2.5 Участие обучающихся в социально-значимых проектах по предмету Форма 8
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Данченкова Елена Сергеевна

2.5 Участие обучающихся в социльно-значимых проектах по предмету Форма 8

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr._kurs_po_vyboru_9abskan.doc486.5 КБ
Файл uchebnyy_kurs_10_klass_skan.docx256.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Пояснительная записка

Программа курса по выбору составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию;

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществознанию.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет обучающимся получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса; календарно-тематическое планирование; рекомендуемая литература.

Обществознание является одним из наиболее востребованных выпускниками в ходе государственной (итоговой) аттестации. В тоже время экзамен по обществознанию – один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых.

Это объясняется интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя семь содержательных линий: «Общество», «Человек», «Социальные отношения», «Политика», «Право», «Духовная жизнь общества», «Экономика». Предмет опирается на шесть социально-гуманитарных наук: философию, социологию, экономику, культурологию, политологию, право.

Интегрированный предмет «Обществознание» отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий.

В соответствии с новым Государственным стандартом содержания образования обществознание имеет базовый и профильный уровни содержания образования. При этом примерная программа базового уровня полностью соответствует номенклатуре содержания кодификатора по обществознанию.

Цель программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ОГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.

Задачи программы: 

- повысить предметную компетентность учеников;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;

- формировать умения и навыки  решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.

- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных  материалов по предмету;

- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- подготовить обучающихся к продолжению образования в 10-11кл.

Место предмета в учебном плане:

Программа  рассчитана на 17 учебных часов.

Учебное время выделяется за счет компонента образовательного учреждения.

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

▪  индивидуальная (консультации);

▪   групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

▪   фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

▪   парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: лекции; беседа; практикум, тестирование.

Система контроля

Для оценки достижений учащихся запланированы: промежуточные и итоговые контрольные работы по материалам ОГЭ; самостоятельные  и практические работы.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная, группового обучения, проектная деятельность.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы содержания программы по обществознанию являются:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

      ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения учебного курса «Практическое обществознание»:

Человек в социальном измерении

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
  • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
  • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  • описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
  • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
  • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

Выпускник получит возможность научиться:

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
  • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Ближайшее социальное окружение

Выпускник научится:

  • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
  • характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

Общество - большой «дом» человечества

Выпускник научится:

  • распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
  • характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

Общество, в котором мы живём

Выпускник научится:

  • характеризовать глобальные проблемы современности;
  • раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
  • называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
  • формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
  • находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
  • показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

Регулирование поведения людей в обществе

Выпускник научится:

  • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
  • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
  • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  • объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
  • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

Мир экономики

Выпускник научится:

  • понимать и правильно использовать основные экономические термины;
  • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
  • объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
  • характеризовать функции денег в экономике;
  • анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Человек в экономических отношениях

Выпускник научится:

  • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
  • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
  • применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
  • использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
  • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
  • характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
  • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Мир социальных отношений

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
  • характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
  • характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
  • давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
  • характеризовать собственные основные социальные роли;
  • объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
  • извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
  • использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
  • проводить несложные социологические исследования.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  • ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
  • адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

Политическая жизнь общества

Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
  • правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
  • сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
  • описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
  • характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
  • различать факты и мнения в потоке политической информации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Культурно-информационная среда общественной жизни

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
  • распознавать и различать явления духовной культуры;
  • описывать различные средства массовой информации;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  • осуществлять рефлексию своих ценностей.

Человек в меняющемся обществе

Выпускник научится:

  • характеризовать явление ускорения социального развития;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • описывать многообразие профессий в современном мире;
  • характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
  • извлекать социальную информацию из доступных источников;
  • применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шорганизация, осуществляющая образовательную деятельность-бизнес и мода;
  • оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА ПО ВЫБОРУ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Тема  1. Общество как динамичная система (2 ч)

Понятие общество. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI века (глобальные проблемы).

Тема 2. Человек (2 ч)

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Потребности и интересы человека. Деятельность человека и ее основные формы. Мышление и деятельность. Индивид, индивидуальность и личность. Социализация личности. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность личности.

Тема 3. Духовная культура (2 ч)

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки. Образование, его значение для общества и личности. Религия. Мораль и нравственная культура.

Тема 4.  Социальные отношения (3 ч)

Социальные группы, их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Социальная стратификация и мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальные ценности и нормы. Многообразие социальных ролей подростка. Социальная роль. Семья как малая группа. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их разрешения.

Тема 5. Политика (2 ч)

Власть, ее происхождение и виды. Государство, его функции. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции формы государства.  Типы политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое  государство и гражданское общество. Политическая элита. Политические партии и движения. СМИ в политической системе. Избирательные системы. Избирательная компания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти. Местное самоуправление. Федеративное устройство в России.

Тема 6. Право (3ч)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах.

Субъекты гражданского права. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы брака и семьи. Правовое регулирование отношений супругов. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты. Международное право (Международная защита прав человека в мирное и военное время). Споры и порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство в РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Правоохранительные органы. Судебная система.

