методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Горяев Сергей Михайлович

конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства "Педагог года-2013" в номинации "Педагогический дебют"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Здравствуйте, ребята. Меня зовут – Сергей Михайлович, я учитель истории школы № 8. У нас с вами сегодня урок обществознания.

Тема урока «Охранять природу – значит охранять жизнь»  - слайд № 1

Девизом нашего урока я взял следующие слова: «Пора бы человечеству понять, богатства у природы отбирая, что Землю тоже нужно охранять, она такая же как мы, живая».  – слайд № 2

Сегодня нам с вами необходимо повторить материал прошлого урока – воздействие человека на природу, и при разборе новой темы мы будем использовать следующие термины: прошу обратить внимание на глоссарий: ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ПРИРОДА, ЭКОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Мы с вами поработаем с некоторыми фотодокументами, нас ожидает ролевая игра, и я думаю, что мы с вами со всем успешно справимся.

Мне хотелось бы начать свой урок с небольшого вступления.

Наша планета (показываю на плакат с Землей)  – третья планета Солнечной системы, такая маленькая (показать на глобус), если смотреть на нее с космоса, и в то же время такая большая.

Если объехать кругом земной шар, нужно будет проделать путь в 40 тыс. км, а если идти пешком со скоростью 30 км/день, путь займет 4 года.

А теперь – минуточку внимания.

Ролик «возникновение жизни»

Итак, ребята, мы с вами увидели краткую историю возникновения жизни на Земле. К вашему сведению, планета образовалась ок.5,5 млрд. лет назад, жизнь на ней зародилась ок.3,5 млрд. лет назад, а человек современного типа, к которому мы с вами себя относим, появился ок.40 тыс. лет назад. – слайд № 3 – отметьте в рабочих листах.

Человечество прошло длинный путь, и изначально человек был частью природы, но, по мере развития, человечество выделилось из природы, создав искусственную среду обитания, но при этом сохранив с ней тесную связь!

Ребята, какие ассоциации у вас вызывает понятие «природа»?

Отлично, давайте составим небольшой наглядный кластер -

На доске – плакат – по центру – ПРИРОДА.

Ребята, задание № 1 в рабочих местах. (У КАЖДОЙ ГРУППЫ – ЖИВОТНЫЕ НА СТОЛАХ). Ассоциации необходимо писать на стикерах, которые вы найдете на спинке своего стула. Стикеры, в свою очередь, крепятся на аппликациях. На это дается 1 минута. Время пошло – МУЗЫКА.!

Я – на ПРИРОДУ – ЖИВОТНЫХ.

 После того, как ученики наклеят фигурки, я располагаю рядом – В СТОРОНЕ И ЧУТЬ ВЫШЕ ПЛАНЕТЫ – фигурку человека.

И вопрос классу – РЕБЯТА, ВЫ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕКА Я РАСПОЛОЖИЛ В СТОРОНЕ ОТ ПРИРОДЫ?  

как вы думаете, , почему ?

Давайте вспомним определение общества – ПОКАЗАТЬ НА ГЛОССАРИЙ.

Про часть материального мира, обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную…-

почему человек не разорвал полностью связь с природой? –

привели примеры.

 Итак, мы с вами пришли к выводу, что природа и человек – единое целое, природа дает человеку все необходимое для существования. слайд № 4

ПРЕДЛАГАЮ СЛЕДУЮЩИЙ РОЛИК.

ролик – негативное воздействие человека на природу.

о каком воздействии человека на природу идет речь в этом ролике?

Они говорят – негативное.

Ребята, ПРИВЕДИТЕ факты. ПРИВОДЯТ.

таким образом, мы с вами видим, что человек использует природу для того, чтобы выжить, но при этом он не заметил, что создал угрозу существованию планеты, единственной обитаемой в Солнечной системе, нарушил экологическое равновесие. Слайд № 5

Есть такая наука – экология, в переводе с греческого – наука о доме.

ВОЗВРАЩАЕМСЯ К КЛАСТЕРУ – РИСУЕМ красную СТРЕЛКУ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ПРИРОДОЙ. – таким образом, ребята, человек СОЗДАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ!!!

А КАКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВАМ ИЗВЕСТНЫ? ГОВОРЯТ

ХОРОШО, РЕБЯТА, РАЗ ВЫ ЗНАЕТЕ ПРОБЛЕМЫ, ТО ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ?

