методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_znachit_zhit_po_pravilam.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по обществознания в 7 классе

Тема: Что значит жить по правилам (урок 1)

Цели урока:

  • подвести учащихся к пониманию роли правил, социальных норм в жизни человека;
  • продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
  • воспитывать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе, воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.

2.Создать условия для практического освоения социальных норм (правил работы на уроках обществознания)

3.Способствовать развитию УУД по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Основные понятия: социальные нормы и правила общественной жизни; общественные нравы, традиции и обычаи; правила этикета и хорошие манеры.

Планируемые результаты:

Предметные

Научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета

Мета предметные

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неспешности учебной деятельности

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, схематический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: учебник, таблица, презентация

Урок выстроен с применением модульной технологии. Он дает общее представление о многообразии социальных норм в жизни общества. От их знания и сознательного следования им во многом зависит успех человека, общественное признание и эффективность прилагаемых усилий. На последующих уроках эти знания будут дополняться на материале правовых норм.

   

План урока:

                                                          Ход урока:

  1. Организационный момент

 

     2. Проверка домашнего задания:

 Учитель: Какие правила общения вам известны?  

                   Какие правила гостеприимства вы знаете?    

  Задания для учащихся  по карточкам

 

— Вас пригласили в гости к однокласснику на день его рождения.

 Гости уже собрались. Входите вы, здороваетесь...;

— Подруга звонит по телефону. Во время разговора связь прервалась. Что вы делаете?

---На десерт подают торт, варенье и фрукты, какие приборы должны быть на столе?

  1. 3. Мотивация.

    Обратимся к спору, который состоялся между  Петром и Ларисой (учебник — с.8).  Выскажите свое мнение. 

-Что нам нужно знать, чтобы разрешить этот спор? Почему вы так думаете?

-Как сформулируем тему урока?

 Сегодня мы будем говорить о правилах, по которым мы с вами живем.

Тема: Что значит жить по правилам — Слайд 1

.  

  1. Целеполагание.

Некоторые правила обязательны к исполнению, некоторые нет. Сегодня нам предстоит разобраться в этом.

Для чего они существуют, какую роль они играют. А ещё мы узнаем какие правила бывают и как они появились.

  1. Изучение нового материала.
  1. Многообразие правил.

 

Учитель: Какие правила поведения людей вы можете назвать? Назовите как можно больше правил.

Познакомимся с некоторыми из них:  Ученики в классе здороваются между собой: мальчики пожимают руки, девочки кивают головой при приветствии, но когда в класс заходит учитель, все встают и здороваются. Такого правила не существует, оно нигде не записано, как и многие правила, которые повсеместно можно наблюдать в человеческом обществе. Тем не менее, люди соблюдают эти нормы поведения.

Нельзя кричать в общественном месте, нельзя себя вести за столом неприлично: все это правила, придуманные человеком, и он определил для себя, что прилично, а что нет. Принято за столом соблюдать правила этикета, например, не есть из общей салатницы. И люди придерживаются этих правил.  

Что такое правило?  Обратимся к словарю Даля. Слайды 3-4

 Работа с текстом учебника Таблица стр. 9,  а также внимательно рассмотреть таблицу в тексте (с. 59).

Первичная рефлексия

(работа в парах)

Комментируя таблицу,   определить, по каким причинам правила (нормы) включены в каждую графу.

Учитель: Все запреты делятся на две основные группы: обязательные запреты или правила – законы. Они четко сформулированы, записаны специальным юридическим языком, и следование им гарантировано государством. Слайд 5

Вторая половина – это так называемые необязательные правила. Их выполнение, тем не менее, во многом обеспечивает нормальную человеческую жизнь. И для большинства людей эти правила естественны, потому что большинство из этих норм поведения сформировалось много столетий назад.      Правил или социальных норм существует множество.  Слайд 6.

  1. .Привычка свыше нам дана: привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония (Слайды 7-11)

Учитель: С правилами, которые обязательны для исполнения (законы, правовые нормы) и их особенностями мы будем знакомиться на следующих уроках. Многие правила возникли очень давно, кажется, были всегда, при их выполнении мы даже не задумываемся, почему так поступаем. Приведи примеры.

Такие правила называются привычки.

Работа с текстом стр. 9 — 11, пункт «Привычка свыше нам дана»

Далеко не все привычки полезны. Подумай, какие привычки ты можешь назвать вредными? 

Послушаем сообщение о  вреде курения.

