Рабочие программы по обществознанию 8-9
рабочая программа по обществознанию (8, 9 класс)

Воробьева Екатерина Андреевна

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету

«обществознание»

основное общее образование

 

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «обществознание» составлена на основании:

  • Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г. (с изменениями и дополнениями);
  • Примерной основной общеобразовательной программой основного общего образования
  • Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной от 30.08.2019г.

 

   Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011– стр.48).

 

    Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2017.»).

 

Учебно-методический комплект:

 

«Обществознание» (5-9 классы) для основной школы Издательского центра «Просвещение» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень «ВАКО».

 

  • Боголюбов Л.Н. Обществознание 8 класс. /Под редакцией БоголюбоваЛ. Н., Лазебниковой Л.Н., Ивановой Л.Ф./ М.: «Просвещение» 2017 г.
  • Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. , Матвеева А.И.Обществознание 9 класс.   /Под   редакцией   Боголюбова Л.  Н.,  Лазебниковой          Л.Н./ М.: «Просвещение» 2017 г.

 

Цели изучения обществознания в основной школе:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), еѐ познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплѐнным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно- бытовых отношений.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для еѐ реализации;
  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на еѐ совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нѐм, адекватных современному уровню научных знаний;
  • выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

 

Данная программа рассчитана на изучение курса «Обществознание» в 6-9 классе в основной школе в объеме по 1 часу в неделю. 139 ч.

 

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Вводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
  • Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
    Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
  • Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
  •  Систематически используются различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
  • Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: промежуточные и итоговые тестовые проверочные работы; самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов).
  • Для подготовки к государственной итоговой аттестации школьников на уроках проводится тестирование, решение заданий ОГЭ из сборников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obshch_8-9_kl.docx818.98 КБ

Предварительный просмотр:

E:\титульники\обществознание ооо.JPG

Аннотация к рабочей программе по  учебному предмету «Обществознание» в ООО  

   Рабочая программа по обществознанию 5 - 9 классы составлена на основе  примерной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Обществознание» (5-9 классы) для основной школы Издательского центра «Просвещение» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень «ВАКО».

Место предмета «Обществознание» в учебном плане

Курс обществознания входит в число дисциплин, включенных в план школы. На изучение курса с 5 – 9 класс отводится 175 ч., то есть по 1 часу в неделю в каждой параллели:

5 класс – 35 ч.

6 класс – 35 ч.

7 класс – 35 ч.

8 класс – 35 ч.

9 класс – 34 ч.

       

Планируемые результаты освоение учебного предмета  «Обществознание»

в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

         Курс ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов ООО.

          Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2.заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

        Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:

1. в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием элементов проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

- использование элементов причинно – следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения  с окружающими; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

      Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  1. относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях   общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  1. знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с  опорой на эти понятия;
  2. знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
  3. умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  4. понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в  мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  5. знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  6. приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  7. знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,    основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

 9.  понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

 10. понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими  способами познания;

  11.   понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  12.   знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

   13.  знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение    использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки  необходимой социальной информации;

  14.  понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее    осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

   15.  понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  16. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,   участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

   17. знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


Содержание учебного предмета «Обществознание»

8 класс

Тема 1. Личность и общество (6 часов)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Практикум по теме «Личность и общество».

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)

 Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Практикум по теме «Сфера духовной культуры».

Тема 3. Социальная сфера (5 часов)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Практикум по теме «Социальная сфера».

Тема 4. Экономика (14 часов)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, представляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Практикум по теме «Экономика».

9 класс

Тема 1. Политика (11 часов)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движении в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Практикум по теме «Политика».

Тема 2. Право (22 часов)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция – основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод, обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Взаимодействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления.  Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Практикум по теме «Право».

Тематическое планирование учебного предмета

«Обществознание»

 8 класс

количество часов на год: в неделю__1__, всего__35____

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во час

1

ГЛАВА 1.ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО.

Вводный урок.

1

2

Что делает человека человеком?

1

3

Человек, общество, природа.

1

4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

5

Развитие общества.

1

6

Как стать личностью.

1

7

Контрольная работа №1  по теме «Личность и общество».

1

8

ГЛАВА 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Сфера духовной жизни

1

9

Мораль.

1

10

Долг и совесть.

1

11

Моральный выбор – это ответственность.

1

12

Административная контрольная работа.

1

13

Образование.

1

14

Наука в современном обществе.

1

15

Религия как одна из форм культуры

1

16

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Социальная структура общества

1

17

Социальные статусы и роли.

1

18

Нации и межнациональные отношения.

1

19

Отклоняющееся поведение.

1

20

Контрольная работа № 2  по теме «Социальная сфера».

1

21

ГЛАВА 4 ЭКОНОМИКА .

Экономика и её роль в жизни общества.

1

22

Главные вопросы экономики.

1

23

Собственность.

1

24

Рыночная экономика.

1

25

Производство – основа экономики.

1

26

Предпринимательская деятельность.

1

27

Роль государства в экономике.

1

28

Распределение доходов.

1

29

Потребление.

1

30

Инфляция и семейная экономика.

1

31

Контрольная работа № 3 по теме «Экономическая сфера»

1

32

Безработица, её причины и последствия

1

33

Мировое хозяйство и международная торговля.

1

34-35

Повторение учебного курса за 8 класс

9 класс

количество часов на год: в неделю__1__, всего__34____.

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во час

Глава 1. Политика

11

1

Политика и власть

2

Государство

1

3

Самостоятельная работа № 1 по теме «Политические режимы»

1

4

Правовое государство

1

5

Гражданское общество и государство

1

6

Местное самоуправление

1

7

Участие граждан в

политической жизни

1

8

Политические партии и движения

1

9

Роль политических партий в жизни общества

1

10

Практикум по теме «Политика и власть»

1

11

Контрольная работа № 1 по теме: «Политическая сфера»

1

Глава 2. Право

22

12

Роль права в жизни общества и государства

1

13

Правоотношения и субъекты права

1

14

Разновидности правовых норм. Основные отрасли права.

1

15

Правонарушения и

юридическая ответственность

1

16

Право и закон

1

17

Правоохранительные органы

1

18

Конституция Российской Федерации

1

19

Признаки и особенности Конституции как основного закона страны

1

20

Основы

конституционного строя РФ

1

21

Формы правления, государственного устройства

1

22

Самостоятельная работа № 2 по теме: «Права и свободы человека и гражданина»

1

23

Декларация прав человека и гражданина

1

24

Гражданские правоотношения

1

25

Право на труд. Трудовые правоотношения

1

26

Семейные правоотношения

1

27

Административные правоотношения

1

28

Уголовно-правовые отношения

1

29

Социальные права

1

30

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

32

Практикум по теме «Право»

1

33

Контрольная работа № 2 по теме «Право»

1

34

Итоговое повторение по теме «Политика и право»

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...