Тема 7. Экономика (3 ч)

Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Конкуренция. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система.  Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды причины, последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Денежно- кредитная политика. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, семьянина, гражданина.

        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Количество часов

Сроки поведения

план

факт

1.

Общество как динамичная система

2

2.

Человек.

2

3.

Духовная культура

2

4.

Социальная сфера

3

5.

Политика

2

6.

Экономика

3

7

Промежуточная аттестация

1

8.

Право

2

Итого

17

 Рекомендованная литература для учителя:

1. Полный справочник для подготовки к ОГЭ по обществознанию, П.А. Баранов, Астель 2016г.

2.Типовые экзаменационные задания по обществознанию ОГЭ 2017, авт. О.А. Котова, Т. Е. Лескова, М.,

Рекомендованная литература для учащихся:

1.  Полный справочник для подготовки к ОГЭ

«Общество», «Духовная жизнь», «Человек», «Социальные отношения»,                       «Экономика», «Право», «Политика».

Авт. П.А.Баранов, 2016г.  Изд. Астрель,

2. Типовые экзаменационные задания по обществознанию ОГЭ 2019, авт. О.А. Котова, Т. Е. Лескова, М.,



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\10 001.jpg

Рабочая программа учебного курса «Я и закон» составлена на основе Федерального  государственного  образовательного стандарта

 СОО, утвержденного  Приказом  Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
(ред. от 29.06.2017), основной образовательной программы СОО МБОУ Стодолищенской СШ , утвержденной приказом по школе № 273а от 01.09.2018г.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

8) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения

Содержание учебного курса «Я и закон»:

1. Введение в право.

Основные вопросы: Определение права. Основные черты и признаки права. Функции права.

Раздел 1. Право в сфере общественных отношений  (6 ч).

Тема.   Сущность правоотношений. Участники правоотношений.

Основные вопросы: Что такое правоотношения? Субъекты правоотношений, объекты  правоотношений. Каковы права и обязанности участников правоотношений? Субъективное право  и юридическая обязанность. Юридическая обязанность. Какие существуют ограничения на участие в правоотношениях? Юридические факты. События. Действия. Правомерные и неправомерные действия. Юридические акты. Юридические поступки.

  • Тема.   Правонарушения.
  • Основные вопросы: Признаки правонарушений. Преступления и проступки. Основные виды правонарушений: Дисциплинарные правонарушения; гражданско-правовые правонарушения; уголовные правонарушения (преступления); административные правонарушения.
  • Состав правонарушения: Мотив, цель, вина. Умысел и неосторожность.
  • Тема   Юридическая ответственность
  • Основные вопросы: Понятие юридическая ответственность. Признаки юридической ответственности. Функции юридической ответственности. Принципы осуществления юридической ответственности.
  • Контрольная работа.
  • Раздел 2 . Отрасли Российского права (27 ч.)
  • Тема 1. Конституционное право
  • Конституция РФ- основной закон нашей страны.
  • Основные вопросы: Конституция РФ - основной закон нашей страны. Основные вопросы, регулируемые Конституцией РФ. Каковы главные особенности Конституции России?
  • Тема 2.
  • Основные принципы конституционного устройства
  • Основные вопросы: Государственная целостность РФ.  Единство системы государственной власти.    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Равноправие и самоопределение народов.  Равноправие субъектов РФ.  Взаимоотношений государства и человека, гражданина. Политический плюрализм.
  • Тема 3. Президент РФ. Три ветви власти.
  • Основные вопросы: Функции Президента РФ. Основные полномочия Президента РФ. Акты Президента РФ. Неприкосновенность Президента РФ. Органы при Президенте РФ. Выборы Президента РФ. Три ветви власти. Содержание и значение принципа разделения властей. Разделение властей в современном российском государстве
  • Тема 4. Права и свободы человека ( гражданские, политические , экономические). Гарантии соблюдения конституционных прав.
  • Основные вопросы: Понятие правового статуса человека и гражданина. Принципы правового статуса человека и гражданина. . Права и свободы человека и гражданина и их непосредственное действие .Равенство всех перед законом и судом (равноправие). Полнота прав и свобод граждан РФ. Ограничения прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовые акты о правах человека.
  • Общая характеристика конституционных прав и свобод. Классификация конституционных прав и свобод. Гражданство РФ: понятие и принципы. Законодательство о гражданстве. Гражданские права и свободы, их правовые гарантии. Политические права и свободы, их правовые гарантии. Экономические, социальные и культурные права и свободы, их правовые гарантии. 
  • Тема 5.    Конституционные обязанности граждан РФ.
  • Основные вопросы:
  • Система конституционных обязанностей. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Защита Отечества. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица.
  • Тема 6  Становление правовой культуры, гражданского общества и правового государства. (6 часов)
  • 1.Правосознание и правовая культура. Понятие законность и правосознание. Виды правосознания. Правовой нигилизм и его проявление в Российском обществе. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Структура правовой культуры. Функции правовой культуры.  Правовое просвещение и воспитание.        
  • 2.Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Предпосылки и условия формирования гражданского  общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.
  • 3. Правовое государство. Понятие правового государства. Идейные предпосылки правового государства и реализация идеи формирования правового государства
  • Тема 7 : Механизмы защиты прав и свобод.
  • Внутригосударственные механизмы, Механизмы в распоряжении граждан. Судебная и внесудебная защита прав человека. Международная защита прав человека МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
  • Тема  8.    Семейное право.
  • Основные вопросы: Понятие семья. Каковы источники семейного права? Семейный кодекс Российской Федерации. Типы семей. Брак. Права и обязанности родителей. Права и обязанности супругов. Личные права супругов
  • Имущественные права супругов.
  • Тема 9.     Трудовое право.
  • Основные вопросы: Источники трудового права. Трудовые отношения. Что изучает трудовое право? Трудовой договор. Продолжительность рабочей  недели для отдельных категорий работников.
  • Тема 10     Гражданское право.
  • Основные вопросы: Имущество. Имущественные отношения. Основные начала гражданского законодательства. Субъекты гражданских правоотношений: физические лица, юридические лица. Правоспособность гражданина. Дееспособность гражданина. Формы собственности в Российской Федерации. Право владения .Право пользования .Право распоряжения.
  • Тема 11  Административное право.
  • Основные вопросы:   Классификация административно-правовых отношений. Метод административного права. Признаки административного правонарушения.   Виды административного наказания.
  • Тема 12     Уголовное право. 
  • Основные вопросы:  Функции  уголовного права.  Система уголовного права. Принципы уголовного права. Состав преступления:  объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.
  •   Итоговое тестирование по курсу.

