историей семьи, собственного рода.  Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

    В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.

  Цель: создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирования их коммуникативных и социальных навыков через познавательную и проектную деятельность;

развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, привитие семейных ценностей, творческого воображения и фантазии;

знакомство с элементами научного исторического исследования, связанного с культурой, традициями, обычаями народов, населяющих нашу страну.

Задачи:

Познавательный аспект:

познакомить детей с историей возникновения такой малой социальной группы, как семья  через активную интеллектуальную деятельность;

способствовать пониманию средними школьниками особенностей формирования семейных ценностей у разных народов в разное время;

познакомить с характером семейно-брачных отношений на различных исторических этапах;

формировать универсальные исторические и обществоведческие понятия;

способствовать удовлетворению личных познавательных интересов и привитие семейных ценностей, как важного аспекта в процессе социализации учащегося.

Развивающий аспект:

развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории и обществознания;

развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;

приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

развивать творческие  способности.

Воспитательный аспект:

способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;

приобщать к общечеловеческим, семейным ценностям;

способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность и ответственность перед членами семьи);

прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.

 Программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе.

    Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу» имеет как теоретическую, так и практическую направленность: знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, составление родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации. А также содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, проектная деятельность.

  Базовыми науками являются история и обществознание, вспомогательными: генеалогия, этнография, социология, геральдика. В основе содержания, построения и методов реализации программы лежит принцип интеграции. Тематика занятий и творческие задания, включенные в программу, предполагают тесное взаимодействие с уроками истории и обществознания, а также ознакомление с современными теоретическими и практическими приемами исторического исследования.

Формы проведения занятий:

  • система групповых занятий,
  • клубные занятия,
  • индивидуальная работа,
  • творческие мастерские.

Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.

Виды деятельности:

  • беседы;
  • составление и презентация родословной;
  • составление семейного герба,
  • встречи за круглым столом.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу, всего-70 часов. 

 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  В результате работы учащиеся получат возможность узнать:

  • понятия  «дом», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок», «генеалогия»,
  • историю возникновения имён и фамилий;
  • степени родства в семье;
  • профессии предков;
  • семейные увлечения и традиции.

В результате работы учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять «ленту времени» своей жизни;
  • составлять родословное древо;
  • вместе с учителем и родителями разрабатывать свой фамильный герб,
  • применять полученные знания на практике;
  • работать с дополнительной литературой, например с текстом «Домостроя», наглядными пособиями;
  • формировать собственную позицию, делать выводы.

 

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:

 

Личностные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Результаты образовательного процесса

  • устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
  • уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
  • посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
  • самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
  • соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
  • способность творчески мыслить и рассуждать;
  • способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;
  • способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.

   Основными формами выявления  уровня усвоения программы деловые игры, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческих проектов; коллективные обсуждения пройденных тем. Итоговая оценка работы «зачёт».

 Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. 

 

  1.                      ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы разделов

Всего часов

1

Вводное занятие. Понятие о родословной

2

2

Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён

4

3

Имена и прозвища в Древней Руси. Откуда к нам пришли наши имена

2

4

Имя и ангел – хранитель

2

5

Тайны наших имён. Значения имён.

4

6

Моя фамилия. Моё отчество.         История возникновения фамилий и отчеств.

6

7

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.         Историческое прошлое семьи.

4

8

Поколение, потомки, предки. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки».

2

9

Кто кому как приходится. Степени родства в семье

4

10

Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода

2

11

Профессии моих родителей, моих предков

4

12

Музей моей семьи: семейные реликвии

2

13

Семейные предания, легенды, фольклор

2

14

Диспут «Христианские заповеди – о семье»

2

15

Родословное древо.     Практическое значение родословных в прошлом.         Как составить родословную?

2

16

Составление родословного древа семьи. Определение  глубины родовой памяти.

6

17

Моя семья. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.

2

18

Семейные традиции

4

19

Семейные увлечения

2

20

Фамильный герб и фамильный девиз

6

Лента истории фамилии

2

21

Итоговые уроки

4

 

ИТОГО:

70

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Я и моё имя 12 ч.

     Цели и задачи программы. Значение изучения материалов данной программы для ознакомления с историей своей семьи. Что такое родословная, семья.

    Имя и прозвище. Ономастика как наука, изучающая имена собственные. История возникновения имён, их многообразие, значение имён. Влияние различных культур на проникновение имён. Значения имён.  Откуда к нам пришли наши имена. Православные имена, взятые из церковного календаря.  Именины.

