Конспект открытого урока в 6 классе на тему : "Потребности человека".
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Хабарова Лариса Вячеславовна

Данный урок восьмой в теме "Человек в социальном измерении".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Потребности человека.24.6 КБ
Файл Презентация2.01 МБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока в 6 классе

Нам всё равно всего мало.

Чак Паланик

Учитель:  Хабарова Л.В.

Тема урока: «Потребности человека».

Форма урока: комбинированный урок в форме практикума.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: Способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике его развития.

Планируемые результаты:

Предметные

Научатся: различать виды потребностей; классифицировать, раскрывать основные черты духовного мира человека; оценивать действия человека. 

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения; применять полученные знания и умения.

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятиям.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Местоположение  урока  в  планировании:

Данный  урок  восьмой  в  теме: «Человек в социальном измерении».

Прогнозируемый  результат: закрепление знаний о взаимосвязи социальной среды и потребностей человека, свободы и ответственности в удовлетворении потребностей.

 Оборудование  урока: Компьютер с презентацией урока «Потребности человека», учебник под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание» 6 класс, фото - карточки с потребностями,

 Основные понятия:  потребности, первичные и вторичные потребности, реальные и мнимые потребности, иерархия потребностей, духовные потребности.             

Ход урока

I. Мотивация.

Здравствуйте. Я предлагаю вам обернуться, так чтобы зафиксировать взглядом самую дальнюю точку. А теперь повернитесь ко мне и снова обернитесь. Теперь зафиксируйте ещё более дальнюю точку.

У кого получилось расширить свою диагональ?

Так вот дорогие мои, человек всегда может расширить свои возможности. У вас была одна точка и вы смогли расширить свою диагональ, а это значит , что вы сейчас смогли добиться ещё большего результата!!! В сможете расширить свои возможности, расширить свои знания о человеке.

Учитель: И так вы сейчас, вчера и в будущем постоянно выполняете различные упражнения, выполняете работу, приобретаете знания. Каким понятием можно объединить все это

Ученик : Деятельностью.

Учитель: Почему вы так решили?

Ученик: Мы изменили  свои возможности. Выполняли специальное упражнение. Занимались деятельностью.

Учитель: Так что такое деятельность?

Ученик: - это изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.

Учитель: Слайд №1. Ради чего человек занимается деятельностью?

Ученик: Удовлетворить свои потребности.

Учитель:  Слайд №1.Вот мы и открыли тему сегодняшнего урока. Потребности человека. (Обращение к эпиграфу урока)

"Нам всё равно всего мало".

Чак Паланик

Учитель: :  Слайд №2. Прием "Градусник". Узнать мнение ребят, согласных или несогласных с этой точкой зрения.

Подойдите к той части класса где на градуснике красный цвет, те кто считает, что нам всегда всего мало. Остальные, те кто считает, что мы можем окончательно удовлетворить свои потребности, подойдите к той части класса, где на градуснике белый цвет.

Учитель: Хорошо. Спасибо. Я узнала ваше мнение.

Учитель: Слайд №3. "Нам всё равно всего мало".

Так ли это?! И почему? И изменится ли ваше мнение в конце урока?

II. Изучение нового материала. Записать тему урока в тетради. Озвучить цель урока.

1. Ассоциации к понятию «Потребность». Слайд №4.

Учитель: Когда я говорю о потребностях, какие ассоциации она у вас вызывает?

Ученик: Нужда, желание, необходимость, голод,  нехватка, нужность, надо, зависимость итд.

2. Работа над понятийным аппаратом. Слайд №5.

3. Игра «Бюро находок». Слайд №6.

Материалы: карточки с изображением людей и разными возможными их потребностями.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Учитель держит поднос с карточками (на одних карточках изображены люди, на других – предполагаемые их потребности). Учитель просит детей взять по одной карточке и по сигналу (по хлопку) найти сверстника с подходящей по смыслу карточкой. Собственник ищет свой нужный ему предмет. ( Например: дедушка и очки, менеджер и компьютер, школьница и тетрадь и т.д.) Басня "Лебедь, рак и щука - воз", басня "Ворона и лисица" - кусочек сыра, Басня "Мартышка и очки"- очки

Воспитатель задает вопросы:

– Что такое потребности? (То, что человек хочет иметь.)
– Почему для девочки выбрали куклу, а не швейную машинку?

Давайте назовем особенность потребности.(индивидуальны)
–– Можно поменять: маме – швейную машинку, а швее – сумку? 
(Да.)
– Почему?
– Папе – компьютер и телефон, а менеджеру – автомобиль? 
(Да.)

