Технологическая карта урока по обществознанию "Что значит жить по правилам"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Шашкова Марина Михайловна

Технологическая карта урока по обществознанию. ФГОС. 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2-3._chto_znachit_zhit_po_pravilam.docx138.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 7 КЛАСС.

Урок 2 – 3.   ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ

Цели
и задачи

Познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды, выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества;

Метапредметные:

1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы;

2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

Личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Образовательные технологии

Проблемное обучение

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library

Оборудование

Учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Основные
понятия

Правила, социальные нормы, привычка, обычай, традиция. ритуал, обряд, этикет, сэтикет, санкции.


Организационная структура урока. Ход урока 1.

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодейст

вия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I.  Организационный момент
(1-2 мин.)

 Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

Коллективная

        

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятель-

ности

(4-5 мин)

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь), а другой — добро (мир, любовь, верность, надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:

  • А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

  • Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопросы к классу:

  • О чем эта притча?
  • Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

Тема наших следующих двух уроков:
«Что значит жить по правилам».

  • Предположите, о чем мы будем говорить.
  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков:

  1. Многообразие правил.
  2. «Привычка свыше нам дана...».
  3. Правила этикета и хорошие манеры.
          4.  Сэтикет.

Слушают учителя, принимают участие

в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек — это социальное существо.

  • Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника.

(Ответы учеников.)

Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.

Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами. В конце урока вы должны определить, чья позиция и почему вам более близка.

II. Изучение
нового материала
(10-12 мин.)

Физкульт-

минутка.
(1-2 мин)

Рассказ
с элементами беседы.

Проводит с учащимися гимнастику для глаз.

  1. 1. Многообразие правил
  • Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило». Составляется логическая схема.)

image1

Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. «norma» — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.

Признаки социальной нормы:

  1. это общие правила;
  2. регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;
  3. возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.
(Проверка выполнения задания.)

Задание: работая в парах, заполните таблицу.

Правила

Социальные нормы

по направленности

по степени обязательности

Предписания

Запреще
ния

Нормы-

правила

Нормы-

ожидания

Гигиены

Дорожного движения

Поведения в общественном транспорте

Этикета

Поведения в школе

(Проверка выполнения задания.)

  1. «Привычка свыше нам дана...»

Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие — совсем недавно.

Все правила – это социальные нормы: поведения, морали и нравственности.

   - Что такое нравственность?
(ответы учащихся)

Нравственность — это система правил поведения индивида, основанных на значимых для личности ценностях.

 

Нравственность

- Вот сейчас мы с вами на эту чашу весов попробуем разместить следующие качества личности:

 

*             *              *             *               *

3. Индивидуальная работа с карточками.

Давайте попробуем разобраться, какие качества личности человека являются положительными (нравственными), а какие отрицательные (аморальными).

Напомню, что слово аморальный означает «безнравственный».

Мораль — это система правил и норм поведения, которые люди используют по отношению друг к другу и к обществу.

И очень часто слово мораль используют как синоним слова «нравственность».

веселость

щедрость

хитрость

себялюбие

спокойствие     

хвастливость

расточительность

нетерпимость к другим

сильная воля

безделье

зависть    

жадность

доброта                  

жестокость

скромность        

милосердие

безответственность

честность

уважительность 

справедливость

искренность  

бестактность

Нужно отметить, что существуют правила нравственности, общие для всех. И здесь хочется вспомнить одну легенду.

«Однажды, давным-давно, на берегу великой реки стояли учитель с учеником. Ученик спросил учителя:


— Скажите учитель, вы очень много знаете о мире, говорите, что все должны жить дружно, помогать друг другу, не лениться, совершенствоваться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками, заниматься физическим развитием, закаливать свой организм и многое-многое другое. — Скажите, а можно ли все ваше учение обозначить одним единственным словом?

И старый мудрый учитель, улыбнувшись, тихо ответил, своему ученику:

— Можно, это слово — ВЗАИМНОСТЬ — «не делай другому того — чего не желаешь себе».

Согласно этой легенде было сформулировано самое главное правило нравственности, которое получило
название —
Золотое правило нравственности. Звучит он следующим образом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Подводя итог можно сказать, что нравственность представляет собой систему правил, принципов поведения человека, которая основывается на его убеждениях. Важно, что это всегда добровольный выбор личности. И именно от сделанного выбора будет зависеть будет ли поступок безнравственным или же наоборот — нравственным.