    Что такое фамилия. История возникновения фамилии. Фамилия как указание родства Происхождение фамилий у различных сословий русского общества. Редкие фамилии. Род занятий в фамилии. Фамилии от прозвищ, искусственные фамилии. Что может показать фамилия при исследовании истории семьи. Историческое прошлое  семьи.

Тема 2. История моей семьи 9 ч.

   Понятия  «поколение», «потомки», «предки». Кто кому как приходится. Степени родства в семье. Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Крёстные родители. Знаменитые люди нашего рода. Любовь к ближнему. Добро и зло. Единство,  милосердие.

    Автобиографические сведения о родителях, их профессии, интересы, увлечения.

 История рода. Род, родня, родные. На кого я похож? Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. «Стар да мал». Смена поколений. Преемственность в семье. Мои лучшие друзья – брат и сестра. Дружба и взаимовыручка в семье

  Знакомство детей с разными профессиями, важность любой профессии. Интерес к различным профессиям, к людям труда. Профессии моих родителей, моих предков.

   Музей моей семьи: семейные реликвии, предания, легенды, фольклор.

Христианские заповеди. Забота о родителях и ответственность детей перед ними. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...».

Родительское благословение. Что такое благословение? Роль родительского благословения в Православии.

Тема 3. Моя родословная  5 ч.

   Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное древо. Практическое значение родословных в прошлом. Как составить родословную. Опрос родственников и знакомых. Семейные архивы, исследование архивов.

   Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Составление генеалогического древа.

Тема 4. Семейные обязанности и традиции 8 ч.

   Знакомство с понятием «традиции». Традиции семейных праздников. Традиции русского народа в подготовке к празднику. Оформление праздничного стола. Традиции проведения праздников.

   Знакомство с символами  семьи: гербом и девизом. Основные правила геральдики. Составление герба семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Для учителя:

  1. Варанкина  Л.И. Моя родословная, Курганск, 2001.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.
  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва,  2011
  4. Фроленкова Н.М. Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная», 2011г.

http://old.pskovedu.ru/?project_id=3032&pagenum=6859

  1. ЦОР «Живая родословная»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 

Для учащихся:

  1. Как составить родословную http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyu-poshagovaya-instruktsiya/
  2. Программа «Российские династии» http://geno.ru/news/7771/
  3. Основные правила геральдики http://www.excurs.ru/pravila.htm
  4. Сайт-проект «Фамильный герб» http://redirina.ucoz.ru/

№ п/п

Темы разделов

Всего часов

Даты проведения

1

Вводное занятие. Понятие о родословной

1

Фамилия-имя рода.

1

2

Что означают наши имена.

2

Знакомство с историей возникновения имён

2

3

Имена и прозвища в Древней Руси.

1

Откуда к нам пришли наши имена (география имен)

1

4

Имя и ангел – хранитель

1

Имена-обереги

1

5

Тайны наших имён. Значения имён.

2

Откуда к нам пришли наши имена (практическая работа по анализу происхождения собственного имени)

2

6

Моя фамилия

2

Моё отчество

2

История возникновения фамилий и отчеств.

2

7

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.        

2

Историческое прошлое семьи.

2

8

Поколение, потомки, предки. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки».

2

9

Кто кому как приходится.

2

Степени родства в семье

2

10

Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода

2

11

Профессии моих родителей.

2

 Профессии моих предков

2

12

Музей моей семьи: семейные реликвии

2

13

Семейные предания, легенды, фольклор

2

14

Диспут «Христианские заповеди – о семье»

2

15

Родословное древо.     Практическое значение родословных в прошлом.         Как составить родословную?

2

16

Составление родословного древа семьи.

4

Определение  глубины родовой памяти.

2

17

Моя семья. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.

2

18

Семейные традиции

2

Семейные традиции моей семьи

2

19

Семейные увлечения

2

20

Фамильный герб и

4

Фамильный девиз

2

Лента истории фамилии

2

21

Итоговые занятия

2

 

ИТОГО:

70

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа  «Тайны выцветших строк» предназначена для учащихся 5 класса и разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644. Рабочая программа разработана с учетом: Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15). Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189.