- Значит ещё какую особенность имеют потребности? Общие.
– Объясните свой ответ.
– От чего зависят наши потребности?
(от того, каким видом деятельности человек занимается)

- Какое значение имеют потребности? (удовлетворяют желания человека и выступают в качестве мотива деятельности).

- Среди всех перечисленных, какие особые потребности вы увидели, услышали?(особые потребности для людей с ограниченными способностями).

                              Вывод: Слайд №6. Записать в тетрадь.

                        1. Потребности индивидуальны.

                        2. Потребности выступаю в качестве мотива деятельности человека.

                        3. Существуют особые потребности для людей с ограниченными        способностями.


4. Слайд № 7. Работа в группах. "Строители дома"

У вас на партах карточки с потребностями. Распределите потребности по мере их поступления у человека, от простого к сложному, от низших к высшим потребностям, в иерархическом порядке , начиная с рождения ребенка на газете. Объясните, почему вы их так распределили?

5. Слайд №8. Работа с текстом.  Работая с текстом учебника на стр.34, выделите виды потребностей и дайте характеристику, заполнив следующую таблицу. Разделить на 3 группы. У каждой группы распечатано название одного вида потребностей. Нужно правильно сопоставить потребности на фото с видом потребности.

Виды потребностей

Характеристика

1.Биологические или физиологические, или материальные.(Все то, что необходимо для существования человека)

Воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых.

2.Социальные(определяют принадлежность человека к обществу, к какой либо группе)

Потребность в общении, семье, труде.

3. Духовные (все то, что необходимо для духовного развития)

Познание окружающего мира, получение знаний  умений, достижение гармонии и красоты.

Можно ли перешагнуть через какую - ни будь из ступеней этой пирамиды?

Вывод:  Слайд №9, 10. Потребности иерархичны, поступательны, расширяются по мере развития человека в обществе.

6. Работа с раздаточным материалом. Конверты. Разложите картинки в два конверта и подпишите название каждого конверта по

объединяющему признаку. Как мы их подпишем? Объясните, почему вы так поступили!?

Слайд №11. Потребности бывают реальные и мнимые (неразумные).

Реальные потребности – это потребности,  удовлетворение которых необходимо для жизни и развития.

Мнимые потребности на самом деле не являются для нас  жизненно необходимыми и являются в большей мере нашими желаниями.

В жизни мы нередко сталкиваемся с необходимостью выбора одного из нескольких решений. Нам приходится выбирать, что нам действительно необходимо и чего мы просто хотим.

Вывод: Слайд №12.Поддерживают организм человека и способствуют его развитию.

7. Слайд № 13. Игра "Восстанови историю".

  Представьте, что вы археологи. При раскопках вы обнаружили предметы. Ваша задача определить собственника предмета и определить к какому  историческому периоду общества  этот человек относится.

Примеры:   - первобытное общество(

                    - древность(княгиня Ольга из Повести временных лет- горящая птица, Владимир - красное солнышко- меч,  ,.)

                    - средние века

                    - современность("Человек хвастун" - ларчик )

Вывод: . Слайд № 14.Потребности безграничны и существуют на каждом этапе развития человека.

III. Рефлексия. Оцените справедливо свою работу на уроке. Опустите один из кружочков в ящик:         Красный - Работал активно, с интересом.

                                         Зелёный – Старался справиться с заданиями, но не всегда успевал.

                                          Синий - Часто отвлекался от работы, было скучно.

  • Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.
  • Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.
  •  Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности

III.Итог урока. Сделать вывод.

- Потребности индивидуальны и общие.

- Потребности выступают в качестве мотива деятельности, заставляя человека планировать.

- Существуют особые потребности для людей с ограниченными способностями.

- Потребности безграничны и существуют на каждом этапе развития человека.

- Потребности иерархичны, расширяются по мере развития человека в обществе.

Итак, возвращаемся к эпиграфу урока "Нам всё равно всего мало".

Чак Паланик

Учитель: Что нам мало и почему. Потребностей, так человек в обществе живет, общается и развивается, приобретает знания, меняется его роль а значит и меняется его потребности.

Учитель: Скажите, чтобы бы уважали, считались с мнением этого человека, чтобы пополняли свои знания умения навыки в обществе какой вид потребности важнее всего? Духовные самые высшие потребности к которым мы должны стремиться.

Д.З -& 4, стр. 33-35, задачи 4-5.  Работа в рубрике "Жил на свете человек" на стр. 35.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание на дом: 1. Д.З -& 4, в.1, задачи 4-5. 2. Работа в рубрике "Жил на свете человек" на стр. 35.

Слайд 2

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс Урок № 8 «Нам все равно всего мало» Чак Паланик

Слайд 3

«Градусник» «Нам всё равно всего мало» Чак Паланик Красный – согласны с мнением автора. Белый – не согласны с мнением автора.

