Методическая разработка урока "Конституция РФ - основной закон государства".
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Максимова Ольга Александровна

Методическая разработка открытого урока "Конституция РФ - основной закон государства". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока «Конституция РФ – основной закон государства»

Предмет: Обществознание

Класс: 8 класс

-- Урок проведён в МБОУ СШ № 2 в 8М классе.

-- Форма проведения (тип урока): комбинированный урок

УМК: О. Б. Соболева, В. Н. Чайка, «Обществознание. 8 класс», - М.: Вентана-Граф,  2016 г.

Цель: знакомство с содержанием и структурой Конституции РФ.

Задачи:

Образовательные: учащиеся должны знать:

  • Понятие «Конституция»
  •  Историю создания Конституции РФ и условия ее принятия
  • Структуру и содержание Конституции
  • Государственное устройство РФ
  • Функции Президента РФ
  • Права и свободы гражданина РФ

Развивающие: учащиеся должны развивать:

  • умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • Навыки работы с документами и  историческими источниками
  • способности анализировать реальные социальные ситуации
  • умения логических операций мышления (анализ, синтезе, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом, видеоматериалом
  • умения  творчески применять полученные знания;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения 
  • художественные и выразительные свойства языка;
  • умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости;
  • навыка самооценки, создание ситуации успеха при работе в группах.

Воспитательные:

  •  развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка
  • формирование основы правовой культуры и гражданского самосознания; воспитание сознательной гражданской позиции
  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни

Оборудование:  компьютер, проектор, текст Конституции РФ, раздаточный материал

Методы: частично-поисковый, критическое мышление, «мозговой штурм», разминка (здоровье сберегающие технологии),  деловая игра, метод анаграммы, проблемный.

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах.

Конспект урока

  

Содержание урока (этапы)

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя

Ожидаемый результат со стороны ученика

  1. Организационный момент. (1 мин.)

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к работе. Активизация произвольного внимания. Создание благоприятного психологического климата.

Готовность класса к работе. Учащиеся поделены на 4 группы, их задачей на этом этапе является выбратьлидера группы.

  1. Актуализация знаний происходит в виде предложенной задачи.(3 мин)

Задача: «В начале  XX века самое маленькое в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволару. В нем проживало 180 человек» .

- Как вы считаете, нужен ли жителям этого государства сборник законов или он необходим только большим государствам? Объясните свое мнение.

- Скажите, ребята, а какие сборники законов мы изучали с вами на уроках истории. (Законы Хаммураппи, «Русская Правда» Ярослава Мудрого).

- Вспомните, зачем эти правители создавали подобные сборники законов?

Необходимость актуализации опорных знаний с помощью вопросов и понятий, на которых базируется новая тема.

Учитель задает вводные вопросы учащимся, ведется беседа по имеющимся знаниям. Развитие способностей учащихся аргументировать свою точку зрения, вести диалог.

Учащиеся решают предложенную задачу. Аргументируют свои ответы.

Для ответа на второй и третий вопросы ребятам необходимо использовать полученные знания из курса История России (6 класс) и всеобщая история (5 класс).

  1. Мотивационный этап.(2 мин)

Учитель: В современной России основной закон государства – это Конституция. Что же это такое? Какие разделы, статьи она содержит? Все это мы узнаем сегодня на уроке.

Необходимость показать учащимся, что предстоит изучить на уроке, предоставить план урока. Смотивировать учащихся на изучение новой темы, пробуждение познавательного интереса.

Учащиеся заслушивают задачи и цель урока, записывают тему урока.

  1. Изучение новой темы.
  • Конституция и  ее задачи.  (3 мин)

Метод «Мозговой штурм».

Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство). Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров

Конституция – Основной Закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий:

- основы государственного строя;

- организацию государственной власти;

- отношения гражданина и государства.

Мотивация учащихся, привлечение их внимания. Развитие умения использовать знания социального опыта, умения систематизировать и анализировать полученные данные. Развитие умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.

Учащиеся на листочках пишут все, что знают о конституции, любые ассоциации, связанные с ней. Через минуту группы обмениваются листочками, дополняя предыдущую информацию. Все это делают до тех пор, пока листочки не вернутся в свою группу. Затем все вместе выносят общую информацию на лист ватмана на доске.

  • История Конституции. (4 мин)

Работа с текстом. Учащимся предлагается выписать  даты   всех Конституций нашего государства в схему в правильном порядке (прил. 1).

По окончании выполнения задания учитель показывает правильное заполнения и проверяет схемы учеников.

На данном этапе учащиеся не только получают информацию из текста, а выполняют перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему). При чтении документа они развивают умения работы с документом и поиска нужной информации в нем.

Учащиеся зачитывают текст и заполняют схему, затем проверяют правильность выполнения задания.

  • Принятие  Конституции. (4 мин)

Игра «Договор». Работа в парах.

Учитель: Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У  каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течение 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат.

Учитель: Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом.  Конституция была принята всенародным голосованием, или референдумом.

Развитие коммуникативной деятельности учащихся. Учащиеся приобретают знания основных норм и правил, а также на собственном опыте понимают их роль как важных регуляторов жизни.

Понятие «референдум» и процесс принятия Конституции учащиеся запомнят лучше, если попробуют сами это провести.

Учащиеся работают в парах, выписывают 2-3 права. Обмениваются информацией, общение заканчивается рукопожатием.