          Программа «Тайны выцветших строк» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
- Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения — развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и  саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, создание проектов, выполнение творческих работ, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению древних цивилизации через изучение видов письменности, памятников письменной  культуры и других артефактов, относящихся к  периоду возникновения и развития письменности. Системно-деятельностный подход осуществляется через использование таких форм организация познавательной деятельности, как творческая лаборатория, игра-путешествие, практикум, заочное путешествие.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего-70 часов

  Цель:

- создание условий для познавательного развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через творческую и проектную деятельность;

- знакомство с элементами научного исторического исследования, в том числе, моделирования

Задачи:

Познавательный аспект:

- познакомить детей с культурой стран  через изучения истории возникновения письменности у тех или иных народов;

- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития древних обществ через изучение письменных источников;

- познакомить с письменной культурой древних народов в сравнении с современной письменной культурой;

- формировать универсальные исторические понятия;

- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории письменности;

- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

Воспитательный аспект:

- способствовать воспитанию интереса и уважения к другой культуре;

- приобщать к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность при выполнении коллективных проектов);

- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории через выполнение индивидуальных проектов.

Формы проведения занятий:

  • система групповых занятий,
  • клубные занятия,
  • индивидуальная работа,
  • творческие мастерские.

Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.

Виды деятельности:

  • беседы;
  • составление и презентация родословной;
  • составление семейного герба,
  • встречи за круглым столом.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.  

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В результате работы учащиеся получат возможность узнать:

  • понятия  «дом», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок», «генеалогия»,
  • историю возникновения имён и фамилий;
  • степени родства в семье;
  • профессии предков;
  • семейные увлечения и традиции.
  • составлять «ленту времени» своей жизни;

В результате работы учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять родословное древо;
  • вместе с учителем и родителями разрабатывать свой фамильный герб,
  • применять полученные знания на практике;
  • работать с дополнительной литературой, например с текстом «Домостроя», наглядными пособиями;
  • формировать собственную позицию, делать выводы.

 

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:

 

Личностные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Результаты образовательного процесса

  • устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
  • уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
  • посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
  • самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
  • соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
  • способность творчески мыслить и рассуждать;
  • способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;
  • способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.

   Основными формами выявления  уровня усвоения программы деловые игры, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческих проектов; коллективные обсуждения пройденных тем. Итоговая оценка работы «зачёт».

 Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. 

                                              ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы разделов

Всего часов

1

Вводное занятие. Невербальное общение: сущность и роль в жизни человека

2

2

История возникновения рисунчатого письма Религия и письменность

4

3

Первобытные художники

2

4

История возникновения красок

2

Практическая работа «Наскальная живопись»

4

5

Древний Египет-родина иероглифической письменности.

6

Практическая работа «Я рисую на папирусе»

4

Защита творческих проектов

2

6

Клинопись: история возникновения, книги из глины

4

Практическая работа по теме «Клинопись»

2

7

Иероглифы  Японии

4

Хоку-древне японская поэзия

2

Я сочиняю хоку

2

Практическая работа по теме «Японские иероглифы»

2

8

Иероглифическая письменность в Китае

2

Китайская поэзия: наследие времен…

4

Практическая работа «Китайские иероглифы»

2

9

История возникновения буквенной письменности.

6

Кирилл и Мефодий-греческие просветители на Руси

2

Памятники Древнерусской письменности

8

Защита итоговых проектов

4

 

ИТОГО:

70

 

                       Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Вербальное и невербальное общение: сущность и роль в жизни человека. Приемы и виды невербального общения.

Тема 2. История возникновения рисунчатого письма. Религия и письменность. Какую информацию передавали через рисунок первобытные художники.

Тема 3. Первобытные художники. Открытие памятников первобытного рисунчатого письма в различных уголках мира.

Тема 4. История возникновения красок. Виды красок, различные способы добычи и приготовления.

Тема 5. Древний Египет-родина иероглифической письменности. Как возникла и эволюционировала письменность у древних египтян. Как была расшифрована письменность древних египтян.

Тема 6. Клинопись: история возникновения, книги из глины. Почему жители Междуречья изобрели такой необычный вид письменности.

Тема 7. Иероглифы  Японии. Правила написания японских иероглифов. Правильное положение тела во время написания иероглифов. Хоку-древне японская поэзия.

Тема 8. Китайские иероглифы: особенности, история создания, эволюционирование.