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета.

Устные ответы,

выполненные

задания

V. Работа по теме урока и закрепление изученного.
(7-8 мин.)

Обобщение полученных на уроке сведений.

Выставление оценок

Игра “Крестики-нолики”. Раздает заготовки игрового поля.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вопросы для игры “Крестики-нолики”.

1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

Внимательно слушают.

Отвечают на вопрос, зачеркивают соответствующую ячейку крестиком/ноликом.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;

ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения

Устные ответы,

записи
в тетради

V. Итоги урока.

(3-5 мин.)

Заключительная беседа.

Синквейн на тему мораль.

Правила составления «синквейна» :

1 строчка – 1 слово -
Тема ( сущ. или мест.)

2 строчка – 2 слова -
Описание темы ( прилагательные).

3 строчка – 3 слова -
Описание действий в рамках этой темы (глаголы).

4 строчка – 4 слова -  
Фраза, в которой выражается отношение к теме.

5 строчка – 1 слово 
Синоним темы, который повторяет суть темы.

Внимательно слушают. делают выводы, записывают позиции синквейна.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VI. Рефлексия
(3-4 мин)

Выясняет трудности, возникшие у учащихся во время урока.

"Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Называют свои

Коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке, а также результаты своей деятельности.

Устные ответы

VII. Домашнее задание.

(1-2 мин)

Комментарий учителя

1. Прочитать § 1 с. 8-11 учебника.

2. Выполнить одно из трех заданий на выбор:

  • провести мини-исследование на тему «Каким социальным нормам вы в основном следуете, а какие иногда нарушаете»;
  • провести социологический опрос на тему «Почему люди нарушают социальные нормы?»;
  • подготовить письменное сообщение на тему «Как появились социальные нормы в жизни людей и общества».        

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

ОРГАНИЗАЦИОННА СТРУКТУРА УРОКА.  ХОД УРОКА 2.

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I.

Организационный момент

(1-2 мин)

 

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

Коллективная

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятель-

ности
(4-5 мин)

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Много лет назад существовала огромная библиотека. В ней были собраны все знания и тайны мира. Но вот однажды по воле случая библиотека сгорела. Вместе с ней сгорели все знания, которые были собраны миллионами людей по всему миру за долгое-долгое время.

Каким-то случайным образом уцелела лишь одна рукопись, которая содержала в себе один из главных секретов мироздания. Много лет эту рукопись перекладывали с места на место, даже не открывая. Затем она попала в старый книжный магазин, где провела на пыльной полке еще с десяток лет. Все изменилось тогда, когда в лавке появился новый хозяин.

Он решил перебрать все книги, внести их в картотеку и избавиться от ненужного старья. Так старая рукопись оказалась в мусорном баке. И первый человек, который открыл её за все эти годы, был проходящий мимо нищий. Была прохладная ночь, и он заглянул в бак в надежде найти что-то, из чего можно развести костер. Но прежде чем сжечь её, он поинтересовался, что там написано.

А рукопись гласила следующее: «У того, кто сможет на берегу моря найти горячий камень, исполнится любое желание». Нищий решил, что терять ему все равно нечего, и отправился к морю. Он ходил по берегу, брал в руки камень за камнем, но они были одинаково холодны и нищий бросал их в море. Прошли дни, недели, месяцы, годы…

И вот однажды случилась самая невероятная вещь, которая могла случиться лишь раз в несколько сотен лет — его рука коснулась горячего камня.

Он поднял его и … по привычке выбросил в море.
Вопрос учащимся: что формирует наши привычки и как они появляются?

Слушают учителя, принимают участие

в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Изучение
нового материала
(10-12 мин)

Физкульт-

минутка.
(1-2 мин)

Рассказ
с элементами беседы.

Проводит с учащимися гимнастику для глаз

3. «Привычка свыше нам дана...».

Народная мудрость гласит:

«Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу».

Задание: изучите и прокомментируйте схему.

(Проверка выполнения задания. )

Задание: прочитайте текст на с. 9, 11 учебника и объясните значение понятий привычка, обычаи, обряды, церемонии. Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» нас. 10 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

(задания для групп в Приложение 1.)