ПРЕДЛАГАЮ ВАМ РОЛЕВУЮ ИГРУ «ПРИВЕДЕМ ПЛАНЕТУ В ПОРЯДОК!» - СЛАЙД № 6

Правила игры вы найдете в рабочих листах.

У нас ЕСТЬ 2 команды – АНАЛИТИКИ И ПРАГМАТИКИ – САМ НАЗНАЧАЮ!

А ВАШУ РАБОТУ ОЦЕНЯТ – КТО??? – ОНИ У НАС В ЖЮРИ.

Аналитики - должны предложить ряд аргументов в пользу предложенной проблемы (ПОЧЕМУ важна эта проблема?)

Прагматики – должны предложить ряд практических решений проблемы (КАК?)

КАПИТАН АНАЛИТИКОВ ВЫБИРАЕТ ПРОБЛЕМУ, РАЗДАЕТ КОНВЕРТЫ (ФАКТЫ, ФОТОДОКУМЕНТЫ)

РЕЗУЛЬТАТОМ ВАШЕЙ РАБОТЫ БУДЕТ МИНИПРОЕКТ.

СНАЧАЛА – АНАЛИТИКИ ЗАЩИЩАЮТ ПРОБЛЕМУ, ПОТОМ КЛЕЮТ, А ПОТОМ – ПРАГМАТИКИ. В ЭТО ВРЕМЯ – МУЗЫКА!!!

ЖЮРИ ОЦЕНИВАЕТ.

ПОТОМ ВТОРОЙ ПРОЕКТ.

Команды меняются РОЛЯМИ – АНАЛИТИКИ СТАНОВЯТСЯ ПРАГМАТИКАМИ, ПРАГМАТИКИ – АНАЛИТИКАМИ.

ЖЮРИ ОЦЕНИВАЕТ.

ПОТОМ – ВОЗВРАЩАЮСЬ К КЛАСТЕРУ.

Ребята, мы с вами выяснили, что человек ОКАЗЫВАЯ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ – СОЗДАЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, ИМЕННО ОТ НЕГО, Т.Е. ОТ ЧЕЛОВЕКА, ЗАВИСИТ БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ, ПОТОМУ ЧТО В ЕГО РУКАХ РАЗРЕШЕНИЕ ЭТИХ ПРОБЛЕМ.

Еще Петр первый обратил на это внимание. – слайд № 7.

А 2013 год – год охраны окружающей среды.

Ребята, есть такое понятие «экологическая мораль». (если не скажут – сам скажу) Давайте озвучим три основных правила.

Хорошо, спасибо.

Наш урок подошел к концу.

И В ЗАВЕРШЕНИЕ, я хотел бы привести слова Норберта Винера (философ)

«Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя» - слайд № 8

ОЦЕНКИ!!!

И домашнее задание – задача на смекалку – в рабочих листах.



Предварительный просмотр:

Ход урока:

1.Орг.момент

2. Актуализация – видеоролик «Зарождение жизни». Наглядный кластер «Человек и природа»

3.Объяснение нового материала. Работа с глоссарием. Видеоролик «Негативное воздействие человека на природу». Обсуждение. Ролевая игра «Приведем планету в порядок».

4. Закрепление. Экологическая мораль. Правила экологической морали.

5. Домашнее задание.

Самоанализ.

Тема урока ««Охранять природу - значит охранять жизнь!» соответствует разделу тематического планирования обществознания 7 класс.

Учебная нагрузка – 1 час в неделю.

Тип урока – урок новых знаний.

Форма проведения – урок – рассуждение.

Цели урока:

Образовательные:

1. Повторить материал о понятии «природа», воздействия человека на природу

2. Вспомнить  о взаимосвязи  человека  с природой

3. Обратить внимание на проблемы экологии  родного края;

Развивающая:

1. Развитие личностных УУД: коммуникативных, познавательных ууд, метапредметных компетентностей учащихся.

(1. Развивать умения работать с фактами, документальными источниками.

2. Развивать умения обобщать и делать выводы;

3. Развивать  умение отстаивать выбранную точку, находить доказательства или опровержения;

4. Развивать у учащихся познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.)

Воспитательная:

1. Формирование у учащихся гражданской позиции, экологической грамотности.