  • Содержание Конституции. 5 мин)

Учитель: Ребята, теперь я предлагаю познакомиться с содержанием нашей действующей Конституции. Давайте посмотрим ее текст. Скажите, сколько статей содержится в этом документе? (137 статей).

Откройте статьи 1,7,14. Прочитайте вслух. Составьтесинквейн на тему «Российское государство», используя содержание этих статей.

Найдите статью 80. В ней говорится о нашем президенте. Продолжите предложения:

Президент РФ – это …

Президент РФ – это ….

Президент РФ – определяет …

Президент РФ – представляет…

Учащиеся развивают умения работы с документом, знакомятся с содержанием Конституции. Следует учесть, что невозможно изучить полное ее содержание в течение одного урока, а также трудность понимания ее содержания для данной возрастной группы. Поэтому предложены такие методы, как синквейн, а также продолжение предложений для знакомства с содержанием статей.

Синквейн прост для написания, а предложения о президенте запомнятся учащимся.

Ребята читают и работают с текстом конституции. Находят необходимые статьи, составляют синквейн и предложения. Затем обмениваются написанным.

  • Государственное устройство России. (3 мин)

Учащимся дана схема государственного устройства России.(Приложение 2) В схеме перепутаны названия органов власти. Учащимся предлагается составить их правильные названия, используя подсказки в статьях 80, 95, 110, 125, 126, 127.

Работа с анаграммой развивает логические и мыслительные операции, позволяет работать и переводить информацию из одной знаковой системы в другую. На данном этапе урока важно активизировать внимание учащихся, что удается благодаря использованию этого метода.

Учащиеся читают предложенные статьи Конституции, исправляют препетунные слова в таблице. Обмениваются мнениями и догадками.

  • Федеративное устройство. (3 мин)

Работа с интерактивной картой.

Учитель: Ребята, наша страна представляет собой федерацию. Федерация – это союз. Она состоит из областей, краев, автономных округов и т.д. Давайте посмотрим и проверим, все ли ее субъекты  присутствуют на карте?

Учащиеся находят статью 65  и обводят на экране те субъекты, которые там названы. (Прил. 3)

Использование наглядного метода. Позволяет познакомить учащихся с территориальным устройством государства. А также акцентировать внимание учащихся. Развитие умения выполнять практические задания (работа с картой).

Зачитывают статью, несколько учащихся по очереди выходят и отмечают субъекты на интерактивной карте.

  • Права и обязанности человекаи гражданина. (4 мин)

Работа с документом по группам.

 (Прил. 4)

Учитель: Глава 2 Конституции РФ посвящена правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Я предлагаю вам сыграть в игру «Правоведы». Откройте Главу 2 На столе у вас различные ситуации, которые могут произойти с каждым из нас в любой момент. Используя текст Конституции, докажите, что в этих историях нарушены права человека.

Развитие познавательного интереса через изучение явлений и ситуаций социальной действительности. Изучение положений Конституции через конкретные примеры. Акцентирование на необходимости соблюдения прав и свобод человека как высшей ценности.

Способность учащихся решать поставленные задачи, вести диалог и обмениваться мнениями.

Ребята изучают предложенные ситуации, находят нарушения прав, называют соответствующую статью.

  1. Физкультминутка. «Виды прав и свобод» (3 мин)

Учитель: Все права и свободы можно разделить на несколько групп: политические, личные, культурные, социальные, экономические. Давайте попробуем вместе разделить все права и свободы граждан. Для этого вам необходимо встать в круг.(Прил. 5)

.

На данном этапе урока сосредоточить внимание учащихся, а также закрепить полученные знания, предлагается с помощью использования здоровье сберегающих технологий.

Знакомство с видами прав и свобод граждан России.

Все дети встают вкруг в центре класса. На столах поставлены  обозначение прав

 - личные

- политические

- социально-экономические, культурные

Учитель зачитывает права человека по порядку. Учащиеся выбирают, за какой стол им сесть. Условие: учащиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.

  1. Заключение. (4 мин)

Учитель: Ребята, так какое же значение для нас имеет Конституция? Выскажите свое мнение.

Никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами  не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждет от нас страна!

Развитие умения находить нужную социальную информацию в видео источниках, преобразовывать ее в соответствии с решаемой задачей, соотносить с собственным мнением, давать оценку взглядам, одобряемых в современном российском обществе.

Учащиеся заслушивает выступление Д.А. Медведева. На основе высказанного им мнения о роли Конституции в обществе, формулируют свои высказывания.

Зачитывают стихотворение в свое заключение.

  1. Возвращение к началу урока. (1 мин)

На листе ватмана проверяются составленные предложения и слова.

Рефлексия.  Развитие способностей к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля.

Учащиеся смотрят заполненный в начале урока кластер, исправляют неверные записи, уточняют и объясняют, что нового узнали на уроке о Конституции РФ.

  1. Домашнее задание. (1 мин)

Параграфы 8-9, написать мини-сочинение «Конституция РФ – основной закон государства».

Учитель комментирует домашнее задание, знакомит с правилами и критериями его оценивания.

Слушают учителя, записывают домашнее задание.

-- Количество участников (обучающихся): 28 человек

-- Приглашённые юристы:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Конституция- основной закон государства

Разработка интегрированного урока...

учебно-методическая разработка урока "Конституция-основной закон государства"

Методическая раработка урока  "Конституция-основной закон государства"...

разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"

Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...

Методическая разработка на тему "Конституция - основной Закон государства"

Цель данной разработки - способствовать формированию  у учащихся убежденности в демократическом характере основного Закона страны....