(Проверка выполнения задания.)

Привычка — вторая натура, ведь привычки становятся частью характера человека. Многие из них формируются в детском возрасте. Плохие привычки мешают нам жить, поэтому надо избавляться от них. «Когда состаришься, то плохие привычки становятся твоими тиранами» (Г. Флобер).

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае они могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто во время встреч жмет руку собеседнику. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке.

Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, организаций, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях (дипломатический протокол).

Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна). Обряды, в отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека (например, церемония заключения брака).

  • Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?

(Ответы учеников.)

*             *              *             *               *

 - Желательно чтобы эта гимнастика стала вашей полезной привычкой.

4.  Правила этикета и хорошие манеры

Задание: работая с п. 3 § 1 учебника и используя предложенную схему, объясните значение понятий этикет, манеры.

(Проверка выполнения задания.)

Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета. (показывает презентацию «Мир этикета»)

Мир этикета

Слайд 1. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.

Слайд 2. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

Слайд 3. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.

Слайд 4. В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор сохранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).

Слайд 5. В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной — на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение. Именно это происходит, когда иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

Слайд 6. Заметив знакомого, японец считает своим долгом замереть на месте. Затем он наклоняется, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом. Со стороны эта сцена производит забавное впечатление. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает около 36 официальных поклонов, агент торговой фирмы — 123, девушка у эскалатора в универмаге — 2560.

Слайд 7. В XVI в. на Руси появилась книга «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем случаям. Сборник был основан на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

Слайд 8. По указанию Петра I для отроков была написана книга «Юности честное зерцало» — сборник правил поведения в обществе.

Задание: выполните задание на с. 12 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и ответьте на вопросы после него.

(Проверка выполнения задания.)

5. Самостоятельная работа с учебником.

В настоящее время, в мире развитых технологий, электронных приспособлений и разработок и безграничного доступа в интернет, уже никого не удивишь беспроводным общением и общением в социальных сетях. Но существуют и здесь социальные нормы такого общения. Предлагаю вам самостоятельно прочитать их на стр. 15 вашего учебника.

Внимательно слушают, отвечают
на вопросы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета.

Устные ответы,

выполненные

задания

V. Работа по теме урока и закрепление изученного.

(7-8) мин

Обобщение полученных на уроке сведений.

Выставление оценок

Предлагаю проверить и закрепить полученные знания на уроке.

Проведем конкурс знатоков этикета.

  •   Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)
  •  Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем? (Да.)
  • Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)
  • Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? (Да.)
  • Кто подает первым руку - старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Первым подает руку старший младшему, женщина — мужчине, начальник — подчиненному.)

Внимательно слушают.

Отвечают на вопрос, зачеркивают соответствующую ячейку крестиком/ноликом.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;

ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения

Устные ответы,

записи
в тетради

V. Итоги урока.
(3-5 мин)

Заключительная беседа.

Проблемное задание. Прочитайте высказывания и ответьте на вопросы.

Свою позицию объясните.

  • Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж. Жубер).
  • Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней (Сенека).
  • Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков (Ш. Монтескье).
  • Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически (А. Чехов).
  • Не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства людей (В. Сухомлинский).
  • Ничего слишком! (Солон).
  • В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью (Дж. Локк).
  • Не гляди на лицо, а гляди на обычай (русская пословица).

Вопросы к классу:

  • С какими высказываниями вы согласны? Почему?

С какими высказываниями не согласны? Почему?

Внимательно слушают. делают выводы, записывают позиции синквейна.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VI. Рефлексия
(3-4 мин)

Оценивает результативность урока, выясняет трудности, возникшие у учащихся во время урока.

Работа с сигнальными карточками. 

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

                  https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/25/k_58386b7177fcf/362551_13.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/25/k_58386b7177fcf/362551_14.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/25/k_58386b7177fcf/362551_15.png

Делают индивидуальные и групповые выводы.

Коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке, а также результаты своей деятельности.

Устные ответы

VII. Домашнее задание.

(1-2 мин)

Комментарий учителя

1. Прочитать § 1 с. 11-15 учебника.