Тема 9. История возникновения буквенной письменности. Кирилл и Мефодий-греческие просветители на Руси. Памятники Древнерусской письменности

                                 

                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Для учителя:

  1. Варанкина  Л.В. «Живое слово» М, Калуга, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.
  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва,  2011
  4. Казанцева Н.П. Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «История возникновения и развития письменности на различных исторических этапах», 2013г.

http://old.pskovedu.ru/?project_id=3032&pagenum=6859

  1. ЦОР «Живое слово»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 

                     Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы разделов

Всего часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Невербальное общение.  Механизмы использования невербального общения в жизни человека

2

2

История возникновения рисунчатого письма.

2

3

Религия и письменность

2

3

Первобытные художники

2

4

История возникновения красок

2

5

Практическая работа «Наскальная живопись»

4

6

Древний Египет-родина иероглифической письменности.

2

7

Как возникла и эволюционировала письменность у древних египтян.

2

8

Как была расшифрована письменность древних египтян.

2

9

Практическая работа «Я рисую на папирусе»

4

10

Защита творческих проектов

2

11

Клинопись: история возникновения, книги из глины

2

12

Почему жители Междуречья изобрели такой необычный вид письменности.

2

13

Практическая работа по теме «Клинопись»

2

14

Иероглифы  Японии

2

15

Правила написания японских иероглифов. Правильное положение тела во время написания иероглифов

2

16

Хоку-древне японская поэзия

2

17

Я сочиняю хоку

2

18

Практическая работа по теме «Японские иероглифы»

2

19

Иероглифическая письменность в Китае

2

20

Китайская поэзия: наследие времен…

4

21

Практическая работа «Китайские иероглифы»

2

22

История возникновения буквенной письменности.

2

23

Греческое наследие

2

24

Греческий алфавит

2

25

Кирилл и Мефодий-греческие просветители на Руси

2

26

Памятники Древнерусской письменности

2

«Слово о полку Игореве», «Русская правда»

2

«Житие»

2

«Поучение»

2

Защита итоговых проектов

4

 

ИТОГО:

70

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа  «Тайны выцветших строк» предназначена для учащихся 5 класса и разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644. Рабочая программа разработана с учетом: Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15). Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189.

          Программа «Тайны выцветших строк» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
- Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения — развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и  саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, создание проектов, выполнение творческих работ, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению древних цивилизации через изучение видов письменности, памятников письменной  культуры и других артефактов, относящихся к  периоду возникновения и развития письменности. Системно-деятельностный подход осуществляется через использование таких форм организация познавательной деятельности, как творческая лаборатория, игра-путешествие, практикум, заочное путешествие.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего-35 часов

  Цель:

- создание условий для познавательного развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через творческую и проектную деятельность;

- знакомство с элементами научного исторического исследования, в том числе, моделирования

Задачи:

Познавательный аспект:

- познакомить детей с культурой стран  через изучения истории возникновения письменности у тех или иных народов;

- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития древних обществ через изучение письменных источников;

- познакомить с письменной культурой древних народов в сравнении с современной письменной культурой;

- формировать универсальные исторические понятия;

- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории письменности;

- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

Воспитательный аспект:

- способствовать воспитанию интереса и уважения к другой культуре;

- приобщать к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность при выполнении коллективных проектов);

- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории через выполнение индивидуальных проектов.

Формы проведения занятий:

  • система групповых занятий,
  • клубные занятия,
  • индивидуальная работа,
  • творческие мастерские.

Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.

Виды деятельности:

  • беседы;
  • составление и презентация родословной;
  • составление семейного герба,
  • встречи за круглым столом.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.  

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В результате работы учащиеся получат возможность узнать:

  • понятия  «дом», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок», «генеалогия»,
  • историю возникновения имён и фамилий;
  • степени родства в семье;
  • профессии предков;
  • семейные увлечения и традиции.
  • составлять «ленту времени» своей жизни;

В результате работы учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять родословное древо;
  • вместе с учителем и родителями разрабатывать свой фамильный герб,
  • применять полученные знания на практике;
  • работать с дополнительной литературой, например с текстом «Домостроя», наглядными пособиями;
  • формировать собственную позицию, делать выводы.

 

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:

 

Личностные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Результаты образовательного процесса

  • устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
  • уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
  • посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
  • самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
  • соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
  • способность творчески мыслить и рассуждать;
  • способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;
  • способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.

   Основными формами выявления  уровня усвоения программы деловые игры, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческих проектов; коллективные обсуждения пройденных тем. Итоговая оценка работы «зачёт».

 Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. 

                                              ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы разделов

Всего часов

1

Вводное занятие. Невербальное общение: сущность и роль в жизни человека

1

2

История возникновения рисунчатого письма Религия и письменность

2

3

Первобытные художники

1

4

История возникновения красок

1

Практическая работа «Наскальная живопись»

2

5

Древний Египет-родина иероглифической письменности.

3

Практическая работа «Я рисую на папирусе»

2

Защита творческих проектов

1

6

Клинопись: история возникновения, книги из глины

2

Практическая работа по теме «Клинопись»

1

7

Иероглифы  Японии

2

Хоку-древне японская поэзия

1

Я сочиняю хоку

1

Практическая работа по теме «Японские иероглифы»

1

8

Иероглифическая письменность в Китае

1

Китайская поэзия: наследие времен…

2

Практическая работа «Китайские иероглифы»

1

9

История возникновения буквенной письменности.

3

Кирилл и Мефодий-греческие просветители на Руси

1

Памятники Древнерусской письменности

4

Защита итоговых проектов

2

 

ИТОГО:

35

 

                       Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Вербальное и невербальное общение: сущность и роль в жизни человека. Приемы и виды невербального общения.

Тема 2. История возникновения рисунчатого письма. Религия и письменность. Какую информацию передавали через рисунок первобытные художники.

Тема 3. Первобытные художники. Открытие памятников первобытного рисунчатого письма в различных уголках мира.

Тема 4. История возникновения красок. Виды красок, различные способы добычи и приготовления.

Тема 5. Древний Египет-родина иероглифической письменности. Как возникла и эволюционировала письменность у древних египтян. Как была расшифрована письменность древних египтян.

Тема 6. Клинопись: история возникновения, книги из глины. Почему жители Междуречья изобрели такой необычный вид письменности.

Тема 7. Иероглифы  Японии. Правила написания японских иероглифов. Правильное положение тела во время написания иероглифов. Хоку-древне японская поэзия.

Тема 8. Китайские иероглифы: особенности, история создания, эволюционирование.

Тема 9. История возникновения буквенной письменности. Кирилл и Мефодий-греческие просветители на Руси. Памятники Древнерусской письменности

                                 

                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Для учителя:

  1. Варанкина  Л.В. «Живое слово» М, Калуга, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.
  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва,  2011
  4. Казанцева Н.П. Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «История возникновения и развития письменности на различных исторических этапах», 2013г.

http://old.pskovedu.ru/?project_id=3032&pagenum=6859

  1. ЦОР «Живое слово»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 

                     Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы разделов

Всего часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Невербальное общение.  Механизмы использования невербального общения в жизни человека

1

2

История возникновения рисунчатого письма.

1

3

Религия и письменность

1

3

Первобытные художники

1

4

История возникновения красок

1

5

Практическая работа «Наскальная живопись»

2

6

Древний Египет-родина иероглифической письменности.

1

7

Как возникла и эволюционировала письменность у древних египтян.

1

8

Как была расшифрована письменность древних египтян.

1

9

Практическая работа «Я рисую на папирусе»

1

10

Защита творческих проектов

1

11

Клинопись: история возникновения, книги из глины

1

12

Почему жители Междуречья изобрели такой необычный вид письменности.

1

13

Практическая работа по теме «Клинопись»

1

14

Иероглифы  Японии

1

15

Правила написания японских иероглифов. Правильное положение тела во время написания иероглифов

1

16

Хоку-древне японская поэзия

1

17

Я сочиняю хоку

1

18

Практическая работа по теме «Японские иероглифы»

1

19

Иероглифическая письменность в Китае

1

20

Китайская поэзия: наследие времен…

2

21

Практическая работа «Китайские иероглифы»

2

22

История возникновения буквенной письменности.

1

23

Греческое наследие

1

24

Греческий алфавит

1

25

Кирилл и Мефодий-греческие просветители на Руси

1

26

Памятники Древнерусской письменности

1

«Слово о полку Игореве», «Русская правда»

1

«Житие»

1

«Поучение»

1

Защита итоговых проектов

2

 

ИТОГО:

35

Пояснительная записка.

Программа факультативного курса предназначена для 7-8 классов реализуется 2 года и рассчитана на 140 часов ( 2 часа  в неделю) и разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами: Федеральным законом  Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016г.); Федеральным компонентом  государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 23.06.2015 № 609); Федеральным базисный учебный план (приказ Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004) ред. от 01.02.2012 г.;  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016 № 459); Учебным планом МБОУ «СШ №11»; Рабочими программами по обществознанию (предметная линия учебников под ред.Л.Н. Боголюбова 5-9 кл.: Москва; «Просвещение»,2016);  Рабочими программами по обществознанию (предметная линия учебников под ред.Л.Н. Боголюбова 6-11 кл.:

Проблема прав ребёнка, забота о его жизни, воспитании патриотизма, развитии гражданской ответственности, толерантности стала сегодня общегосударственной. Демократические преобразования в современной России, а также новые вызовы времени (негативные тенденции в культурной, духовно-нравственной жизни общества) требуют пристального внимания к проблемам гражданского образования в школе. Задачи гражданского образования решаются через историю, обществознание, литературу, другие учебные дисциплины, а также через специальные учебные курсы. Одним из направлений ФГОС нового поколения является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Программа предусматривает через различные виды работ воспитание ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям. Формирует основные представления о России, как государстве, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

Главная цель программы: сформировать у учащихся четкую гражданскую позицию посредством политического и правового воспитания и изучения основ политического строя Российской Федерации, а также воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее, дать учащимся полное представление о Конституции Российской Федерации как основном законе нашей страны; воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.

Задачи, данной программы  курса состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

 Знакомству с источниками конституционного права; порядком формирования представительных органов государственной власти в РФ.

Развитию политического мышления и культуры, аналитических умений учащихся. Воспитание гражданского и правового сознания, патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны.

 Отработка умения работать в группах и отстаивать свою точку зрения.

Повышение уровня познавательной активности и саморазвития личности, формирование интереса к истории своего государства.

Создание условий для формирования активной гражданской позиции, дальнейшей социализации учащихся.

Профессиональное самоопределение учащихся, воспитание личности, адаптированной к сознательному выбору профессии

Воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении

Закона и правопорядка;

Планируемые результаты:

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания данного факультатива являются: ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур.

Метапредметные результаты изучения данного факультатива проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность, способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, умении выполнять познавательные и практические задания на: оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения содержания программы данного курса являются:

- относительно целостное представление о содержании понятий страна, государство, Родина;

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

Формы проведения занятий: беседа, ролевая игра, практикум, семинар, лекция, создание и защита проектов, решение правовых задач.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

- основные положения Конституции;

- полномочия органов власти;

- право, его роль в жизни общества;

- норма права;

- понятие прав, свобод и обязанностей;

- понятие и виды юридической ответственности.

Учащиеся должны уметь:

• выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;

• создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;

• строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

• проводить самооценку собственных знаний и умений;

• принимать решения, принимать ответственность на себя;

• реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;

• устанавливать конструктивные отношения с людьми;

• приобретать навыки организации труда.

 Содержание программы курса: 7 класс, 70 часов:

Тематический план

 

№ п/п

Темы разделов

Всего часов

1

Наша Страна - Наше Государство - Наша Родина – Россия

2

2

Символика РФ. История возникновения и развитие государственных символов государства

4

3

Гражданин - отечества достойный сын. Правовые основы российского гражданства

4

3

Основной закон страны. История создания Конституции РФ

2

4

 Права и обязанности граждан

6

5

Мы многонациональный народ

2

6

Право выше власти. Правовое государство

4

7

 Ямал - частица России

4

8

РФ - государство с республиканской формой правления

2

9

Политические режимы. Виды политических режимов

6

10

Управление страной. Деятельность государственных органов

6

11

Обеспечение правопорядка. Деятельность правоохранительной системы

3

12

Великие города России в истории и политике

4

13

Мой город. Местное самоуправление

3

14

Государственные  Праздники

4

15

 Избирательные системы. Выборы в РФ

4

16

 Политическое многообразие в РФ

5

17

Итоговое повторение

5

 

ИТОГО:

70

Содержание программы  курса: 7 класс, 34 часа:

Главная книга страны

Гражданство

Права и свободы

Равенство

Наши главные ценности

Достоинство

Право на личную жизнь

Права и обязанности в семье

Твоя национальность

Право на образование

Социально-экономические права

Нет прав без обязанностей

Ограничение прав и свобод

Для чего нужно государство?

Защита прав и свобод

Власть народа

Правительство

Судебная власть

Право активного участия в жизни общества

Лидер

Защита проекта: «Конституция – основной закон страны»

 

Календарно-тематическое планирование: 7 класс, 34 часа:

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

 

По плану

Факт.

1

Главная книга страны

Лекция, практические задачи, игра

1

02.09

 

2

Гражданство

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игра

1

09.09

 

3

Права и свободы

Исследовательская работа. Семинар. Групповая работа.

2

16.09

23.09

 

4

Равенство

Проблемные задания, моделирование ситуаций

1

30.09

 

5

Наши главные ценности

Проблемные задания, моделирование ситуаций

1

07.10

 

6

Достоинство

Проблемные задания, моделирование ситуаций, составление схем, таблиц

1

14.10

 

7

Право на личную жизнь

Проблемные задания, моделирование ситуаций, семинар

2

21.10

28.10

 

8

Права и обязанности в семье

Составление таблиц, моделирование ситуаций, ролевая игра

2

04.11

11.11

 

9

Твоя национальность

Игра, моделирование ситуаций, эвристическая беседа

2

18.11

25.11

 

10

Право на образование

Проблемные задания, моделирование ситуаций, семинар

2

02.12

09.12

 

11

Социально – экономические права

Исследовательская работа, дискуссия, игровая деятельность

2

16.12

23.12

 

12

Нет прав без обязанностей

Эвристическая беседа, дискуссия, игра, проблемные задания

2

13.01

20.01

 

13

Ограничение прав и свобод

Игровая деятельность, творческая работа

1

27.01

 

14

Для чего нужно государство?

Проблемные задания, игровая деятельность

1

03.02

 

15

Защита прав и свобод

Игровая деятельность, эвристическая беседа, дискуссия

2

10.02

17.02

 

16

Власть народа

Игровая деятельность, эвристическая беседа, дискуссия, проблемные задания

2

03.03

10.03

 

17

Правительство

Ролевые игры, беседа, проблемные задания

2

17.03

24.03

 

18

Судебная власть

Игровая деятельность, творческая коллективная работа

2

07.04

14.04

 

19

Право активного участия в жизни общества

Деловая викторина, проблемные задания

1

21.04

 

20

Лидер

Ролевая игра, Семинар, дискуссия

2

28.04

05.05

 

21

Защита проекта : «Конституция – основной закон страны»

Защита проекта

2

12.05

19.05

 

 

Итого: 34 часа

 

 

 

 

 

Содержание программы  курса: 8 класс, 34 часа:

Что такое право. Система права.

Нормативный правовой акт. Система законодательства.

Правоотношение. Правонарушение.

Юридическая ответственность.

Государство: его понятие и признаки. Демократическое правовое государство.

Правовое государство и гражданское общество.

Общая характеристика прав и свобод человека.

Личные права человека.

Экономические, социальные и культурные права человека.

Политические права граждан.

Права несовершеннолетних.

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

Международные нормы и принципы в правовой системе России.

Государственная власть. Органы местного самоуправления.

Судебная система РФ. Правоохранительные органы.

Гражданство. Право избирать и быть избранным. Общественные объединения.

Конституционные обязанности.

Взаимоотношения граждан и органов государственного управления.

Административная ответственность.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Семья. Родители. Дети.

Гражданские правоотношения.

Право собственности.

Сделка. Виды договоров.

Ответственность за неисполнение обязательств по договору.

Жилищные правоотношения.

Права потребителей.

Трудовые правоотношения.

Международная защита прав человека.

Отношения с банками.

Земельные правоотношения.

Экологическое законодательство.

Знакомство с формами документов.

Ролевая игра «Суд идет».


 

Календарно-тематическое планирование: 8 класс, 34 часа:


 

№ п/п

Тема занятия

Вид деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

 

 

 

 

По плану

Факт.

1

Что такое право. Система права.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проблемные задания

1

02.09

 

2

Нормативный правовой акт. Система законодательства.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление схем, таблиц

1

09.09

 

3

Правоотношение. Правонарушение.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия

1

16.09

 

4

Юридическая ответственность.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар

1

23.09

 

5

Государство: его понятие и признаки. Демократическое правовое государство.

Лекция, моделирование ситуаций, дискуссия

1

30.09

 

6

Правовое государство и гражданское общество.

Лекция, моделирование ситуаций, игровая деятельность, исследовательская работа

1

07.10

 

7

Общая характеристика прав и свобод человека.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление таблиц, схем

1

14.10

 

8

Личные права человека.

Лекция, моделирование ситуаций, семинар

1

21.10

 

9

Экономические, социальные и культурные права человека.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа

1

28.10

 

10

Политические права граждан.