 А опасными? Очень опасной считается привычка употребления алкоголя и наркотиков

Привычки, как правило, индивидуальны, но есть и коллективные.                Привычки можно определить и как сложившиеся со временем шаблоны поведения. Формирование привычки называют приучением, устранение привычки - отучением. Привычки у человека могут быть самыми разными: профессиональные и бытовые, социальные и индивидуальные, возникающие постепенно или практически мгновенно. А самое главное - вредной привычкой может быть и курение  и привычка недовольно топать ножкой, когда что-то не выходит, не получается, и привычка мстить  Полезные привычки - привычка ложиться вовремя и рано вставать; привычка в трудных ситуациях думать, а не переживать; привычка видеть в людях и в себе в первую очередь хорошие черты.

«Привычки полезные, бесполезные, вредные»

  Учитель: Какие полезные привычки вы можете назвать?

 Зарядка по утрам.

 Физкультминутка.

 Зарядку полезно делать и в течение дня. Вот сейчас мы тоже сделаем несколько упражнений.

 Все встали,  вышли из- за парт, подняли руки вверх, опустили, 2 раза

Вытянули руки в стороны (руки сломались)

Поднялись на носочки и встали ровно.

Выступление ученика с демонстрацией гимнастики для глаз.

  Желательно чтобы эта гимнастика стала вашей полезной привычкой .

 Работа в группах.

Задание: Найдите в тексте учебника (стр. 11), сформулируйте и приведите примеры обряда, церемониала, обычаев.

Учитель обобщает ответы учащихся, используя слайды 8-11.

  1. Промежуточная рефлексия

 

 Задание:  Соедините верное понятие и  определение (сл.12)

 

  1.  Конечная рефлексия

Вернёмся к спору Петра и Ларисы. (Сл.13)

Поменялось ли Ваше мнение, можете ли вы теперь доказать аргументировано свою точку зрения. Вся жизнь человека состоит из правил.  Как мы уже говорили, 14 лет становится своеобразным рубежом в вашем взрослении. У вас появляются новые права, а вмести с ними обязанности. Вы всё с большей ответственностью должны относиться к соблюдению правил жизни общества.

  1. Подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся. 
  1. Что вы узнали сегодня на уроке?
  2.  Должны ли мы соблюдать те социальные нормы, о которых говорили, почему? В чем их значение?
  1. Урок вежливости
  2. Медведя лет пяти-шести
  3. Учили, как себя вести:
  4. - В гостях, медведь,
  5. Нельзя реветь.
  6. Нельзя грубить и чваниться.
  7. Знакомым надо кланяться,
  8. Снимать пред ними шляпу,
  9. Не наступать на лапу,
  10. И не ловить зубами блох,
  11. И не ходить на четырёх.
  12. Не надо чавкать и зевать,
  13. А кто зевает всласть,
  14. Тот должен лапой прикрывать
  15. Разинутую пасть.
  16. Послушен будь, и вежлив будь,
  17. И уступай прохожим путь,
  18. А старых уважай
  19. И бабушку-медведицу
  20. В туман и гололедицу
  21. До дома провожай.
  22. Так Мишку лет пяти-шести
  23. Учили, как себя вести…
  24. Он кланялся соседям –
  25. Лисицам и медведям,
  26. Знакомым место уступал,
  27. Снимал пред ними шляпу,
  28. А незнакомым наступал
  29. Всей пяткою на лапу.
  30. Совал куда не надо нос,
  31. Топтал траву и мял овёс.
  32. Наваливался брюхом
  33. На публику в метро
  34. И старикам, старухам
  35. Грозил сломать ребро.
  36. Медведя лет пяти-шести
  37. Учили, как себя вести.
  38. Но, видно, воспитатели
  39. Напрасно время тратили.  
  40. Учитель: Ребята, как вы думаете, а мы сегодня не напрасно время потратили?
  1. Мы продолжим знакомство с социальными нормами на следующем уроке.
  1. Домашнее задание

§-1 (пункт 1,2) прочитать, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (1 - 3), выполнить задания рубрики «В классе и дома» (1 - 4)

1. Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их.

2. Найдите из Интернет-ресурсов несколько заинтересовавших вас традиций других народов, что больше всего вас в них удивило?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 2 класса по теме:"Знакомство с правилом употребления артиклей A, The". по УМК Биболетовой М.З."Enjoy English."

Урок ознакомления с новой темой, разработан с учетом требований по здоровьесбережению. На уроке используются занимательные игры....

методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"

конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства &quo...

Методическая разработка урока по обществознанию "Что значит быть патриотом"

Методическая разработка урока по обществознанию  в 6 классе "Что значит быть патриотом"...

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе Тема: Что значит жить по правилам

Урок по теме «Что значит жить по правилам» открывает курс 7 класса. Урок выстроен с применением модульной технологии. Он дает общее представление о многообразии социальных норм в жизни общества. От их...

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...