Слайд 4

Тема : ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Цель урока : Способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике его развития человека. Проблема : "Нам всё равно всего мало". Чак Паланик Так ли это?! И почему? И изменится ли ваше мнение в конце урока?

Слайд 5

Игра – «Ассоциация» Потребность

Слайд 6

Игра – «Ассоциация» Нужность Нехватка Мотив Зависимость

Слайд 7

Потребность Откройте «Словарь». Стр. 109. Задания Прочитайте определение понятия. Найдите существительные. Найдите прилагательные. Найдите местоимения. Нужда, необходимость. Осознаваемая, биологическая, социальная, духовная. Для поддержания организма, для развития личнос ти

Слайд 8

Игра «Бюро находок» Вывод: Особенности потребностей Потребности индивидуальны. Потребности выступаю в качестве мотива деятельности человека. Существуют особые потребности для людей с ограниченными способностями.

Слайд 9

Работа с текстом учебника в группах. Стр. 34. 1. В ыделите виды потребностей и дайте характеристику. 2. Сопоставьте каждый вид потребности с примером на фото. 3. Распределите виды потребностей по мере их поступления у человека, от простого к сложному, от низших к высшим потребностям, в иерархическом порядке. «Строители пирамиды потребностей» 1 группа. Биологические 2 группа. Социальные 3 группа. Духовные

Слайд 10

Можно ли перешагнуть через какую - ни будь из ступеней этой пирамиды? Пирамида потребностей

Слайд 11

Духовный мир – высшая ступень пирамиды потребностей - это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Формируется в процессе познания. Духовный мир у каждого уникален. Духовно богатый человек стремиться к знаниям.

Слайд 12

Особенности потребностей Вывод: 4. Потребности иерархичны, поступательны, расширяются по мере развития человека в обществе.

Слайд 13

«Два конверта» Реальные Развитие личности Самосовершенствование Мнимые Разрушение личности Деградация

Слайд 14

Деградация личности Признаки: Минимум желаний. В основном только биологические потребности; Считают, что их мнение непоколебимо и не подлежит критике и обсуждению; Язык беден, они используют элементарные речевые обороты;

Слайд 15

Особенности потребностей Вывод: 5. Поддерживают организм человека и способствуют его развитию.

Слайд 16

Игра "Восстанови историю» Представьте, что вы археологи. При раскопках вы обнаружили предметы. Ваша задача определить собственника предмета и определить к какому историческому периоду общества этот человек относится.

Слайд 17

Игра "Восстанови историю» 1. Первобытность 3. Средневековье 2. Древность 4. Современность

Слайд 18

Особенности потребностей Вывод: 6. Потребности безграничны и существуют на каждом этапе развития человека.

Слайд 19

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс Урок № 8 «Нам все равно всего мало» Чак Паланик

Слайд 20

«Градусник» «Нам все равно всего мало» Чак Паланик Красный – согласны с мнением автора. Белый – не согласны с мнением автора.

Слайд 21

Рефлексия Красный - Работал активно, с интересом. Зелёный – Старался справиться с заданиями, но не всегда успевал. Синий - Часто отвлекался от работы, было скучно.

Слайд 22

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по английскому языку Тема: "Говорим о родственниках. Активизация лексики по теме «Семья»" по УМК «Enjoy English»: М. З. Биболетова, 6 класс

Данный план-конспект урока может помочь учителю при подготовке к уроку по теме "Семья" по УМК  "Enjoy English": М. З. Биболетова, 6 класс...

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»

План-конспект открытого урока  по Обществознанию   по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...

План-конспект открытого урока в7 классе по теме "Первое знакомство с Австрией и Швейцарией"

Учить чтению с пониманием основного содержания прочитанного текста, обмен информацией. Познакомить с крупнейшими городами Германии, Швейцарии и Австрии, с их достопримечательностями....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ "ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА" 5 КЛАСС ФГОС

Открытый урок по обществознанию "Загадка человека" 5 класс по ФГОС с использованием технологии критического мышления...

Разработка открытого урока по обществознанию для 6 класса по теме "Потребности человека"

Разработка открытого урока по обществознанию для 6 класса по теме "Потребности человека". Автор учебника Л.Н.Боголюбов...

урок по обществознанию в 6 классе на тему: "Потребности человека"

Цели: 1. раскрыть понятие «потребности» и объяснить учащимся виды потребностей;2. умение анализировать текст, делать самостоятельные выводы на основе полученных данных;3. во...

Конспект открытого логопедического занятия на лексическую тему: «Тело человека» в средней логопедической группе

Логопедическое занятие на лексическую тему: «Тело человека» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Тело человека».Коррекционно-развива...