Тематическое планирования учебного курса «Я и закон» 10 класс

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение в право

1

2

Раздел 1. Право в системе общественных отношений

6

3

Раздел II. Отрасли Российского права

24

4

Промежуточная аттестация

1

5

Итоговое повторение

2

Итого

34

                                                                                                        Приложение 1    

Календарно-тематическое планирование рабочей программы среднего общего образования по учебному курсу «Я и закон» 10 класса на 2022-2023 учебный год.

Учитель: Данченкова Е.С.

№ п/п

Наименование раздела, тема уроков

Количество часов

Дата

план

факт

1

Введение в право. МШУ: День солидарности в борьбе с терроризмом

1

06.09

1. Раздел. Право в сфере общественных отношений 6 часов

2

Сущность правоотношений. Участники правоотношений.

1

13.09

3-4

Понятие и виды правонарушения.

2

20.09-27.09

5-6

Понятие, принципы и функции   юридической ответственности. МШУ: День учителя

2

04.10-11.10

7

Тематическая работа по 1 разделу.

1

18.10

2. Раздел. Отрасли Российского права.

24 часа

8

Конституционное право

Конституция РФ- основной закон нашей страны.

1

25.10

9-10

Основные принципы конституционного устройства. МШУ: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников внутренних дел России

2

08.11-17.11

11-12

Президент РФ. Органы государственной власти РФ.

2

22.11-29.11

13-14

Права и свободы человека

( гражданские, политические , экономические). МШУ: День Конституции РФ (12 декабря)

2

06.12-13.12

15

Гарантии соблюдения конституционных прав.

1

20.12

16

Конституционные обязанности.

1

27.12

17-18

Проблемы становления правового государства и гражданского общества

2

17.01-24.01

19

 Механизмы защиты прав и свобод. МШУ: Учимся защищать свои права и свободы

1

31.01

20

Тематическая работа: «Конституционное право». МШУ: День российской науки

1

07.02

21-22

Семейное право.

2

14.02-21.02

23-24

Гражданское право

2

28.02-07.03

25-26

Трудовое право

2

14.03-21.03

27-28

Административное право. МШУ: Учимся читать юридический документ и применять его положения

2

04.04-11.04

29-30

Уголовное право

2

18.04-25.04

31

      Тематическая работа: «Отрасли российского законодательства»

1

02.05

32

Промежуточная аттестация

1

16.05

33-34

Итоговое повторение. МШУ: День российского парламентаризма

2

23.05-30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.5.Участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету. Приложение 8.

Музейный марафонпознавательная игра – путешествие с элементами квестаОрганизатор: Руднянский исторический музей.Партнерские организации: Мемориальный Дом-музей Героя Советского Союза М...

2.5.Участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету. Приложение 8

Исследовательская краеведческая работа по географии "Наш земляк-путешественник Олег Волынкин"Презентация "Наш земляк-путешественник Олег Волынкин"Лауреат Всероссийского туристско-краеведческого конкур...

Форма 8 2.5. Участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету

Знания, полученные учащимися по предметам в урочное время, закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над социальными проектами во внеурочной деятельности, в частности во внекласс...

Программа «За чистоту родного языка!» (участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету «Русский язык»).

Программа "За чистоту родного языка!" (участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету "Русский язык")....

2.5. Участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету (Приложение 8)

2.5. Участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету...

Участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету

Результаты профессиональной деятельности учителя информатики Пантелеевой О.В.Участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету...