Технологическая карта урока "Россия - правовое государство"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Бессонова Татьяна Валерьевна
Технологическая карта урока. Предмет: обществознание. Класс: 10. Тема урока: «Россия - правовое государство.» Технология урока: модифицированные дебаты. Тип урока: расширение знаний. В разделе «Политико-правовая сфера». Тема «Гражданское общество и правовое госу-дарство» (2-ой урок). Цель урока: Определить признаки правового государства, идеальную модель правового го-сударства, аргументировать свое мнение по проблеме существования правового государства в современной России. Задачи урока. 1. Обучающие – Расширить и углубить знания учащихся о признаках правового госу-дарства. 2. Развивающие – способствовать развитию интеллектуальных, творческих способно-стей, логики критического мышления, формировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения. 3. Воспитательные – способствовать формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы. 4. Коммуникативные – способствовать развитию процесса межличностного общения. Оборудование: презентация по теме дебатов , пресса, таблицы и схемы. Ход урока Методические рекоменда-ции. Деятельность учащих-ся. 1. Вводный этап. (4мин) Учитель. Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги и гос-ти. Сегодня наш урок пройдет в форме модифицирован-ных дебатов, мы поговорим о важнейшей проблеме со-временности – проблеме создания модели идеального го-сударства. Как сделать общество идеальным, каким обра-зом добиться того, чтобы каждый человек чувствовал себя свободной личностью, частью государства? На уроке будут работать две команды. Первая –«Общественное согласие» - будет отстаивать позицию «ЗА», вторая «Гражданская инициатива» -позицию «Про-тив». Судейская коллегия ведёт судейский протокол, председатель ____________________________________ Таймспикер контролирует время дебатирующих . Я прошу аудиторию внимательно следить за ходом де-батов, так как в конце урока необходимо будет проголосо-вать за одну из команд. И. Кант заявлял: «Величайшая задача человеческого рода – достижение всеобщего правового государства». Какими признаками должно обладать правовое государство? (слайд № ) Сформулируйте понятие правового государства! (слайд № ) Тема дебатов: Россия -правовое государство. Насколько актуальна эта тема, на ваш взгляд? Учащиеся получают опере-жающие задания – подгото-виться к дебатам. Все уча-щиеся перед игрой ознаком-лены с правилами. Одновременно демонстриру-ется презентация по теме. Слушают Учащиеся представляют отве-ты. 2. Организационный этап. (3мин) Учитель. Ребята, вам предстоит в процессе дебатов порас-суждать о реальности создания государства такого типа, определить различные позиции по вопросу существова-ния правового государства в современной России. Многие политики и философы сегодня считают, что правовое го-сударство – просто идея, стимул, к которому нужно стре-миться. Сегодня в мире более 200 государств и далеко не каждое из них считает приоритетной задачей создание государства нового типа – правового, отвечающего всем названным вами требованиям. Так как же обстоят дела в России? Является ли Россия правовым государством? Мы провели статистический опрос среди старшеклассников и учителей по вопросу: « Есть ли в России правовое госу-дарство?» Внимание на экран Ответы распределились следующим образом: Да, скорее да __%; Нет, скорее нет __%; Затрудняюсь ответить __%. (Слайд №__) Вопрос: « Россия – правовое государство!?» не может быть утверждением однозначно. Итак, мы создали две команды: утверждающую «Общест-венное согласие» и отрицающую «Гражданская инициатива», спикеры которых будут отстаивать свои позиции. Также у нас создана судейская коллегия которая будет вести судейский протокол, в котором указаны баллы . Слушают. Просмотр видеоролика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта77 КБ
Office presentation icon презентация1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: обществознание.

Класс: 10.

Тема урока: «Россия - правовое государство.»

Технология урока: модифицированные дебаты.

Тип урока: расширение знаний.

В разделе «Политико-правовая сфера». Тема «Гражданское общество и правовое государство» (2-ой урок).

Цель урока: Определить признаки правового государства, идеальную модель правового государства, аргументировать свое мнение по проблеме существования правового государства в современной России.

Задачи урока.

  1. Обучающие – Расширить и углубить знания учащихся о признаках правового государства.
  2. Развивающие – способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, логики критического мышления, формировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения.
  3. Воспитательные – способствовать формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы.
  4. Коммуникативные – способствовать развитию процесса межличностного общения.

Оборудование: презентация по теме дебатов , пресса, таблицы и схемы.

Ход урока

Методические рекомендации. Деятельность учащихся.

1. Вводный этап. (4мин)

Учитель.  Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги и гости. Сегодня наш урок пройдет в форме модифицированных дебатов, мы поговорим о важнейшей проблеме современности – проблеме создания модели идеального государства. Как сделать общество идеальным, каким образом добиться того, чтобы каждый человек чувствовал себя свободной личностью, частью государства?

На уроке будут работать две команды. Первая –«Общественное согласие» - будет отстаивать позицию «ЗА», вторая «Гражданская инициатива» -позицию «Против». Судейская коллегия ведёт судейский протокол, председатель ____________________________________  Таймспикер  контролирует время дебатирующих .

    Я прошу аудиторию внимательно следить за ходом дебатов, так как в конце урока необходимо будет проголосовать за одну из команд.

  И. Кант заявлял: «Величайшая задача человеческого рода – достижение всеобщего правового государства». Какими признаками должно обладать правовое государство? (слайд №  )

 Сформулируйте понятие правового государства! (слайд №  )

Тема дебатов: Россия -правовое государство.

Насколько актуальна эта тема, на ваш взгляд?

Учащиеся получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Все учащиеся перед игрой ознакомлены с правилами.

Одновременно демонстрируется презентация по теме.

Слушают

Учащиеся представляют ответы.

2. Организационный этап. (3мин)

Учитель. Ребята, вам предстоит в процессе дебатов порассуждать о реальности создания государства такого типа, определить различные позиции  по вопросу существования правового государства в современной России. Многие политики и философы сегодня считают, что правовое государство – просто идея, стимул, к которому нужно стремиться. Сегодня в мире более 200 государств и далеко не каждое из них считает приоритетной задачей создание государства нового типа – правового, отвечающего всем названным вами требованиям. Так как же обстоят дела в России? Является ли Россия правовым государством?  Мы провели статистический опрос среди старшеклассников и учителей по вопросу: « Есть ли  в России правовое государство?» Внимание на экран Ответы распределились следующим образом: Да, скорее да __%;

Нет, скорее нет __%;

Затрудняюсь ответить __%. (Слайд №__)

Вопрос: « Россия – правовое государство!?» не может быть утверждением однозначно.

Итак, мы создали две команды: утверждающую «Общественное согласие» и отрицающую «Гражданская инициатива»,  спикеры которых будут отстаивать свои позиции.

Также у нас создана судейская коллегия которая будет вести судейский протокол, в котором указаны баллы .

Слушают.

Просмотр видеоролика

3. Игровой этап. (15мин)

1. Учитель. В настоящее время в соответствии с нынешней Конституцией (статья1)»Российская Федерация –есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»  (Слайд №__) Уважаемые команды Ваше мнение:  Россия правовое государство?

Варианты подготовки утверждающей и отрицающей команд.

Начало высказываний позиций команд «За и Против»

Судейская коллегия оценивает аргументы и контраргументы команд, выставляет баллы в турнирную таблицу.

Утверждающая команда

Отрицающая команда

История учения о правовом государстве: Платон - «Государство возможно только там, где возможен справедливый закон».  

Аристотель - «Где отсутствует власть права, там не может быть и  разумно организованного государства».

Цицерон – «право выше власти», «источник права – народ».

Джон Локк – выдвинул идею о разделении властей.

Шарль Монтескье – впервые выдвинул идею о разделении властей на законодательную, исполнительную, судебную.

Принцип разделения властей – это выдающиеся достижения человечества: «Одна голова хорошо, а две лучше», «Сколько голов – столько умов».

Основные права имеют естественное происхождение, т.е. присущи человеку от рождения и закрепляются в законах, они незыблемы.

«Право – есть мера свободы».

«Разрешено все, что не запрещено законом».

Для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности. Анализ ряда статей Конституции РФ.

Основные права даруются человеку государственной властью, а власть может быть несправедливой, деспотичной, тоталитарной.

Тоталитарные режимы – это режимы, где право провозглашалось волей господствующего класса: тройки НКВД, «Закон о пяти колосках» - этому подтверждение.

В современных государствах, в России право рождается зачастую в «коридорах» госвласти, подчинено ей.

Коррупция, утечка капиталов, дифференциация жизни: одни утопают в роскоши, другие нищенствуют.

Детское беспризорничество, преступность, наркомания – бич общества.

«Запрещено все, кроме официально разрешенного». Система сдержек и противовесов не реализуется сполна (приводятся примеры из прессы,  Интернет-сайтов).

Таймаут. (2мин)

Учитель.  Уважаемая аудитория пока у команд перерыв мы с Вами немного отвлекёмся .Говоря о государстве нельзя не упомянуть о президенте. Интересные факты .

Как вы думаете на какой руке В.В Путин носит часы? Почему?

А что видно из окна кабинета президента-?

Внимание на экран.

Переходим к следующему этапу наших дебатов.

4. перекрестные вопросы. (10 мин)

I Примерный перечень вопросов.

  1. Философ древности Цицерон говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона». Как вы понимаете это изречение?
  2. Некоторые люди считают, что власть, разделенная на три ветви тем самым ослабляет себя, подрывая авторитет. Между ветвями власти происходят распри, а это будоражит общество, дезорганизует порядок. Согласны ли вы с этой позицией?
  3. Как соотносятся между собой закон и власть?
  4. Кто может быть депутатом Государственной думы?
  5. Что представляет собой Россия по форме правления?
  6. Что нужно знать тому, кто обратится в суд?

II Уважаемая аудитория может быть у кого то из Вас есть вопросы командам ?

5.Заключительное выступление судейской коллегии. (2мин)

Перерыв у команд.

Отвечают.

Смотрят видео ролик.

Команды заранее готовят вопросы друг другу. Судейская коллегия определяет баллы в зависимости от качества вопроса и ответа.

Цитаты из прессы (газета «Известия») (Слайд №__).   Вопрос  по статье: Россия – полицейское государство!? (команды отстаивают позиции «За и Против»)

Судейская коллегия оценивает аргументы и контраргументы команд, выставляет баллы в турнирную таблицу.

Подводит итоги.

 

6. Итоговая рефлексия. (2мин)

Учитель. Оправдала ли игра ваши ожидания? Почему никакая власть не должна превышать законы?

Учащиеся отвечают на вопросы.

7.Домашнее задание.(1мин)

Учитель. Предлагается написать эссе на одну из предложенных тем:

- Правовое государство наше будущее или нынешний день!?

- Правовое государство в России - миф или реальность?

- Разрешено все, что не запрещено законом!? (Слайд №__).  

7. Заключительное слово учителя: (2мин)

цель дебатов  « Россия как правовое государство»: обратить внимание на эту проблему, заставить задуматься, поразмышлять достигнута. Россия уверенно идет по пути создания правового государства, но если перефразировать слова И. Канта, то для россиян эта задача остается пока величайшей. Я уверена, что вам, ребята, решение этой  задачи будет как раз по плечу. Многие из вас уже сегодня задумались о нелегком процессе создания правового государства в России.

Записывают .

Слушают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Великая задача человечества- достижение всеобщего правового государства» Иммануил Кант

Слайд 3

Признаки правового государства 1.Обеспечение подлинного верховенства закона 2. Право отражает интересы личности, гражданина, воплощает в себе гражданские права и свободы, устанавливает взаимную ответственность государственной власти перед гражданами и граждан перед властью. 3.Реализация принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви и независимости этих ветвей друг от друга. 4.Эффективная система защиты прав при помощи органов правосудия , права и свободы человека гарантируются судебной защитой.

Слайд 4

Правовое государство- это государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан.

Слайд 5

Россия -правовое государство. Тема дебатов:

Слайд 6

1.Затрудняюсь ответить-2% 2. ДА-41% 3. НЕТ-57% Результаты статистики

Слайд 7

Статья1 «Российская Федерация –есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»

Слайд 9

Темы эссе : - Правовое государство наше будущее или нынешний день. - Правовое государство в России - миф или реальность. - Разрешено все, что не запрещено законом .

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI-XV века)»-СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Освоение  способов группового  взаимодействия по изучению причин и событий Столетней войны...

технологическая карта урока 9 класс Обществознание«Правовое государство»

технологическая карта урока обществознания 9 класс по теме "Правовое государство"...

Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1"...

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 2"

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 2"...

Технологическая карта урока истории "Государство на берегах Нила"

Материалы предназначены для урока с использованием цифровой образовательной среды "Мобильное Электронное Образование"...

Технологическая карта урока "Правовое государство"

Технологическая карта урока "Правовое государство"...