2. воспитание умения  работать в малых группах;

На уроке мною использовались следующие технологии:

  1. Здоровьесберегающая (проектор работал не более 15 минут согласно требований СанПина),
  2. Проблемное обучение (в течение всего урока на каждом этапе задавались вопросы, на которые учащиеся искали ответы)
  3. Элементы проектной технологии (минипроект)
  4. Развивающая (ууд коммуникативные, познавательные – жюри, капитаны групп)
  5. Икт

Согласно ФГОС, результатом образования является развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций.

В соответствии с этим мною использовались следующие методы:

- Словесный (в начале - рассказ про происхождение жизни на Земле, в конце – про 2013 г.)

-  наглядный ( кластер, каждая из групп на определенном этапе урока работает с фотодокументами)

- практический (кластер, минипроект)

- дедуктивный (от общего к частному – плавно отойдя от рассказа про планету, перешли к природе, экологическим проблемам)

- индуктивный (ученики, разбирая проблему со своей стороны, в конце – получают общую картину)

- методы контроля (учитель оценивает правильность отобранного учениками материала)

- методы самоконтроля (жюри)

Методы обучения, выбранные для проведения урока, позволяют формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; развивают исследовательские, самооценочные умения и навыки; формируют компетенции; реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Все этапы урока мною были соблюдены.

На актуализацию использовал межпредметную связь с астрономией,

Изюминка моего урока – связь с жизнью и метапредметность (связь с биологией, астрономией, математикой, экологией, историей)



Предварительный просмотр:

ГЛОССАРИЙ

ЧЕЛОВЕК

ОБЩЕСТВО

ПРИРОДА

ЭКОЛОГИЯ

ЭКОЛОГИЧЕ

СКОЕ

РАВНОВЕСИ

Е



Предварительный просмотр:

Рабочий лист урока обществознания

«Охранять природу – значит охранять жизнь»

  1. Выберите из приведенного списка то, что относится к природе, и запишите их на аппликациях:

Вода; растения; животные; насекомые; естественная среда обитания; все, что создано человеком; блеск молнии; озера; пруды; ручьи; компьютеры; автомобили; белка; медведь

  1. Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими

  1. Связь человека с природой: ПРИМЕРЫ

- Стулья и парты, которыми пользуются ученики в школах, сделаны из прессованных опилок, образующихся при обработке древесины;

 - у всех  наземных  растений и большей часть водных  в ходе  фотосинтеза выделяется кислород;

- одним из продуктов дифракции нефти является бензин, который используется в двигателях внутреннего сгорания

- природа дает человеку все, что ему необходимо для удовлетворения его потребностей

  1. Какой вид воздействия человека на природу характеризуют данные явления:

Загрязнение атмосферы; Уничтожение озонового слоя Земли; Вырубка лесов; Загрязнение водоемов; Авария на Чернобыльской атомной электростанции; Красная книга – исчезновение многих видов животных и растений; Под угрозой исчезновения – сайгаки, уссурийский тигр и т.д.

  1. Ролевая  игра. Правила:

АНАЛИТИКИ – должны предложить ряд аргументов в пользу предложенной проблемы  (ПОЧЕМУ ВАЖНА ЭТА ПРОБЛЕМА?)

ПРАГМАТИКИ – должны предложить ряд практических решений проблемы (КАК РЕШИТЬ?)

  1. ТРИ  ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ:

1 – Я лично несу ответственность за сохранение природы

2 – Я не причиню зла живому (цветку, дереву, птице, животному, и конечно, человеку)

3 – Я помогу любой жизни (цветку, дереву, птице, животному, и конечно, человеку)

  1. Домашнее задание:

№ 1 – рассчитайте количество мусора, который производит среднестатистическая семья за год, если известно, что за две недели выходит около 12 кг?

№ 2 – Какое количество мусора производят жильцы обычного 60-квартирного дома за год? За 10 лет?



Предварительный просмотр:

ПРО МУСОР

ДЛЯ АНАЛИТИКОВ

Мусор – проблема XXI века. Деятельность человека способствует возникновению огромной массы различного мусора. Ежегодно увеличивается объем вывозимых на свалки отходов, что ухудшает экологическую обстановку, особенно в крупных городах.

Население, живущее близ мусорных свалок, страдает от вредных насекомых и грызунов, таких как тараканы и крысы.

Вывоз отходов становится все более дорогой процедурой, что связано с недостатком места для мусорных свалок.

Крупные города производят огромное количество отходов – Москва производит ежедневно около 10 тонн мусора.