Лекция, моделирование ситуаций, дискуссия

1

04.11

 

11

Права несовершеннолетних.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность

1

11.11

 

12

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

Лекция, моделирование ситуаций, проблемные задания

1

18.11

 

13

Международные нормы и принципы в правовой системе России.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление схем, таблиц

1

25.11

 

14

Государственная власть. Органы местного самоуправления.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия

1

02.12

 

15

Судебная система РФ. Правоохранительные органы.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проблемные задания

1

09.12

 

16

Гражданство. Право избирать и быть избранным. Общественные объединения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия

1

16.12

 

17

Конституционные обязанности.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, ролевая игра

1

23.12

 

18

Взаимоотношения граждан и органов государственного управления.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность, проблемные задания

1

13.01

 

19

Административная ответственность.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар, составление схем

1

20.01

 

20

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, беседа

1

27.01

 

21

Семья. Родители. Дети.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, деловая игра

1

03.02

 

22

Гражданские правоотношения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность

1

10.02

 

23

Право собственности.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар

1

17.02

 

24

Сделка. Виды договоров.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, лекция, составление схем

1

03.03

 

25

Ответственность за неисполнение обязательств по договору.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, ролевая игра

1

10.03

 

26

Жилищные правоотношения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность,

1

17.03

 

27

Права потребителей.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, дискуссия,

1

24.03

 

28

Трудовые правоотношения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, дискуссия,

1

07.04

 

29

Международная защита прав человека.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность,

1

14.04

 

30

Отношения с банками.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа,

1

21.04

 

31

Земельные правоотношения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар, беседа

1

28.04

 

32

Знакомство формами документов

Работа с нормативно –правовыми актами, заполнение форм документов

2

05.05

12.05

 

32

Ролевая игра «Суд идет»

Моделирование ситуаций

1

19.05

 

 

Итого: 34 часа

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

В.В. Спасская, С.И. Володина «Основы правовых знаний» в 2 ч.

В.О. Мушинский Азбука гражданина

В.И. Белов Лад: очерки о народной эстетике

В.М. Шумилов Правоведение

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Гражданский кодекс РФ

Герб и флаг России Х-ХХ века под. ред. Плеханова

Г.В. Семкин Атлас Страна, в которой я живу

Декларация прав ребенка (1959 г.).

Жилищный кодекс РФ (извлечения)

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (извлечения)

И.А. Исаев История государства и права

И.В. Синова Государственные праздники России : справочник школьника

Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

Конституция РФ

М. Мильчак Как строились города России

М. М. Бронштейн, Наталия Жуковская Праздники народов России. Энциклопедия

Н.Т. Сапрыкин Верховская колыбель

Обществознание под ред. профессора Ю.Г. Волкова : учебное пособие

П.В. Миков , Н.П. Русакова Права вашего ребенка

Семейный кодекс РФ (извлечения)

Трудовой кодекс РФ (извлечения)

Т.А. Фалькович, Т.А. Шупина «По законам добра»

Уголовный кодекс РФ (извлечения)

Ю.Л. Кушер Государственные символы и награды РФ

Ю.П. Титов Хрестоматия по истории государства и права

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации (извлечения)

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (извлечения)

www.zabota-deti.su/ - детский сайт «Шаг навстречу»

www.pravo.aodb-blag.ru - Детский центр правовой информации

http://www.lesson-history.narod.ru – методическая коллекция А.И.Чернова

http://www.uznay-prezidenta.ru/ - «Президент России гражданам школьного возраста»

http://www.rfdeti.ru/ - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

http://www.pravadetey.ru/index.html - «Права ребенка - твои права» - информационно-правовой ресурс для детей

Детский правовой сайт http://mir.pravo.by/

Школьный сектор ассоциации "Реларн" : правовая защита детей, новости для

детей, учителей http://school-sector.relarn.ru/

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

Опубликовано 11.09.17 в 23:25 в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности в химии"

Элективный курс направлен на формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников...

Рабочая программа элективного курса "Проектная учебная деятельность"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Программа элективного курса во внеурочное время «Сладкие букеты »

Элективный курс во внеурочное время  “ Сладкие букеты ” разработан для учеников 8-9-х классов и рассчитан на 24часов, из них теории - 4часов, практических работ – 12часов...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

Программы элективных курсов и внеурочной деятельности

Факультативный  курс по русскому языку в 9 классе...

Программа элективного курса по внеурочной деятельности «Культура здоровья»

Представляю программу по внеурочной деятельности "Культура здоровья" ...