2. Устно отвечать на вопросы рубрики «В классе
и дома» с. 14

3. По выбору составить правила поведения:

  • на школьных мероприятиях
  • в школьных поездках и экскурсиях

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Приложение 1.

Рабочий материал для первой группы


Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа

Национальные привычки испанцев — свидетельство их любви к удовольствиям. Это темпераментные, шумные, доброжелательные и открытые люди. Они очень галантны — вежливы, любезны и обходительны. Демонстрировать обиду или огорчение у них не принято. Испанцы любят пошутить и ценят чувство юмора.

А вот склонность к опозданиям — это норма. Пунктуальность для испанцев — тема болезненная. Очевидно, что это не та черта характера, которую они ставят на первое место, даже при деловых взаимоотношениях с людьми.

Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.

Другой значимый ритуал — посещение баров и кафе. Для испанцев бар — храм общения. В их жизненном укладе четко распределено рабочее время, время на еду, на сон и на отдых. В барах испанцы играют в карты или в домино, общаются с друзьями. Эти встречи всегда сопровождаются веселой дружеской беседой за бокалом вина или пива с национальными закусками тапас. Бары становятся эпицентром общественной жизни. В них обязательно есть телевизор, по которому транслируются футбольные матчи (обычно звук установлен на максимальную громкость). А если учесть, что в барах есть также и игровые автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный факт: испанцы тратят значительные деньги на лотереи (больше, чем другие европейцы).

Сиеста — двухчасовой отдых или сон после обеда — культурный обычай, который соблюдают абсолютно все, поэтому жизнь в стране в эти часы замирает. Другая старинная традиция — пасео — вечерняя прогулка, цель которой — навестить друзей. Этим традициям не одна сотня лет. Их бережно хранят и соблюдают все поколения.

В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропускать вперед женщину.

 Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этого действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию. Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.

Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.

Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная традиция выходного дня — семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в каком-нибудь ресторане или кафе.

Испанцы очень любят детей. Дети — это центр семьи. Принято отмечать дни рождения и именины
(день ангела), причем именины проходят особенно ярко и бурно.

Вопросы для первой группы

—        О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы узнали?
   —        Какие из них вам понравились? Почему?
   —        Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для второй группы

Традиции, обычаи и обряды китайского народа

Традиционные китайские праздники имеют многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.

Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.

Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на национальных лодках.

Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что они — это история, а человек — существо историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».

Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.

Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.

Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.

К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.

Важный нравственный принцип китайского общества — уважение к старшим. Дети должны чтить своих родителей, жена — прислушиваться к мужу, а он обеспечивать ей комфортное проживание и следить за продолжением рода. Однако в современном Китае из-за сложной демографической ситуации разрешается иметь только одного ребенка.

Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.

В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»

За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» говорят только после еды.

Вопросы для второй группы

—        О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы узнали?

—        Какие из них вам понравились? Почему?

—        Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для третьей группы

Горский этикет

В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.

Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил:

«Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».

Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.

«Допросы» арабов

На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.

Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье...

Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.

Красота требует жертв.

В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т.д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.

Так, татуировки были особенными для каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.

В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.

«Ты пришел в мир...»

У народа суахили в Восточной Африке принято говорить на седьмой день после рождения ребенку следующие слова:

— Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.

—        Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.

—        Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.

—        Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром...

Вопросы для третьей группы:

—        О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?

—        Какие из них вам понравились? Почему?

—        Какие из них не понравились? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам"

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам" .ЦЕЛЬ УРОКА:  ...

Урок обществознания в 7 классе "Что значит жить по правилам". Презентация.

Презентация к учебнику  "Обществознания" автора Боголюбова....

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе Тема: Что значит жить по правилам

Урок по теме «Что значит жить по правилам» открывает курс 7 класса. Урок выстроен с применением модульной технологии. Он дает общее представление о многообразии социальных норм в жизни общества. От их...

Урок Что значит жить по правилам

В материале урока даются понятия  о нравственности и нормах права. Рассказывается о личности человека, его качествах, анализируются поступки человека. Все это поможет учащимся глубже понять много...

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...

Разработка урока обществознания "Что значит жить по правилам"

Цель урока: развить представление о естественном многообразии человеческого поведения в обществе, необходимости учиться жить среди людей.Задачи:- Показать уникальность каждой личности;- Развить мотива...