Мировой океан превращается в место сброса нефтепродуктов и жидких отходов – море превращается в громадную загрязненную экосистему.

ДЛЯ ПРАГМАТИКОВ

Стараться производить меньше мусора – не бери лишних пакетов в магазине, если собираешься их выбрасывать

Не покупай больше, чем может понадобиться

Не спешите выбрасывать старые вещи

При покупке товаров обращай внимание на знак экологической чистоты на упаковке.

Пластиковые бутылки и пакеты выбрасываются, хотя их можно переработать.

Ввести новые технологии на производстве – переработка материалов

Организовывать пункты приема вторичного сырья

Повысить экологическую культуру населения

ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ

ДЛЯ АНАЛИТИКОВ

Подъем температуры планеты в результате тепловой энергии, которая появляется в атмосфере из-за нагревания газов.

Изменения климата связаны со сжиганием ископаемого топлива (нефти, газа, угля), а также сведением лесов – естественных поглотителей углекислого газа из атмосферы.

Накопление в атмосфере углекислого газа приводит к глобальному изменению климата - потепление

Последствия – потепление климата; таяние ледников, повышение уровня моря – затопление земли.

                                ДЛЯ ПРАГМАТИКОВ

Человек в силах смягчить климатические изменения.

Необходимо ограничить потребление ископаемого природного топлива (угля, нефти, газа)

Надо внедрить меры по энергосбережению

развивать новые экологически чистые технологии

Восстанавливать леса, предотвращать лесные пожары

Более широко использовать возобновляемые источники энергии (ветер, солнечная энергия)

ПРО ПРЕСНУЮ ВОДУ

ДЛЯ АНАЛИТИКОВ

В ходе гниения и разрушения мусора формируются канцерогены. Попадая в водные объекты, они делают воду непригодной для питья.  

Многочисленные заводы и фабрики сливают отходы в реки и озера.

Вредные вещества (дымы фабрик, выхлопные газы) попадают в атмосферу и возвращаются в виде кислотных дождей, что губительно сказывается на экологии.

В ХХ веке население Земли выросло в три раза, потребление воды – в 13 раз, пресной воды стало не хватать.

Суточный расход жителя города – ок.100-400 литров в сутки.

ДЛЯ ПРАГМАТИКОВ

Экономия расхода воды

Опреснение морской воды или соленой воды из подземных источников

Конденсация воды из атмосферы -  перевод из газообразного (парообразного) в жидкое состояние

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Охранять природу – значит охранять жизнь»

Слайд 2

Девиз урока: «Пора бы человечеству понять, богатства у природы отбирая, что Землю тоже нужно охранять, она такая же как мы - живая».

Слайд 3

Образование Земли – около 5,5 млрд.лет назад Зарождение жизни на Земле – около 3,5 млрд.лет назад Появление «человека разумного» - около 40 тыс.лет назад

Слайд 4

ВЫВОД : Человек и природа – единое целое, природа дает человеку все необходимое для его существования

Слайд 5

ВЫВОД : Человек использует природу чтобы выжить, но сам не заметил, что создал угрозу существованию планеты, тем самым нарушил ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Слайд 6

РОЛЕВАЯ ИГРА «ПРИВЕДЕМ ПЛАНЕТУ В ПОРЯДОК!»

Слайд 7

1706 г. – Аптекарский огород Петра I (Ботанический сад МГУ) 1719 – запрет Петра I сваливать мусор в реки 22 апреля – международный день Земли

Слайд 8

Норберт Винер (философ) «Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя»

Слайд 9

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Охранять природу - значит охранять жизнь"

Презентация по теме "Охранять природу - значит охранять жизнь"  по обществознанитю для учащихся 7 класса (программа под редакцией Л.Н.Боголюбова)...

Охранять природу - значит охранять жизнь.

Урок обществознания в 7 классе по теме "Охранять природу - значит охранять жизнь". Содержание: технологическая карта урока; тематические тесты; презентация с видеофрагментами. P.S. Если видеофраг...

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ

формирование представления о законодательстве по вопросам об охране природы, ответственном отношении к природе...

Экоурок «Охранять природу – значит охранять жизнь»

Цели и задачи: познакомить учащихся с основами экологической морали; воспитать стремление бережно относиться к природе, потребность соблюдать нормы экологического поведения.Планируемые результаты...

Конспект урока Тема «ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ»

План-уонспект урока по обществознанию в 7 классе Тема «ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ»...